Из книги Махатеро Анандамайтрея
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ БУДДЫ
Путь медитации
Когда медитативный процесс достигает своей кульминации, человек ясно чувствует природу жизни в этом мире, полностью искореняет жажду к нему, внутренне постигает ниббана-дхату, проникает в нее и надежно фиксирует свой ум на ней, таким способом достигая окончания своего Пути. Эта стадия называется арахантство. Она, как и прежние, следует за двумя-тремя отрезками фиксации ума только на ниббана-дхату и устраняет остатки сансарических омрачений, которые до того так долго создавались загрязнениями ума. Эта последняя стадия и она называется личное совершенство, или арахантство.
Теперь мы должны вернуться назад в нашем исследовании. Когда медитирующий практикует випассану на ее начальных сту пенях, пагубные желания, охватывавшие его ум, временно спа дают и испытывается временное спокойствие ума, называемое таданга-ниббана (Tadanga-nibbana).
Когда практикующий развивает свою медитацию до более высокого уровня, когда пагубные желания не имеют шанса про явиться, так как имеется погружение в джханическую радость и счастье, говорится, что человек достиг виккхамбханы-ниббаны (Vikkhambhana-nibbana).
Когда он достиг более высоких стадий благородного пути, когда появляется осознание четырех благородных истин, достигается самуччхеда-ниббана (Samuccheda-nibbana), так как на этой стадии разрушается часть пагубных страстей.
За долгое время блуждания в сансаре, феноменальном мире, поток ума загрязняется и нарушается скрытыми и проявленными пагубными желаниями. Хотя эти страсти полностью устраняются при прохождении четырех благородных ступеней медитации, изнуренность, созданная пагубными желаниями, все еще остается. Так, без задержек преуспевая в каждом из четырех рассеивающих пагубные желания состояний ума (или сознании, следующем по току истины), еще два-три отрезка медитации проявляющийся ум фиксирует себя на ниббана-дхату, и таким образом вышеупомянутая изнуренность сансарой устраняется.
Эти четыре завершающие стадии называются плодами Пути. Покой, который разливается в сознании на этих четырех стадиях, называется патипассади-ниббана. Это опыт спокойствия, обретаемый в результате устранения душевной усталости.
Итак, мы рассмотрели определенное число стадий покоя со знания. Ни одно из них нельзя назвать небытием, зияющей пусто той, потому что с одной стороны, неблагоприятные состояния ума удалены, а с другой стороны, получены благоприятные состояния и покой сознания.
Человек, прошедший эти восемь благородных ступеней, постигает ниббана-дхату, мир нирваны, своим духовным зрением, фиксирует на нем свой ум и испытывает счастье в сознании. Мир ниббана-дхату, в который погружены умы святых, просветленных людей, называют саупадисеса-ниббана.
Что касается природы араханта после смерти его тела, то ту же самую ниббана-дхату называют анупадисеса-ниббана.
Ни одно из вышеупомянутых состояний нирваны или ниббана-дхату не может быть расценено как небытие или уничтожение.
Теперь возникает вопрос: «Как можно постичь ниббана-дхату?»
В соответствии с учением Тхеравады постичь ниббана-дхату можно тремя путями, именуемыми агама-сиддхи, анумейя-сиддхи и пачакка-сиддхи. Первый, агама-сиддхи, означает постижение ниббана-дхату через изучение священных писаний. В «Итивуттаке» по этому поводу говорится: «Там существует, о друзья, не рожденное, неставшее, несозданное, несоставное. Если, о друзья, не было бы этого нерожденного, неставшего, несозданного, несоставного, то не имелось бы совсем никакой надежды рожденному, созданному, ставшему, составному».
Однажды царь повстречал монахиню, достигшую арахантства, и спросил ее, что случается с арахантом, совершенным святым, после его смерти?
Монахиня ответила:
- Позвольте, Ваше величество, задать вам встречный вопрос, и если он покажется вам уместным, то, пожалуйста, ответь те. Есть ли у вас во дворце счетовод, казначей или какой-нибудь чиновник, хорошо владеющий счетом, который мог бы подсчитать количество песка в Ганге, который мог бы точно указать число песчинок в этой великой реке?
- Такого у меня нет, Достопочтенная, - отвечал царь.
- А может быть, о царь, у вас есть счетовод или математик, который мог бы измерить, сколько воды в великом океане и точно доложить, сколько капель воды он содержит?
- И такого нет, - отвечал царь.
- Отчего же? - спросила монахиня.
- Оттого что великий океан глубок, неизмерим и непости жим.
- Так же и с существом, достигшим нирваны, - существо это глубоко, неизмеримо и непостижимо, - сказала монахиня.
Тогда царь отправился к Будде и рассказал ему о произошедшем разговоре. Будда ответил: «Если бы ты, царь, пришел с этим вопросом сначала ко мне, я дал бы такой же ответ. О царь, эта монахиня прекрасно обучена и очень мудра».
Вы можете понять из этой сутры, что человек, достигший совершенной ниббана-дхату, не уничтожается и не аннигилируется. Его природа после смерти - анупадисеса-ниббана-дхату, она не может быть выражена словами и не может быть описана положительными, в лингвистическом смысле, определениями, по тому как положительные определения 12 - это слова, ограниченные обусловленными и составными явлениями. Подобными определениями могут быть выражены только состояния, из которых со стоит наш феноменальный мир.
Таким образом, постижение ниббана-дхату за счет изучения священных писаний называют агама-сиддхи, пониманием через изучение священных писаний. Анумейя-сиддхи - это логически выведенное знание. У всего есть противоположная сторона. Противоположность болезни - здоровье, противоположность жары - холод, противоположность тьмы - свет. Точно так же сансара, цикл перевоплощений в мире иллюзий, должна иметь свою противоположность, ниббана-дхату, единственную реальность.
Используя знания, полученные этими двумя путями, т.е. духовное знание и логический анализ, искатель приходит к пониманию того, что существует некое совершенное, умиротворенное состояние, реальность, надежда для страдающих смертных. Тогда он на деле следует путем, ведущим к этому состоянию, путем, обнаруженном и объясненном Буддой и, как следствие, постигает четыре благородные истины, воспринимает ниббана-дхату раскрывшимся духовным зрением, постигает и испытывает ее. Постижение ниббана-дхату на собственном опыте называется пачакка-сиддхи.
Наконец, вы должны понять, что ниббана-дхату, разъясненная Буддой как цель идущего по Пути, не является небытием, но является состоянием, подлежащим постижению и переживанию на собственном опыте, действительностью, единственной реальностью.
Ниббана-парамам сукхам