Это частый совет, начинать с развития нравственности. Он понятен и вполне приемлем.
У меня вот какой вопрос возникает. Есть ли критерии, когда уже можно сказать, что нравственность достаточно развита для того, чтоб начать практиковать медитативные техники?
В Ганака-моггалана сутте приводится такое описание:
"Иди, монах, будь добродетелен, живи, обуздывая себя в соответствии с Патимоккхой, совершенный в поведении и действиях. Тренируйся, приняв правила обучения, видя опасность в мельчайших проступках".
Как только, брахман, монах добродетелен, обуздывая себя в соответствии с Патимоккхой, совершенный в поведении и действиях, и тренируется, приняв правила обучения, видя опасность в малейших проступках, Татхагата обучает его далее, ..."
http://dhamma.ru/canon/mn/mn107.htmТо есть нужна развитая рефлексия, со способностью замечать даже небольшие проступки.
Медитацию сейчас используют даже психотерапевты для снятия стресса пациентов и т.д., и т.п. Начинающему практиковать в буддизме тоже ведь не мешает иметь такую возможность, мягко говоря, или все же нужно воздерживаться от практики медитации до какого-то момента.
Медитация - очень широкое понятие. В программе Mindfulness-Based Stress Reduction используют направляемую медитацию с дыханием и сканированием тела ( интересная производная от гоенковской методики), легкую последовательность асан, и небольшую направляемую медитацию осознанности, в которой без оценок замечаешь чувства, мысли и ощущения. Каждая из методик практикуется только одну неделю, около 45 минут в день.
http://www.mindfulnesscds.com/series1.htmlhttp://www.suite101.com/content/mindfulnessbased-stress-reduction-a112971http://meditationforthemasses.com/mindfulness-based-stress-reduction-course-week-1/http://www.bemindful.org/kabatzinnart.htmТут нет и речи о развитии сосредоточения.
Без развития нравственности ум более беспокоен, больше неуверенности, могут быть угрызения совести, и все это затрудняет практику. Для хорошего сосредоточения нужна чистая совесть.
Если человек не умеет отслеживать толком, и не рефлексирует, даже происходящее в повседневной жизни, то очень вряд ли он будет способен хорошо рефлексировать происходящее в практике сосредоточения, вовлекаясь вместо этого в переживания. А для развития сосредоточения нужно сразу отслеживать наличие помех и факторов джханы.
Если при практике сосредоточения происходят сильные переживания, то это может выбивать человека из привычной колеи жизни, и для того, чтобы сохранять устойчивость, и уверенно двигаться дальше, в таких случаях тоже нужна наработанная рефлексия поступков.
Можно, конечно, заниматься медитацией и без развития нравственности, но, как объясняется в Дутия-Агарава сутте (АН 5.22), для полного развития мудрости необходимо развитие сосредоточения, а для полного развития сосредоточения - развитие нравственности:
22. Irreverent (2)
“(1) Bhikkhus, when a bhikkhu is irreverent and undeferential, and his behavior is uncongenial to his fellow monks, it is impossible for him to fulfill the factor of proper conduct. (2) Without fulfilling the factor of proper conduct, it is impossible for him to fulfill the factor of a trainee. (3) Without fulfilling the factor of a trainee, it is impossible for him to fulfill the aggregate of virtuous behavior. (4) Without fulfilling the aggregate of virtuous behavior, it is impossible for him to fulfill the aggregate of concentration. (5) Without fulfilling the aggregate of concentration, it is impossible for him to fulfill the aggregate of wisdom."
https://suttacentral.net/an5.22/en/bodhiDutiya - agāravasuttaṃ - Second on unruliness
Bhikkhus, that bhikkhu who is unruly, rebellious and not of the sharing nature with co-associates in the holy life should complete the lesser ethics is not a possibility. Without becoming complete in the lesser ethics, that he should complete the training is not a possibility. Without completing the training, that he should complete the mass of virtues is not a possibility. Without completing the mass of virtues, that he should be complete in concentration is not a possibility. Without becoming complete in the mass of concentration, that he should be complete in wisdom is not a possibility.
‘‘So vata, bhikkhave, bhikkhu agāravo appatisso asabhāgavuttiko ‘sabrahmacārīsu ābhisamācārikaṃ dhammaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Ābhisamācārikaṃ dhammaṃ aparipūretvā sekhaṃ dhammaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Sekhaṃ dhammaṃ aparipūretvā sīlakkhandhaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Sīlakkhandhaṃ aparipūretvā samādhikkhandhaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Samādhikkhandhaṃ aparipūretvā paññākkhandhaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati.
http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara3/5-pancakanipata/003-pancangikavaggo-e.htmlПодобно тому монахи,
как ость ячменя или риса,
не может, неверно направленная,
пронзить кожу наступившей ноги или руки
и вызвать кровотечение,
- и в чем тут причина? -
- в неверной направленности ости, -
аналогично монах
с неверно направленным умом
не может пронзить неведение,
вызвать знание,
и своими глазами увидеть Ниббану,
- и в чем тут причина? -
- в неверной направленности ума.
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=296.msg2036#msg2036