Камма

Автор Ассаджи, 10:24 22 января 2007

« назад - далее »

Ассаджи

Камма - это намеренные поступки. Будда связывает камму с волей (четана) в нижеприведенном отрывке из Ниббедхика сутты. Он говорит о том, что камма обусловлена контактом (пхасса) (см. диаграмму http://dhamma.ru/lib/paticca.htm). Виды каммы различаются по тому, в каких мирах будут испытаны результаты поступков - в мире животных, призраков (пета), людей или божеств. Результаты каммы могут всплывать либо немедленно, либо позже в этой жизни, либо еще позже.

"Воля (четана) - вот что я называю каммой. Волей обусловлены действия телом, речью и умом.

И какова предпосылка возникновения каммы? Контакт (пхасса) является предпосылкой возникновения каммы.

Есть камма, созревающая в адских мирах... созревающая в царстве животных... созревающая в мире духов... созревающая среди людей... созревающая в небесных мирах.

Результат (випака) каммы бывает трёх видов: созревающий в настоящей жизни, в следующей жизни, в будущих жизнях".

- Ангуттара Никая 6.63

"Kammaṃ,  bhikkhave, veditabbaṃ ...pe... kammanirodhagāminī paṭipadā veditabbāti, iti
kho panetaṃ vuttaṃ. Kiñcetaṃ paṭicca vuttaṃ? Cetanāhaṃ, bhikkhave, kammaṃ vadāmi.
Cetayitvā kammaṃ karoti– kāyena vācāya manasā.
  "Katamo ca, bhikkhave, kammānaṃ nidānasambhavo? Phasso, bhikkhave, kammānaṃ nidā
nasambhavo.
  "Katamā ca, bhikkhave, kammānaṃ vemattatā? Atthi, bhikkhave, kammaṃ nirayavedanīyaṃ,
atthi  kammaṃ  tiracchānayonivedanīyaṃ, atthi kammaṃ pettivisayavedanīyaṃ, atthi kammaṃ
manussalokavedanīyaṃ,   atthi  kammaṃ  devalokavedanīyaṃ.  Ayaṃ  vuccati,  bhikkhave,
kammānaṃ vemattatā.
  "Katamo ca, bhikkhave, kammānaṃ vipāko? Tividhāhaṃ, bhikkhave, kammānaṃ vipākaṃ
vadāmi– diṭṭheva dhamme, upapajje vā, apare vā pariyāye. Ayaṃ vuccati, bhikkhave,
kammānaṃ vipāko.
  "Katamo ca, bhikkhave, kammanirodho? Phassanirodho, bhikkhave, kammanirodho. Aya
meva ariyo aṭṭhaṅgiko maggo kammanirodhagāminī paṭipadā, seyyathidaṃ– sammādiṭṭhi
...pe... sammāsamādhi.
  "Yato  kho,  bhikkhave,  ariyasāvako  evaṃ  kammaṃ  pajānāti, evaṃ kammānaṃ nidānasa
mbhavaṃ pajānāti, evaṃ kammānaṃ vemattataṃ pajānāti, evaṃ kammānaṃ vipākaṃ pajānāti,
evaṃ  kammanirodhaṃ  pajānāti,  evaṃ  kammanirodhagāminiṃ paṭipadaṃ pajānāti, so imaṃ
nibbedhikaṃ brahmacariyaṃ pajānāti kammanirodhaṃ. Kammaṃ, bhikkhave, veditabbaṃ ...pe...
kammanirodhagāminī paṭipadā veditabbāti, iti yaṃ taṃ vuttaṃ idametaṃ paṭicca vuttaṃ.

"'Kamma should be known. The cause by which kamma comes into play should be known. The diversity in kamma should be known. The result of kamma should be known. The cessation of kamma should be known. The path of practice for the cessation of kamma should be known.' Thus it has been said. In reference to what was it said?

"Intention, I tell you, is kamma. Intending, one does kamma by way of body, speech, & intellect.

"And what is the cause by which kamma comes into play? Contact is the cause by which kamma comes into play.

"And what is the diversity in kamma? There is kamma to be experienced in hell, kamma to be experienced in the realm of common animals, kamma to be experienced in the realm of the hungry shades, kamma to be experienced in the human world, kamma to be experienced in the world of the devas. This is called the diversity in kamma.

"And what is the result of kamma? The result of kamma is of three sorts, I tell you: that which arises right here & now, that which arises later [in this lifetime], and that which arises following that. This is called the result of kamma.

"And what is the cessation of kamma? From the cessation of contact is the cessation of kamma; and just this noble eightfold path — right view, right resolve, right speech, right action, right livelihood, right effort, right mindfulness, right concentration — is the path of practice leading to the cessation of kamma.

"Now when a disciple of the noble ones discerns kamma in this way, the cause by which kamma comes into play in this way, the diversity of kamma in this way, the result of kamma in this way, the cessation of kamma in this way, & the path of practice leading to the cessation of kamma in this way, then he discerns this penetrative holy life as the cessation of kamma.

"'Kamma should be known. The cause by which kamma comes into play... The diversity in kamma... The result of kamma... The cessation of kamma... The path of practice for the cessation of kamma should be known.' Thus it has been said, and in reference to this was it said.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an06/an06.063.than.html

Ассаджи

#1
В Ариямагга сутте описывается четыре вида каммы:

- светлая с мрачными последствиями (испытанием мучительных чувств в мирах перерождения наподобие ада);
- мрачная со светлыми последствиями (испытанием приятных чувств в мирах перерождения наподобие высших божественных);
- смешанная мрачная и светлая (испытанием мучительных и приятных чувств в мирах перерождения наподобие мира людей, некоторых божеств, и некоторых обитателей низших миров);
- ни светлая, ни мрачная, ведущая к прекращению каммы (Восьмеричный путь, ведущий к прекращению перерождений, Ниббане).

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.235.than.html

См. также Куккураватика сутту:
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.057.nymo.html

Четвертый вид поступков не ведет к новым последствиям в последующих перерождениях:

"If a person immersed in ignorance fabricates a meritorious fabrication, his consciousness goes on to merit. If he fabricates a demeritorious fabrication, his consciousness goes on to demerit. If he fabricates an imperturbable fabrication, his consciousness goes on to the imperturbable. When ignorance is abandoned by a monk, clear knowing arises. From the fading of ignorance and the arising of knowledge, he neither fabricates a meritorious fabrication nor a demeritorious fabrication nor an imperturbable fabrication. Neither fabricating nor willing, he is not sustained by anything in the world. Unsustained, he is not agitated. Unagitated, he is totally unbound right within. He discerns that 'Birth is ended, the holy life fulfilled, the task done. There is nothing further for this world.'"

— SN 12.51

http://www.accesstoinsight.org/lib/study/kamma.html

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.033.than.html

Ассаджи

Как описывается в Сивака сутте, далеко не все чувства вызваны прошлыми поступками. Чувства могут также возникать в связи с физиологическими причинами и жестоким обращением:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn36/sn36.021.than.html

Ассаджи

#3
Как описывается в Лонапхала сутте, развитие нравственности, сосредоточения и мудрости смягчает результаты прошлых "мрачных" поступков:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.099.than.html

Кроме того, в Санкха сутте Будда рекомендует развитие "брахма вихар":

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn42/sn42.008.than.html

В Аппамада сутте он подчеркивает важность старательности, усердия:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn03/sn03.017.than.html

У некоторых людей последствия прошлых поступков могут мешать им понять Дхамму:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an06/an06.086.than.html

Такого рода поступки описаны в Парикуппа сутте:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an05/an05.129.than.html

Ассаджи

#4
Конкретные вероятные последствия порочных поступков описаны в Випака сутте:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an08/an08.040.than.html

а добродетельных - в Абхисанда сутте:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an08/an08.039.than.html

Движение к свету или к тьме описано в Тамоната сутте:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.085.than.html

Последствия различных поступков описаны в Чула-камма-вибханга сутте:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.135.than.html

Бесполезно строить умозрительные гипотезы о технических деталях того, как те или иные действия приводят к тем или иным результатам.

http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/anguttara/an04-077.html

Тут задействовано слишком много факторов, взаимодействующих между собой. Множество поступков, накладываясь друг на друга, приводят к множеству результатов. Как правило, нельзя сказать, что данный конкретный результат был вызван одним определенным действием.

Непосредственное познание того, в силу каких причин существа перерождаются в тех или иных мирах, относится к сверхьестественным способностям:

http://dhamma.ru/canon/an5-28.htm

Вместе с тем определенные закономерности порой удается отследить и с помощью обычной наблюдательности.

Важно то, что по своей природе карма -- это намерение поступков
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/anguttara/an06-063.html

Таким образом, её можно изменить самостоятельно, очистив ум.

Ассаджи

Воплощением прежней каммы (прежних поступков) являются органы чувств:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn35/sn35.145.than.html

Таким образом, текущий опыт обусловлен как прежними поступками, так и поступками в данный момент:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.101.than.html

Константин С.

Здравствуйте, Ассаджи!

Как Вы думаете, если человек, испытывающий психические страдания (например, сильное уныние, раздражительность, беспокойство), прибегает к помощи психиатра (гипноз, НЛП и т.п.) и использует психофармакологические средства (антидепрессанты и т.д.), означает ли это, что он таким образом избегает в этой жизни (хотя бы в некоторой степени) результатов тех негативных действий (каммы), которые привели его к плохому состоянию сознания?

Получается, что человек, даже оставаясь безразличным к духовной практике и сидя всю жизнь на Прозаке, все же может «купировать», как говорят доктора, свои психические страдания. И тогда результаты негативной каммы настигнут его только в будущих жизнях.

С уважением, Константин.

Ассаджи

Здравствуйте, Константин!

Цитата: Константин С. от 11:05 23 января 2007
Как Вы думаете, если человек, испытывающий психические страдания (например, сильное уныние, раздражительность, беспокойство), прибегает к помощи психиатра (гипноз, НЛП и т.п.)

В случае помощи другого человека результат в наше время зависит не столько от метода, сколько от качеств этого человека. Методы почти повсюду примитивные.

Цитироватьиспользует психофармакологические средства (антидепрессанты и т.д.), означает ли это, что он таким образом избегает в этой жизни (хотя бы в некоторой степени) результатов тех негативных действий (каммы), которые привели его к плохому состоянию сознания?

Такие фармакологические средства, как правило, снижают чувствительность (и степень осознавания). Тогда заглушенные мучительные чувства обычно со временем всплывают в виде заболеваний. Кроме того, при продолжительном применении человек зачастую просто глупеет.

С уважением, Ассаджи

fkruk

Здравствуйте, Ассаджи! Здравствуйте все, кому интересна тема.
Хочу задать несколько вопросов, поскольку в этой области у меня явный пробел в понимании.

Как следует понимать высказывание "камма - это намеренные поступки"? Поступки, обусловленные намерением (четана)? Но ведь четана присутствует в любом моменте сознания и обуславливает все действия существа. Получается, что любые поступки - намеренные?
Или "намеренные" - это только те, в которых существо дает себе отчет? Но как тогда создают камму существа, не способные к осознанию своих действий? Низшие животные, например? Или они не способны изменять свою камму? Как тогда низшие животные, не способные к осознанию своих поступков, могут получать более благоприятные перерождения - среди высших животных и людей?

Может быть, вместо "намеренные" правильнее говорить "мотивированные"?

Заранее благодарю за ответ.
Саббамангалам!

Ассаджи

Здравствуйте, fkruk!

Цитата: fkruk от 18:40 30 января 2007
Как следует понимать высказывание "камма - это намеренные поступки"? Поступки, обусловленные намерением (четана)? Но ведь четана присутствует в любом моменте сознания и обуславливает все действия существа. Получается, что любые поступки - намеренные?

Например, когда слепой человек наступил на жучка на дороге, - у него не было намерения это сделать.

ЦитироватьИли "намеренные" - это только те, в которых существо дает себе отчет? Но как тогда создают камму существа, не способные к осознанию своих действий? Низшие животные, например? Или они не способны изменять свою камму? Как тогда низшие животные, не способные к осознанию своих поступков, могут получать более благоприятные перерождения - среди высших животных и людей?

Воля (четана) есть даже у комара. Но если он, например, ненароком залетел в какой-то механизм и вызвал его поломку, то это не является его каммой, поскольку умысла здесь не было.

Животные способны к обучению, и к совершенствованию своих поступков.

fkruk

Цитата: Ассаджи от 19:19 30 января 2007
Например, когда слепой человек наступил на жучка на дороге, - у него не было намерения это сделать.

Воля (четана) есть даже у комара. Но если он, например, ненароком залетел в какой-то механизм и вызвал его поломку, то это не является его каммой, поскольку умысла здесь не было.

Кажется, понимаю... Похоже, что знаменитое "хотели как лучше, а получилось как всегда" - из той же серии :)
Но на всякий случай попробую уточнить:
Можно ли сказать, что "намеренный поступок" - это то же самое, что и "умышленное действие"?  Иными словами, для намеренного действия требуется ли предварительное проектирование, замысел, хотя бы простейший? Действие, выполненное спонтанно, либо рефлекторно - вроде подергивания ноги, когда врач стучит молоточком по колену, - является ли такое действие каммой? Какое отношение четана имеет  к такому действию?

Цитата: Ассаджи от 19:19 30 января 2007
Животные способны к обучению, и к совершенствованию своих поступков.

А что служит стимулом для совершенствования поступков у животных?
Саббамангалам!

Ассаджи

#11
Цитата: fkruk от 00:20 31 января 2007
Кажется, понимаю... Похоже, что знаменитое "хотели как лучше, а получилось как всегда" - из той же серии :)

Не совсем. Если, например, кто-то обманул другого "из благих побуждений", или из невежества, то это может даже отяготить последствия. По этому поводу есть глава в "Вопросах Милинды".

ЦитироватьНо на всякий случай попробую уточнить:
Можно ли сказать, что "намеренный поступок" - это то же самое, что и "умышленное действие"?  Иными словами, для намеренного действия требуется ли предварительное проектирование, замысел, хотя бы простейший? Действие, выполненное спонтанно, либо рефлекторно - вроде подергивания ноги, когда врач стучит молоточком по колену, - является ли такое действие каммой? Какое отношение четана имеет  к такому действию?

Да, непроизвольные действия каммой не являются.

Как пишет досточтимый Нарада:

The Pali term Kamma (Sanskrit-Karma) literally means action or doing. Any kind of intentional action whether mental, verbal or physical is regarded as Kamma. It covers all that is included in the phrase "thought, word and deed." Generally speaking, all good and bad actions constitute Kamma. In its ultimate sense Kamma means all moral and immoral volition (kusala kusala cetana). Involuntary, unintentional or unconscious actions, though technically deeds, do not constitute Kamma, because volition, the most important factor in determining Kamma, is absent.

http://www.reocities.com/ekchew.geo/kammaandrebirth1.html

Цитата: Ассаджи от 19:19 30 января 2007
А что служит стимулом для совершенствования поступков у животных?

Приятные и неприятные чувства.

Ассаджи

#12
См. также:

Role of Intention (Cetaana) in Buddhist Ethical Doctrine of Kamma
Bhikkhu Thich Nhat-Tu

http://www.quangduc.com/English/Ethics/03ethics.html

KARMA  IN  THE  PALI  SUTTAS

http://www.liberationpark.org/study/pdf/Kamma.pdf

fkruk

Большое спасибо! Связь намерения и каммы для меня более-менее прояснилась. Некоторе смущение вызывает ситуация с животными.
Почему приятные и неприятные чувства стимулируют у животных именно совершенствование поступков, а не наоборот? У людей, как это можно видеть на многих примерах, сильные неприятные и приятные чувства  часто стимулируют нравственный регресс, развитие аффектов. Почему у животных не так?

Спасибо за ссылки. Закачал тексты в электронную книжку, буду разбираться.

P.S. Cetanaa уже обсуждалась здесь или на БФ? Если нет, то может быть обсудим? Насколько я помню, помимо того, что четана отождествляется с намерением,вызывающим действия, она также исполняет функцию координатора сопутствующих дхамм. Как связаны эти функции? А еще есть чханда, которая тоже определяется как стремление к действию. Хотелось бы понять как соотносятся четана и чханда...
Саббамангалам!

Ассаджи

#14
Цитата: fkruk от 08:56 01 февраля 2007
Некоторе смущение вызывает ситуация с животными.
Почему приятные и неприятные чувства стимулируют у животных именно совершенствование поступков, а не наоборот? У людей, как это можно видеть на многих примерах, сильные неприятные и приятные чувства  часто стимулируют нравственный регресс, развитие аффектов. Почему у животных не так?

Мне трудно судить о животных. По поводу их каммы идет интересное обсуждение в теме
http://www.lioncity.net/buddhism/index.php?showtopic=43246

и есть статья
http://www.thisismyanmar.com/nibbana/fstory4.htm

На мой взгляд, чувства играют важнейшую роль в обучении и развитии людей. То, что на основе чувств может возникать жажда, уже другой вопрос.

ЦитироватьP.S. Cetanaa уже обсуждалась здесь или на БФ? Если нет, то может быть обсудим? Насколько я помню, помимо того, что четана отождествляется с намерением,вызывающим действия, она также исполняет функцию координатора сопутствующих дхамм. Как связаны эти функции? А еще есть чханда, которая тоже определяется как стремление к действию. Хотелось бы понять как соотносятся четана и чханда...

Вы можете открыть новую тему. Я с удовольствием поучаствую в обсуждении.

Ассаджи


Ассаджи

C БФ:

В МН 129 [iii 169] говорится, что трудно достичь опять человеческого рождения (из мира животных), в том числе из-за того, что в мире животных "преобладает пожирание друг друга и убийства слабых". Т.е. это одна из удерживающих в том мире причин, т.е. этими действиями (в том числе) существа удерживаются в мире животных:

23. "Bhikkhus, I could tell you in many ways about the animal kingdom, so much so that it is hard to find a simile for the suffering in the animal kingdom.
24. "Suppose a man threw into the sea a yoke with one hole in it, and the east wind carried it to the west, and the west wind carried it to the east, and the north wind carried it to the south, and the south wind carried it to the north. Suppose there were a blind turtle that came up once at the end of each century. What do you think, bhikkhus? Would that blind turtle put his neck into that yoke with one hole in it?"
"He might, venerable sir, sometime or other at the end of a long period."
"Bhikkhus, the blind turtle would take less time to put his neck into that yoke with a single hole in it than a fool, once gone to perdition, would take to regain the human state, I say. Why is that? Because there is no practising of the Dhamma there, no practising of what is righteous, no doing of what is wholesome,
no performance of merit. There mutual devouring prevails, and the slaughter of the weak.

[Цитата по переводу Бхиккху Ньанамоли и Бхиккху Бодхи]

Ассаджи

По поводу каммы, ведущей к прекращению каммы (из книги досточтимого Паютто):

    "Bhikkhus, know kamma, know the cause of kamma, know the variations of kamma, know the results of kamma, know the cessation of kamma and know the way leading to the cessation of kamma ... Bhikkhus, intention, I say, is kamma. A person intends before acting through body, speech or mind. What is the cause of kamma? Sense contact is the cause of kamma. What are the variations of kamma? They are, the kamma which results in birth in hell, the kamma which results in birth in the animal world, the kamma which results in birth in the realm of hungry ghosts, the kamma which results in birth in the human realm, and the kamma which results in birth in the heaven realms. These are known as the variations of kamma. What are the results of kamma? I teach three kinds of kamma-result. They are, results in the present time, results in the next life, or results in a future life. These I call the results of kamma. What is the cessation of kamma? With the cessation of contact, kamma ceases. This very Noble Eightfold Path is the way leading to the cessation of kamma. That is, Right View, Right Intention, Right Speech, Right Action, Right Livelihood, Right Effort, Right Mindfulness and Right concentration."

A.III.415 (A.22/334/464)

*  *  *

    "Bhikkhus, when a noble disciple thus clearly understands kamma, the cause of kamma, the variations of kamma, the results of kamma, the cessation of kamma and the way leading to the cessation of kamma, he then clearly knows the Higher Life comprising keen wisdom, which is the cessation of this kamma."

A.III.415 (A.22/334/464)

*  *  *

    "Bhikkhus, I will expound new kamma, old kamma, the cessation of kamma and the way leading to the cessation of kamma ... What is old kamma? Eye ... ear ... nose ... tongue ... body ... mind should be understood as old kamma, these being formed from conditions, born of volition, and the base of feeling. This is called 'old kamma.'

    "Bhikkhus, what is 'new kamma'? Actions created through body, speech and mind in the present moment, these are called 'new kamma.'

    "Bhikkhus, what is the cessation of kamma? The experience of liberation arising from the cessation of bodily kamma, verbal kamma and mental kamma, is called the cessation of kamma.

    "Bhikkhus, what is the way leading to the cessation of kamma? This is the Noble Eightfold Path, namely, Right View ... Right Concentration. This is called the way leading to the cessation of kamma."

S.III.132 (S.18/227-230/166)

*  *  *

    "Bhikkhus, this body does not belong to you, nor does it belong to another. You should see it as old kamma, formed by conditions, born of volition, a base of feeling."

S.II.64 (S.16/143/77)

*  *  *

    "Bhikkhus, these three kamma-origins, greed, hatred and delusion, are causes of kamma. Whatever kamma is performed on account of greed, is born from greed, has greed as origin, and is formed from greed, results in rebirth. Wherever his kamma ripens, there the doer must experience the fruits of his kamma, be it in the present life, in the next life or in a future life. Kamma performed on account of hatred ... kamma performed on account of delusion ... (the same as for greed)

    "Bhikkhus, these three kamma-origins, non-greed, non-hatred and non-delusion, are causes of kamma. Whatever kamma is performed on account of non-greed, is born from non-greed, has non-greed as origin, and is formed from non-greed, is devoid of greed, that kamma is given up, cut off at the root, made like a palm tree stump, completely cut off with no possibility of arising again. Whatever kamma is performed on account of non-hatred ... on account of non-delusion ..."

A.I.134 (A.20/473/171)

*  *  *

    "Bhikkhus, these three kamma-origins, greed, hatred and delusion, are causes of kamma. Whatever kamma is performed on account of greed, is born from greed, has greed as origin, is formed from greed, that kamma is unskillful ... is harmful ... has suffering as a result. That kamma exists for the arising of more kamma, not for the cessation of kamma. Whatever kamma is done on account of hatred ... on account of delusion ...

    "Bhikkhus, these three kamma-origins, non-greed, non-hatred and non-delusion, are causes of kamma. Whatever kamma is done on account of non-greed, is born of non-greed, has non-greed as origin, is formed from non-greed, that kamma is skillful ... not harmful ... has happiness as a result. That kamma leads to the cessation of kamma, not to the arising of kamma. Whatever kamma is done on account of non-hatred ... on account of non-delusion ..."

A.I.263; cf. A.I.264; A.III.338 (A.20/551/338; cf.A.20/552/339; A.22/310/378)

*  *  *

    "Bhikkhus, killing of living beings, I say, is of three kinds. That is, with greed as motive, with hatred as motive and with delusion as motive. Stealing ... sexual misconduct ... lying ... malicious tale-bearing ... abusive speech ... frivolous speech ... covetousness ... resentment ... wrong view, I say, are of three kinds. They are, with greed as motive, with hatred as motive and with delusion as motive. Thus, greed is a cause for kamma, hatred is a cause for kamma, delusion is a cause for kamma. With the cessation of greed, there is the cessation of a cause of kamma. With the cessation of hatred, there is the cessation of a cause of kamma. With the cessation of delusion, there is the cessation of a cause of kamma."

A.V.261 (A.24/163/282)

*  *  *

    "Bhikkhus, there are these four kinds of kamma ... What is black kamma, black result? Some people in this world are given to killing, given to stealing, given to sexual infidelity, given to lying, given to drinking intoxicants which lead to heedlessness. This is called black kamma, black result.

    "Bhikkhus, what is white kamma, white result? Some people in this world dwell aloof from killing, aloof from stealing, aloof from sexual infidelity, aloof from lying, aloof from the drinking of intoxicants which lead to heedlessness. This is called white kamma, white result.

    "Bhikkhus, what is kamma both back and white with result both black and white? Some people in this world create actions through body ... speech ... mind which are both harmful and not harmful. This is called 'kamma both black and white with result both black and white.'

    "Bhikkhus, what is kamma neither black nor white, with result neither black nor white, which leads to the cessation of kamma? Within those three kinds of kamma, the intention to abandon (those kinds of kamma), this is called the kamma which is neither black nor white, with result neither black nor white, which leads to the ending of kamma."

A.II.233 (A.21/235/318)

*  *  *

    "Listen, Udayi. A bhikkhu in this Teaching and Discipline cultivates the Mindfulness Enlightenment Factor ... the Equanimity Enlightenment Factor, which tend to seclusion, tend to dispassion, tend to cessation, which are well developed, which are boundless, void of irritation. Having cultivated the Mindfulness Enlightenment Factor ... the Equanimity Enlightenment Factor ... craving is discarded. With the discarding of craving, kamma is discarded. With the discarding of kamma, suffering is discarded. Thus, with the ending of craving there is the ending of kamma; with the ending of kamma there is the ending of suffering."

S.V.86 (S.19/450/123)

http://www.buddhanet.net/cmdsg/kamma5.htm

Ассаджи

Есть три вида поступков - поступки телом, речью и рассудком.

Из них поступки рассудком (мано-камма) наболее легкие по последствиям, что видно, например. по сутте "Советы Рахуле". Проступки в речевых действиях даже не требуют признания товарищу по праведной жизни:

"Когда ты выполнил телесное действие, тебе нужно рефлексировать: ... Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое телесное действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно признаться в нем, рассказать о нем, открыть его учителю или знающему товарищу по праведной жизни. Признавшись в нем ... ты должен воздерживаться от него в будущем.

Когда ты выполнил речевое действие, тебе нужно рефлексировать: ... Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое речевое действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно признаться в нем, рассказать о нем, открыть его учителю или знающему товарищу по праведной жизни. Признавшись в нем ... ты должен воздерживаться от него в будущем.

Когда ты выполнил действие рассудка, тебе нужно рефлексировать: ... Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое действие рассудка с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно испытывать огорчение, стыд и недовольство в связи с этим. Чувствуя огорчение ... ты должен воздерживаться от него в будущем. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинило вреда ... что это было умелое действие рассудка со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то ты должен оставаться умственно свежим и радостным, день и ночь тренируя умелые способы поведения.

Рахула, все те брахманы и аскеты (самана) в прошлом, которые очистили свои действия тела, действия речи, и действия рассудка, сделали это с помощью именно такой многократной рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям рассудка.

Все те брахманы и аскеты в будущем, которые будут очищать свои действия тела, действия речи, и действия рассудка, будут делать это с помощью именно такой многократной рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям рассудка.

Все те брахманы и аскеты настоящего, которые очищают свои действия тела, действия речи, и действия рассудка, делают это с помощью именно такой многократной рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям рассудка.

Поэтому, Рахула, ты должен тренироваться так: "Снова и снова рефлексируя, я очищу действия тела, снова и снова рефлексируя, я очищу действия речи, снова и снова рефлексируя, я очищу действия рассудка (мано)".

Вот что сказал Благословенный. Радостный, досточтимый Рахула восхитился его словам."

http://dhamma.ru/canon/mn/mn61.htm

Вместе с тем, как описывается в первых двух строфах Дхаммапады, поступки следуют за рассудком, поэтому для полного очищения поведения требуется и очищения действий рассудком.

Ассаджи

На сайте "Колесо Дхаммы" размещена первая глава книги досточтимого Па-Аук Тоя Саядо "Действие каммы":

http://dhamma.ru/lib/authors/paauk/kamma_1.pdf

Ассаджи


novice

18.2.4 упоминает о предсказательнице. Честно говоря, не знал, что занятие предсказанием является настолько тяжелым проступком и стоит в одном ряду с тем, что описано в сутте, приводя к ужасающим страданиям. Думал это несколько более легкий проступок. Конечно, тем, кто занимается предсказаниями в современном мире не позавидуешь, я имею в виду их участи.

Bahupada

Цитата: novice от 18:25 05 декабря 2015
18.2.4 упоминает о предсказательнице. Честно говоря, не знал, что занятие предсказанием является настолько тяжелым проступком и стоит в одном ряду с тем, что описано в сутте, приводя к ужасающим страданиям. Думал это несколько более легкий проступок. Конечно, тем, кто занимается предсказаниями в современном мире не позавидуешь, я имею в виду их участи.

Судя по традиционному Толкованию, означенная в протоколе женщина занималась "гадательством" и вызыванием духов, обманом получая от граждан цветы и проч., распространяя среди населения ложные взгляды о том, что выполнением особых ритуалов можно достичь процветания:
ЦитироватьMaṅgulitthivatthusmiṃ maṅgulinti virūpaṃ duddasikaṃ bībhacchaṃ, sā kira ikkhaṇikākammaṃ yakkhadāsikammaṃ karontī ''iminā ca iminā ca evaṃ balikamme kate ayaṃ nāma tumhākaṃ vaḍḍhi bhavissatī''ti mahājanassa gandhapupphādīni vañcanāya gahetvā mahājanaṃ duddiṭṭhiṃ micchādiṭṭhiṃ gaṇhāpesi, tasmā tāya kammasabhāgatāya gandhapupphādīnaṃ thenitattā duggandhā duddassanassa gāhitattā duddasikā virūpā bībhacchā hutvā nibbattā.

Что, как мы помним, противоречит концепции самого Будды об "основах благополучия", преподанных им в известной Мангала-сутте: Мангала-сутта. Интересно, что поводом к Мангала-сутте тоже послужили проблемы с "гаданием" - люди не смогли договориться, что же считать наилучшим предзнаменованием - зримые образы, звуки, запахи и т.д.

Feldman2019

Цитата: Ассаджи от 10:54 22 января 2007
Как описывается в Сивака сутте, далеко не все чувства вызваны прошлыми поступками. Чувства могут также возникать в связи с физиологическими причинами и жестоким обращением:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn36/sn36.021.than.html
На эту тему.
На одном сайте прочитал, что если что-то происходит, то это может быть не только камма, но и биологические законы (баджа нияма), физические законы (уту нияма), естественные законы (дхамма нияма) и психологические законы (читта нияма).

Это не противоречит Сивака сутте, где указано про 8 причин, а не 4 как здесь, почему происходит что-то страдательное?

И что это за психологические законы, которые не являются каммой, а человек может их ошибочно воспринять за камму?

Feldman2019

Цитата: Ассаджи от 11:03 22 января 2007
Как описывается в Лонапхала сутте, развитие нравственности, сосредоточения и мудрости смягчает результаты прошлых "мрачных" поступков:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.099.than.html

Кроме того, в Санкха сутте Будда рекомендует развитие "брахма вихар":

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn42/sn42.008.than.html

В Аппамада сутте он подчеркивает важность старательности, усердия:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn03/sn03.017.than.html

У некоторых людей последствия прошлых поступков могут мешать им понять Дхамму:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an06/an06.086.than.html

Такого рода поступки описаны в Парикуппа сутте:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an05/an05.129.than.html
Квинтэссенция всего, что вы написали, мне кажется, и есть Восьмеричный Благородный Путь, про который вы указали в Мадджхима Никая 57 и Виттхара сутте. Что же касается брахма вихар и усердия, то это вспомогательные вещи, ими нельзя пренебрегать, но их, мне так кажется, можно свести к Восьмеричному Благородному Пути, не так ли?

Отдельный момент касательно Авараны сутты (АН 6:86). Ну, может быть, вопрос покажется несколько философским, но жизненным. Там говорится о препятствиях и одно из них: "ему не препятствует результат каммы". Вот говорят же: "всё в твоих руках", "при желании всё возможно". Я согласен только отчасти с этими утверждениями, потому что действительно, во многом, если не стараешься, не получишь положительного результата, но есть настолько противодействующие обстоятельства, против которых, ну, никак не попрёшь, как бы ты ни желал. Может быть, здесь как раз об этом?
Я просто слышал про выражение "противодействующая камма". Может это как раз и есть?

Ассаджи

Цитата: Feldman2019 от 15:20 22 октября 2019
На одном сайте прочитал, что если что-то происходит, то это может быть не только камма, но и биологические законы (баджа нияма), физические законы (уту нияма), естественные законы (дхамма нияма) и психологические законы (читта нияма).

Это не противоречит Сивака сутте, где указано про 8 причин, а не 4 как здесь, почему происходит что-то страдательное?

И что это за психологические законы, которые не являются каммой, а человек может их ошибочно воспринять за камму?

Вот лекция по поводу 5 ниям:
https://buddha.by/pancha-niyama

Ассаджи

Цитата: Feldman2019 от 18:19 22 октября 2019
Я просто слышал про выражение "противодействующая камма". Может это как раз и есть?

Даже не знаю.

Ассаджи

Цитата: Feldman2019 от 18:19 22 октября 2019
Отдельный момент касательно Авараны сутты (АН 6:86). Ну, может быть, вопрос покажется несколько философским, но жизненным. Там говорится о препятствиях и одно из них: "ему не препятствует результат каммы". Вот говорят же: "всё в твоих руках", "при желании всё возможно". Я согласен только отчасти с этими утверждениями, потому что действительно, во многом, если не стараешься, не получишь положительного результата, но есть настолько противодействующие обстоятельства, против которых, ну, никак не попрёшь, как бы ты ни желал. Может быть, здесь как раз об этом?
Я просто слышал про выражение "противодействующая камма". Может это как раз и есть?

Камма -- это поступки, а не популярное нынче оправдание неудач или удач в виде таинственного "карма такая".

Из "Энциклопедии философии буддизма":

ЦитироватьКомментаторская   традиция   тхеравады   подразделяет   причинные  факторы, упомянутые  в  Типитаке,  на  пять  закономерностей  (нияма):   
- камма-нияма  —  закономерные  последствия  действий,
- уту-нияма  —  закономерности  в  области  неорганической  природы  и воздействие  природных  явлений,
- биджа-нияма  —  закономерности в  области  живой  природы  (зерно  риса  производит  росток), 
- читта-нияма  —  закономерности   сознания, 
- дхамма-нияма   —   общая  закономерность   обусловливания одних  явлений  (дхарм)  другими. 

Камма делится  на  множество  типов, например: 
1)  «репродуктивная»  (джанака),   производящая  ментальные  и  материальные  агрегаты  в  момент  своего  зарождения  и  тем  самым  обусловливающая  характер  перерождения;
2)  «поддерживающая»   (упаттхамбака),    созревающая  в  течение  жизни  индивида и  обеспечивающая  тот  же  характер   существования,  что   и  «репродуктивная»   камма (напр.,  для  животного,  живущего  в  неблагоприятных  условиях,  камма,  обеспечивающая эти условия, будет  считаться  поддерживающей  «репродуктивную»   камму, создающую  неблагоприятное рождение); 
3)  «противодействующая»   (упапидака)  —  например, когда    камма    обеспечивает    благоприятные    условия    для    животного,    тем    самымпротиводействуя  «репродуктивной»   камме; 
4)  «разрушающая»   (упагхатака)   —   камма  такой  силы,  что  она  способна  разрушить  «репродуктивную»   камму. 

Кроме  того,  камма бывает 
- «тяжелой»  (гурука),  когда  ее  последствия  сказываются  в  течение  нескольких существований; 
- «предсмертная»   (асанна)  —   мысль  перед  смертью,  которая  в  отсутствие  «тяжелой»  каммы.  определяет  будущее  рождение  (отсюда  важность  в  буддийской   традиции  предсмертного  опыта); 
- «обычная»  (ачинна)  —   камма,  создаваемая  привычками индивида,  которая  определяет  будущее  рождение  в  отсутствие   «тяжелой»  и  «предсмертной»  каммы; 
- «запасная»  (каттата)  —   камма, создаваемая  однократными  и  забытыми  действиями. 

Далее  каммы  классифицируются  по  продолжительности   воздействия на  действующие  в  настоящей  жизни, следующей  жизни, более  чем  в  двух  жизнях, чьи  последствия  уже  исчерпаны,  и  т.д.;  по  локализации  последствий  —   на  относящиеся  к сфере желаний  (кама-дхату),  сфере  форм (рупа-дхату)  и сфере не-форм (арупа-дхату).   Эти  и другие классификации имеют  свои разновидности. Учитывая  разные  перспективы  для  обычных  верующих   мирян  и  для  монахов, все  действия   делятся,  соответственно,   на  каммические  (кармические),  ведущие к  лучшему   перерождению,  и  ниббанические  (нирванические), ведущие  к  нирване и  полному  освобождению  от  кармического  воздаяния.  Первые  связаны  с  праведным  поведением  в  миру  и  накоплением  заслуг,  вторые  —   с  медитацией  и  монашеским  образом  жизни.  Иногда  перспективы  соединяются,  и  каммические  действия  рассматриваются  как подготовка  к следующему  существованию,  в  котором индивид  встанет  на путь,  ведущий  непосредственно  к нирване.

На русском четыре типа каммы описаны в книге:
http://www.ganga.ru/book/ischerpyvayushchee-rukovodstvo-po-abhidhamme

На английском, например:
https://www.budsas.org/ebud/ebdha172.htm
https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/nyanaponika/kammafruit.html