Медитация на непривлекательность

Автор Константин С., 13:50 29 декабря 2006

« назад - далее »

Константин С.

Здравствуйте, уважаемые участники форума!

Хотелось бы прояснить некоторые аспекты медитации на непривлекательность.

1) В том случае, если у практикующего возникло чувственное желание к какому-то определенному человеку, ему следует развивать внимательность к непривлекательным качествам своего тела или тела этого другого человека? Или это непринципиально? В суттах я не нашел ответа на этот вопрос. Есть ли он в авторитетных комментариях, например, в Висудхимагге? В книге бхикку Кхантипало «Спокойствие и прозрение» говорится, что практикующему следует работать со своим телом, иначе можно развить чувство отвращения, а это неправильно. (Впрочем, поскольку он впоследствии оставил монашество и женился, возможно, по данному вопросу его мнению не надо слишком доверять...)))

2) Следует ли практикующему при выполнении этой медитации принимать определенное положение, как при анапанасати (например, сидеть прямо), параллельно наблюдать за дыханием, закрывать глаза и т.д.?

3) Как конкретно проводится наблюдение за телесными совокупностями? Практикующий мысленно изучает человеческий организм со стороны, т. е. как бы занимается визуализацией его частей (в т.ч. внутренностей), исходя из своих представлений об устройстве тела?

4) В том случае, если беспокоящие эмоции появляются не в результате непосредственного визуального наблюдения объекта, а когда образ определенного привлекательного объекта периодически возникает в памяти (т.е. работает интеллект «мано»), как действует практикующий? По порядку: а) отслеживание умственных качеств («присутствует вожделение»), б) различение умственных качеств («вожделение – неумелое качество»), в) правильное усилие (по рецепту из сутты «Расслабление мыслей» - применяется один из пяти методов)?
Каким образом должно осуществляться в данном случае «правильное усилие»? Сопровождается ли оно какими-то дыхательными упражнениями, чтением молитвы и т.д.?

5) Верно ли, что в результате правильно проводимой медитации у практикующего должно появляться не физическое отвращение к объекту, а скорее чувство разочарования или равнодушия, как, например, при виде мясной туши? Это и будет восприятием качества непривлекательности (асубха)?

6) Есть в Интернете тексты, в которых эта тема изложена подробно?

С уважением, Константин.

Ассаджи

#1
Здравствуйте, Константин!

Я сейчас перевожу "асубха" не как "непривлекательность", а как "отсутствие привлекательности".
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=392.msg2745#msg2745

Цитата: Константин С. от 13:50 29 декабря 2006
1) В том случае, если у практикующего возникло чувственное желание к какому-то определенному человеку, ему следует развивать внимательность к непривлекательным качествам своего тела или тела этого другого человека?

А откуда сведения, что при чувственном желании "нужно развивать внимательность к непривлекательным качествам тела" конкретного человека?

ЦитироватьВ суттах я не нашел ответа на этот вопрос.

По поводу преодоления помех есть:
http://dhamma.ru/lib/authors/nyanaponika/fivehind.htm#des

Практика "асубха" описывается, например, в Гиримананда сутте:

[3] И что такое восприятие непривлекательности? При этом монах размышляет над самим этим покрытым кожей и заключающим в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы, думая следующим образом: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа; мускулы, сухожилия, кости, костный мозг, почки; сердце. Печень, диафрагма, селезенка, легкие; кишки, брыжейка, глотка, фекалии, мозг; желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир; слезы, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча". Так он сохраняет сосредоточение на непривлекательности по отношению к самому этому телу. Это называется восприятием непривлекательности.

https://dhamma.ru/canon/an/an10-60.htm

и в Сатипаттхана сутте:

https://dhamma.ru/canon/dn/dn22.htm

как созерцание 32 частей тела (или четырех стихий), и девять кладбищенских созерцаний.

При созерцании 32 частей (или четырех стихий) созерцается или свое тело, или другое.

См. подробнее в комментарии к сутте:

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/soma/wayof.html#repulsive

Такая настройка внимания и имеется в виду в Ахара сутте:

"И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания? Есть тема отсутствия привлекательности (асубха-нимитта). Уделять ей основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания."

https://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm

То есть рекомендуется рассматривать 32 части тела, или 4 стихии, или вспоминать о том, что тело в конечном счете становится трупом и разлагается, на основе практики кладбищенских созерцаний.

ЦитироватьЕсть ли он в авторитетных комментариях, например, в Висудхимагге?

Что касается авторитетных работ, то в Вимуттимагге и Висуддхимагге для развития  "асубха-сання" рекомендуются десять кладбищенских созерцаний, созерцание 32 частей тела, созерцание развития тела в утробе, микроорганизмов, обитающих в теле, костей тела, заболеваний тела.

Получается нечто подобное восприятию тела опытным врачом. Практика основана на созерцании жизненных явлений в их полноте.

ЦитироватьВ книге бхикку Кхантипало «Спокойствие и прозрение» говорится, что практикующему следует работать со своим телом, иначе можно развить чувство отвращения, а это неправильно.

Тут я с ним согласен. В сутте говорится прежде всего о созерцании своего тела (аджджхаттам), а потом уже о созерцании других тел (бахиддха).

Цитировать(Впрочем, поскольку он впоследствии оставил монашество и женился, возможно, по данному вопросу его мнению не надо слишком доверять...)))

Развитие "асубха-сання" не является некой панацеей от чувственного желания, а лишь одним из средств. Устраняется один из видов страсти - страсть к красоте.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/iti/iti.3.050-099.than.html#iti-085

Это желание, "кама-чханда", окончательно устраняется с достижением "не-возвращения" (анагами), благодаря практике нравственности, сосредоточения и мудрости.

Устранению страсти способствует практика "успокоения", "саматха":
https://dhamma.ru/canon/an/an2-29.htm

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn08/sn08.004.than.html

Цитировать2) Следует ли практикующему при выполнении этой медитации принимать определенное положение, как при анапанасати (например, сидеть прямо), параллельно наблюдать за дыханием, закрывать глаза и т.д.?

Нет.

Цитировать3) Как конкретно проводится наблюдение за телесными совокупностями? Практикующий мысленно изучает человеческий организм со стороны, т. е. как бы занимается визуализацией его частей (в т.ч. внутренностей), исходя из своих представлений об устройстве тела?

В инете можно найти фото и видео внутренностей тела, в том числе и трупов.

В своем теле многие части воспринимаются зрительно, а другие можно найти по их месту.

Речь идет о памятовании, а не о визуализации. Важно, чтобы по возможности созерцались реальные явления, а не строились домыслы.

Цитировать4) В том случае, если беспокоящие эмоции появляются не в результате непосредственного визуального наблюдения объекта, а когда образ определенного привлекательного объекта периодически возникает в памяти (т.е. работает интеллект «мано»), как действует практикующий? По порядку: а) отслеживание умственных качеств («присутствует вожделение»), б) различение умственных качеств («вожделение – неумелое качество»), в) правильное усилие (по рецепту из сутты «Расслабление мыслей» - применяется один из пяти методов)?
Каким образом должно осуществляться в данном случае «правильное усилие»? Сопровождается ли оно какими-то дыхательными упражнениями, чтением молитвы и т.д.?

Я думаю, что если эмоции беспокоят, то нужно приложить усилие для эмоционального развития, - дружелюбия, сострадания, сорадования и безмятежного наблюдения.

Вообще для определения того, какой практикой заниматься, очень полезно определить свой тип по Вимуттимагге или Висуддхимагге.

http://buddha.co.il/article_eng01.htm
http://web.ukonline.co.uk/buddhism//tinhtut.htm

Типу, для которого характерно раздражение, не следует заниматься "асубха-сання". Это ему противопоказано.

Могут пригодиться и другие тесты, например,
http://awake.kiev.ua/new/types.htm

Буддизмом зачастую увлекаются люди типов INTP или INTJ, которым как раз нужно заняться развитием эмоций, а не дальнейшим их подавлением:
http://intp.org/intprofile.html  http://intj.org .

Цитировать5) Верно ли, что в результате правильно проводимой медитации у практикующего должно появляться не физическое отвращение к объекту, а скорее чувство разочарования или равнодушия, как, например, при виде мясной туши? Это и будет восприятием качества непривлекательности (асубха)?

К живым людям нужно относиться с дружелюбием и состраданием. Когда глубоко сопереживаешь человеку, то не обращаешь особого внимания на его половые признаки и привлекательность.

В повседневной жизни нужна "охрана дверей чувств"
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn35/sn35.127.than.html
https://dhamma.ru/canon/mn/mn152.htm

В результате развития "асубха" появляется реалистичное восприятие человеческого тела.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an09/an09.015.than.html

При усиленной практике может появиться неприятие половых сношений
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an07/an07.046.than.html
поэтому это практика прежде всего для тех, кто ориентирован на монашество.

Цитировать6) Есть в Интернете тексты, в которых эта тема изложена подробно?

http://www.accesstoinsight.org/lib/thai/boowa/straight.html
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/khantipalo/wheel271.html

С уважением, Ассаджи

Константин С.

Здравствуйте, Ассаджи!

Благодарю Вас за ответ! Если разрешите, я кое-что уточню у Вас по данной теме, после того как разберусь с материалами, ссылки на которые были даны.

Поздравляю Вас и всех участников форума с наступающим Новым Годом и желаю всем больших успехов в достижении Освобождения!

С уважением, Константин.

Константин С.

Здравствуйте, Ассаджи!

Ваш ответ очень интересен! Однако, остались некоторые непонятные для меня моменты.

ЦитироватьТипу, для которого характерно раздражение, не следует заниматься "асубха-сання". Это ему противопоказано. 
.....
Буддизмом зачастую увлекаются люди типов INTP или INTJ, которым как раз нужно заняться развитием эмоций, а не дальнейшим их подавлением:
http://intp.org/intprofile.html  http://intj.org

Можно ли сказать, что соционический тип INTJ (как выяснилось) близок к типу Dosa (hatred) (согласно Висудхимагге) и ему рекомендуется использовать для созерцания перечисленные Вами брахма-вихары? (Dosa – это ведь необязательно «ненависть» в буквальном смысле?))
Любопытно, кстати, а куда же деваться тем, кто относится к типу Vitakka (disturbed)? Помнится, есть слова Будды о тех существах, которые в принципе не способны к духовной практике, т.е. в каком-то смысле они «неисправимы». Тип Vitakka – это они?

ЦитироватьВ повседневной жизни нужна "охрана дверей чувств"
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn35/sn35.127.than.html
http://dhamma.ru/canon/mn152.htm

Ассаджи, помимо самой Индриябхавана сутты, я ознакомился с Вашим предисловием к ней. Как я понял, способностью к изменению качества восприятия на том уровне, который описан в этой сутте, обладают высокоразвитые существа.

Можно чуточку поподробнее насчет того, что «начинающие могут ... многократно отслеживать реакцию на этот предмет, добиваясь того, чтобы вызывающие страсть (рага) предметы не вызывали страсти, вызывающие злобу (доса) предметы не вызывали злости, а вызывающие заблуждение (моха) предметы не вызывали заблуждения (см. Тикандаки сутту СН 3.169) При этом можно отслеживать реакции и на идеи, вспоминая их, читая или воспринимая на слух»?

Тикандаки сутта есть на сайте www.accesstoinsight.org?

При многократном отслеживании беспокоящих эмоций (возникающих как реакция на определенный предмет) развивается своеобразная прото-упеккха, если можно так выразиться, т.е. безмятежность по отношению к ним?

Салаятана-вибханга сутта, как мне показалось, повествует о несколько других аспектах.

ЦитироватьК живым людям нужно относиться с дружелюбием и состраданием. Когда глубоко сопереживаешь человеку, то не обращаешь особого внимания на его половые признаки и привлекательность.

У меня есть книга Э.Конзе «Буддийская медитация» (издательство МГУ, 1993, 144 стр.). В главе «Культивирование социальных эмоций» описываются типы личности, по отношению к которым йогину не следует развивать дружелюбие на начальной стадии медитации, а также типы личности, по отношению к которым ВООБЩЕ нельзя развивать дружелюбие. Ко второму разряду относятся: определенное существо противоположенного пола, а также умерший человек. Как пишет Конзе, если развивать дружелюбие к определенной особе противоположенного пола, появляется вожделение (стр. 87, п. 2а).
Надо отметить, что Конзе в своей книге далеко не всегда дает ссылки на первоисточники. Нет таких ссылок и в данном случае. Однако есть некоторая логика.

С уважением, Константин.

Ассаджи

Что касается охраны дверей чувств, то я открыл новую тему:
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,433.0.html

По типам личности и видам практики для них:
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,435.0.html

Ассаджи



Ассаджи


Сергей О.

#8
Я заучил список 32 частей тела довольно давно по одному русскому переводу, но потом, читая другие русские и английские переводы, обнаружил расхождения и решил сверить по тексту на пали (оказалось, список, которым пользовался я, был в общем правильным, но порядок не совпадал с тем, что в сутрах). Обнаружил две вещи:
-В Сатипаттхана сутте и Махасатипаттхана сутте перечислены 31 часть. Например
http://www.awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/2Majjhima-Nikaya/Majjhima1/010-satipatthana-p.html
В списке в Кхудаккапатхе 32-ым добавлен мозг в конце списка. Английские переводы есть разные.
Дмитрий, мне кажется, что у вас в русских переводах, если исходить из текста на пали по ссылке или например из английского перевода Тханиссаро Бхиккху, неточность.
вместо "легкие; кишки, брыжейка, глотка, фекалии, мозг;"
должно быть "легкие; кишки, брыжейка, непереваренная пища, фекалии;"
Английское Gorge переводится и как
3) то, что проглочено, съедено
и
6) уст., поэт. горло; глотка, пасть; зоб (хищных птиц)
http://www.rambler.ru/dict/scripts/go.cgi?btnG=%CD%E0%E9%F2%E8%21&query=gorge&where=enru&start=0&count=15
Но по-моему (и так переводят некоторые английские переводчики ссылка - contents of the stomach - содержимое желудка (пер. Тхера Сома) )в перечне "кишки, брыжейка, ..., фекалии", недостающий третий элемент скорее "проглоченное", чем "глотка".
Я не настаиваю именно на варианте "непереваренная пища", это - по смыслу, может быть "содержимое желудка" или что-то другое.

Сергей О.

Вот такой момент:
Есть медицинская китайская теория пяти элементов. В ней есть положение о взаимопорождении элементов
http://www.tiensmed.ru/articles/inian4.html

"Дерево - Печень - Желчный пузырь
Огонь - Сердце — Тонкий кишечник
Земля - Селезенка - Желудок
Металл - Легкие - толстый кишечник
Вода - Почки - Мочевой пузырь

Печень порождает сердце, сердце - селезенку, селезенка - легкие, легкие - почки, почки - печень."

Или вот еще:
"Цикл порождения представляет собой позитивное взаимодействие энергий, которое проходит по замкнутому кругу - вода - дерево - огонь - земля - металл. Этот цикл также называется циклом совместимости, или позитивным циклом."
http://www.passion.ru/hor/fengshui/5elements.htm

Теперь смотрим на порядок органов в памятовании о теле:
почки; сердце. Печень, диафрагма, селезенка, легкие;

Если начать с почек (воды), то видно, что последовательность совпадает, если исключить диафрагму:  почки - сердце - печень - селезенка - легкие.

Ассаджи

Спасибо, Сергей, я внес эти исправления.

Вот список с палийскими терминами:

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/dhammayut/chanting.html#body

"Удария" - это, видимо, содержимое желудка (удара).

Сергей О.

#11
Ерунду я написал про совпадение порядка перечисления, не совпадает, причем сам же привел обе последовательности. В пяти элементах: печень-сердце-селезенка. В памятовании сердце-печень-селезенка.

Ассаджи


Ассаджи


Alexei


Ассаджи


Dhammanu

Уважаемые, есть вопрос не совсем по данной теме, но по теме кладбищенских медитаций (которая близка к теме медитации на непривлекательность):
Что представляли из себя кладбища времен физического присутствия Татхагаты на этой планете!?
Естественно имеются ввиду кладбища северной Индии и близлежащих территорий.
Ведь у Бхарат имеется обычай подвергать трупы людей кремации.
Но не каждому же ступу делать.
Подскажите, а то в разуме человека всю жизнь прожившего на Европейской части Евразии, при слове "кладбище", возникает образ классического крестика над холмиком.

Ассаджи

Хотя часть трупов погребали в земле, были отведены места для кремации, или просто сбрасывания, трупов:

http://en.wikipedia.org/wiki/Charnel_ground
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%B0
http://www.vihara.org.au/t7/dhamma/articles/gen/revul.aspx

Такие места есть в Индии до сих пор.

Ассаджи


Ассаджи


syugyosya

Заинтересовал такой вопрос.. практика кладбищенских созерцаний до буддийская или не известно её происхождение? Бытует мнение что эту практику Будда заимствовал у своих учителей в период своих поисков истины..возможно ли с помощью кладбищенских созерцаний достичь архатства? или это по сути та же асубха-сання для развития саматхи?

Ассаджи

Да, та же асубха-сання для развития саматхи. Таким образом можно достичь первой джханы.
Однако, во-первых, можно естественно перейти на более подходящую опору сосредоточения, - например, с избирательного распознавания костей тела, на белый цвет тех же костей.
Во-вторых, развитие джханы способствует развитию мудрости, а благодаря развитию мудрости можно стать Арахантом, - как это сделал досточтимый Махатисса, упомянутый в Висуддхимагге (см. http://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm ).

Насчет происхождения этой практики мне ничего не известно. Не встречал такого ни в брахманистских, ни в в джайнских источниках. Да оно и не имеет особого значения.

Ассаджи

В Вимуттимагге (стр. 173) рекомендуется созерцать этапы развития тела:

http://www.adme.ru/fotograf/kak-zarozhdaetsya-chelovecheskaya-zhizn-580605/

syugyosya

спасибо..Т.е. таки кладбищенские созерцания для развития саматхи предназначены

Ассаджи

Тут и охрана дверей чувств, и собранность ума, и преодоление чувственной страсти.

bakha

фотографии и видео помогают, но, пожалуй есть непривлекательные вещи, которые гораздо ближе к каждому: кал, моча, гной, пот, слюни... они выделяются нашими телами каждый день. можно созерцать их подолгу - результативно  :)

syugyosya

Может уже тут была эта ссылка..но приведу на всяк случай методику практики 32 частей тела http://32parts.com/practice.html 
http://www.dharmaseed.org/retreats/944/?q=&sort=rec_date

Ассаджи


LXNDR

здесь опубликованы фото аутентичной индийской традиции сбрасывания трупов в Ганг в Бенаресе

http://masterok.livejournal.com/471095.html


Ассаджи


Виталий86


Ассаджи

На русском есть список частей:

"4. Созерцание нечистоты тела (асубха)

И далее, монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; толстый кишечник, тонкий кишечник, содержимое желудка, экскременты; желчь, легочная слизь, гной, кровь, пот, жир; слезы, кожное сало, слюна, носовая слизь, суставная жидкость, моча".

Как если бы была сумка для пищи, наполненная различными сортами зерна типа горного риса, неочищенного риса, зеленого горошка, дикого гороха, кунжута и очищенного риса, и если человек с наметанным глазом открыл бы сумку и стал выбирать ее содержимое следующим образом: "Это – горный рис, это – неочищенный рис, это – зеленый горошек, это – дикий горох, это – кунжут, это – очищенный рис".

Так и монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; толстый кишечник, тонкий кишечник, содержимое желудка, экскременты; желчь, легочная слизь, гной, кровь, пот, жир; слезы, кожное сало, слюна, носовая слизь, суставная жидкость, моча".

Таким образом он отслеживает тело само по себе ..."

https://dhamma.ru/canon/mn/mn10.htm

Виталий86

Цитата: Ассаджи от 07:49 21 июля 2017
На русском есть список частей:

"4. Созерцание нечистоты тела (асубха)

И далее, монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; толстый кишечник, тонкий кишечник, содержимое желудка, экскременты; желчь, легочная слизь, гной, кровь, пот, жир; слезы, кожное сало, слюна, носовая слизь, суставная жидкость, моча".

Как если бы была сумка для пищи, наполненная различными сортами зерна типа горного риса, неочищенного риса, зеленого горошка, дикого гороха, кунжута и очищенного риса, и если человек с наметанным глазом открыл бы сумку и стал выбирать ее содержимое следующим образом: "Это – горный рис, это – неочищенный рис, это – зеленый горошек, это – дикий горох, это – кунжут, это – очищенный рис".

Так и монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; толстый кишечник, тонкий кишечник, содержимое желудка, экскременты; желчь, легочная слизь, гной, кровь, пот, жир; слезы, кожное сало, слюна, носовая слизь, суставная жидкость, моча".

Таким образом он отслеживает тело само по себе ..."

https://dhamma.ru/canon/mn/mn10.htm

ну на том сайте про каждую часть чтото написано, а тут просто части тела и все

Ассаджи

Иллюстрации из древней тайской рукописи с пояснениями досточтимого Буддадасы:

http://www.sangham.at/Div_uploads/Teaching_Dhamma_with_pictures.pdf#page=24

Виталий86

с
Цитата: Ассаджи от 16:40 24 июля 2017
Иллюстрации из древней тайской рукописи с пояснениями досточтимого Буддадасы:

http://www.sangham.at/Div_uploads/Teaching_Dhamma_with_pictures.pdf#page=24

спасибо... жаль что не на русском)


FakeStep

Я правильно понимаю, что, если медитировать определенным образом, то можно стать непривлекательной для некоторых людей?

Ассаджи

Цитата: FakeStep от 19:44 02 сентября 2017
Я правильно понимаю, что, если медитировать определенным образом, то можно стать непривлекательной для некоторых людей?

Нет, это о другом.

Как писал Эпиктет, страсть связана с уделением внимания определенным представлениям:

ЦитироватьТретий – это вопрос уже для совершенствующихся, вопрос, касающийся непоколебимости в самом всем этом, так чтобы даже во сне не упустить неисследованным какое-нибудь явившееся представление, даже при опьянении, даже когда нападет умопомрачение. – Это, – говорит, – выше нас. – А нынешние философы, оставив в стороне первый вопрос и второй, предаются занятию третьим: изменяющимися рассуждениями, рассуждениями, приводящими к умозаключению путем вопросов, условными рассуждениями, ложными рассуждениями. – Ведь следует, – говорит, – и имея дело с этими предметами сохранить незаблуждаемость. – Кому? Добродетельному человеку. Так тебе вот этого недостает? Все остальные предметы ты уже преодолел своим усердием? Что касается презренной монетки, незаблуждаем ли ты? Если увидишь красивую девчонку, в состоянии ли ты устоять против этого представления?

https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=433.msg12541#msg12541

Мужчина, видя "красивую девчонку", машинально дополняет зрительный образ собственными представлениями о привлекательности, связанными с приятными воспоминаниями. Для того, чтобы не оказываться в заложниках у таких машинальных привычек, важно научиться произвольно управлять вниманием, уделяя его другим представлениям.

Например, монах улавливает представление (нимитта) о скелете, созерцая его. Затем он учится рассматривать свое тело сквозь призму этого представления, замечая прежде всего скелет. И на следующем этапе он учится воспринимать и другие тела тоже прежде всего как скелеты. Благодаря этому ослабляется и предотвращается чувственное желание.

Яркий пример такой практики приводится в первой главе Висуддхимагги (§55). Старейшина Махатисса, живший в Четияпаббате, практиковал одну из разновидностей избирательного распознавания отсутствия привлекательности (асубха-сання), – избирательное распознавание костей тела. Утром он пошел за подаянием в Анурадхапуру. Навстречу ему из Анарудхапуры шла женщина, поссорившаяся со своим мужем и направлявшаяся к своим родственникам. Разодетая и разукрашенная, как небесная дева, женщина, увидев старейшину на дороге, из низких помыслов громко рассмеялась. Услышав это, старейшина поднял взгляд и заметил именно кости зубов, открывшихся в улыбке. Отправившись дальше по дороге, старейшина встретил мужа этой женщины. Муж спросил его, не видел ли он случайно женщины. Старейшина ответил, что заметил по дороге лишь некую совокупность костей, и не обратил внимания на то, мужчина ли это или женщина. Таким образом, старейшина Махатисса, управляя своим вниманием, настроился исключительно на избирательное распознавание костей, и не замечал других качеств. За счет этого он получил возможность прекратить ассоциативные наслоения, касающиеся привлекательности.

https://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm

См. также главу о восприятии непривлекательности в книге "Спокойствие и прозрение":
https://dhamma.ru/lib/authors/khantipalo/khantipalo.html#section5.4

LXNDR

асубха-камматтхана в раннехристианской аскетичекой традиции

ЦитироватьБыл один подвижник в скиту. Враг приводил ему на память одну женщину, весьма красивую собой, и сильно возмущал его. По усмотрению Божию, пришел в скит другой брат из Египта; он между разговором сказал, что умерла жена такого-то. А это была та самая женщина, которою возмущался брат. Услышав об этом, брат взял ночью свой хитон, и пошел в Египет; открыл гроб умершей, отер хитоном гниющий труп ее, и возвратился с ним в свою келью; положил этот смрад возле себя, и, сражаясь с помыслом, говорил: вот предмет, к которому ты имеешь похоть, - он пред тобою, насыщайся! Таким образом он мучил себя сим смрадом, доколе не кончилась его борьба.

"Древний патерик", гл. 4, пар. 24
___________________

думаю, что для преодоления привязанности к телу, более с психологической точки зрения здоровый, читай щадящий, подход - это созерацание его преходящести, чем созерцание его нечистоты и отвратительности, так как последний чреват впадением в досу

с другой стороны, конечно, разные подходы могут просто удовлетворять потребностям или склонностям людей с разными психотипами

Ajir

Читал внимательно в книге Конзе раздел

"5. ОТВРАЩЕНИЕ К ТЕЛУ
5а. Тридцать две части тела"

Вдруг заметил то, что совсем удивило.
"...Когда он таким способом овладеет ментальным образом и определит все части тела в виде цвета, формы, области, месторасположения и разграничения, он должен обнаружить их пятеричную отвратительность в качестве цвета, формы, запаха, источника происхождения и месторасположения.

Натуральный цвет волос на голове черный, по форме они длинные и круглые.
Что касается области, то они растут в верхней области. Что касается их месторасположения, то они ограничены с обеих сторон основаниями ушей, впереди - краем лба и позади - частью шеи; влажная кожа, которая покрывает череп - место расположение волос на голове. Что касается их разграничения, то..."

Выделенное - "капитан очевидность в удивлении".
То ли Конзе, то ли более ранний автор описания, процитированного Конзе - жил в стране, где у местных людей наследственность такая, что волосы бывают только черные? Или дело совсем в другом?
Примечание - остальное в главе мне не то чтобы "все понятно", но хоть не вызывает такого удивления о несоответствии.

Ассаджи

Цитата: Ajir от 21:01 14 сентября 2021


Натуральный цвет волос на голове черный, по форме они длинные и круглые.
Что касается области, то они растут в верхней области. Что касается их месторасположения, то они ограничены с обеих сторон основаниями ушей, впереди - краем лба и позади - частью шеи; влажная кожа, которая покрывает череп - место расположение волос на голове. Что касается их разграничения, то..."

Выделенное - "капитан очевидность в удивлении".
То ли Конзе, то ли более ранний автор описания, процитированного Конзе - жил в стране, где у местных людей наследственность такая, что волосы бывают только черные?

В Индии и на Шри Ланке волосы почти у всех черные.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D1%8E%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B

Это, насколько я понимаю, из Висуддхимагги.

Ajir

Цитата: Ассаджи от 22:44 14 сентября 2021
Цитата: Ajir от 21:01 14 сентября 2021


Натуральный цвет волос на голове черный, по форме они длинные и круглые.
Что касается области, то они растут в верхней области. Что касается их месторасположения, то они ограничены с обеих сторон основаниями ушей, впереди - краем лба и позади - частью шеи; влажная кожа, которая покрывает череп - место расположение волос на голове. Что касается их разграничения, то..."

Выделенное - "капитан очевидность в удивлении".
То ли Конзе, то ли более ранний автор описания, процитированного Конзе - жил в стране, где у местных людей наследственность такая, что волосы бывают только черные?

В Индии и на Шри Ланке волосы почти у всех черные.
Понятно.
Еще два вопроса:

1. Я правильно понял, что смысл "разграничений" в том что борода (если она есть) "классификационно" относится к "волосы на теле", хотя формально она тоже на голове, но в смысле отличия от "волос прически" и восприятия - нет, скорее относится к остальным волосам?

2.
"В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа; мускулы, сухожилия, кости, костный мозг, почки; сердце. Печень, диафрагма, селезенка, легкие;

кишки, брыжейка, глотка, фекалии, мозг;

желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир;

слезы,
слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча".

https://dhamma.ru/canon/an/an10-60.htm

Книга Конзе
волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа; мускулы, сухожилия, кости, костный мозг, почки; сердце, печень, серозные оболочки, селезенка, легкие;

кишки, брыжейка, желудок, экскременты, мозг;

желчь, пищеварительные соки, гной, кровь, сало, жир;

слезы, пот,
слюна, сопли, суставная жидкость, урина;

Выделенное - в одном из переводов что-то напутано, или на уровне древних источников есть разница в порядке перечисления эта?
Также - что подразумевается под "сало" а что под "жир"?

Ассаджи

Русский перевода со старого английского перевода Конзе не может быть особо точным.

На сайте
https://tipitaka.theravada.su/node/table/32959#32961
сделали новый сверенный перевод этой главы Висуддхимагги, лучше обсуждать его, если важна точность.

Заодно там можно смотреть палийские термины.

Ajir

Цитата: Ассаджи от 19:27 15 сентября 2021
Русский перевода со старого английского перевода Конзе не может быть особо точным.

На сайте
https://tipitaka.theravada.su/node/table/32959#32961
сделали новый сверенный перевод этой главы Висуддхимагги, лучше обсуждать его, если важна точность.

Заодно там можно смотреть палийские термины.
Как думаете - если хочу практически попробовать, то не надо особо уточнять, начать как написано и в книге Конзе, и в новом переводе первоисточника - с повторения вслух хоть какого-то варианта?
Но сколько примерно раз?

Добавка - возможно преждевременно я это спросил. Посмотрел - новый сверенный перевод мне явно стоит прочесть целиком и очень внимательно. "Беру паузу".