Ангуттара Никая X.60

Гиримананда сутта

К Гиримананде

Только для бесплатного распространения

(Перевод с английского Дмитрия Ивахненко
по переводу с пали Тханиссаро Бхикху)


Я слышал, что однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, монастыре Анатхапиндики. И в то время почтенный Гиримананда был тяжело болен и страдал от боли. Тогда почтенный Ананда пошел к Благословенному, и придя к нему, поклонившись, сел рядом. Сидя рядом, он сказал Благословенному:

— Господин, почтенный Гиримананда тяжело болен и страдает от боли. Было бы хорошо, если бы Благословенный навестил почтенного Гиримананду, из сочувствия к нему.

— Ананда, если ты сам пойдешь к монаху Гиримананде и расскажешь ему десять распознаваний (саннья), то возможно, когда он выслушает десять распознаваний, его болезнь смягчится. Какие именно десять? Распознавание непостоянства, распознавание безличности, распознавание непривлекательности, распознавание недостатков, распознавание оставления, распознавание бесстрастия, распознавание прекращения, распознавание отказа от любых миров, распознавание нежелательности всех конструкций (санкхара), осознанность вдыхания и выдыхания.

[1] И что такое распознавание непостоянства? При этом монах, – уйдя в лес, под крону дерева, или в пустое жилище, – думает так: "Форма непостоянна, ощущение непостоянно, распознавание непостоянно, конструкции непостоянны, сознание непостоянно". Так он сохраняет сосредоточение на непостоянстве по отношению к пяти группам привязанности (кхандха). Это, Ананда, называется распознаванием непостоянства.

[2] И что такое распознавание безличности? При этом монах, – уйдя в лес, под крону дерева, или в пустое жилище, – думает так: "Зрение безлично, формы безличны; слух безличен, звуки безличны; обоняние безлично, запахи безличны; чувство вкуса безлично, вкусы безличны; осязание безлично, соприкосновения безличны; рассудок (манас) безличен, понятия безличны". Так он сохраняет сосредоточение на безличности по отношению к шести внутренним и внешним сферам чувств. Это называется распознаванием безличности.

[3] И что такое распознавание непривлекательности? При этом монах размышляет над самим этим покрытым кожей и заключающим в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы, думая следующим образом: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа; мускулы, сухожилия, кости, костный мозг, почки; сердце. Печень, диафрагма, селезенка, легкие; кишки, брыжейка, глотка, фекалии, мозг; желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир; слезы, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча". Так он сохраняет сосредоточение на непривлекательности по отношению к самому этому телу. Это называется распознаванием непривлекательности.

[4] И что такое распознавание недостатков? При этом монах, – уйдя в лес, под крону дерева, или в пустое жилище, – думает так: "В этом теле много болей, много недостатков. В этом теле возникают много болезней, например болезни зрения, болезни слуха, болезни носа, болезни языка, болезни тела, болезни головы, болезни уха, болезни рта, болезни зубов, кашель, астма, простуда, катар, жар, старение, зубная боль, обмороки, дизентерия, грипп, холера, проказа, фурункулы, стригущий лишай, туберкулез, эпилепсия, заболевания кожи, зуд, чесотка, псориаз, желтуха, диабет, геморрой, свищи, язвы; болезни, происходящие от желчи, от слизи, от элемента ветра, от сочетания телесных жидкостей, от изменений погоды, от неправильного ухода за телом, от приступов, от результатов кармы; холод, жара, голод, жажда, испражнение, мочеиспускание". Так он сохраняет сосредоточение на недостатках по отношению к телу. Это называется распознаванием недостатков.

[5] И что такое распознавание оставления? При этом монах не терпит возникшей мысли о чувственности. Он оставляет ее, уничтожает ее, рассеивает ее, и искореняет ее. Он не терпит возникшей мысли о недоброжелательности. Он оставляет ее, уничтожает ее, рассеивает ее, и искореняет ее. Он не терпит возникшей мысли о нанесении вреда. Он оставляет ее, уничтожает ее, рассеивает ее, и искореняет ее. Он не терпит возникших порочных, неумелых способов поведения ума (дхамм). Он оставляет их, уничтожает их, рассеивает их, и искореняет их. Это называется распознаванием оставления.

[6] И что такое распознавание бесстрастия? При этом монах - уйдя в лес, под крону дерева, или в пустое жилище - думает так: "Это покой, это непревзойденное - остановка всех конструкций, отказ от всей собственности, конец пристрастия, бесстрастие, Освобождение (нирвана)". Это называется распознаванием бесстрастия.

[7] И что такое распознавание прекращения? При этом монах - уйдя в лес, под крону дерева, или в пустое жилище - думает так: "Это покой, это непревзойденное - остановка всех конструкций, отказ от всей собственности, конец пристрастия, прекращение, Освобождение (нирвана)". Это называется распознаванием прекращения.

[8] И что такое распознавание отказа от любых миров? При этом монах отказывается от любых привязанностей, пристрастий, навязчивостей сознания, предубеждений и скрытых склонностей по отношению к любому миру, воздерживается от них и не вовлекается. Это называется распознаванием отказа от любых миров.

[9] И что такое распознавание нежелательности всех конструкций? При этом монах испытывает чувство ужаса, унижения и отвращения по отношению ко всем конструкциям (санкхара). Это называется распознаванием нежелательности всех конструкций.

[10] И что такое осознанность вдыхания и выдыхания?

При этом монах уходит в лес, под крону дерева, или в пустое жилище, садится, скрестив ноги, держит тело прямо и поддерживает осознанность (букв. устанавливает осознанность перед грудью).Только осознанно он вдыхает, и осознанно он выдыхает.

(1) Делая длительный вдох, он распознает, что делает длительный вдох;

делая длительный выдох, он распознает, что делает длительный выдох;
(2) делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох;
делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох.
(3) Он тренируется вдыхать, восприимчивый ко всему телу,
и выдыхать, восприимчивый ко всему телу.
(4) Он тренируется вдыхать, успокаивая телесное конструирование,
и выдыхать, успокаивая телесное конструирование.
(5) Он тренируется вдыхать, восприимчивый к восторгу,
и выдыхать, восприимчивый к восторгу.
(6) Он тренируется вдыхать, восприимчивый к удовольствию,
и выдыхать, восприимчивый к удовольствию.
(7) Он тренируется вдыхать, восприимчивый к умственному конструированию,
и выдыхать, восприимчивый к умственному конструированию.
(8) Он тренируется вдыхать, успокаивая умственное конструирование
и выдыхать, успокаивая умственное конструирование.
(9) Он тренируется вдыхать, восприимчивый к уму,
и выдыхать, восприимчивый к уму.
(10) Он тренируется вдыхать, удовлетворяя ум,
и выдыхать, удовлетворяя ум.
(11) Он тренируется вдыхать, стабилизируя ум,
и выдыхать, стабилизируя ум.
(12) Он тренируется вдыхать, освобождая ум,
и выдыхать, освобождая ум.
(13) Он тренируется вдыхать, сосредоточиваясь на непостоянстве,
и выдыхать, сосредоточиваясь на непостоянстве.
(14) Он тренируется вдыхать, сосредоточиваясь на бесстрастии (букв. на затухании),
и выдыхать, сосредоточиваясь на бесстрастии.
(15) Он тренируется вдыхать, сосредоточиваясь на прекращении,
и выдыхать, сосредоточиваясь на прекращении.
(16) Он тренируется вдыхать, сосредоточиваясь на оставлении,
и выдыхать, сосредоточиваясь на оставлении.

Это, Ананда, называется воспиятием вдыхания и выдыхания.

Теперь, Ананда, если ты пойдешь к монаху Гиримананде и расскажешь ему эти десять распознаваний, то возможно, когда он выслушает эти десять распознаваний, его болезнь смягчится.

Тогда почтенный Ананда, узнав эти десять распознаваний в присутствии Благословенного, пошел к почтенному Гиримананде и рассказал их ему. Когда почтенный Гиримананда выслушал эти десять распознаваний, его болезнь смягчилась. И почтенный Гиримананда выздоровел от своей болезни. Вот так ушла болезнь почтенного Гиримананды.


| В начало страницы | | На основную страницу |