Говорил ли Будда, что у сансары есть постоянные принципы функционирования: в т.ч. непостоянства?
Нет.
Отрицал ли Будда непостоянство непостоянства в рамках сансары?
Тоже нет.
Распознавание непостоянства - это ключевая составляющая практики:
"Yāvakīvañca, bhikkhave, bhikkhū aniccasañña.m bhāvessanti ...pe... anattasañña.m bhāvessanti... asubhasañña.m bhāvessanti... ādīnavasañña.m bhāvessanti... pahānasañña.m bhāvessanti... virāgasañña.m bhāvessanti... nirodhasañña.m bhāvessanti, vuddhiyeva, bhikkhave, bhikkhūna.m pā.tika'nkhā, no parihāni.
Пока монахи взращивают такие семь избирательных распознаваний: распознавание непостоянства, безличности, непривлекательности тела, недостатков, отречения, бесстрастия и прекращения.
"Yāvakīvañca bhikkhave, ime satta aparihāniyā dhammā bhikkhūsu .thassanti, imesu ca sattasu aparihāniyesu dhammesu bhikkhū sandississanti, vuddhiyeva, bhikkhave, bhikkhūna.m pā.tika'nkhā, no parihāni.
Пока эти семь условий будут свято храниться среди монахов, пока они верно будут блюсти эти семь условий – до тех пор монахи могут ждать не упадка, но преуспевания.
Махапариниббана сутта
http://dhamma.ru/canon/dn16.htmВ связи с темой непостоянства часто приводят фразу из 277 строфы Дхаммапады, вырывая её из контекста:
277. «Все конструкции изменчивы». Когда с помощью мудрости видят это,
277. "Sabbe saṅkhārā aniccā"ti, yadā paññāya passati;
то разочаровываются в страдании. Вот путь к очищению.
Atha nibbindati dukkhe, esa maggo visuddhiyā.
Здесь имеется в виду не понимание некого абстрактного утверждение, а результат развития мудрости.
"Аничча" довольно трудно перевести на русский, это слово означает "не-вечный", подверженный возникновению и исчезновению. Например, поскольку тело человека возникает при зачатии и разрушается после смерти, то оно "аничча". Поскольку чувство возникает при контакте (пхасса) и исчезает с прекращением контакта, оно тоже "аничча".
Практикуется распознавание изменчивости по отношению к пяти совокупностям (кхандхам)
См. темы:
http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=1373http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=1460Если дхарма "непостоянство" (аниччата) относится к конструируемым - почему само непостоянство, взятое внутри сансары, не непостоянно? Почему непостоянство всегда характеризует сансару?
Понятия не имею.