ДН 2.84

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: ДН 2.84  (Прочитано 5200 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Garmi

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138
ДН 2.84
« : 27 Ноябрь 2003 09:59 »

Прокомментируйте, пожалуйста, пассаж "вот здесь" из ДН 2.84.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6610
Re: ДН 2.84
« Ответ #1 : 27 Ноябрь 2003 20:16 »

Цитата: Garmi
Прокомментируйте, пожалуйста, пассаж "вот здесь" из ДН 2.84.


Уточните, пожалуйста -- Вы имеете в виду пассаж из Махапариниббана сутты?

http://dhamma.ru/canon/dn16.htm
Записан

Garmi

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138
ДН 2.84
« Ответ #2 : 28 Ноябрь 2003 10:10 »

Нет. Уважаемый Ассаджи, я имел в виду перевод отсюда http://dhamma.ru/canon/dn02.htm вот по этому фрагменту:


83. Так с сосредоточенной мыслью - чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, - он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: "Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание".

84. Подобно тому, великий царь, как если драгоценный камень велурия - прекрасный, благородный, восьмигранный, превосходно отшлифованный, прозрачный, сияющий, безупречный, наделенный всеми достоинствами, - продета нить - синяя, или оранжевая, или красная, или белая, или желтоватая нить - и человек, наделенный зрением, взяв его в руку, может понять: "Вот драгоценный камень велурия - прекрасный, благородный, восьмигранный, превосходно отшлифованный, чистый, сияющий, безупречный, наделенный всеми достоинствами, - и в него продета эта нить - синяя, или оранжевая, или красная, или белая, или желтоватая" - так же точно, великий царь, и монах с сосредоточенной мыслью - чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, - он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: "Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание".

Таков, великий царь, зримый плод отшельничества, который прекраснее, и возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6610
ДН 2.84
« Ответ #3 : 28 Ноябрь 2003 11:34 »

Цитата: Garmi
... и <b>вот здесь</b> заключено, здесь к нему привязано мое сознание".


На пали это звучит так:

... ida~nca pana me vi~n~naa.na.m ettha sita.m ettha pa.tibaddhan’ti.

(С коментарием: Ettha sita.m ettha pa.tibaddhanti ettha caatumahaabhuutike kaaye nissita~nca pa.tibaddha~nca.)

что можно дословно перевести таким образом:

... и вот это моё сознание здесь находит опору, здесь находит поддержку.

(в переводе я основывался на традиционном комментарии)

Всего есть шесть видов сознания, по числу сфер восприятия --  сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, (тактильное) сознание тела, сознание интеллекта. Они возникают и исчезают, участвуя в процессе восприятия. У человека эти виды сознания связаны с биологическими органами восприятия.
Записан

Garmi

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138
ДН 2.84
« Ответ #4 : 28 Ноябрь 2003 11:44 »

Спасибо.

Т.е. сравнивается способность отличить камень от продетой в него нити со способностью таким же образом отличить основу для сознания от сознания (тело от сознания тела/rupa)?
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6610
ДН 2.84
« Ответ #5 : 28 Ноябрь 2003 13:25 »

Записан

Garmi

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138
ДН 2.84
« Ответ #6 : 28 Ноябрь 2003 13:59 »

В таком случае, сравнение грубоватое. Ведь сознание нельзя отделить от опорного объекта. Это не объект-субъект, а связка. Без одного, не может быть другого. Или нет?
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6610
ДН 2.84
« Ответ #7 : 28 Ноябрь 2003 20:16 »

Цитата: Garmi
В таком случае, сравнение грубоватое. Ведь сознание нельзя отделить от опорного объекта. Это не объект-субъект, а связка. Без одного, не может быть другого. Или нет?

Во взаимообусловленном возникновении "винняна" (сознание) и нама-рупа взаимно обуславливают друг друга.

Однако, во-первых, "нама" (ум) может существовать без "рупа" (тела)
http://buddhism.org.ru/board/showthread.php?s=&threadid=2207
При этом сознание опирается исключительно на интеллект.

Во-вторых, Ниббана и есть прекращение взаимообусловленного возникновения. При этом винняна и нама-рупа расцепляются, как две опирающихся друг на друга связки тростника.
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn12-067.html

Интересно, что о Ниббане в одной сутте говорится как о
"бескачественном/непроявленном сознании"
(vi~n~nanam anidassanam)

http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/digha/dn11.html
http://www.awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/2Majjhima-Nikaya/Majjhima1/049-brahmanimantana-sutta-e1.html
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/majjhima/mn109.html
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn35-023.html
« Последнее редактирование: 14 Апрель 2010 09:41 от Ассаджи »
Записан

Garmi

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138
ДН 2.84
« Ответ #8 : 01 Декабрь 2003 10:08 »

Спасибо.
Записан
Теги: