Ассоциация "Буддизм в Интернете"
Словарь буддизма
ВАДЖРА (санскр.; тиб. дордже, яп. конгосё, кит. дзиньганси, монг. очир) — символ буддизма, подобно тому, как крест — символ христ-ва, полумесяц — ислама, ворота “тории” — синтоизма. Тексты определяют его сл. образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды. В инд. мифологии В. была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами. В. может иметь вид диска, а может быть крестообразной. Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия. В буддизме облик В. таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты). Ряд верховных божеств пантеона имеют слово “В.” в составе своих имен и В. в качестве одного из атрибутов. Таковы Ваджрадхара — “держатель В.” (символ принципа просветления), Ваджрапани — “рука, держащая В.” (символ уничтожения тупости и заблуждения), Ваджрасаттва — “имеющий сущность В.” (символ очищения) и др. В ваджраяне В. олицетворяет мужское начало Вселенной, сострадание, активность. В будд. изобраз. искусстве она выступает в паре с колокольчиком — символом женского начала, мудрости, пассивности. Н. Л. Жуковская

ВАДЖРАПАНИ (санскр. — букв. “рука, держащая ваджру”) — один из бодхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны. Особенно почитаем в ваджраяне, где наряду с Авалокитешварой и Манджушри является одним из осн. персонажей пантеона ранга бодхисаттв. Обычно изображается в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке. Его гл. функция — уничтожение тупости и заблуждений. Легенды о В. говорят, что он сопровождал Будду, когда тот покидал Капилавасту, присутствовал, когда к Будде пришли нага (змеи) для передачи ему сутры Праджняпарамита. Культ В. особенно популярен в Тибете, Монголии, Бурятии. Н. Л. Жуковская

ВАДЖРАСАТТВА (санскр. — дословно “алмазное существо”, или “имеющий сущность ваджры”) – один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения; В. считают первой и осн. эманацией Адибудды. Он также олицетворение всех 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата), вместе взятых. Его праджня — Ваджрасатвика. В. обычно изображается в традиционной позе будд, с ваджрой в правой руке и колокольчиком — в левой. Н. Л. Жуковская

ВАДЖРАЯНА (санскр. — “алмазная колесница”) — одно из гл. направлений махаяны и буддизма в целом, в рамках к-рого создано поразительное многообразие систем йогич. практики, памятников лит-ры и искусства. К кон. 1 тыс. н. э. В. стала доминирующей формой инд. буддизма, в разл. историч. периоды она имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Кит. В. сохранилась в Японии со времен Кукая, основоположника школы Сингон-сю, но полное господство В. получила в Тибете, где она считается венцом учения Будды. По инд.-тиб. традиции существует два типа махаяны — “причинная” колесница парамит и “результативная” колесница тайной мантры, т. е. В. Др. названия В. — тантра, питака видьядхар. Цель у обоих типов одна, но методы разные. Сторонники В. утверждают, что путь тайной мантры значительно могущественнее и может привести к достижению состояния будды не за много кальп, как в обычной махаяне, а за одну жизнь. Суть особого метода В. в т.н. йоге божественных форм, к-рая ускоряет обретение второго из “двух тел Будды”, то есть “земного тела” (см. Трикая). Лит-ра В. поистине безбрежна. Тысячи текстов В. вошли в тиб. будд. канон, десятки тыс. произведений были созданы и создаются для пояснения и развития идей канона. Влияние В. в ареале распространения тиб. буддизма, включая Россию, в значит. мере определило характер будд. культуры. А. А. Терентьев

ВАЙРОЧАНА (санскр.) — один из будд в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение сияния, сияющего света. Впервые его образ появляется в текстах сер. 1 тыс. н. э. В ваджраяне В. — один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциированы: сторона света — Центр или Восток, цвет — белый, животное-спутник — лев, элемент — эфир, чувство — слух. Обычно В. изображается сидящим на белом лотосе, в руках — “колесо учения” (дхармачакра). Его женское соответствие — Ваджрадхатешвари. Эманировавший из него бодхисаттва — Самантабхадра. Культ В. очень популярен в Китае и Японии, где В. почитают за Адибудду и часто называют Махавайрочаной (Великим В.). Н. Л. Жуковская

ВАН ХАНЬ (?-1018) — вьет. монах. Происходил из рода Нгуен, мирское имя неизвестно. В возрасте 21 года принял постриг в пагоде Лукто (“Шестого патриарха”), принадлежал к 12-му “поколению” школы Винитаручи. В. X. принимал участие в гос. жизни: был советником Ле Дай Ханя, правившего с 980 по 1005, содействовал приходу к власти Ли Конг Уана (1010-1028) — основателя династии Ли. Последний даровал В. X. титул “Наставника гос-ва”. С. А. Благов

ВАСАН — жанр яп. религ. поэзии; стихотворения-гимны, прославляющие будд, бодхисаттв, основателей будд. школ, известных будд. монахов. Писались на яп. языке (в ср.-век. Японии в качестве лит. языка широко употреблялся кит. язык). Особой известностью пользовались В., сочиненные в честь будды Амида монахом Синраном. А. Н. Игнатович

ВАСИЛЬЕВ Василий Павлович (1818-1900) — профессор Казанского ун-та, академик (1886), один из лучших знатоков вост. языков и буддизма в Европе во вт. пол. 19 в., намного опередивший совр. ему религиоведение. Осн. часть трудов В. не опубликована. Из его крупных работ свет увидел лишь трехтомный труд “Буддизм, его догматы, история и литература” (1857-1869), заложивший фундамент отечест. буддологич. школы. А. А. Терентьев

ВАСУБАНДХУ (ок. 410-ок. 490) — инд. философ и писатель. Свою религ.-филос. деятельность начал как приверженец хинаянистической школы вайбхашика, секты сарвастивада, но позже под влиянием своего старшего брата Асанги перешел на позиции школы йогачара, упрочению к-рой немало способствовал своей лит. и проповеднич. деятельностью. Его ранняя работа “Абхидхармакхоша” является одной из наиб. исчерпывающих по хинаяне, а поздние сочинения, такие, как “Вадавидхи”, “Вадамарга”, “Таркашастра”, “Виджняптиматрашастра”, написаны уже с позиций махаяны. В. написал несколько специальных работ по логике, до нас не дошедших. Его трактаты переводились на кит. и тиб. языки. Н. А. Канаева

ВАСУМИТРА — известный проповедник и философ, живший во время правления Канишки (80 г. н. э. или 125 г. н. э.), представитель школы саутрантика, руководитель 4-го будд. собора в Кашмире (см. Сангити), автор “Самайабхедопачара-чакры” и “Махавибхаша-шастры”. Н. А. Канаева

ВАТСИПУТРИЯ (санскр., в будд. традиции “последователи Ватсипутры”) — школа стхавиравады, образовавшаяся около 280 до н. э. Основатель В. был последователем ачарьи Шарипутры — одного из учеников Будды — и слыл великим знатоком текстов Виная-питаки. Канон В. так же, как и у стхавиравады, состоял из трех частей. В. провозгласила существование некой постоянной материальной субстанции, определяющей природу человеч. индивидуальности (пудгала). Основывая свои суждения на опред. фрагментах канонич. текстов, содержавших термин “пудгала”, последователи В. утверждали, что практич. реализация кармы невозможна вне существования личности (пудгала) как психологич. реальности. Теория о пудгале породила крайний протест среди буддистов разл. школ и направлений. Кроме того, ватсипутрии, подобно сарвастивадинам, считали, что архат подвержен падению и что “еретики” также могут достичь сверхъестеств. состояния. Центром школы В. являлся район Аванти. В период правления Харши (4 в. н. э.) ей покровительствовали члены семьи этого правителя. Таранатха отмечает, что В. просуществовала вплоть до начала правления царей династии Пала (9 в. н. э.). Л. Р. Фурцева

ВИКАЛЬПА (санскр., букв. — сконструированное), кальпана, буддхи, нишчая — все формы мышления и все операции мышления и их результат — знания, полученные с помощью мышления. В. — это также собирательное имя для трех законов мышления: закона противоречия, закона тождества и закона причинности. Знание, полученное в результате деятельности мышления и отличное от восприятия как чистой чувственности, буддисты называют простой кажимостью, мыслительной конструкцией, ибо мир вещей и мир мышления никак друг с другом не связаны; мышление конструирует образы вещей по своим собств. законам, и эти образы не соответствуют ничему в реальности. Н. А. Канаева

ВИНАЯ-ПИТАКА — одна из трех осн. частей будд. канона наряду с Сутта-питакой и Абхидхамма-питакой (см. Типитака). Н. Л. Жуковская

ВИНИТАРУЧИ — вьет. будд. школа, основанная в 580 выходцем из Южн. Индии Винитаручи. Перебравшись через Цент. Азию в Китай, он в 562 прибыл в столицу Чаньань, к-рую покинул через 12 лет в связи с антибудд. преследованиями. Он был учеником третьего “патриарха” школы чань Сэн Цаня, к-рый посоветовал Винитаручи отправиться на юг. Нек-рое время он провел в Гуанчжоу, где перевел две сутры с санскрита на вэньянь. На территории нынешнего Сев. Вьетнама Винитаручи оказался в 580: он обосновался в пагоде Фапван в Луилау — крупном будд. центре региона. Умер Винитаручи в 594. Преемственность наставников его школы прослеживается до 1213. За это время сменилось 19 “поколений” наставников. С. А. Благов

ВИПАССАНА (пали) — высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость (праджня). С помощью В. происходит освобождение от эгоцентризма (нама) и потребностей физич. тела (рупа), познается сущность скандх и источников загрязнения (аятана), элементов (дхату), действия кармы, сущность триады (анитья-дуккха-анатман) и восьмеричного пути, закона зависимого происхождения, осознается наличие двух истин (сансарической и нирванической) и т. д. В. И. Корнев

“ВИСУДДХИ МАГГА” (пали, букв. — “Путь к очищению”) — название известного сочинения Буддхагхоши, в к-ром излагается будд. доктрина. H. A. Канаева

ВИХАРА (санскр.) — первонач. место отдыха и развлечений; в раннем буддизме — место встреч странствующих монахов (сад, парк, пещера), где они приводили время сезона дождей; позднее — монастыри в Индии и Шри-Ланке с постоянно проживающими в них монахами, построенные разбогатевшими будд. общинами. Н. Л. Жуковская

ВОНБУЛЬГЁ – будд. школа в Южн. Корее. Возникла в 1924 как об-во по изучению буддизма, однако вскоре превратилась в ориг. школу. Включает в свой состав как сохраняющих безбрачие монахов-бхикшу, так и женатых членов. Осн. упор делается В. на пропаганду своего учения в массах. Вместо изображения Будды последователи В. имеют в качестве символа изображение черного круга, обозначающего единство мира, откуда секта и получила свое название (“Круглого Будды”). Насчитывает св. 1 млн последователей, несколько тыс. монахов и функционеров и неск. сот храмов. Штаб-квартира — в Ири (провинции Сев. Чолл). В. обладает рядом учеб. заведений и десятками пропаганд. пунктов по всей стране. Приверженцы В. не включаются офиц. статистикой в число буддистов и в 60-х гг. указываются отдельно. С. В. Волков

ВОНГВАН (ум. 641) — кор. будд. деятель раннего средневековья. Жил в гос-ве Силла. Происходил из аристокр. рода Пак, в юности получил хорошее образование. Деятельность его связана в осн. со столичным монастырем Хваннёнса (где он и скончался). В 599 — 600 предпринял поездку в суйский Китай, откуда впервые вывез в Корею Нирвана-сутру. Сформулировал нравств. нормы кодекса “Сесок оге” (“Пять постановлений о поведении в обществе”), ставшие основой идей пхунню (хварандо, пхунвольдо) — идеологии хваранов — молодеж. орг-ции, готовящей своих членов к гос. службе. Кодекс предусматривал следующие требования: 1) верность в служении государю; 2) почтительность в отношении к родителям; 3) доверие и преданность в общении с друзьями: 4) решительность на войне; 5) недопустимость бессмысленного уничтожения живых существ. Для его мировоззрения характерно сочетание принципов буддизма и конфуцианства, практич. направленность на служение гос. интересам. С. В. Волков

ВО НГОН ТХОНГА вьет. будд. школа, основанная в 820 наставником Во Нгон Тхонгом (У Яньтуном) из Гуанчжоу. Он был учеником известного чань-буддиста Байчжана (740 — 814). В 820 Во Нгон Тхонг перебрался в пагоду Киенше на терр. совр. вьет. провинции Хабак. Умер в 826. Основанная им школа включала 15 “поколений” наставников, преемственность к-рых прослеживается до 1221. В становлении этой школы особую роль сыграло южн. направление чань-буддизма. С. А. Благов

ВОНХЁ (617 — 686) — выдающийся будд. кор. деятель раннего средневековья. Жил в гос-ве Силла. Происходил из аристократич. рода Соль. В 650 вместе с др. видным буддистом — Ыйсаном предпринял поездку в Китай, но из-за военных действий вынужден был вернуться. Был последователем школы Хваом. Впоследствии создал собств. учение, эклектически соединяющее идеи разл. школ махаянистского буддизма, и в 661 — 681 основал ориг. школу Хэдонджон (Хваом хэдонджон). В осн. произведении В. “Тэсын кисиннонсо” рассмотрена сущность буддизма махаяны. Значит. место в его трудах занимает проблема “устранения препятствий”, мешающих согласию между двумя осн. течениями махаяны, соединению, взаимному обогащению и взаимопроникновению их. Его толкование рая (“чистой земли”) может рассматриваться как попытка содействовать распространению веры среди мирян путем прояснения мысли о беспрепятств. гармонии между Истиной и мирскими потребностями. С. В. Волков

“ВОПРОСЫ ЦАРЯ МИЛИНДЫ” (пали — Милиндапаньха) — записанная на пали ок. 100 или 150 до н. э. дискуссия о принципах буддизма между греко-бактрийским правителем Менандром (Милиндой) и будд. монахом Нагасеной. Не будучи включенными в канон, “В. ц. М.” высоко оценивались Буддхагхошей. Текст содержит 7 глав. В первой автор описывает прошлые жизни, свою и царя Милинды, и причины, вызвавшие их теперешнюю встречу. В остальных главах излагается учение Будды. Кит. перевод этого текста, сделанный между 317 и 420, содержит 3 главы. Наиб. полн. перевод “В. ц. М.” на русский язык опубликован в 1989 (Bibliotheca Buddhica, XXXVI). Н. А. Канаева

ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ (они же — “восемь эмблем славы”, “восемь знаков счастья”, “восемь благоприятных символов”, “восемь жертв”; санскр. аштамангала) — набор из 8 предметов, образующих самост. структурную единицу в системе культовой практики буддизма. В каждом из предметов заложен филос. подтекст: зонт защищает от злых помыслов; две золотые рыбы символизируют счастье и единство: ваза, наполненная напитком бессмертия, — сокровищница благих намерений; цветок лотоса — символ божеств, происхождения и залог спасения; закрученная спиралью вправо раковина — символ блаженства; узел, не имеющий начала и конца, — символ бесконечного цикла перерождений; штандарт (знак победы) — символ горы Меру, центра будд. Вселенной; колесо с 8 спицами — символ восьмеричного пути к совершенству. В каждом действующем будд. храме В. д. стоят на алтаре в виде 8 отдельных небольших скульптур, выполненных из дерева или металла; часто встречаются в виде отпечатка на бумаге или ткани; повсеместно имеются в юртах и домах в регионе распространения ламаизма. Каждая из В. д. (особенно лотос, колесо с 8 спицами, узел без начала и конца) может изображаться по отдельности и выступать как орнаментальный мотив в будд. искусстве и как объект культа. Н. Л. Жуковская

“ВОСЕМЬ ЗВУКОВ” — характеристики голоса Будды, проповедующего свое учение живым существам. Голос Б.: 1) завораживающий, чтобы привлекать внимание слушающих: 2) нежный, чтобы усладить их; 3) гармоничный, чтобы смягчать сердца слушающих и настраивать их на понимание сказанного; 4) торжественный, чтобы внушить уважение к Будде; 5) мужественный, чтобы заставить слушающих трепетать от почтения; 6) убеждающий; 7) побуждающий слушающих накапливать добродетели; 8) не знающий усталости. А. Н. Игнатович

ВОСЕМЬ “НЕ” — формула т. н. “срединного пути” одного из двух главных течений буддизма махаяны — мадхьямики. В основу формулы положены начальные строки трактата инд. будд. философа Нагарджуны “Мадхьямика-шастра”, в к-рых в афористич. форме выражена суть важнейшего положения философии махаяны о “недвойственности” (сущностном тождестве) всех явлений: “Я, склонив голову, поклоняюсь Будде, (к-рый проповедует): ничто не рождается и не исчезает, (все) — не-постоянно и не-прерывно, не-едино и не-различно, не приходит и не уходит”. А. Н. Игнатович

ВОСТРИКОВ Андрей Иванович (1902-1937) — сов. востоковед, буддолог и тибетолог. Подготовил к печати ряд исследований по будд. логике на основе трудов Дхармакирти и Васубандху, сводный текст “Калачакратантры” и его тиб. перевод, к сожалению, не завершив перевод этого памятника на русский язык. Его монография “Тибетская историческая литература” (1962) с приложением в виде таблицы перевода дат тиб. летосчисления на летосчисление, принятое в Европе, — итог того, что он успел сделать в области систематизации описания малоизуч. тиб. лит-ры. В 1937 стал жертвой репрессий. Е. Д. Огнева

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ, срединный путь (маджджхима-патипада) — путь, к-рый, избегая две крайности — чувственное сладострастие и самоистязание, — ведет к просветлению и освобождению от страданий (дуккха). Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация. В. И. Корнев

ВРЕМЕННАЯ “ВЕЛИКАЯ КОЛЕСНИЦА” — в догматике школ Хуаянь-цзун (Кэгон-сю), Тяньтай-цзун (Тэндай-сю), Нитирэн-сю и их ответвлениях — доктрины махаяны, знание к-рых подготавливает к постижению “сокровенных” истин буддизма. В. “в. к.” противопоставляется истинная “великая колесница”. А. Н. Игнатович

“ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО БУДДИСТОВ” (ВББ) — крупнейшая и наиб. представительная междунар. неправительств. орг-ция буддистов, основанная в 1950 на Шри-Ланке. В наст. вр. штаб-квартира находится в Бангкоке (Таиланд). Орг-цию возглавляет Санья Дхармасакти, бывший премьер-министр Таиланда. В ВББ входят 94 региональных центра из 38 стран мира. Устав ВББ определяет следующие цели и задачи орг-ции: сохранять в чистоте будд. учение; содействовать единению, солидарности и братству буддистов; поощрять деятельность в соц., просветительской, культурной и др. областях служения людям; трудиться ради обеспечения мира и взаимопонимания между людьми и счастья для всех живых существ; сотрудничать с др. орг-циями, ставящими перед собой такие же цели. ВББ также декларирует полный отказ от любой политич. деятельности. Печатный орган ВББ — “ВББ Ревью” — выходит ежеквартально на англ. языке. ВББ имеет консультативный статус при ЮНЕСКО. Ю. Г. Бухаев

“ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПРОПОВЕДИ” (кит. цзимэнь, яп. сякумон) — согласно двухчастному делению Лотосовой сутры, принятому в школах Тяньтай-цзун (Тэндай), Нитирэн-сю) и их ответвлениях, первые 14 глав сутры, в к-рых Будда Шакьямуни возвестил возможность достижения состояния будды всеми без исключения живыми существами. “В. п.” предваряют “основные проповеди”. Они стали основой разработки сотериологич. доктрины школы Тяньтай-цзун, вошедшей в догматич. комплекс нитирэнистских школ. А. Н. Игнатович

<<<Б
содержание
Г>>>