Ассоциация "Буддизм в Интернете"
Словарь буддизма

ГАБАЛА (санскр., дословно — блюдо, чаша, череп) — сосуд, сделанный из человеч. черепа или имитирующий его, оправленный в металл, используется в культовой практике ваджраяны для эзотерич. служб в честь богов ранга “защитников веры” (дхармапала). Обычно Г. помещают на треугольной подставке, прикрывают выпуклой крышкой, на вершине к-рой имеет вид ваджры или иного будд. символа. Г., включая подставку и крышку, могут быть изготовлены из драгоценных металлов, украшены бирюзой, кораллами. В момент проведения ритуала Г. наполняют водкой, иногда подкрашенной в красный цвет, имитирующей кровь еретиков — возможно, след кровавых добудд. жертвоприношений, повлиявших на формирование будд. культа. Н. Л. Жуковская

ГАЛДАН (тиб., букв. — “Обитель радости”) — рай будды Грядущего мирового периода (Майтреи). Е. Д. Огнева

ГАЛДАН, Гелдан-нампар-чжам-балинг (тиб.) — монастырь к востоку от Лхасы на горе Дрогри. Основан в 1409 Цзонхавой. Гл. святыня — Сэрдон-чхенмо, золотая ступа с телом Цзонхавы, сохраненным его учениками. Настоятель монастыря носит титул гьялва (тиб. — “победитель”) и в качестве наместника Цзонхавы является лицом, наиболее почитаемым среди приверженцев традиции, идущей от Цзонхавы. Гьялва III — Соднам Джамцхо первым получил титул Далай-ламы. В Амдо и Монголии высоко ценились дипломы о присуждении ученых званий, полученные в Г. и скрепленные печатью, принадлежавшей, по преданию, Цзонхаве. Е. Д. Огнева

ГАМПОПА (1079-1153) — тиб. проповедник, представитель школы кагьюдпа, ученик поэта Миларепы. Последовательно разрабатывал концепцию почитания учителя — духовного наставника, утверждая, что почитание даже единств. волоска учителя еще более высокая заслуга, чем почитание всех будд прошлого, настоящего и будущего. Опираясь на учение Г., один из учеников основал школу кармапа Е. Д. Огнева

ГАНДАНТЕКЧИНЛИНГ действующий будд. монастырь Монголии. Основан в 1838 по инициативе пятого Джебцзун-дамба-хутухты. К нач. 20 в. считался одним из крупн. в стране. В кон. 30-х гг. его постигла та же участь, что и прочие 747 монастырей Монголии. Г. был закрыт, частично разрушен, часть лам репрессирована, часть добровольно сняла сан и вернулась в “мир”, влившись в ряды скотоводов, интеллигенции и т. п. Заново был открыт в 1949. При нем создана община буддистов Монголии во главе с Хамбо-ламой. С 1970 при Г. функционирует Будд. духовная академия, готовящая кадры духовенства для Монголии и будд. монастырей в России. При Г. функционирует штаб-квартира АБКМ. На терр. Г. находятся 2 действующих храма, библиотека, в к-рой хранятся более 50 тыс. единиц будд. рукописей и ксилографов и подарки будд. общине Монголии от зарубежных буддистов Азии, Европы и США; адм. корпус, юрта для приема почетных гостей, ряды молитв, барабанов; гигантские курильницы, в дыму к-рых верующие “очищают” четки, платки, головные уборы. В течение года в Г. отмечают 6 крупных многодневных хуралов, посвященных главным датам будд. календаря (рождению Будды и погружению его в нирвану, памяти Цзонхавы, будде будущего Майтрее и др.), кроме того, в нем совершаются ежедневные текущие службы. В последние годы Г. был реставрирован, к его комплексу подключен ряд окрестных будд. памятников (храм Женрейсега, ступа, воздвигнутая в 1958 “Во имя мира во всем мире” и т. д.). На терр. монастыря хранится ряд выдающихся произведений будд. искусства (скульптуры Дзанабадзара, написанные золотом на черной бумаге тома Ганджура и т. д.). Н. Л. Жуковская

ГАНДЖУР, Ганьчжур, Канчжур (тиб., букв. — переводы сказанного Буддой Шакьямуни) — собрание канонических будд. текстов, переведенных с санскрита и восходящих к Будде Шакьямуни. Известны его издания — Чоне (самое раннее), Дерге, Пекинское (1411), Нартанское (1732), Лхасское (незавершенное). Издания Г. различаются кол-вом томов (92, 100, 108) и составом. Пекинское издание состоит из сл. разделов: Тантры, Праджняпарамита, Ратпакута, Аватамсака, Сутра, Виная. Первым кодификатором Г. был Будон — ученый из монастыря Шалу. Е. Д. Огнева

ГАНДХАРА — санскр. название области, расположенной в районе совр. Пешавара в Индии и части Афганистана. В 100-300 — цитадель буддизма, сыгравшая важную роль в эволюции махаяны. В Г. сложился особый стиль искусства скульптуры, представляющий собой сплав древнеинд. и греко-романского стилей. В будд. искусстве Др. Индии не изображали фигуру Будды, а символизировали его присутствие; в гандхарском искусстве изображают не только самого Будду, но разворачивают в сценах историю всей его жизни. Н. А. Канаева

ГАРУДА (санскр.) — персонаж др.-инд. мифологии, царь птиц, ездовое животное (вахана) бога Вишну. В будд. мифологии — огромная птица, вечно враждующая со змеями (нага). Считается, что Шакьямуни в одном из своих прошлых земных рождений был царем Г. Поэтому Г. иногда изображается в человеческом обличье, но с головой и крыльями птицы, со змеей в клюве. Популярный персонаж в мифологии тибетцев, монголов, бурят, калмыков (монг. Хан Гаруди, Хангарид, бур. Хэрдиг, калм. Хэрд). Н. Л. Жуковская

ГЕЛУГПА (тиб. — закон добродетели), гелданпа (тиб. — добродетельный), жа-сер (тиб. — желтая шапка, отличит, атрибут одежды монахов) — будд. школа в Тибете, созданная в нач. 15 в. Цзонхавой. Глава школы, он же настоятель ее гл. монастыря – Галдан носит титул гьялва (“победитель”) и считается воплощением бодхисаттвы Ченрези (см. Авалокитешвара). Установив при помощи монголов в сер. 16 в. власть над Тибетом и закрепив ее при посредстве китайцев, контролировавших с сер. 17 в. сношения Тибета с внешним миром, школа распространилась в Монголии, Бурятии Калмыкии, Туве, Китае (преимуществ. как придворный культ). Доктрина школы опирается в инд. традиции на учение мадхьямиков-прасангхнков, в тиб. — в осн. на школу кадампа. Последователями Г. было разработано учение о “степенях пути” или лам-рим, под руководством ламы-учителя. Значение последнего в Г. столь велико что в традиции трехчленная формула обета Будде, общине и учению дополняется четвертым членом — обетом ламе. Внутр. единство школы Г. цементировалось строгим уставом, требовавшим от монахов безбрачия, отказа от употребления алкоголя и мяса, систематич. повышения своего образования, соблюдения новой обрядности (празднования Нового года и др.). Влияние школы закреплялось быстрым строительством монастырей: Галдан (1409), Брайбун (1416), Сера (1419) вблизи Лхасы и Ташилхунпо (1447) в Зап. Тибете. Е. Д. Огнева

ГЕСЕР, Гесар, Гэсэр (тиб.) — персонаж тиб. мифологии и мифологии монг. народов (в т. ч. и бурят), ряда тюркских (саларов, тувинцев, алтайцев) и тибето-бирманских народностей; герой сюжетных циклов эпич. сказаний Гесериады. Включен в ламаистский пантеон, иногда отождествляется с божествами Далха или Джамсаран. В Китае с кон. 18 в. его отождествляют с Гуаньди — кит. богом войны, покровителем и защитником династии. Согл. поверьям, дух Г. нисходит на певца-исполнителя эпич. сказаний. В культовой практике Г. — защитник воинов, податель счастливой судьбы, победитель демонов, погодное божество. Г. посвящались театрализованные представления — Линдро-ролмо. Согл. преданию, Г. — придет во главе армии из мифич. страны Шамбала, когда буддизм и Тибет окажутся в опасности. Е. Д. Огнева

ГЕЦУЛ, гецуль (монг.) — вторая монаш. степень в ламаизме. Ее носитель принимает 36 обетов (см. Банди, гэлюнг). Н. Л. .Жуковская

ГЕКИ, Гёги (668-749) — яп. монах школы Хоссо-сю, сыгравший большую роль в распространении будд. веры среди широких слоев населения страны. Много внимания уделял благотворит. деятельности, к-рую считал осн. для будд. монаха, организовывал строительство дорог и мостов, храмов, приютов для престарелых, больных и сирот. Уже при жизни Г. называли бодхисаттвой. Тяготел также к амидаизму и внес определенный вклад в распространение в Японии веры в “чистую землю” будды Амида. А. Н. Игнатович

ГЁНЭН (1240-1321) — яп. монах школы Кэгон-сю, был близок к императ. двору. Автор большого кол-ва доктринальных сочинений, один из первых историков буддизма в Японии. Наиболее известны его трактаты “Очерк восьми школ” (яп. “Хассю коё”), “История распространения Закона Будды в трех странах” (яп. “Сангоку буппо дэндзу энги”). А. Н. Игнатович

ГНОСЕОЛОГИЯ БУДДИЙСКАЯ. В раннем буддизме, так же как в эпоху господства идей Нагарджуны, не существовало специально разработанной теории познания, Гносеолог. проблемы имели подчиненное значение и рассматривались в комплексе с методологич. и логич. проблемами в рамках “науки о правильном ведении публичных диспутов” (тарка-видья, вадавидья, хету-шастра). Статус самостоятельной дисциплины под названием “наука об источниках достоверного знания” (прамана-вада) гносеология обрела в сочинениях Дигнаги (6 в.) и Дхармакирти (7 в.), причем правила ведения диспутов продолжали входить в нее в качестве второстепенного раздела. С самого начала гносеология строилась буддистами как теория, имеющая ограниченное применение лишь в сфере возможного опыта. Эта область истин, получаемых с помощью разума, никак не пересекается с областью истин откровения, ибо абсолют (нирвана) — цель всего буддизма — познается только с помощью мистической интуиции, присущей адептам, к-рые достигли высокой степени совершенства. Достижение правильного знания рассматривалось как отдельная ступенька на пути к этому совершенству. Следствием такой т. зр. было то, что вплоть до 6 в. буддисты не уделяли внимания процессам познания, отдавая предпочтение мистицизму и откровению. Однако необходимость вести полемику с оппонентами, значительно продвинувшимися в разработке теории познания, вынудила буддистов взяться за создание своего учения, основные положения к-рого они позаимствовали у реалистов-найяиков, приспособив их к собственной идеалистич. философии. Исходным пунктом Г. б. стало разделение двух уровней реальности: абсолютной, чистой реальности (парамартха) и эмпирической, феноменальной реальности (самврити). “Чистая реальность” — это поток дхарм, для человека она непознаваема. “Феноменальная реальность” — это то, что окружает человека в повседневной жизни. Она состоит из объективированных образов, возникающих в сознании человека под воздействием “чистой реальности” на его органы чувств и наделяемых сознанием пространственно-временными характеристиками, разл. чувственными и абстрактными качествами. Поэтому эта реальность — обусловленная, неподлинная и иллюзорная. Двум уровням реальности соответствуют два рода истины: истина, отражающая “чистую реальность”, — это высшая истина (парамартха-сатья), и истина, отражающая состояние эмпирического мира, — это низшая истина (самврити-сатья). С т. зр. высшей истины во время познавательного акта имеет место как бы пересечение двух потоков дхарм. Один из них соотносится с познаваемым объектом, другой — с познающим субъектом. Элементы обоих потоков вспыхивают одновременно, но друг на друга никак не воздействуют, не входят друг с другом в контакт. В соответствии с законом зависимого происхождения нек-рые элементы неизменно появляются в сопровождении др. элементов. Напр., момент цвета (рупа), момент органа зрения (чакшух) и момент чистого сознания (читта), возникая одновременно в непосредственной близости, образуют то, что называется ощущением цвета (спарша). Наличие двух уровней реальности обусловливает наличие двух познавательных способностей человека: восприятия и вывода. Дхармакирти определял восприятие как “такой источник нашего познания, к-рый отличается от мышления и не представляет собой иллюзии или обмана чувств” (см. Пратьякша). В восприятии человеческие органы чувств имеют дело с единичными сущностями. Результатом восприятия является суждение восприятия или воспринятое представление, в создании к-рого принимает участие ум, называемый буддистами органом внутр. чувства. Под выводом как вторым источником знания (см. Анумана) буддисты имеют в виду мышление вообще как область чистой идеальности. Буддисты считают все формы и продукты мышления нереальными, так как они конструируются по своим собственным законам, никак не вязанным с реальностью, поэтому они называют мышление и его продукты “сконструированными”. По словам Дхармакирти, “деятельность мышления состоит в создании такого образа и представления, к-рое способно быть обозначенным словом и слиться с ним”. Чувственное познание более совершенно, чем интеллектуальное познание, ибо чувственное познание аффицируется абсолютной реальностью, интеллектуальное же познание имеет дело с мыслит. конструкциями. Концепция вывода послужила ядром формирования будд. логики, ибо в ее рамках начинают ставиться и решаться чисто логич. проблемы: проблема сущности суждения, проблема форм правильных силлогизмов, проблема обоснования отношения логич. следования (или материальной импликации), строится классификация логич. ошибок. Блестящие достижения буддистов в этой области определили ведущее положение будд. логики в ср.-век. Индии, ее влияние на логич. разработки представителей всех остальных школ, хотя будд. форма логики сильно отличалась от всех прочих по исходным филос. принципам и по своей экстенсиональной направленности. Н. А. Канаева

ГОКУЛИКА (санскр., в будд. традиции — “из рода быка”) — школа ветви махасангхика. Возникла в кон. 3 в. до н. э., отстаивая достоверность махаяна-сутр, что привело к ее выделению из махасангхики. Центральным пунктом учения школы Г. становится утверждение о том, что “сансара — это лишь пепел (куккула)”, отсюда др. название Г. — “куккулакатха”, или “рассуждение о горячем пепле”, иначе “куккулагирийя”, или “те, к-рые живут на горе пепла”. В отличие от материнской школы махасангхика, Г. признавала сакральность лишь за текстами Абхидхармы, поскольку, с ее т. зр., только этот раздел свят. писания содержал истинное учение Будды, а изучение Суттапитаки порождает чрезмерную гордость и мешает достигнуть освобождения. Гокулики отказывались от любого вида проповеднич. деятельности. Они вели замкнутый, уединенный образ жизни, предпочитая проповедям созерцание, размышление и медитацию. Единственный известный нам центр Г. был создан в Джамалпуре, одном из районов Матхуры, во 2 в. н. э. Согл. Таранитхе, Г. исчезла между 4-9 вв. н. э. Л. Р. Фурцева

ГОРИКИ (яп.) — “пять сил” (санскр. — панчабалани), при помоши к-рых можно разрушить “пять преград”, стоящих на пути к просветлению. Полный контроль за “пятью силами” возможен только после очищения “пяти органов чувств”, т. е. глаз, ушей, носа, рта и тела в целом. 1) сила веры (синрики), т. е. вера в Будду и его учение, позволяющая разрушать сомнения и избегать ложных учений; 2) сила решимости (сёдзинрики), постоянная активность тела и сознания: 3) сила мысли (нэнрики), т. е. уверенность в своих устремлениях, помогающая разрушать ложные помыслы; 4) сила сосредоточения (дзёрики), т. е. концентрация сознания, при к-рой устраняются все суетные, посторонние мысли; 5) сила знания (эрики), при помощи к-рой устраняются все иллюзии и заблуждения. Г. входят в число “37 признаков просветления” (сандзюсити добон). А. М. Кабанов

ГОСЮДЗАММАЙ (ян.) — “пять видов самадхи”. Самадхи — концентрация сознания на одном объекте. Согласно Нирвана-сутре существует “пять видов самадхи”. 1) сюранган саммай (самадхи Шурамгама-сутры) — медитация Будды, благодаря к-рой можно сокрушить войско демонов, символизирующих чувств, страсти, 2) Ханняхара-мицусаммай (самадхи праджня-парамиты) — мудрость Будды, позволяющая узреть “истинную сущность” (дзиссо) вещей; 3) конго саммай (самадхи ваджраччхедики) — мудрость, уподобляемая алмазной палице — ваджра (яп.- конго), при помощи к-рой можно сокрушить чувств, страсти; 4) сисикон саммай (самадхи Сутры львиного рыка) — основанная на мудрости проповедь Будды, сокрушающая войско демонов, подобно тому как звери падают ниц от львиного рыка; 5) буссё саммай (самадхи сущности будды) — состояние, достигаемое после того, как все предыдущие четыре самадхи возвращаются к сущности будды, где неразделимо присутствуют принцип (ри) и мудрость (ти). В школе дзэн особое значение придавали пятому самадхи. А. М. Кабанов

“ГРЯЗНАЯ ЗЕМЛЯ” (кит. хуэй-ту, яп. эдо) — земной мир, наполненный пороками и страстями (“грязью”) населяющих его живых существ. В амидаизме Г. з. противопоставляется “чистая земля”, в к-рой возрождаются верующие в спасительную силу будды Амида. А. Н. Игнатович

ГУАНЬ-ИНЬ (кит.), Ченрези (тиб.) — см. Авалокитешвара.

ГУМБУМ, Гумбум Чжамбалинг (тиб. — “Сто тысяч изображений”, или “Обитель со ста тысячами изображений”) — монастырь школы гелугпа в Амдо, сев.-вост. Тибет. Основан в 1533 по приказу Соднам Джамцхо, Далай-ламы III. Гл. святыня — “дерево цандан” с изображениями божеств; по преданию, выросло на месте, где “пролилась кровь” при рождении Цзонхавы, и заключено его матерью в ступу со ста тысячами изображений. Администрацию монастыря возглавляет настоятель, избираемый на три года. Г., расположенный на караванных путях между Монголией и Тибетом, являлся не только духовным центром, благодаря своим святыням, но и местом торгового обмена между разл. регионами Монголии, Тибета, Китая. Е. Д. Огнева

ГУСИНООЗЕРСКИЙ ДАЦАН (тиб. название — Даши Гандан Даржалинг) — ламаистский монастырь в Бурятии. Основан в 1741. Реставрирован в 1853. Божество-охранитель Г. д. — Лхамо. Монаст. комплекс Г. д. включал 17 больших и малых храмов. С самого основания (наряду с Цонгольским дацаном) был резиденцией Хамбо-ламы. С 1809 официально становится центром управления будд. духовенства на терр. Забайкалья. При Г. д. действовала филос. школа цаннит (чойра) (см. Цаннит чооре), основанная в 1861. Культ и система образования — монг. (ургинская). Г. д. издавал книги на тиб. и монг. языках. В 1938 Г. д. был закрыт, часть его храмов разрушена, культовые предметы частично попали в музеи Улан-Удэ, многое просто исчезло. Осн. храмы Г. д. (Цогчин, Чойра, Деваджин, Аюши) сохранились. В 1957-63 велись реставрац. работы, по завершении к-рых храм Деваджин был перенесен в Музей дерев. зодчества Бурятии в пригороде Улан-Удэ, называемом Верхняя Березовка, а храм Аюши — в Историко-архитектурный музей Сиб. отд. АН СССР в Новосибирске. Уцелевшие на месте храмы Цогчин и Чойра продолжали пребывать в забвении. В 1990 начала возрождаться гусиноозерская будд. община, к-рая совместно с энтузиастами архитекторами пытается восстановить Г. д. как центр бур. будд. культуры и как архит.-худож. памятник. Ему возвращено его старое название — Тамчинский. В июле 1991 в связи с торжествами по случаю 250-летия официального признания буддизма в России его посетил и освятил Далай-лама XIV. Л. Л. Абаева

ГЬЯЛПО ЛОСАР (тиб., букв. — “Царь Новый год”) — тиб. Новый год. Празднование его кроме традиц. новогодних торжеств (монлам) включало конные скачки и состязания в воинских искусствах, посещение Лхасы гос. оракулом из монастыря Нечунг, изгнание из Лхасы лугонов — двух “козлов отпущения”, к-рые символич. уносили на себе грехи города и страны за весь прошедший год. Е. Д. Огнева

ГЭГЭН (монг., букв. светлый) — титул духовного лица в ламаизме (см. Богдо-гэгэн). Н. Л. Жуковская

ГЭЛЮНГ, гелун, гэлун (монг.) — третья монаш. степень в ламаизме. Ее носитель принимает 253 обета (см. Банда, Гецул). Н. Л. Жуковская

ГЭНСИН (942-1017) — яп. монах школы Тэндай-сю, основатель течения Энсин в рамках этой школы. Осн. средством достижения просветления считал медитацию. Автор известного “Сборника важнейших (сведений) о возрождении (в “чистой земле”)” (яп. “Одзё ёсю”), антологии отрывков из сутр и трактатов, излагающих осн. положения амидаизма, благодаря чему считается одним из ведущих идеологов этого будд. направления в Японии, подготовившим возникновение школы Дзёдо-сю. А. Н. Игнатович

<<<В
содержание
Д>>>