Как изучать иностранные языки


"Языковой городок"

(по материалам сайта MindTools)
(соответствующую главу из книги Доминика О'Брайена
можно прочитать на сайте Олега Степанова)

Это изящная и эффективная мнемоническая система, изобретенная Домиником О'Брайеном, многократным чемпионом мира по запоминанию.

Её основной принцип состоит в том, что большинство слов языка относятся к повседневным вещам, которые есть в любом городе или поселке. Техника основывается на том, что учащийся выбирает город или поселок, с которым он прекрасно знаком, и использует предметы в этом городе как ключи для воспоминания ассоциаций, связанных с иностранными словами.

Основные приемы построения ассоциаций:

Существительные в городе

Существительные удобно связывать с наиболее подходящими местами: ассоциацию, соответствующую иностранному слову, обозначающему книгу, нужно связать с книгой на полке в библиотеке. Слово, обозначающее хлеб, нужно связать с образом буханки в булочной. Слова, обозначающие овощи, нужно связать с частями прилавка овощного магазина. Можно сделать зоопарк, и ферму в пригороде, чтобы была возможность делать ассоциации с названиями животных.

Во многих языках существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Запоминая слова мужского рода, можно включать в образ мужчину, женского - женщину, а среднего - животное без определенного рода. Другой способ - разделять территорию на две (мужскую и женскую) или три части - мужскую, женскую и среднюю, разграничивая их с помощью рек, дорог, и т.п.

Прилагательные в парке

Прилагательные удобно связывать с садом или парком в городе: такие слова, как зеленый, душистый, яркий, маленький, холодный, и т.д. можно легко соотнести с предметами в парке. Возможно, в нем будет озеро, лесок, и в нем будут гулять самые разные люди.

Глаголы в спорткомплексе

Глаголы можно легко связать со спорткомплексом или стадионом. Ведь там можно бегать, ходить, плавать, есть, и так далее.

Много языков, много городков

Еще одно изящное применение этой техники - когда изучаются несколько языков, что иногда вызывает путаницу. При использовании мнемонической системы "языкового городка" нужно лишь выбрать отдельный город или поселок для каждого изучаемого языка. В идеале этот городок может находиться в соответствующей стране, или по крайней мере иметь оттенок соответствующей страны.

Запоминание слов по ходу чтения

Читая текст на изучаемом языке, вы можете подробно воображать происходящее в созданном языковом городке.


Глава 7. Лингвистика нипочем

(из книги Олега Степанова "Мнемоника (Правда и вымыслы)")

       А теперь я расскажу вам, как наиболее эффективно и рационально изучать иностранные языки. Секрет в создании хорошего фона. Если вы будете создавать для каждого слова свою ассоциацию и хранить их в различных уголках памяти, то частые провалы вам гарантированы. Нужно создать город. Есть ли у вас город детства, в котором вы родились? Может быть вы часто бывали на каком-либо курорте? Может быть, деревня предков? Там должно быть все: дом где вы жили, для запоминания бытовых слов, обязательно с кухней (если не было, придумайте), ванна (можно придумать), стадион для спортивных слов (нужно придумать), ресторан (сотворите что-нибудь из американского кино), речка или море для морских слов и т.д. и т.п.. В городе должно быть все, необходимое для нормальной человеческой жизни. Хорошо бы в нем, в вашей комнате, поместить вашего друга детства, на котором вы будете запоминать части тела. И, желательно, небольшую лабораторию (можно концлагерь), в которой будут проводить опыты над людьми, для запоминания глаголов действия. Такой город рекомендуется для одного языка. Все будет храниться в одном месте, и потому легко доставаемо в нужный момент. Этим способом О'Брайен запомнил за час 320 немецких слов! Постарайтесь достать словарь с самыми распространенными словами данного языка (есть такие), и выучите его.

       Этот фон отличается от многократного фона. Запомнив все что надо, вы должны вернутся к данному материалу примерно через два дня, и все повторить. Кое-что вы забудете, но на то и повторение - мать учения. Потом снова вернитесь к данной процедуре через две недели. Теперь позабытого уже будет меньше. А через месяц вы будете помнить уже почти все. Единственное, что вам после этого надо будет иметь - это необходимость в знании языка. Если он вам нужен - вы будете его помнить.

       Однако, не забывайте, что словарь это лишь половина дела - грамматику тоже надо изучать, а для этого все же требуется хороший учебник. И, самое главное - начинайте говорить. Есть люди, которые зная 50 - 100, слов разговаривают, а есть те, кто знает тысячу слов и молчит. Поборите страх. Человек, который знает мало слов, но пытается говорить на иностранном языке, уж поверьте мне, выглядит гораздо умнее того, кто даже не раскрывает рта.

       Мать моего приятеля долго смеялась над его занятиями мнемоникой и довольно долго высокомерно относилась к тому, что он может запомнить большой список слов. Это продолжалось до того момента, пока он, на спор, не выучил за месяц два языка (по неделе на словарь и по неделе на грамматику) и не сдал по ним контрабандно экзамены вместе с друзьями из параллельной группы. Конечно же, он учился в техническом институте, где иностранный был не основным, но после этого мать стала брать у него уроки!


| В начало страницы | | На основную страницу |