Древний барельеф, изображающий свиту царя Ашоки

Царь Ашока

(Г.Д. Уэллс. Краткая История Мира. 29 глава)

Прошло несколько поколений после смерти Гаутамы, и его высокое и благородное Учение, которое впервые ясно объяснило, что самоограничение приносит добро человеку, сделало сравнительно небольшой прогресс в мире. Но это было до тех пор, пока оно не захватило воображение одного из самых больших монархов, которых когда-либо видел мир.

Мы уже упоминали, как Александр Великий вторгся в Индию и сражался с Порусом на реке Инд. Греческие историки рассказывают, что некий Чандрагупта Маурья вошел в лагерь Александра и убеждал его продвинуться к реке Ганг для завоевания всей Индии. Александр не мог сделать этого из-за отказа македонцев идти дальше, так как для них это был неизведанный мир, и позднее  (в 321 г до н. э.) Чандрагупта при помощи различных горных племен смог осуществить свою мечту и без помощи греков. Он создал империю в Северной Индии и стал способен (в 303 г до н. э.) напасть на  Селекуса I в Пенджабе и уничтожить последний оплот греческой власти в Индии. Его сын расширил новую империю. Его внук, Ашока, о котором мы сейчас будем говорить, правил империей (к 264 г до н. э.) от Афганистан до Мадраса.

Ашока стремился следовать примеру своего отца и деда и хотел полностью завоевать индийский полуостров. Он вторгся в Калингу (255 г до н. э.), страну, расположенную на восточном побережье Мадраса, и успешно вел военные действия, но стал единственным среди завоевателей, который почувствовал отвращение к жестокости и ужасам войны так, что он отказался от этого. Он не делал больше этого. Он принял мирное Учение Будды и объявил, что впредь его завоевания будут завоеваниями религии.

Его двадцативосьмилетнее правление было одним из ярчайших эпизодов в беспокойной истории человечества. Повсеместно в Индии он организовал рытье колодцев и сажал тенистые деревья. Он строил больницы и сажал сады для людей, а также сады для выращивания лекарственных растений. Он создал министерство, которое заботилось о благосостоянии коренных жителях и пришлых народов Индии. Он создал условия для образования женщин. Он делал щедрые пожертвования буддийским монахам и побуждал их к более глубокому исследованию их собственной литературы, так как очень быстро накопились искажения и суеверия в чистом и простом Учении Великого Индийского Учителя (Будды). Миссионеры, посланные царем Ашокой, были в Кашмире, Персии, на Цейлоне и в Александрии.

Таков был Ашока, величайший из царей. Он далеко опередил свое время. Он не оставил наследника или организацию людей, которые бы продолжили его работу, и через столетие после его смерти, великие дни его правления стали славной памятью разрушенной и распадающейся Индии. Каста священников-брахманов, самая высокая и привилегированная каста в индийском социальном обществе, всегда была оппозиционно настроена в отношении открытого и простого Учения Будды. Постепенно брахманы подорвали влияние буддистов в Индии. Старые чудовищные боги, бесчисленные культы индуизма возобновили свое влияние. Каста стала более строгой и сложной. Долгие столетия буддизм и брахманизм процветали рядом друг с другом, но затем буддизм стал медленно увядать и брахманизм во множестве своих форм заменил его. Но за пределами Индии и каст, в Китае и Сиаме, Бирме и Японии буддизм распространился и укоренился, так что стал преобладающим на сегодняшний день.


| В начало страницы | | К оглавлению | | К следующей странице |