ваджраяна

Автор intayoue, 23:21 04 сентября 2009

« назад - далее »

intayoue

Объясните мне пожалуйста:  буддизм ваджраяны  относится к махаяне, или он только похож на нее, но во многом отличается и является отдельной ветвью, не относящейся ни к махаяне , ни к тхераваде.

цитата из википедии :

"Ваджраяна — путь трансформации сансарического ума, основанный на мотивации и философии Великой Колесницы (Махаяны), но с характерными взглядом, поведением и методом медитации."

Yeshe

ответ зависит от того, с кем вы беседуете. Представитель ваджраяны наверное скажет, что это направление высшее из направлений буддизма и является как бы завершением и улучшенной и усиленной версией предыдущих. Для тхеравадинов и ваджраяна, и махаяна - это отклонения и вариации на тему буддизма, часто сильно искаженные и имеющие мало отношения к основе, из которой они вышли.

Ассаджи

#2
Цитата: intayoue от 23:21 04 сентября 2009
Объясните мне пожалуйста:  буддизм ваджраяны  относится к махаяне, или он только похож на нее, но во многом отличается и является отдельной ветвью, не относящейся ни к махаяне , ни к тхераваде.

Все эти обозначения весьма условны.

"Ваджраяной" обычно называют тибетский буддизм. В тибетском буддизме синтезированы элементы Сарвастивады, учений Нагарджуны, Праджняпарамиты, учений Асанги, индийской тантры, и тибетского шаманизма Бон. Тибетский буддизм практикуется не только в Тибете, но и в Бутане, Непале, северном Китае, Монголии, и российских буддийских республиках.

Ранняя индийская "махаяна" (представленная, например, Камалашилой) на данный момент не сохранилась. Поэтому реально "махаяной" называют в основном буддизм Китая, Японии, Кореи и Вьетнама, прежде всего дзен-буддизм. "Махаяной" также называют и тибетский буддизм, особенно те его элементы, которые не связаны с тантрой и шаманизмом.

"Тхеравадой" прежде всего называют в географическом смысле буддизм Юго-Восточной Азии, - Шри Ланки, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Таиланда. А исторически это название одной из ранних буддийских школ.

Такое географическое значение эти термины приобрели сравнительно недавно. В странах Юго-Восточной Азии национальные формы буддизма называли и называют просто "учение Будды". Название "Тхеравада" - проявление глобализации, приведшей к большей осведомленности о других странах и региональной солидарности.

В Тибете до сравнительно недавнего времени очень немногие знали о буддизме Юго-Восточной Азии.
Исторически, во время возникновения буддизма в Тибете примерно в седьмом веке, Тибет граничил с областями Индии, Гандхары и Китая, где была распространена Сарвастивада. С тхеравадинами могли контактировать лишь отдельные тибетские паломники. После окончательного упадка буддизма в индии в 12-14 веках тибетский буддизм и буддизм ЮВА оказались разделены друг от друга тысячами километров. В тибетских текстах под названием "хинаяна" сохранились описания Сарвастивады, которой давно уже нет. Встретившись с буддизмом ЮВА, за неимением других терминов некоторые тибетские буддисты стали называть его "хинаяной".

Если говорить о более ранней, не географической, внутренней тибетской классификации, то элементы, относящиеся к Сарвастиваде, называют "хинаяной", элементы Праджняпарамиты и "пути Бодхисаттвы" Асанги - "махаяной" , а элементы тантры - "ваджраяной".

См. также статью "Миф о "Хинаяне"" - http://dhamma.ru/lib/authors/misc/myth.htm

Ассаджи

#3
Истоки стремления достичь "состояния Будды за одну жизнь" описаны в теме:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=510.0

До

Только Камалашила (713-763 гг.), это не ранняя махаяна, а уже развитáя (или даже закат индийской махаяны). Это ранний тибетский буддизм, но почему его учение не сохранилось, ведь трактаты сохранились и изучаются в Тибете. Ранняя/классическая махаяна, это Асанга-Васубандху (300-400гг), все их трактаты так же сохранились и изучаются где нужно.

Ассаджи

Цитата: До от 12:47 02 апреля 2011
Только Камалашила (713-763 гг.), это не ранняя махаяна, а уже развитáя (или даже закат индийской махаяны). Это ранний тибетский буддизм, но почему его учение не сохранилось, ведь трактаты сохранились и изучаются в Тибете.

Да, трактаты сохранились, но именно как часть тибетского буддизма.

ЦитироватьСогласно традиционным тибетским источникам, диспут закончился полной победой Камалашилы (что привело даже к самоубийствам среди сторонников Хэшана Махаяны), после чего царь запретил проповедь китайского буддизма и Тибет окончательно и бесповоротно обратился к классическим индийским образцам.

http://modernlib.ru/books/torchinov_evgeniy_alekseevich/vvedenie_v_buddologiyu_kurs_lekciy/read_12/

ЦитироватьРанняя/классическая махаяна, это Асанга-Васубандху (300-400гг), все их трактаты так же сохранились и изучаются где нужно.

Раннее и позднее - понятия относительные. Ведь Махаяна существует и до наших дней, а
со времен Камалашилы прошло больше тысячи лет.

Я тут использую терминологию профессора Торчинова:

ЦитироватьВообще же идея бодхи, истинного пробуждения Будды, настолько важна для Махаяны, что ее часто называют Бодхисаттваяной, то есть Колесницей Бодхисаттв, Существ (саттва), стремящихся к Пробуждению (бодхи). Так кто же такие бодхисаттвы?

В раннем буддизме, как мы помним, бодхисаттвой назывался будущий Будда до того, как он обрел пробуждение, то есть, собственно, стал Буддой. В Махаяне бодхисаттва – это любой человек, монах или мирянин, наделенный бодхичиттой (читта – сознание, психика; в данном случае – установка на нечто или намерение достичь чего-то), то есть намерением обрести бодхи, пробудиться, стать Буддой. Таким образом, в ранней Махаяне меняется, по сравнению с Хинаяной, цель буддийской практики. Позднее меняется и ее мотивация.

Интересно, что это раннее махаянское значение слова «бодхисаттва» сохраняется в словоупотреблении современных китайских буддистов: в некоторых случаях бодхисаттвой (кит. путисадо или обычно в сокращенной форме – пуса) может быть назван любой верующий: ведь предполагается, что, будучи махаянистом, он стремится именно к достижению состояния Будды, к пробуждению.

Несколько позднее в текстах, посвященных идеалу бодхисаттвы, начинает все громче и громче звучать новый обертон, постепенно становящийся основным и важнейшим. Это новый мотив стремления к пробуждению, формулирующийся обычно так: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ». Эта фраза теперь считается стандартной формулой, выражающей суть бодхичитты – стремления к обретению состояния Будды. Бодхичитта – это умение видеть все живые существа в качестве своих «матерей» (ведь если все мы находимся в круговороте сансары с безначальных времен, то мы уже побывали со всеми существами во всех возможных отношениях, в том числе каждое из них уже успело побывать и в роли нашей матери). А поскольку хороший сын или дочь не могут равнодушно видеть, как их мать мучается в сансаре, и не могут стремиться к нирване, оставив мать страдать в коловращении циклического существования, их святой долг отказаться от собственного спасения до тех пор, пока им не удастся спасти свою мать. Именно так описывается бодхичитта в сочинениях классической, или зрелой, Махаяны и в проповедях ее современных представителей.

В зрелой Махаяне двумя главными и определяющими качествами бодхисаттвы становятся Мудрость (праджня) и Сострадание (каруна).

Тексты утверждают, что невозможно стать Буддой, не обладая в совершенстве этими двумя качествами, причем сострадание начинает восприниматься в практическом модусе – как набор «искусных средств» или методов (упая), посредством которых бодхисаттва, движимый состраданием, получает возможность помогать живым существам освободиться от пут сансарического существования. Как птица не может лететь только на одном крыле, говорят тексты, так и состояния Будды нельзя достичь только при помощи одной лишь мудрости или одних искусных средств: мудрость без средств пассивна, средства без мудрости слепы. Впоследствии в рамках тантрического буддизма мудрость начинает символически изображаться в виде женского божества, искусные средства/сострадание – в виде мужского; их соитие есть высшая интеграция (юганаддха), ведущая к пробуждению и обретению состояния Будды.

http://readr.ru/evgeniy-torchinov-vvedenie-v-buddologiyu-kurs-lekciy.html?page=11

alexmozes

Если вспомнить, что существует не слишком популярное слово "ламаизм" - с классификацией Ваджраяны станет проще.

Ассаджи

Я не сторонник простых ярлыков - тем более обидных для кого-то.
Действительность многограннее названий.

alexmozes

Это меня философы научили. Они тоже не виноваты. Им так дают.