Буддизм и искусство

Автор Vstakan, 21:34 12 марта 2010

« назад - далее »

Vstakan

Доброе время суток!
Не могли бы Вы мне посоветовать, какая литература освещает восприятие буддизмом такого феномена, как искусство. Каковы причины появления искусства? Какими психическими состояниями оно обусловлено и что в участвует в творческом процессе?
Заранее спасибо.
Внемлите, ученики, увещеваю вас: в гибели жизни сотвоpенного, тpудитесь pади спасения со всей pевностью!

Ассаджи

Доброго времени!

Цитата: Vstakan от 21:34 12 марта 2010
Не могли бы Вы мне посоветовать, какая литература освещает восприятие буддизмом такого феномена, как искусство. Каковы причины появления искусства? Какими психическими состояниями оно обусловлено и что в участвует в творческом процессе?

Будда принципиально не учил ничему другому, кроме пути к прекращению страдания, и не претендовал на описание всего и вся.

В его учении нет искусствоведения, психологии творчества, квантовой физики, и т.д. и т.п.

Встречаются околобуддийские работы по искусству буддийских стран, но не более.

http://www.dhamma.ru/sadhu/modules/mylinks/viewcat.php?cid=2

Vstakan

Нет, то, что Просветлённый принципиально не учил чему-то другому, это совершенно понятно мне. Однако вопрос о происхождении искусства, его причинах, как мне кажется, напрямую связан с Дхаммой. Желание творить - это тоже желание. Не вижу причин, по которым не было бы работ, рассматривающих творческий позыв как частный случай танхи.  :)
Мне в принципе неинтересно искусствоведение как таковое. Гораздо важнее именно глубинные причины потребности в искусстве: лично у меня она довольно высока. Следует ли рассматривать её как довольно чувственное желание, как искусство отражается на камме, в чём опасность и польза этого феномена - вот вопросы, которые, на мой взгляд, достойны обсуждения.
Вот приведу простой пример. Представьте себе фильм, в котором довольно натуралистично показана сцена смерти какого-либо человека, подорвавшегося, скажем, на мине. С одной стороны, это может показаться актом недостойным, но с другой стороны она может оказать благоприятное влияние на нас, способствуя практике "nine charnel grounds comtemplation" или, по крайней мере, оказаться полезным примером при объяснении аниччи. Поправьте меня, если я не прав.
Внемлите, ученики, увещеваю вас: в гибели жизни сотвоpенного, тpудитесь pади спасения со всей pевностью!

Ассаджи

Цитата: Vstakan от 22:37 12 марта 2010
Нет, то, что Просветлённый принципиально не учил чему-то другому, это совершенно понятно мне. Однако вопрос о происхождении искусства, его причинах, как мне кажется, напрямую связан с Дхаммой.

Сама Дхамма - это в некотором смысле искусство. Здесь развиваются умелые и устраняются неумелые качества.

ЦитироватьЖелание творить - это тоже желание. Не вижу причин, по которым не было бы работ, рассматривающих творческий позыв как частный случай танхи.  :)

Вот только не стоит вдаваться в глупый аскетизм.

Чувственное желание - это вполне конкретная вещь - желание приятных чувственных впечатлений.

Жажда, танха, - тоже вполне определенна, - тяга к приятным чувствам и тому, что их сопровождает.

Творчество - это нечто другое.

Готама в юношестве (и в прошлых жизнях) изучал искусство, и использовал метафоры из искусства в своих проповедях. Овладение искусством позволяет развить важные качества - от терпения до уравновешенности.

ЦитироватьМне в принципе неинтересно искусствоведение как таковое. Гораздо важнее именно глубинные причины потребности в искусстве: лично у меня она довольно высока. Следует ли рассматривать её как довольно чувственное желание, как искусство отражается на камме, в чём опасность и польза этого феномена - вот вопросы, которые, на мой взгляд, достойны обсуждения.
Вот приведу простой пример. Представьте себе фильм, в котором довольно натуралистично показана сцена смерти какого-либо человека, подорвавшегося, скажем, на мине. С одной стороны, это может показаться актом недостойным, но с другой стороны она может оказать благоприятное влияние на нас, способствуя практике "nine charnel grounds comtemplation" или, по крайней мере, оказаться полезным примером при объяснении аниччи. Поправьте меня, если я не прав.

В том, что касается таких сложных явлений, как искусство, нет простых рецептов, и нужно рассматривать предпосылки и последствия в каждом отдельном случае. Замечать, какие умственные качества возникают и развиваются.

На мой взгляд, важно различать Дхамму от творчества, и выделять им отдельное время, чтобы хорошо получалось и то, и другое.

Ассаджи

В сутте "Вопросы Сакки" (ДН 21) Будда похвалил музыканта Панчасикху за исполнение песни, посвященной Будде, Дхамме и Сангхе.

( Evaṃ vutte bhagavā pañcasikhaṃ gandhabbadevaputtaṃ etadavoca – ''saṃsandati kho te, pañcasikha, tantissaro gītassarena, gītassaro ca tantissarena; na ca pana te pañcasikha, tantissaro gītassaraṃ ativattati, gītassaro ca tantissaraṃ. Kadā saṃyūḷhā pana te, pañcasikha, imā gāthā buddhūpasañhitā dhammūpasañhitā saṅghūpasañhitā arahantūpasañhitā kāmūpasañhitā''ti? )

Однако для монахов такие занятия совершенно неуместны, о чем говорит Будда в Рунна сутте:

Ruṇṇamidaṃ, bhikkhave, ariyassa vinaye yadidaṃ gītaṃ. Ummattakamidaṃ, bhikkhave, ariyassa vinaye yadidaṃ naccaṃ.

"Монахи, в дисциплине Благородных пение подобно плачу, а танец подобен сумасшествию."

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara1/3-tikanipata/011-sambodhivaggo-e.html

Den

скажите а есть это сутра на русском языке?

Ассаджи

Вся сутта:

"Монахи, в дисциплине Благородных пение подобно плачу, а танец подобен сумасшествию. Смеяться слишком долго, показывая зубы, - это ребячество. Поэтому откажитесь от пения и танцев; и вам, радующимся Учению, подобает смеяться умеренно."


108. ''Ruṇṇamidaṃ, bhikkhave, ariyassa vinaye yadidaṃ gītaṃ. Ummattakamidaṃ, bhikkhave, ariyassa vinaye yadidaṃ naccaṃ. Komārakamidaṃ, bhikkhave, ariyassa vinaye yadidaṃ ativelaṃ dantavidaṃsakahasitaṃ. Tasmātiha, bhikkhave, setughāto gīte, setughāto nacce, alaṃ vo dhammappamoditānaṃ sataṃ sitaṃ sitamattāyā''ti.

Den

спасибо, однако неожиданно короткая  :)