Ненависть из метты

Автор polnoch, 20:34 05 октября 2009

« назад - далее »

polnoch

Замечать стала за   собой, впервые в жизни как появилась во мне ненависть из любви. Реальная такая ненависть * лучше б не было*. После сильного стресса и горя, которое ломает) А что делать не ясно. Как такое возможно, потому что любовь настоящая допустим к родным или другу(подруге), а не желание или похоть?Конечно, когда это замечается, я больше не ненавижу.Но само наличие в  моей жизни этого настораживает, потому что во мне никогда такого не было. Даже если меня сильно избивали, обманывали , кидали и тп. И вот теперь вылезает на долю секунды.Что делать?

polnoch

#1
Я  б даже сказала из сильной, насильнейшей и бескорыстной любви. :-(
Когда уже все высосана и отдано, тогда она появляется. Когда ты пуст.. Думаю,  об этом думаю и плохо не ясно все.Что делать, что практиковать. Если все равно это круг.
Развитие метты ---ее больший рост--- самоизливание--- опустошение--- ненависть---развитие))

Ассаджи

#2
Как говорится, "от любви до ненависти - один шаг".

Обычно такие вопросы решают с помощью другого человека, который выслушивает, понимает, и помогает, сохраняя равновесие, рассматривать происходящее, пока оно не преобразуется. Это похоже на то, как один человек помогает другому выбраться из болота.

В буддийской практике, которой посвящен этот форум, возможна самостоятельная работа, но для неё нужно предварительная наработка точек опоры и устойчивого уравновешенного пространства для рассмотрения происходящего. Это похоже на восхождение альпиниста на гору. Чтобы наработать эти точки опоры, нужно время.

А если уже наработана та или иная опора сосредоточения, например, дружелюбие или дыхание, то можно, например, совместить эту опору во внимании с областью мучительного чувства, и со временем чувство преобразуется.

Вот как можно совмещать во внимании дыхание с областями тела:
http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htm

Тут ключевое слово - просторность ума. Она сродни безмятежному наблюдению (упеккха), которое даже тоньше и чище, чем метта. Хотя метта тоже просторна, когда она безоговорочно развивается ко всем без исключений и предпочтений существам, в каких бы состояниях они не были.

Метту, чтобы она была глубокой и укоренившейся, тоже очень хорошо вначале совмещать со сканированием областей тела.

Кусярон

polnoch, возможно, имеет смысл поэкспериментировать с разными вариантами доброжелательности. Можете задаться вопросом, какие акценты возможны в практике метта, и какие из акцентов будут приводить к равномерному развитию дружественности, без сильного "самоизлияния", за которым следует "опустошение".

polnoch

Спасибо вам всем.
Ассаджи  именно то,как можно это все решить с помощью буддисткой практики и интересовало.

Zom

Если из метты появилась ненависть - значит метта не была развита. Если казалось, что была развита - значит просто так казалось. Есть сутта даже на этот счёт, где Будда говорит о том, что если человек заявляет, что развил метту, и это "не работет", потому что недоброжелательность всё равно наличествует, то такой человек заблужается (в том, что развил метту).

polnoch

#6
С ненавистью я загнула-) Все прошло и больше не появляется.Надеюсь это так и останется единичным случаем. Будем следить за собой.
Но если не трудно , поясните что такое недоброжелательность  с точки зрения Тхеравады, конкретнее.
Если меня беспокоит, долго гнятет чувство или мысль и я думаю * лучше бы не было в моей жизни , лучше б не видела и тп*  это не доброжелательность?

Ассаджи

А какое при этом отношение к соответствующим людям?

polnoch

#8
Неприятие плохих дел. Типо *что же ты натворил*. К самому человеку сострадание и сожаление, наверно.
Один раз , такое что когда объект  вызывал плохое самочувствие и страдание * лучше б не было *(секунду)Я обратила внимание и пресекла мысль . Потом любовь к объекту.  И после освобождение от привязанности и влюбленности, зацикленности. Сейчас объект почти не волнует)

Zom

Вообще недоброжелательность - это один из "трёх корней порока" - dosa.
Имеет широчайшую градацию, начиная от сильнейшей ненависти (когда человек аж в безумие от злобы впадает и может легко убить в таком состоянии), заканчивая тончайшей неуловимой неприязнью, недовольством к чему-то пустяковому или к чему-то очень утончённому и едва заметному.

Для меня в практике было большим открытием увидеть и осознать наличие подобной неприязни. Причем внешняя реакция, выражающаяся в телесных действиях или изменениях, или же словесная реакция на такую неприязнь может полностью отсутствовать. Но зато она присутствует в уме. То есть ты можешь внешне казаться на 100% спокойным (и другие никогда не заметят по тебе того, что в тебе есть эта неприязнь) - то в своём уме самостоятельно ты можешь различить, что тонкая неприязнь наличествует. Но для того, чтобы это увидеть, требуется более-менее развитая практика и - самое важное - достаточная честность по отношению к самому себе - а иначе подобный феномен будет мгновенно прикрыт, закамуфлирован, завуалирован "масками", которые человек накладывает сам для самого себя, чтобы казаться 100% чистым и правильным. Для собственного оправдания такие маски часто накладываются...

Вот если удаётся распознать механизм наложения собой на себя этих масок - это уже, я считаю, громадное достижение в практике. Ну и следующее достижение - когда ты можешь разрушить или нарушить механизм их наложения. Вот так достигается подлинная духовная чистота, и никак иначе.

polnoch

Духовная чистота не достигается.

Viveka

Цитата: Zom от 12:11 09 октября 2009
То есть ты можешь внешне казаться на 100% спокойным (и другие никогда не заметят по тебе того, что в тебе есть эта неприязнь)

Я слышала, что продвинутые практики способны тонко чувствовать эмоциональное состояние собеседника, т.к. они могут различать незаметные для простого взгляда мимические комбинации. Оказывается, существует целая сложная гамма выражений лица, которые постоянно сменяют друг друга, т.к. настроение сознания меняется постоянно и быстро. Обычно люди могут замечать лишь довольно яркие "гримасы". Поэтому определением точного настроя "человека напротив" часто бывает ошибочным.

Ассаджи

Тонкость в том, что недоброжелательность подпитывается определенной направленностью внимания, - например, когда обращаешь внимание только на негативные стороны кого-то или чего-то.

ЦитироватьИ что служит пищей для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности? Есть перцептивный образ возмущения (патигха-нимитта). Уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности.

http://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm

Если переключить внимание и расширить его, обратив внимание и на положительные стороны, то злость сама собой пройдет.

Ассаджи

"В своей книге «Заключенный и взрывное устройство» Лоренс Ван дер Пост вспоминает ужас, который он пережил во время войны в японском лагере для военнопленных на Яве. В этом страшном месте он пришел к выводу:
«Единственная надежда на будущее лежит во всеохватном прощении тех людей, которые являются нашими врагами. Прощение, научил меня мой опыт заключенного, не было простой религиозной сентиментальностью; оно было таким же фундаментальным законом человеческого духа, как закон притяжения. Если кто-то ломает закон притяжения, он ломает себе шею; если кто-то ломает закон прощения, он наносит своему духу смертельную рану и снова становится звеном в цепи одного и того же процесса, долго и мучительно пытаясь избежать последствий такой жизни»."

http://www.reformed.org.ua/2/492/9/Yancey

Арта

сегодня села медитировать, вроде успокоилась, и тут вырвалась изнутри такая ненависть к себе, желание уничтожить себя. пыталась наблюдать это,осознавать что "я злюсь, я ненавижу..." но что-то так с трудом дается это. изнутри прям как будто сердце все съедается этой злостью.
такое чувство что со мной что-то не так, совсем не понимаю что происходит и как с этим быть - просто наблюдать?

Ассаджи

Цитата: арта от 13:59 18 июня 2011
сегодня села медитировать, вроде успокоилась, и тут вырвалась изнутри такая ненависть к себе, желание уничтожить себя. пыталась наблюдать это,осознавать что "я злюсь, я ненавижу..." но что-то так с трудом дается это. изнутри прям как будто сердце все съедается этой злостью.
такое чувство что со мной что-то не так, совсем не понимаю что происходит и как с этим быть - просто наблюдать?

По-хорошему, я бы в такой ситуации обратился за дружеской поддержкой и пообщался бы по душам.

yuri2006

Уважаемая Арта

Цитировать
у меня вот бывает что я начинаю злиться, когда раздражаюсь на кого-то. вроде как "как же так, я ведь должна развивать любовь, а вместо этого у меня вырывается раздражение!"
перечитала на эту тем некоторые материалы и еще раз осознала, что не стоит задавливать в себе так называемые "плохие чувства", их нужно просто осознавать. но черт возьми как это нелегко)
Цитировать

Есть книга Элизабет Кюблер-Росс, где она говорит о 5 естественных эмоциях, и их искажениях при подавлении. Также об этом можно прочитать в "Разговорах с богом" Уолша. Раздражение по Элизабет не является "плохим" чувством, наоборот, это естетственная эмоция. Она показывает, что вам что-то не нравится. Если раздражение "задавливать", то в конце концов оно вырвется в виде гнева (это искаженное раздражение). Осознавать его также недостаточно, надо к нему прислушиваться, оно что-то хочет сказать.

Хельга

Цитата: Ассаджи от 16:47 06 марта 2011
«Единственная надежда на будущее лежит во всеохватном прощении тех людей, которые являются нашими врагами. Прощение, научил меня мой опыт заключенного, не было простой религиозной сентиментальностью; оно было таким же фундаментальным законом человеческого духа, как закон притяжения. Если кто-то ломает закон притяжения, он ломает себе шею; если кто-то ломает закон прощения, он наносит своему духу смертельную рану и снова становится звеном в цепи одного и того же процесса, долго и мучительно пытаясь избежать последствий такой жизни»."

Вдохновилась, первый раз в жизни попробовала. Трудно далось мне это решение. Но результат приятен :)