Гора Меру и космология в Тхераваде - стр. 1 - Ключевые понятия и модели - Постижение

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Гора Меру и космология в Тхераваде  (Прочитано 11336 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478

(Обновление темы http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=5983 )

Цитировать
Традиц. буддийские тексты говорят, что при переселении в миры (локи) дэвов, асуров, прет и адов человек приобретает ТЕЛЕСНУЮ оболочку. Но тогда уместно задать вопрос о том, где находятся эти локи? Это параллельные миры, другие планеты, подземелья или что-то еще? А может, эти локи здесь, просто предполагают какую-то материю, невидимую и неощутимую обычными способами?

Думаю, что дэвы (тридцать три во главе с Индрой) обитают на горе Меру на Северном полюсе (асуры, возможно, на Южном), в магнитосфере Земли, а ады находятся под землей.

См. по поводу магнитосферы Северного полюса
http://uvs-model.com/UVS%20on%20geometrical%20structure%20of%20magnetosphere.htm
http://www.albany.edu/faculty/rgk/atm101/magneto.htm


Изображения горы Меру:
http://www.exoticindiaart.com/product/TF41/
http://phoenixandturtle.net/images/meru.jpg
http://www.peking-tours.com/lama-temple/mount-xumi.html


Описание в Махабхарате:
http://www.sacred-texts.com/hin/m06/m06006.htm
http://www.sacred-texts.com/hin/db/bk08ch15.htm

Статья о мифической географии северных полярных областей:
http://www.eaudrey.com/myth/Places/Mercator%20Article.pdf
« Последнее редактирование: 23 Октябрь 2012 23:03 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #1 : 20 Сентябрь 2009 09:07 »

Цитировать
Вы , наверное, пошутили?

Я не шучу, по доступным мне буддийским и индуистским источникам складывается именно такая картина.

Цитировать
Тем более что на Северном полюсе- океан, а не гора Меру.

А нигде и не говорится, что гора Меру обычная, каменная. Наоборот, говорится, что обычный человек её увидеть не может.

Кроме того, на изображениях горы она имеет форму перевернутого конуса (см. ссылки выше), которую обычная гора иметь не может, а магнитосфера на северном полюсе как раз имеет.

Цитировать
Что касается магнитосферы, непонятно, как там кто-то может жить, и зачем ему это- есть ведь места и поприятнее...

"В индийской «Махабхарате» согласно утверждениям Стрункиной М., упоминается имеющаяся на далеком севере гора Меру, которая «неизмеримо высока, не видано нигде в мирах». Прямо над ней Полярной звезда. Солнце там светит круглый день. Есть там апсары «блистательные водяницы, играющие радугой», «воды застыли в красивых видах». Там живут боги, асуры, змеи, птицы и нимфы. Вокруг Молочное море, в северной части которого большой остров Швета-Двипа, «страна, где вкушают блаженство», живущие там «смелые люди, дивные видом, преисполненные жизненной силы»."

Исследователь и переводчик древнеиндийского эпоса "Махабхарата" Борис Леонидович Смирнов выдвинул обоснованную гипотезу, по которой под "игрой радугой" имеется в виду северное сияние. А северное сияние - магнитосферное явление.

Цитировать
Ну а под землей никаких адов пока не нашли...

Во всех известных мне религиозных системах (в том числе возникших независимо друг от друга) ады находятся именно под землей.

Понятно, что там не найти человечков в подземных помещениях, - речь идет о формах жизни не в биологическом теле наподобие человеческого, а в каких-то других телах.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #2 : 20 Сентябрь 2009 09:08 »

« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2010 22:04 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #3 : 20 Сентябрь 2009 09:11 »

Цитировать
Сообщение от Миха
Об адах. Во-первых, не во всех религиях. Скажем, в мистич. иудаизме "ады" рассматриваются как часть духовных миров- это ближе к небу, чем к земле, а точнее- вообще вне всякой связи с конкретным местом.

В иудаизме Геенна - это место для сожжения мусора и преступников в глубокой долине за стенами Иерусалима. Здесь есть частичная параллель с подземными горячими адами, описываемыми в других религиях.

Цитировать
Во-вторых, если следовать описаниям адов в сутрах (скажем, основных обетов Кшитигарбхи), можно увидеть разнообразие природных условий (скажем, есть ады горячие и холодные, полные мочи или железных шипов), невообразимое в рамках исключительно земных недр.

В тибетском буддизме холодные и горячие ады локализуются под землей, под горой Меру.
http://huntingtonarchive.osu.edu/resources/buddhistIconography.html#01

Конечно, речь не идет о моче или о железных шипах в человеческом смысле.

Цитировать
Обратите также внимание, что в приведенном отрывке описывается нечто вполне конкретно-земное. Если не насиловать текст, лучше признать, что речь о параллельном мире, где в самом деле есть змеи, птицы, море и т.д.

В описаниях подчеркивается, что речь не идет об обычных змеях, птицах, морях и т.д. Наоборот, подчеркиваются их необыкновенные качества.

Цитировать
Наконец, просто непонятно, зачем кому-то жить в этом самом "конусе"? Ничего особого там нет. Есть магнитное поле- но оно есть везде, причем напряженность ПАДАЕТ с высотой. Есть эл. частицы, проникающие через атмосферу в этом месте особенно интенсивно... но вне земной магнитосферы их еще больше. Так непонятно, чего небожители там потеряли?

Это вопрос не ко мне. В каждом мире свои плюсы и минусы.

Вот еще одна интересная цитата:

"Золотая гора Меру проходит через середину земного шара и выходит на поверхность с двух сторон."

http://nervana.nm.ru/india/meru.htm

что соответствует форме магнитосферы Земли.
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2010 22:05 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #4 : 20 Сентябрь 2009 09:14 »

Цитировать
Сообщение от Миха
Добавлю также, что в исламе местом пребывания души в период между смертью и воскрешением в самом деле явл. могила (т.е. то место, где лежит тело), но это не обязательно "ад", т.к. там можно и страдать, и отдыхать (если ты хороший мусульманин), и только шахиды сразу попадают в рай (если не ошибаюсь, в виде птиц- по одной из версий).

В исламе ад (jahannam) похож на геенну в иудаизме и христианстве.

Это "огненное место мучений неверных, лицемеров, тиранов и убийц. В аду дует знойный ветер самум и растет дерево заккум. Известно 2 адских водоема: один из гноя, другой - из кипятка. Грешники либо скованы цепями, либо погружены в горящую смолу саккар. У ада 7 ворот.

http://en.wikipedia.org/wiki/Jahannam

Джаханнам невероятно глубок:

Цитировать
Its Size, Hell is huge and immensely deep. We know this through several ways...

http://www.islamicinformation.net/2008/05/hell-in-islam-jahannam.html

Цитировать
Хорошо, допустим, Вы правы... какого рода тела, однако, предполагает Ваша версия? Лично мне трудно это представить...

Кто его знает? http://elementy.ru/news/164835 ?

Главное, что я хочу сказать, - божества заслуживают уважения, а ады избегания. И есть многое, что и не снилось современным мудрецам, но было известно древним.
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2009 09:43 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #5 : 20 Сентябрь 2009 09:18 »

Цитировать
Что ж, я не могу доказать, что Вы неправы. Может, и Правы. Но пока мне эта версия кажется надуманной...

Впрочем, нет, скорее, необычной, нестандартной... Идея-то Ваша, или чья-то? Как к ней относятся авторитетные тхеравадины, не считают ли ее еретической?

Идея моя. Я не вижу в моем предположении ничего противоречащего тхеравадинским описаниям.

См. http://www.palikanon.com/english/pali_names/s/sineru.htm
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/digha/dn-32-pt0.html

Эта тема обсуждалась на конференции по пали. Одна из участниц заявила, что поскольку человеческими глазами никакой горы Меру на северном полюсе не видно, то, очевидно, её не существует.

Монах, досточтимый Пандита, ответил, что современная наука неспособна ни подтвердить, ни опровергнуть существование горы Меру. Однако нам не следует принимать это слепо на веру, а быть прагматичными, и отставить эти вещи в сторону, не принимая их на веру и не отвергая их. Прошлые и будущие жизни могут существовать или нет, но лишь настоящее принадлежит вам. Если вы можете практиковать Дхамму, и жить в соответствии с Дхаммой, в настоящем, вы последователь Будды, независимо от того, заявляете ли вы об этом. В том же случае, если сомнение в непроверяемых вещах мешает практиковать Дхамму, то есть практики саматхи, с помощью которых можно надеяться с некоторой вероятностью узнать эти вещи.

В известном споре в Панадуре на Шри-Ланке в 1873 году, досточтимый Мигеттуватте Гунананда обосновывал христианскому проповеднику преподобному Давиду де Сильве наличие горы Махамеру направленностью стрелки компаса на Cеверный полюс.

Цитировать
He noted that compass needles point northward and not in any other direction, meaning that Mt. Meru must be at the North Pole, and that it must be magnetic.

http://panapuram.blogspot.com/2010/09/migettuvatte-gunananda-thera.html
http://panapuram.blogspot.com/
http://dhammacitta.org/forum/index.php?topic=7062.10
http://www.dailynews.lk/2003/01/25/fea05.html

Многие современные буддийские учителя спешат откреститься от буддийских космологических представлений, называя их или метафорами уровней человеческого сознания, или чужеродными вкраплениями из индуизма. При этом они отрекаются от этих "суеверий и прерассудков" в пользу "научных исследований".

Однако западная наука неспособна что-либо сказать по этому поводу, поскольку сам её подход "объективного подтверждения результатов экспериментов" замыкает её в узком диапазоне исследований. Нет даже зачатков методологии исследования субъективного. А ограничения мировоззрения экспериментаторов наподобие "этого не может быть, потому что не может быть никогда", приводят к обструкции неудобных исследователей в научных кругах.
« Последнее редактирование: 23 Июнь 2016 20:44 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #6 : 20 Сентябрь 2009 09:21 »

Цитировать
мы видим, скажем, в Махапаринирвана Сутре (палийской), что земля, оказывается, "стоит на водах" и землетрясения происходят, когда что-то ее раскачает... Можете, конечно, попробовать все многочисленные факты такого рода истолковать в духе замены смысла термина на более адекватный реалиям (гору-кучу камней- превратить в магнитосферу, воды, на которых стоит земля, объявить астеносферой

Сергей О. ответил:

Миха, а вы знаете смысл четырех первоэлементов, стихий - земли, воды, ветра и огня? Т.е. что под этим понимается?
Жидкий слой под твердым слоем земли совершенно естественно в соответствии со значением понятия "элемент вода" называть "вода".
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #7 : 20 Сентябрь 2009 09:23 »

Цитировать
Давайте начнем с того, что существование горы Меру в обычном смысле противоречит даже не науке, а просто очевидности: нет такой горы, и вообще Земля имеет форму "почти шара", что сильно отличается от классических описаний (хоть Тхеравады, хоть Махаяны).

Кстати, по поводу формы Земли есть интересное описание из Аттхакатхи (комментария, написанного в пятом веке).

Imasmi~nhi diipe suuriyuggamanakaalo pubbavidehe majjhanhiko hoti, uttarakuruusu attha"ngamanakaalo, aparagoyaane majjhimayaamo. Pubbavidehamhi uggamanakaalo uttarakuruusu majjhanhiko, aparagoyaane attha"ngamanakaalo, idha majjhimayaamo. Uttarakuruusu uggamanakaalo aparagoyaane majjhanhiko, idha attha"ngamanakaalo, pubbavidehe majjhimayaamo. Aparagoyaanadiipe uggamanakaalo idha majjhanhiko, pubbavidehe attha"ngamanakaalo, uttarakuruusu majjhimayaamoti. (DA.iii.868)

Когда на этом континенте (т.е. Джамбудвипе) восходит солнце, в Пуббавидехе полдень, в Уттаракуру закат, в Апарагояне полночь.
Когда в Пуббавидехе восход, в Уттаракуру полдень, в Апарагояне закат, а здесь полночь.
Когда в Уттаракуру восход, в Апарагояне полдень, здесь закат, а в Пуббавидехе полночь.
Когда на континенте Апарагояна восход, здесь полдень, в Пуббавидехе закат, а в Уттаракуру полночь.

В этом комментарии удачно описана смена дня и ночи в четырех странах света, расположенных с четырех сторон Северного полюса (с горой Меру).

Судя по описанию, Джамбудвипа соответствует Индии и окружающей её Евразии, Апарагояна - Африке, Уттаракуру - Америке, а Пуббавидеха - Австралии.

В классических описаниях Тхеравады не говорится, что Земля плоская. Напротив, по вышеприведенному описанию можно предположить у авторов шарообразную модель Земли.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #8 : 20 Сентябрь 2009 09:24 »

Цитировать
Вы писали: "Думаю, что дэвы (тридцать три во главе с Индрой) обитают на горе
Меру на Северном полюсе (асуры, возможно, на Южном), в магнитосфере Земли"

Боюсь ошибиться, но дэвы ведь обитают в мире форм или без-форм. То есть Вы
думаете, что эти миры буддийского психокосмоса имеют такой прямой физ смысл?

На горе Меру находятся именно тридцать три бога во главе с Индрой. Ниже них на той же горе - "божества четырех великих царей". Эти планы относится к миру форм, и локализуемы в физическом смысле.

Четыре плана выше, - Яма, Тусита, Нимманарати и Параниммита-васаватти, 

(см. http://www.accesstoinsight.org/ptf/dhamma/sagga/loka.html )

не имеют такой опоры и не локализуемы.

http://www.geocities.com/ekchew.geo/AbhidhammaC11.html
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #9 : 20 Сентябрь 2009 09:26 »

Цитировать
Приведенное описание можно понять не обязательно в духе шарообразности Земли. Кроме того, мне вот неизвестно ничего о том, чтобы авторитетные тхеравадины прошлого писали о Земле-шаре. Скажем, в Абхидхармакоше такого не нашел. А Вам известны такие комментаторы? Если их нет- приходим к выводу, что в учении Будды нет правильной информации об этом.

Действительно, в учении Будды нет информации о шарообразной форме Земли.

Описания в комментариях довольно размытые, и зачастую не соответствуют современным знаниям о географии.

http://www.palikanon.com/namen/c/cakkavaala.htm

Буддийская космология ценна теми сведениями, которыми современная география не располагает, - информацией о расположении различных планов существования.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Записан

Zom

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 298
    • Община Тхеравады в Санкт-Петербурге
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #11 : 20 Сентябрь 2009 10:25 »

Однако часто встречается фраза "мировые сферы" (по отношению к мирам). На языке пали тоже употребляется слово "сфера" ?

Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #12 : 20 Сентябрь 2009 11:50 »

Это, наверное, "лока-дхату" или "лока-аятана"

http://www.palikanon.com/english/wtb/g_m/loka.htm
http://dsal.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.3:1:824.pali

Еще словом "сфера" переводится "авачара":

http://www.palikanon.com/english/wtb/a/avacara.htm
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2009 12:04 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #14 : 21 Сентябрь 2009 14:03 »

Описание горы Меру (Синеру) в Саттасурия сутте (AН 4.99):

‘‘Sineru, bhikkhave, pabbatarājā caturāsītiyojanasahassāni āyāmena, caturāsītiyojanasahassāni vitthārena, caturāsītiyojanasahassāni mahāsamudde ajjhogāḷho, caturāsītiyojanasahassāni mahāsamuddā accuggato."

"О монахи, Синеру, царь-гора, высотой в 84000 йоджан от уровня моря, шириной в 84000 йоджан, 84000 йоджаны глубиной в великом океане."

Статьи из английского словаря:
http://www.palikanon.com/english/pali_names/s/sineru.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/c/cakkavaala.htm
http://www.palikanon.com/english/pali_names/t/taavatimsa.htm
http://www.palikanon.com/english/wtb/b_f/deva.htm
http://www.palikanon.com/english/wtb/n_r/niraya.htm

“Cosmology as Described in the Trai Phum Phra Ruang”
By Ms. Sumalai Ganwiboon
http://researchers.in.th/file/sumalai/Cosmology%20as%20Described%20in%20the%20Trai%20Phum%20Phra%20Ruang%202.doc

На русском языке по тхеравадинской космологии есть разве что текст:

Местопребывания: http://www.strannik.de/super/abhidharma.htm

но там многое взято из сарвастивадинской Абхидхармакоши.

Сарвастивадинская космология, в тибетском изложении, и русском переводе, описана на страницах Википедии:

Буддийская космология: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Шесть миров: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2

Три сферы: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8_%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B

Сарвастивадинская космология, по Абхидхармакоше, очень похожа на тхеравадинскую, но Васубандху добавил туда некоторые детали, вроде того, что Земля - плоский диск, окруженный по периметру железными горами.
« Последнее редактирование: 21 Сентябрь 2009 14:06 от Ассаджи »
Записан

Zom

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 298
    • Община Тхеравады в Санкт-Петербурге
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #15 : 21 Сентябрь 2009 18:33 »

О сроках жизни божеств кама-локи сказано в этой сутте:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an08/an08.043.khan.html

Если соизмерять с годами на Земле, то срок жизни божеств такой:

Мир Четырех Хранителей Сторон: 9,000,000 лет
Мир Тридцати-Трёх: 36,000,000 лет
Мир Ямы: 144,000,000 лет
Мир Тушиты: 576,000,000 лет
Мир Нимманарати: 2,304,000,000 лет
Мир Паранимминатавасаватти: 9,216,000,000 лет

Один день в Мире Тридцати-Трех - 100 земных лет.

(сроки в мирах Брахмы намного больше всех этих).
Записан

Zom

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 298
    • Община Тхеравады в Санкт-Петербурге
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #16 : 21 Сентябрь 2009 18:34 »

Интересно, что в "Вопросах Милинды" Нагасена утверждает,
что Мир Брахмы находится далеко и до него нужно лететь со скоростью
48000 йоджан в сутки 4 месяца подряд.

Если понимать это буквально, то (если я всё правильно рассчитал -)):

это где-то 28000 км/ч, ибо 1 йоджана = примерно 14 км

Количество километров до мира Брахмы ~ 82944000 км.

Под эту цифру попадает расстояние до Меркурия, Венеры, Марса (в зависимости от их расположения по отношению к Земле на данный момент и с учётом минимальной границы расстояния). Если б знать когда именно был дан этот ответ Нагасеной царю Минандру, то можно было бы точно сказать, какая это из планет -)
__________________


Кроме того, в тех же вопросах Милинды Нагасена отвечает, что адское пламя - очень жаркое - такое, что если
каменный дом попадёт в него, то сразу сгорит (видимо в смысле испарится). Это соответствует температуре звезды, например. Или - опять же - ядру Земли - которое тоже достаточно горячее.
« Последнее редактирование: 21 Сентябрь 2009 18:38 от Zom »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #17 : 21 Сентябрь 2009 21:05 »

Наряду с представлением о небесных лестницах и пути на небо существовали и мифы о горе Куньлунь (китайский вариант т. н. мировой горы), которая как бы соединяла землю и небо: на ней находилась нижняя столица верховного небесного владыки (Шанди). В основе этих мифов лежит представление о некой «мировой оси», которая принимает форму не просто горы, но и возвышающейся на ней столицы - дворца. Другое представление о космической вертикали воплощено в образе солнечного дерева - фусан (букв. «поддерживающее тутовое дерево»), в основе которого лежит идея древа мирового.

http://godsbay.ru/orient/china.html

Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света — востоку соответствовало красное дерево, югу — желтое, западу — черное и северу — белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет.

http://godsbay.ru/maya/index.html
http://mesoamerica.narod.ru/mifmay.html

Согласно космогоническим представлениям нахов, Вселенная состояла из семи небес и семи земель. В центре Вселенной находится Земля - "Солнечный мир" (маьлха дуьне). Над Землей расположено семь небес, а под Землей - семь подземных миров. Солнечный мир - это мир живых.

http://www.abrek.at.ua/forum/29-49-1

По представлениям алтайцев, главные добрые божества и духи во главе с Ульгенем обитают в верхнем мире, на земле живут люди, добрые божества йер-су (которые людям ближе небесных богов), родовые божества и духи-покровители, а в нижнем мире - чудовища, духи и божества, приносящие вред людям (главный из них - Эрлик), туда же переселяются умершие.

http://khohuun.h1.ru/tengri.htm

Одним из важнейших символов архаической модели мира, который ярко представлен в культурах Сибири, является священная вертикаль в виде мирового древа, прорастающего сквозь все миры и соединяющего их. Его изображения встречаются на бубнах, одежде, утвари и других предметах.

http://lib.rus.ec/b/141473/read

Иггдрасиль (Yggdrasil - "Скакун Игга (Ужасного)")
Иггдрасиль - центр мира, Мировое Древо, пронизывающее Вселенную. Это центр мира, мировая ось, символизирующая постоянное обновление вселенной, как дерево сбрасывает листву осенью и вновь покрывается почками весной. Однако и у Древа Предела есть предельный срок - оно растёт и, постепенно, подгрызаемое змеями (т. е. мировой порядок испытывает непрестанное губительное влияние сил Хаоса), начинает умирать. Так в представлении древних и будет завершён очередной цикл вселенной: Древо падёт, и более нечему будет удерживать миры от хаоса.

http://www.grimuar.com/index.php?option=articles&act=article&id=32

Почитание Мирового Древа и Мировой Горы было обнаружено этнографами XIX в. в древних религиях Австралии, Азии, Африки и северных широт. Образом единства является мировое дерево или мировая гора, соединяющая все уровни. В северных широтах полагают, что к вершине мировой горы прикреплена неподвижная полярная звезда. Вершина эта находится на высшем небе и по склону горы должен суметь подняться колдун, желающий обрести знания или вернуть потерянную кем-либо из соплеменников душу. Иногда образ горы соединяется с образом дерева или подменяется им. Так, к хакасов белая береза с семью ветвями растет на вершине железной горы. Ее ветви достигают дворца «императора неба» Бай Ульгена, а корни, уходя в преисподнюю, там превращаются в черную ель, растущую перед дворцом владыки страны мертвых Эрлик-хана . И на березе и на ели по семь ветвей, обозначающих число уровней каждой из этих двух зон.
Дерево, растущее на вершине горы и достигающее своей макушкой высшего неба, может быть названо деревом жизни. Очень распространены поверил, что каждый его лист связан с определенным человеком. Опадает лист — человек умирает. В тунгусских сказаниях на ветвях этого дерева сидят в виде птичек оми — души еще не родившихся младенцев. При зачатии они слетают с дерева в материнскую утробу, но некоторое время не теряют с ним связи. Даже первые недели после рождения младенец еще чувствует себя обитателем не земли, но мирового дерева тууруу . На этом же дереве висят главные предметы, используемые в шаманских камланиях.
Мировое Древо и Мировая Гора — образы известные очень многим народам и религиозным системам. Их первоначальная символика достаточно проста — это вырастание земли к небу, устремленность дольнего в горняя. Дерево к тому же еще и живое существо, оно зримо растет ввысь, оно приносит листья и плоды, могущие использоваться как лекарства. В сущности, вырастание земли к небу — образ брака неба и земли, их соединения, в результате которого появляется человек — созданное из персти существо, но несущее в себе духовное семя неба. Можно предположить, что универсальная идея мировой горы возникает не без участия древнего образа кургана — беременного живота земли. В доисторической древности курган являлся символом возрождения к вечной, небесной жизни, менгир-пуповина соединял усопших с небом.
Примером Мировой Горы в первобытных религиях может служить знаменитая австралийская Улуру. Аборигены считают ее дверью между мирами, варрагун («священное место»), но подниматься на ее вершину по волшебной тропе мила считается святотатством. Также эта гора – место почитания предков .
Вообще, выйти с земли на иные уровни не так-то просто. И в народных преданиях и в переживаниях колдовского транса очень часто имеется образ «узкой щели» между землей и небом, щели, «через которую дует ветер». В эту щель умудряется проникнуть знаток — и в результате выходит в миры духов. Среди оснащения шамана обычны предметы с трех-, семи - девятичастной символикой — шест с семью зарубками, шнур с девятью узлами, гриб мухомор с семью пятнышками, который вручает вновь посвящаемому саамский колдун. Все они — образы, указывающие на свободное перемещение их владельца по космическим уровням.
Приведем также в виде примера сведения о славянской Мировой Горе. Таковыми можно назвать многие почитаемые в древности подобные географические объекты.
В славянской мифологии в роли Мировой Горы выступает знаменитый Алатырь – Бел-горюч камень. Эта гора (камень, скала) – "всем камням отец". Алатырь расположен в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. По некоторым мифам, на нём стоит Мировое Дерево или некий "трон мирового царствования". Естественно, камень наделён целебными и волшебными свойствами (из-под него по всему миру растекаются целебные реки).

http://library.by/portalus/modules/religion/readme.php?subaction=showfull&id=1212237746&archive=&start_from=&ucat=&
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 6478
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #18 : 21 Сентябрь 2009 22:27 »

Интересно, что в "Вопросах Милинды" Нагасена утверждает,
что Мир Брахмы находится далеко и до него нужно лететь со скоростью
48000 йоджан в сутки 4 месяца подряд.

Все эти четверки с восьмерками у древних индийцев указывают на общий порядок цифр, примерно как у нас степени десятки.
Записан

Zom

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 298
    • Община Тхеравады в Санкт-Петербурге
Re:Гора Меру и космология в Тхераваде
« Ответ #19 : 22 Сентябрь 2009 12:15 »

И значит как правильно понимать это расстояние в таком случае?
Записан
Теги: