И если развита жажда, то как только появляется нечто похожее на предмет, вызвавший приятное чувство, то активизируется соответствующий контакт, воля интеллекта и сознание.
http://dhamma.ru/lib/paticca.htmВ случае жажды по пяти дверям чувств человек при этом вовлекается в физическую деятельность по достижению удовольствия.
Но при жажде к интеллектуальным удовольствиям, в том числе к джханам
(см. тему
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=443.0 )
может само-поддерживаться соответствующая умственная активность, через волю интеллекта к испытыванию приятных чувств. Жажда при этом вызывает три вида подпитки, которые в свою очередь разжигают жажду.
Насколько я могу судить, глубокие умственные травмы тоже вос-производятся как хроническая само-замкнутая умственная активность.
И тут закономерно возникает вопрос, как разомкнуть такие циклы.
Такую возможность предоставляет, во-первых, первый способ установления памятования (сатипаттхана), созерцание тела как тела, самого по себе. Если обращать внимание только на движения тела, на пять телесных каналов чувств, то хроническое возбуждение интеллекта стихает.
Во втором способе установления памятования, созерцании чувств как чувств, самих по себе, вводится важное различение между чувствами, вызванными контактом по пяти телесным каналам, и чувствами, вызванными контактом интеллекта. Благодаря этому можно замечать неуместные чувства умственного происхождения, и прекращать их самовопроизведение.
Когда больше нет шумового фона умственного само-возбуждения (так сказать, индуктивности), то значительно облегчается более тонкая работа по третьему и четвертому способам установления памятования.
Раз постижение воли интеллекта служит ключом к постижению жажды, то значит, это ключ и к прекращению страданий, прежде всего, страданий умственной природы.