Эйфория бегуна и практика

Автор IBN_SIN, 11:24 16 апреля 2010

« назад - далее »

IBN_SIN

Эйфори́я бегуна́ (англ. runner`s high) — состояние особого подъёма, сходное с лёгким опьянением, наблюдаемое у спортсменов в циклических видах спорта во время длительной физической активности, в результате которого возрастает устойчивость к боли и усталости. Теории, объясняющие действие эйфории бегуна, появились в 1970-х годах в США на волне интереса к бегу трусцой, тогда же были открыты опиатные μ-рецепторы в мозгу.
Эйфория бегуна появляется во время продолжительной непрерывной тренировки, умеренной или высокой интенсивности, при учащённом дыхании. Это ощущение могло быть кратким, изредка до нескольких дней. Испытавшие его чувствуют себя более счастливыми, спокойными, готовыми к разрешению жизненных трудностей и более ясно мыслят.
Подскажите пож-та, можно ли данное состояние использовать в практике?

Кусярон

#1
Думаю, что в таком состоянии хорошо развивать энтузиазм (вирия) к практике, - чтобы потом она поддерживалась. И, наверное, хорошо можно развить сосредоточение (самадхи), так как помехи к нему в значительной мере устранены.

Еще можно наблюдать, как развивается пристрастие к приятным состояниям / чувствам, или наблюдать их изменчивость.

Monkey

Осознанность можно практиковать, концентрируясь на дыхании (проще всего).

IBN_SIN

Я ни один год занимаюсь бегом и меня периодически посещает так называемая "Эйфория бегуна". Состояние обалденное! Самое интересное, что после 10 км пробежки приходит особое состояние - состояние тишины что-ли... не выразишь словами...
В Ангуттара Никая V.28, указано - При этом, о монахи, монах, – уединившись таким образом от чувственных желаний (kāmā), уединившись от неумелых умственных качеств (akusalā dhammā), – входит и пребывает в первой джхане: в восторге (pīti) и счастье (sukha), рожденных уединением, сопровождаемых рассуждением (vitakka) и изучением (vicāra).
Так может это и есть первая джахана? Как думаете?

Вот, что пишет про бег ОШО:
Такое случается с бегунами. Возможно, вам и в голову не приходило, что бег может стать медитацией, однако бегуны нередко испытывают потрясающее переживание медитации. Для них это полная неожиданность, ничего подобного они не ожидали — кто же подумает, что бегун способен почувствовать Бога? Но тем не менее такое случалось. Сейчас бег постепенно становится новым видом медитации. Она может случиться во время бега.
Если вы когда-нибудь занимались бегом, если вы наслаждались бегом ранним утром, когда воздух свеж и чист, а весь мир покидает царство сна и пробуждается — вы бежите, а ваше тело отлично действует, свежий воздух, новый мир рождается из ночной темноты, все вокруг поет, вы чувствуете себя таким живым... и вот приходит момент, когда бегун исчезает и остается только бег. Тело, ум и душа начинают действовать одновременно; внезапно высвобождается внутрений оргазм.
Бегуны иногда переживают четвертое, турию, но не понимают этого: они думают, что просто наслаждались бегом, что был прекрасный день, что их тело здорово, а мир прекрасен, и все это вызвало у них определенное настроение. Они не обращают внимания, что именно произошло, но и в этом случае, насколько мне известно из собственного опыта, бегуны ближе к медитации, чем кто-либо другой.
Бег трусцой может принести огромную пользу, плавание может принести огромную пользу. И то, и другое необходимо преобразовать в медитационные методы.
Отбросьте свои старые представления, будто бы сидеть под деревом в йогической позе — и есть медитация. Это лишь один из путей, который кому-то подходит, а кому-то нет. Для ребенка, например, это не медитация, а просто пытка. Для молодого человека, живого и подвижного, это не медитация, а подавление.
Бегайте по утрам. Начните с полумили, затем пробегайте милю и наконец увеличьте расстояние до трех миль. Бегите всем телом; не бегайте так, будто на вас надели смирительную рубаху. Бегите, как бегают дети, бегите всем телом — руками, ногами. Дышите глубже, дышите животом. После бега сядьте под дерево, отдыхайте, потейте. Пусть ваше тело овевает легкий ветерок; почувствуйте умиротворение. Все это очень вам поможет.
Иногда, сняв обувь, просто стойте на земле и ощущайте прохладу, мягкость, тепло. Ощущайте все то, что земля готова дать вам, и позвольте этому протекать через себя. А свою энергию устремите в землю. Установите связь с землей.
Если вы установите связь с землей, вы установите связь с жизнью. Если вы установите связь с землей, вы установите связь со своим телом. Если вы установите связь с землей, вы обретете особую чувствительность, вы станете центрированным, — а это как раз то, что вам необходимо.
Не становитесь специалистом по бегу; оставайтесь любителем — тогда вы будете хранить бдительность. Если вы вдруг почувствуете, что бег стал автоматическим, бросьте его; займитесь плаванием. Если и оно станет автоматическим, попробуйте танцевать. Главное помнить, что движение — это всего лишь ситуация, вызывающая осознавание. Пока движение создает осознавание, оно полезно, когда перестает создавать его, от него нет никакой пользы; перейдите к другому виду движения, где вам снова придется быть бдительным. Не позволяйте никакому виду деятельности становиться автоматическим.


Кусярон

#4
ЦитироватьТак может это и есть первая джахана? Как думаете?

В джхане есть еще фактор экаггата - однонаправленность сознания:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=862.0
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=974.0

Джхану от эйфории еще отличает полное устранение пяти помех и большее спокойствие.

Кроме того, благодаря вызванной "внешними" действиями эйфории можно познакомиться с тем, каким приятным и эффективным может быть существование, но не факт, что такая эйфория в целом изменяет ум к лучшему. А в медитации человек учится "лучшему поведению" своего ума, и спокойствие и счастье получаются уже следствиями того, что поведение ума более умело.

Ассаджи

Тема закрывается как офф-топик.