Руководство по медитации любящей доброты (Metta)
Бханте Вималарамси
Оглавление
Предисловие
Об авторе
Введение
Любящая доброта
Расслабьте напряжение
Как сидеть
Возникающие мысли
Пристрастие и самоотождествление
Пять совокупностей
Шесть “R”
Направление любви другу
Визуализация
Улыбка
Вялость ума
Активная медитация
Польза от практики любящей доброты
Любящая доброта и Ниббана
Разделение заслуг
ПредисловиеУчение Будды подходит для людей, находящихся в поиске спокойствия и счастья, независимо от их вероисповедания. Вместе с этой универсальной традицией вы можете практиковать медитацию любящей доброты («Metta» на пали) и стать истинным благословением для всего мира.
Любящая доброта – первое из четырех возвышенных состояний ума. Другие три это: сострадание, сорадование и невозмутимость. Этими медитативными практиками можно без ограничения заниматься в нашей повседневной жизни. Например, любящая доброта может быть направлена на себя, на членов семьи, на ваших друзей и коллег. Также ее можно направить на все живые существа на земле и за ее пределами. Всякий раз, на кого бы вы ни направили любящую доброту, вы можете принести им исцеление, спокойствие и счастье.
Любящая доброта в равной мере возносит эти ласковые благословения на приятных и неприятных, на богатых и бедных, на злых и добродетельных, на женщин и мужчин, а также на людей и на не человеческих существ. Этих инструкций по медитации легко придерживаться и выполнять их может каждый, кто желает достичь большего спокойствия и радости, чем когда-либо раньше. Мы все ищем разные пути, для обретения счастья. Это прямой путь к истинному счастью, который выходит далеко за рамки мирских материалистических видов счастья.
Несколько лет назад в Малайзии я встретил Досточтимого Вималарамси и был так впечатлен его стилем обучения медитации, что пригласил этого улыбчивого монаха обучать медитации в Вашингтонской Буддийской Вихаре. Он не просто очередной заурядный учитель медитации, следующий популярным и видоизмененным руководствам по медитации, которые содержатся в некоторых Буддийских комментариях. Этот выдающийся учитель всегда использует и ссылается на сутты, как и рекомендовал Владыка Будда в своих наставлениях, собранных в первоначальном Палийском Каноне.
Я вижу его серьезным последователем «Калама сутты» (Kalama Sutta). Это означает, что мы не руководствуемся чем-либо без правильного исследования. Он непрерывно проверяет и практикует, чтобы увидеть находится ли учение в согласии с духом и доктриной сутт, данных Владыкой Буддой.
Досточтимый М. Дхаммасири (Ven. M. Dhammasiri)
Президент Вашингтонской Буддийской Вихары
Об автореБханте Вималарамси стал Буддийским монахом в 1968 году, в силу своего большого интереса к медитации. В 1988 он уехал в Бирму для прохождения интенсивной практики в известном медитативном центре Mahasi Yeiktha в Рангуне. Там почти год он практиковал медитацию по 20-22 часа в день. Тогда из-за общественных беспорядков всех иностранцев попросили покинуть страну. Так Бханте отправился в Малайзию и в течении 6 месяцев интенсивно практиковал медитацию любящей доброты.
В 1990 году Бханте вернулся в Бирму для более глубокой практики Випассаны, по 16 часов в день, в Chanmyay Yeiktha в Рангуне. Так он практиковал в течении двух лет, иногда время сидения в медитации доходило до 7-8 часов. После двух лет интенсивной практики и переживания конечного результата, как ему там тогда сказали, он очень разочаровался в методе Випассаны и покинул Бирму, чтобы закончить свои поиски.
Он вернулся в Малайзию и начал обучать медитации любящей доброты. В 1996 году Бханте был приглашен жить и обучать в крупнейший тхеравадинский монастырь в Малайзии. Этот монастырь в Шри Ланке предлагал публичные лекции всем желающим каждую пятницу вечером и в субботу утром, где бывало собиралось по 300-500 человек. Бханте давал учение каждую субботу и каждую вторую пятницу.
Прибывая здесь, у него была возможность встретиться с учеными монахами и Бханте в подробностях спрашивал у них об Учении Будды. Он узнал, что метод Випассаны был взять из комментария, написанного спустя тысячу лет после смерти Будды. Этот комментарий не совсем верен, если сравнивать его с изначальными учениями. Тогда Бханте Вималарамси начал изучать изначальные тексты и практиковать медитацию в соответствии с ними. После персонального трехмесячного ретрита он вернулся в Малайзию, где написал книгу по медитации осознанного дыхания под названием «Анапанасати Сутта - Практическое руководство по осознанности дыхания и медитации безмятежной мудрости» («The Anapanasati Sutta – A Practical Guide to Mindfulness of Breathing and Tranquil Wisdom Meditation»). К настоящему моменту более 1000000 копий этой книги распространено по всему миру. Сейчас эта книга используется как практическое руководство для учителей по медитации и их учеников.
Бханте Вималарамси вернулся в США в 1998 году и с этого времени стал обучать медитации по всей стране. В настоящее время он обучает в медитативном центре Dhamma Sukha, расположенном вблизи штата Аннаполис, Миссури.
ВведениеЭти инструкции Бханте Вималарамси давал 3 июля 2000 года в Вашингтонской Буддийской Вихаре в Вашингтоне, округ Колумбия. Они одновременно включают в себя практику «Безмятежной медитации», а также практику «Четырех основ внимательности». Эти инструкции могут немного отличаться от тех, что вы использовали, потому что Бханте очень внимательно руководствовался суттами или речами (discourses) Владыки Будды. Если вы практикуете таким образом, то конечные результаты могут принести большую пользу вам и всем окружающим вас людям. Это в свою очередь принесет истинное счастье в вашу повседневную жизнь.
Любящая добротаВо время практики медитации любящей доброты, сначала вы направляете любящие и добрые мысли себе. В начале вспомните время когда вы были счастливы. В тот момент когда появится чувство счастья, вы можете узнать его, как теплое, пылкое или сияющее (radiating) чувство в центре вашей груди. Теперь когда это чувство появилось, искренне пожелайте себе счастья и почувствуйте ваше пожелание. «Пусть я буду счастлив»... «Пусть радость наполняет меня»... «Пусть я буду спокоен и умиротворен»... «Пусть я буду веселым и добрым», и т.д. Искренне пожелайте себе, что-нибудь хорошее на свое усмотрение, почувствуйте это пожелание в своем сердце, а затем начните направлять (radiate) его. Ключевое слово здесь - «искренне», если ваше пожелание не будет искренним, тогда оно превратится в своего рода мантру, станет фразой заученной наизусть, без настоящего значения. Тогда вы будете просто поверхностно повторять эту фразу, в то время как ваши мысли будут совсем о другом. Итак, это очень важно, чтобы ваше пожелание себе (а в дальнейшем вашему духовному другу) имело действительное значение для вас и безраздельно занимало все ваше внимание, затем почувствуйте ваше пожелание, поместите его в свое сердце и начните направлять его. Не нужно бесконечно повторять пожелание счастья: «Пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив». Пожелайте себе счастья и почувствуйте это пожелание, когда чувство любящей доброты начнет понемногу затухать.
Расслабьте напряжениеДалее идет
очень важная часть медитации:
После каждого пожелания счастья для себя, отметьте, что в голове и в уме присутствует небольшое напряжение (tension or tightness). Отпустите его. Вы делаете это путем полного расслабления ума. Почувствуйте как ум раскрывается и успокаивается, но сделайте это только один раз.
Не беспокойтесь если напряжение не уходит, вы можете отпустить его пока остаетесь на объекте медитации (ваш дом).
Также не нужно все время стараться сохранять расслабленное состояние ума без возвращения домой; всегда мягко возвращайте ваше спокойное внимание к направлению счастья.
Как сидетьКогда вы сидите в медитации, пожалуйста, сохраняйте полную неподвижность тела. В это время ваша спина должна быть достаточно прямой, но не жесткой. Старайтесь, чтобы позвонки были удобно расположены один над другим. При таком положении тела ваша грудная клетка немного приподнимается, что в свою очередь упрощает направления чувства любви и благопожелания.
Ваши ноги должны находиться в удобном положении. Если вы скрестите их слишком жестко, то циркуляция крови в них может остановится, тогда ваши ноги онемеют и это будет очень неприятно. Если для сидения вам потребуется подушка или даже стул, это нормально. Но если вы сидите на стуле, то, пожалуйста, не облокачивайтесь на спинку. Это остановит поток энергии в вашей спине и может вызвать сонливость. Просто сидите удобным для вас образом.
Пожалуйста, абсолютно не двигайте свое тело во время сидения. Не шевелите пальцами ног; не шевелите пальцами рук; не почесывайтесь; не потирайтесь; не покачивайтесь; не меняйте свою позу. Если вы будете сидеть так же неподвижно, как изображение Будды, то это будет лучший вариант! Если вы двигаетесь, то это становится сильным отвлечением от вашей практики и тогда продвижение появится не скоро.
Пока вы сидите, направляя теплое пылкое чувство любящей доброты в центр своей груди, выполняя и чувствуя искреннее пожелание, ощущая его в своем сердце, ваш ум начинает блуждать и думать о других вещах. Это нормально.
Возникающие мыслиМысли не являются вашим врагом! Поэтому, пожалуйста, не нужно бороться с ними или стараться их оттолкнуть. Когда появляется серия мыслей и захватывает вас, то отметьте, что вы не испытываете чувство любящей доброты и выполните пожелание собственного счастья. Затем просто отпустите мысль. Даже если вы находитесь в середине предложения — просто отпустите мысль и позвольте ей быть там самой по себе. Это получится если вы перестанете обдумывать мысль и не имеет значения каким важным для вас это кажется в данный момент.
Здесь есть еще один очень важный шаг:
Отметьте напряжение: Отметьте напряжение в голове/уме, а затем расслабьте. Почувствуйте как оно раскрывается. Ум чувствует, что он расширяется и расслабляется. Тогда он становится очень спокойным и умиротворенным. В это время не появляется никаких мыслей, ум исключительно чист и бдителен. Сразу же верните такой ум к объекту вашей медитации, а именно к чувству любящей доброты, выполните и почувствуйте пожелание собственного счастья.
Не важно сколько раз ваш ум отвлекается и думает о других вещах. Единственное, что действительно важно так это то, что вы замечаете как он стал отвлечен какой-либо мыслью. Это также верно и для любого ощущения или эмоционального чувства, оттягивающих ваше внимание; отметьте движение внимания или отвлечение от любящей доброты и отпустите это. Затем расслабьте напряжение в голове/уме и мягко верните ваше спокойное внимание назад к объекту медитации.
Увеличение осознанности (awareness): Каждый раз когда вы отпускаете отвлечение или выполняете пожелание собственного счастья, расслабляете напряжение, вызванное движением внимания ума и возвращаете ваше спокойное внимание назад к ощущению счастья, вы увеличиваете вашу осознанность (mindfulness) (силу наблюдения). Поэтому, пожалуйста, не критикуйте себя из-за того, что вы думаете, что «могли бы» сделать лучше или, что ваши мысли, ощущения и эмоциональные чувства враги, которых нужно раздавить и уничтожить.
Все эти критические и черствые мысли и чувства, основываются на отвращении, а отвращение это противоположность «Любящего принятия». Любящая доброта и любящее принятие это разные слова, которые говорят в основном о схожих вещах. Поэтому, пожалуйста, будьте добры к себе. Пусть это будет для вас своего рода веселой игры, чтобы играть, а не врагом, чтобы с этим бороться.
О важности расслабления напряжения после каждой мысли, ощущения или эмоционального чувства нельзя сказать достаточно. Когда вы отпускаете это напряжение, вы отпускаете пристрастие (прим.: страстное желание). Очень важно это понять, потому что пристрастие является причиной всего страдания. Это напряжение там, где присутствует наше ложное понятие о самоотождествлении.
Пристрастие и самоотождествлениеПристрастие и ошибочное понятие о личном «я» («я», «меня», «моего») всегда проявляется как напряжение в голове/уме. Когда вы отпускаете напряжение, вы отпускаете пристрастие и ложное понятие о личном «я» или «самоотождествление» со всеми мыслями, ощущениями и эмоциональными чувствами, мнениями, концепциями и т.п., что возникает. Словно вы очистили свой ум и стали более счастливы и более радостны!
Пока вы спокойно сидите, в вашем теле могут возникать различные ощущения. Вы можете почувствовать зуд, жар, напряжение, першение, желание чихнуть или боль. Пожалуйста, абсолютно не двигайте своим телом. Когда подобные ощущения возникают, ваш ум немедленно направляется к ним, возьмем в качестве примера зуд или кашель. Вы не направляете ум, это происходит само собой. Первое, что ум делает, так это думает об этом чувстве: «Я хочу, чтобы это ушло.»... «Я хочу, чтобы это перестало надоедать мне.»... «Я ненавижу это чувство.»... «Почему бы этому просто не уйти?»... «Я хочу остановить это.»
Каждый раз когда вы обдумываете такого рода мысли, чувство становится больше и сильнее. Масса этих мыслей достигает критической точки в вашем уме. Тогда вы больше не в силах это терпеть и двигаетесь. Но инструкции говорят: не двигайтесь ни по каким причинам. Вместо этого наблюдайте за перемещением внимания ума.
Итак, что мы можем сделать? Нам необходимо раскрыться и позволить чувству быть там:
Раскрыться: Вначале, отметьте, что внимание вашего ума переключилось на зуд или кашель и т.д., отметьте мысли об этом ощущении. Теперь отпустите эти мысли, просто позвольте им быть. Далее, отметьте напряжение в голов/уме и расслабьте его. Каждый раз когда ощущение (или эмоциональное чувство) появляются, то это естественно для ума сжать плотный кулак вокруг этого; этот плотный ментальный кулак - отвращение. Итак, раскройтесь и позвольте зуду (или эмоциональному чувству) быть там. Помните, что это нормально если напряжение не исчезает сразу же.
«Истина (Дхамма) настоящего момента», состоит в том, что когда зуд или любое другое ощущение появляются — они находятся там. И то как вы поступаете с этой Дхаммой, означает будете ли вы испытывать лишние страдания или нет. Сопротивление зуду или его обдумывание приведет к увеличению как тонких, так и грубых страданий.
Пять совокупностейУ нас есть пять различных вещей, которые составляют умственные и телесные процессы, их называют пять совокупностей. Вот они:
Физическое тело
Чувство
Восприятие
Мысль (умственные конструкции)
Сознание
Как видно, чувства это одно, а мысли (умственные конструкции) другое. Если мы попробуем контролировать наши чувства вместе с нашими мыслями, то сопротивление которое вы окажете этому чувству, сделает его больше и интенсивнее. Фактически, оно становится настолько большим, что достигает критической точки (настоящая неудовлетворенность — Dukkha) и вы больше не можете выносить это ощущение (или эмоциональное чувство). Тогда вы двигаетесь. Если во время медитации сидя вы пошевелите своим телом хоть немного, то это разрушит непрерывность практики и вам придется начинать заново.
Отпустить мысли об ощущении (или эмоциональном чувстве) означает, что вы отпускаете желание контролировать это чувство и свои мысли. Также это означает, что вы отпускаете пристрастие, а это прямо ведет к прекращению страдания.
Затем вы отмечаете плотный ментальный кулак вокруг ощущения и отпускаете отвращение к нему. Просто позвольте зуду или кашлю (ощущению или эмоциональному чувству) быть там самим по себе. Взгляните на них как на пузырь, плавающий в воздухе, пузырь плавает свободно. Куда бы не подул ветер — пузырь последует в этом направлении. Если ветер переменится и подует в другую сторону, то и пузырь поплывет в этом направлении абсолютно безо всякого сопротивления.
Эта практика учит тому, как с любовью принимать все, что появляется в настоящий момент. Сейчас, снова отметьте тонкое напряжение в голове/уме, расслабьте и мягко направьте ваше спокойное любящее внимание назад к чувству любви, направляемой из вашего сердца и выполните пожелание собственного счастья.