108 состояний сознания

Автор Пятипона, 22:40 23 апреля 2009

« назад - далее »

Пятипона

Встретила в книге по буддизму упоминание о 108 (если не ошибаюсь) состояниях сознания. Что это такое? Где можно почитать об этом на русском языке?

Баир

Ерунда  все  это.Это наверное  с  индуистких  мифов. :)

Ivan_P


Пятипона

"Три мира - три мира буддийской космологии - мир желаний (санскр. камадхату), мир форм (санскр. рупадхату), мир не-форм (санскр. арупадхату). В буддийской философии они рассматривались не только как миры, но и как соответствующие им состояния сознания. Мир желаний населен всеми живыми существами шести классов, остальные два - высшими божествами. В них также может возродиться буддийский созерцатель - йогин, достигший ступеней медитативного самоуглубления, соответствующих данным мирам." Введение в буддологию-курс лекций - Е.А. Торчинов.

Пятипона

Цитата: Ivan_P от 23:19 24 апреля 2009
Посмотрите, пожалуйста, эту сутту: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn36/sn36.022.than.html
А на русском языке у вас ссылок не найдется?

Bahupada

Судя по вопросу, он относится, скорее, к Абхидхамме, чем к суттам. В Абхидхамме выделяется 89 или 121 (при детальном делении) типа сознания.

Цитата: Пятипона от 23:59 24 апреля 2009
"Три мира - три мира буддийской космологии - мир желаний (санскр. камадхату), мир форм (санскр. рупадхату), мир не-форм (санскр. арупадхату). В буддийской философии они рассматривались не только как миры, но и как соответствующие им состояния сознания. Мир желаний населен всеми живыми существами шести классов, остальные два - высшими божествами. В них также может возродиться буддийский созерцатель - йогин, достигший ступеней медитативного самоуглубления, соответствующих данным мирам." Введение в буддологию-курс лекций - Е.А. Торчинов.

Уточняя смысл этой цитаты, в палийской абхидхамме выделяется не только три мира существования (кама-, рупа-, арупа- бхуми), но и еще четыре класса сознания. Три из них  описаны как сферы сознания (авачара) и соответствуют этим трем мирам существования, хотя и не идентичны им. Последний, четвертый класс - сверхмирское сознание (локуттара). Так называется то сознание, которое осуществляет реализацию Ниббаны и выходит за рамки обусловленности, свойственной предыдущим трем классам сознания.
Дальнейшее подразделение классов сознания по типам сознания дает в итоге 89(121) типа сознания

Хорошо бы, если автор вопроса упомянула книгу, которую читала, а то играем в викторину :)

Пятипона

Книжка, кажется, сборник буддийских молитв (например, Сердце арья праджняпарапиты), которую купила в дацане. Написано в послесловии или заключении.

Ассаджи

Здравствуйте, Пятипона!

ЦитироватьКнижка, кажется, сборник буддийских молитв (например, Сердце арья праджняпарапиты), которую купила в дацане. Написано в послесловии или заключении.

В буддизме традиции Тхеравада, которому посвящен этот форум, такого, насколько мне известно, нет.

Пятипона

"Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:

а) желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
б) по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
в) к объектам внутренним и объектам внешним (2);
г) три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).

Отсюда - канонические числа буддизма:

— 6х3 = 18;
— 18x2 = 36;
— 36х3 = 108."

Ассаджи

Спасибо за цитату. Благодаря ей мне удалось найти подобную классификацию в Танха сутте из Ангуттара Никаи:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.199.than.html

Еще о классификации видов жажды в суттах можно прочитать на странице:

http://www.palikanon.com/english/wtb/s_t/tanhaa.htm

Пятипона

Цитата: Ассаджи от 08:56 28 апреля 2009
Спасибо за цитату. Благодаря ей мне удалось найти подобную классификацию в Танха сутте из Ангуттара Никаи:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.199.than.html

Еще о классификации видов жажды в суттах можно прочитать на странице:

http://www.palikanon.com/english/wtb/s_t/tanhaa.htm

А у вас не найдется ссылок на русском языке или не могли бы вы перевести хотя бы несколько предложений из этих сутт

Ассаджи

Таких ссылок на русском нет.