Некоторые палийские термины у Гейгера
credit

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Некоторые палийские термины у Гейгера  (Прочитано 5291 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Aleksey

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60
    • http://www.ssu.samara.ru/~buddhist

Хотелось бы уточнить некоторые палийские выражения, встречающиеся у Гейгера. Я принимаю такие переводы:
tenaahu poraa.naa - (36b) - так сказано древними (так говорят древние)
39.1
buddhaana.m abhiniihaara - намерение Будд
tathaagatassa acchariyaani - чудесные свойства Татхагаты
pa~nca antaradhaanaani - пять исчезновений
Эти выражения в качестве понятий мне мало что говорят. Разве что последние пять исчезновений - это пять причин, ведущих  к упадку истинной дхармы?
"Пять низменных вещей ведут к загрязнению и исчезновению истинной дхармы. Какие пять?
Когда монахи и монахини, миряне и мирянки ведут себя непочтительно, без уважения по отношения к учителю, … к дхарме, … к сангхе, … к правилам поведения и обучения (sikkha), … к медитативному сосредоточению (samadhi) - эти причины ведут к загрязнению и исчезновению истинной дхармы. "
Kassapa-samyutta 13.
40.1
sa.mkharaloka - материальный мир
sattaloka - мир существ
okaasaloka - видимый мир (ПЕД)(мир-вместилище?)
В ПЕД первые два термина противопоставляются как "материальный мир", "составной мир", т. е. собственно мир, феноменальный мир (видимо - пять форм сущ-я), а сатталока - "мир морально ответственных существ", ноуменальный мир?
ССылка на Висуддхимаггу 205 не очень помогает, всё равно не понятно, так же как и с последним миром.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7262
Re: Некоторые палийские термины у Гейгера
« Ответ #1 : 23:47 28 Января 2004 »

Цитата: Aleksey
Хотелось бы уточнить некоторые палийские выражения, встречающиеся у Гейгера. Я принимаю такие переводы:
tenaahu poraa.naa - (36b) - так сказано древними (так говорят древние)


< puraa "раньше"

Поэтому есть еще вариант "предшественники".

Цитировать
39.1
buddhaana.m abhiniihaara - намерение Будд


Скорее "стремление".

Цитировать
tathaagatassa acchariyaani - чудесные свойства Татхагаты


Можно еще "необычайные".

Цитировать
pa~nca antaradhaanaani - пять исчезновений


Да.
 
Цитировать
Эти выражения в качестве понятий мне мало что говорят. Разве что последние пять исчезновений - это пять причин, ведущих  к упадку истинной дхармы?


Нет. На CSCD Ekanipata-Atthakatha 1.87 объясняется:

 Ya.m   paneta.m   sabbasuttaana.m  pariyosaane  tecima.m  saddhamma.m  antaradhaapentiiti  vutta.m, tattha  pa~nca  antaradhaanaani  naama  adhigama-antaradhaana.m,  pa.tipatti-antaradhaana.m, pariyatti-antaradhaana.m,   li"nga-antaradhaana.m,   dhaatu-antaradhaananti.

Цитировать
40.1
sa.mkharaloka - материальный мир


мир процессов конструирования

Цитировать
sattaloka - мир существ
okaasaloka - видимый мир (ПЕД)(мир-вместилище?)


мир пространства

Цитировать
В ПЕД первые два термина противопоставляются как "материальный мир", "составной мир", т. е. собственно мир, феноменальный мир (видимо - пять форм сущ-я), а сатталока - "мир морально ответственных существ", ноуменальный мир?
ССылка на Висуддхимаггу 205 не очень помогает, всё равно не понятно, так же как и с последним миром.


Я понимаю так, что можно рассматривать мир в плане местоположений предметов в пространстве, в плане склонностей различных существ, и в (безличном) плане процессов конструирования.
Записан

mikadi

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 35
Re: Некоторые палийские термины у Гейгера
« Ответ #2 : 15:35 31 Января 2004 »

Цитата: Aleksey
В ПЕД первые два термина противопоставляются как "материальный мир", "составной мир", т. е. собственно мир, феноменальный мир (видимо - пять форм сущ-я), а сатталока - "мир морально ответственных существ", ноуменальный мир?
ССылка на Висуддхимаггу 205 не очень помогает, всё равно не понятно, так же как и с последним миром.


Не знаю, в тему или нет.
Бхиккху Бодхи в статье "Taking the Precepts" при разборе 1-го правила пишет следующее
Цитировать
"Not all cases of killing are equally blameworthy. All are unwholesome, a breach of the precept, but the Buddhist texts make a distinction in the moral weight attached to different kinds of killing.

The first distinction given is that between killing beings with moral qualities (guna) and killing beings without moral qualities. For all practical purposes the former are human beings, the latter animals, and it is held that to kill a fellow human being is a more serious matter ethically than to kill an animal. "
Записан
Теги: