Уважаемая Хельга!
Заметно, что я далека от этих практик. Если с охраной дверей чувств я как-то знакома, то управлять вниманием не берусь. Мне кажется, что во мне столько неправильного, что надо сто лет управлять вниманием, чтобы что-то исправить.
Поэтому я просто надеюсь, что качественные состояния в медитации "сами все сделают". Вот как Вы считаете: если просто пребывать в каких-то хороших состояниях, можно обойтись без управления вниманием в обычной жизни? (странный вопрос, да? но смешно то, что я действительно так думаю
).
Что Будда говорил о такой ситуации, когда какие-то практики нравятся, а какие-то кажутся обузой?
С одной стороны, если развиты хорошие состояния, то значит, внимание уже во многом натренировано. С другой стороны, достижение совершенства (в том числе в состояниях) может потребовать дополнительной предыдущих этапов.
Как объясняется в Дутия-Агарава сутте, для полного развития мудрости необходимо развитие сосредоточения, а для полного развития сосредоточения - развитие нравственности:
22. Irreverent (2)
“(1) Bhikkhus, when a bhikkhu is irreverent and undeferential, and his behavior is uncongenial to his fellow monks, it is impossible for him to fulfill the factor of proper conduct. (2) Without fulfilling the factor of proper conduct, it is impossible for him to fulfill the factor of a trainee. (3) Without fulfilling the factor of a trainee, it is impossible for him to fulfill the aggregate of virtuous behavior. (4) Without fulfilling the aggregate of virtuous behavior, it is impossible for him to fulfill the aggregate of concentration. (5) Without fulfilling the aggregate of concentration, it is impossible for him to fulfill the aggregate of wisdom."
https://suttacentral.net/en/an5.22Dutiya - agāravasuttaṃ - Second on unruliness
Bhikkhus, that bhikkhu who is unruly, rebellious and not of the sharing nature with co-associates in the holy life should complete the lesser ethics is not a possibility. Without becoming complete in the lesser ethics, that he should complete the training is not a possibility. Without completing the training, that he should complete the mass of virtues is not a possibility. Without completing the mass of virtues, that he should be complete in concentration is not a possibility. Without becoming complete in the mass of concentration, that he should be complete in wisdom is not a possibility.
‘‘So vata, bhikkhave, bhikkhu agāravo appatisso asabhāgavuttiko ‘sabrahmacārīsu ābhisamācārikaṃ dhammaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Ābhisamācārikaṃ dhammaṃ aparipūretvā sekhaṃ dhammaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Sekhaṃ dhammaṃ aparipūretvā sīlakkhandhaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Sīlakkhandhaṃ aparipūretvā samādhikkhandhaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Samādhikkhandhaṃ aparipūretvā paññākkhandhaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati.
http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara3/5-pancakanipata/003-pancangikavaggo-e.htmlПодобно тому монахи,
как ость ячменя или риса,
не может, неверно направленная,
пронзить кожу наступившей ноги или руки
и вызвать кровотечение,
- и в чем тут причина? -
- в неверной направленности ости, -
аналогично монах
с неверно направленным умом
не может пронзить неведение,
вызвать знание,
и своими глазами увидеть Ниббану,
- и в чем тут причина? -
- в неверной направленности ума.
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=296.msg2036#msg2036Если обученный практикующий станет должным образом направлять основательное внимание на свойства непостоянства, неудовлетворительности и безличности в отношении пяти групп привязанности, то для него возможно обретение плода вступления в поток, и других плодов:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1084.msg8790#msg8790Общий обзор последовательности практики приведен в Ганака-Моггалана сутте:
http://dhamma.ru/canon/mn/mn107.htm