вирус

Автор Bahupada, 04:18 08 октября 2008

« назад - далее »

Bahupada

Добрый день!

Где можно ознакомиться с попытками взглянуть на феномен вируса с точки зрения буддизма?

В частности, можно ли говорить о конкретном вирусном образовании как о некоей целостности, актуально находящейся в круговороте сансары, наподобие человеческого существа, как совокупности пяти агрегатов?

Приложимо ли к тами вещам понятие sankhara, например?

Или это вообще глупый вопрос?

Ассаджи

#1
Добрый день!

У вируса нет восприятия - совокупностей распознавания (сання), чувства (ведана), воли (санкхара), сознания (винняна).

Поэтому он, вместе с другими микроорганизмами, относится к неодушевленным предметам, как и деревья.

Bahupada

Цитата: Ассаджи от 07:31 08 октября 2008
Добрый день!

У вируса нет восприятия - совокупностей распознавания (сання), чувства (ведана), воли (санкхара), сознания (винняна).

Поэтому он, вместе с другими микроорганизмами, относится к неодушевленным предметам, как и деревья.

Это по определению или точно известно? ;)

Ассаджи

Так Сказал Модератор :)

Согласно Винае, на бактерии, вирусы, микроорганизмы правило о воздержании от убийства не распространяется.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/bmc1/ch08-7.html#61

Во время создания Винаи было известно о существовании микроорганизмов, и применялись средства против них. В восьмой главе Вимутимагги говорится, что в теле обитают восемьдесят тысяч микроорганизмов - "пулава", и перечисляются многочисленные их виды. Среди видов лекарств, разрешенных Винаей, есть вещества, действующие как антибиотики.

См. также

The Clinical and Hygienic Concerns of Lord Buddha
Ven. Dr. Sunanda Putuwar, Ph. D.

http://ccbs.ntu.edu.tw/FULLTEXT/JR-BH/bh117481.htm

Bahupada

Цитата: Ассаджи от 08:04 09 октября 2008
Так Сказал Модератор :)

Согласно Винае, на бактерии, вирусы, микроорганизмы правило о воздержании от убийства не распространяется.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/bmc1/ch08-7.html#61

Во время создания Винаи было известно о существовании микроорганизмов, и применялись средства против них. В восьмой главе Вимутимагги говорится, что в теле обитают восемьдесят тысяч микроорганизмов - "пулава", и перечисляются многочисленные их виды. Среди видов лекарств, разрешенных Винаей, есть вещества, действующие как антибиотики.

См. также

The Clinical and Hygienic Concerns of Lord Buddha
Ven. Dr. Sunanda Putuwar, Ph. D.

http://ccbs.ntu.edu.tw/FULLTEXT/JR-BH/bh117481.htm

Спасибо, почитаю. Думается, что там очень много связных вопросов есть.

Zom

ЦитироватьСогласно Винае, на бактерии, вирусы, микроорганизмы правило о воздержании от убийства не распространяется.

Зато есть правило не пить воду, содержащую живых существ.
Я думаю речь идет тут не только об аквариуме с рыбками -)))

Ассаджи

Цитата: Zom от 18:44 10 октября 2008
Зато есть правило не пить воду, содержащую живых существ.
Я думаю речь идет тут не только об аквариуме с рыбками -)))

    62. Should any bhikkhu knowingly make use of water with living beings in it, it is to be confessed.

This rule is similar to Pacittiya 20, differing only in the factor of effort and the way the non-offenses are defined. Here, as under that rule, the factors for the full offense are four:

Object: water containing living creatures. This includes things like mosquito larvae, but not beings too small to be seen.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/bmc1/ch08-7.html

Bahupada

А есть какие-то критерии для определения наличия факторов, свидетельствующих, что то или это представляет собой живое существо?

Например, дерево, как писал Ассаджи - неживое. А почему, мне непонятно.

Мне кажется, что способность разделения живого и неживого относится скорее к практике, чем к догме.
Например, при развитой способности постигать мысли живых существ и как бы ощущать наличие в них воли (sankhara) и т.д. может быть установлено, что это - живое, а это - нет.


Вот, например, уважаемый Ассаджи написал:

Цитата: АссаджиУ вируса нет восприятия - совокупностей распознавания (сання), чувства (ведана), воли (санкхара), сознания (винняна).

Но кому известно, что этих факторов нет у вирусов? Кто видел это непосредственно и ясно?

Ассаджи

Цитата: Bahupada от 09:23 11 октября 2008
А есть какие-то критерии для определения наличия факторов, свидетельствующих, что то или это представляет собой живое существо?

Например, дерево, как писал Ассаджи - неживое. А почему, мне непонятно.

Дерево живое, но оно не является живым существом. У него нет восприятия.

См. по этому поводу:
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/bmc1/bmc1.ch08-2.html

ЦитироватьМне кажется, что способность разделения живого и неживого относится скорее к практике, чем к догме.
Например, при развитой способности постигать мысли живых существ и как бы ощущать наличие в них воли (sankhara) и т.д. может быть установлено, что это - живое, а это - нет.

Но кому известно, что этих факторов нет у вирусов? Кто видел это непосредственно и ясно?

В данном случае я опираюсь на Винаю, исходя из того, что её составители обладали такими способностями.

adida

С точки зрения Абхидхаммы, насколько я помню диспут с одним знатоком этой части Канона,  у существа должно развиться хадая (хридая)- ваттху -  сердечная основа, так называемая... чтобы  сознание  после смерти  могло "приземлиться".  Но не у всех существ оно есть...  Трудно сказать начиная с которых простейших оно есть - червяки, жуки и т. д. ???  У человека  - этот элемент развивается через три недели после зачатия... так, что сперма после соединения с яйцеклеткой его сразу не имеет. У вирусов ее точно нет.

Bahupada

Цитата: adida от 00:51 02 ноября 2008
Чтобы  сознание  после смерти  могло "приземлиться".
Это как? Механизм не ясен. Не хватает блок-схемы..

Ассаджи

Цитата: adida от 00:51 02 ноября 2008
С точки зрения Абхидхаммы, насколько я помню диспут с одним знатоком этой части Канона,  у существа должно развиться хадая (хридая)- ваттху -  сердечная основа, так называемая... чтобы  сознание  после смерти  могло "приземлиться".

В Абхидхамма-питаке "хадая-ваттху" ни разу не упоминается.

http://www.palikanon.com/english/wtb/g_m/hadaya_vatthu.htm

В позднейшей Абхидхамме действительно считается, что сознание перерождения возникает на основе "хадая-ваттху". Но "хадая-ваттху" не формируется, как некий телесный орган.

В целом, Будда отвечал на вопросы прекращения страдания, не описывал общей теории всего, и аналитического определения живого существа в его учении нет.

Главное практическое значение вопроса о том, что же считать живым существом, - как соблюдать правило о воздержании от убийства.

Если бы микроорганизмы были живыми существами, то соблюдение этого правила было бы практически невозможным.


Bahupada

#12
Цитата: Ассаджи от 08:21 02 ноября 2008
Главное практическое значение вопроса о том, что же считать живым существом, - как соблюдать правило о воздержании от убийства.
Если бы микроорганизмы были живыми существами, то соблюдение этого правила было бы практически невозможным.

Мне тут, к стати, подумалось, что определение живого существа, как объекта воздержания от насилия, может быть дано в терминах способности испытывать страдание.
Пожалуй, так даже разумнее, чем через наличие у них восприятия - सञ्ञा - потому что честнее по отношению к ним.

То есть, если для какой-то сущности приложимо понятие страдания, то оно должно считаться живым существом, опутанным сетями каммы, приводящими к страданию.

Но, пожалуй, чужое страдание ощутить очень сложно...

Ассаджи

Тогда должна быть и жажда как необходимая предпосылка страдания.

"Any desire, passion, delight, or craving for form, Radha: when one is caught up1 there, tied up2 there, one is said to be 'a being.'3

"Any desire, passion, delight, or craving for feeling... perception... fabrications...

"Any desire, passion, delight, or craving for consciousness, Radha: when one is caught up there, tied up there, one is said to be 'a being.'

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn23/sn23.002.than.html