Практика Осознанности credit

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Практика Осознанности  (Прочитано 12161 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

SilentTruth

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 71
Re: Практика Осознанности
« Ответ #20 : 08:28 14 Января 2009 »

Ассаджи,

Цитировать
Санскары - санскритский термин широкого значения из Махаяны, прежде всего из Абхидхармакоши Васубандху. К тому же у Тик Нат Ханя собственные оригинальные воззрения.
В Тхераваде несколько другой подход.

Термин "санскара" родственен палийскому термину "санкхара", которому посвящена тема:

Цитировать
1. В значении звена обусловленного возникновения и кхандхи этот термин означает "четана", то есть волю. В более поздних текстах санкхара-кхандха приобретает более широкое значение.

2. В некоторых суттах это "процессы конструирования", как, например, витакка и вичара служат "процессами конструирования речи" (вачи-санкхара), а дыхание служит "процессом конструирования тела" (кая-санкхара)
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/majjhima/mn044.html

3. В общем смысле "sa"nkhata" этот термин можно передать как "(все) конструированные (явления)", "всё конструированное".

http://buddhist.ru/board/showthread.php?t=2422

Конструирование оно конструированием, но так же оно и это:

Цитировать
Recognition of the sensations that associate with the mind is the aggregate of Sanatkhanda. The other fifty concomitants of the mind, which include all volitional perceptions except consciousness and recognition, are known as the aggregate of Sankharatkhanda.
http://web.ukonline.co.uk/buddhism/thtutmg.htm

Цитировать
Скорее

глаз + видимый предмет + сознание глаза = контакт

контакт -> распознавание (сання), чувство (ведана), волевой импульс (санкхара).

http://dhamma.ru/lib/paticca.htm

Возможно.
Тут же имелось в виду выход из Взаимозависимого Возникновения.
http://www.triplegem.plus.com/images/paticcasam.png

Цитировать
Если говорить о различении волевых импульсов, то оно практикуется в некоторых вариациях методики досточтимого Махаси Саядо (например, замечать намерение сделать шаг перед шагом), в подходе досточтимого Хенепола Гунаратаны (см. видео на первой странице сайта "Колесо Дхаммы").

Там два импульса, одно прошлое, и одно тепрешнее. Теперешнее предрешает будущее, которое опять становится терпешним, когда то первое теперешнее становится прошлым импульсом, когда опять есть терпешнее, которое предрешает будущее. И так далее, момент за моментом.

Взаимозависимое Возникновение так и происходит, одно обуславливпет другое.

И имено там где этот волевой теперешний акт, там возможен выход, другое же всё происходит автоматический, моментарно.

Змея спит, проснулась, укусила.

Когда змея спит это санскары прошлого, они имеют предрешение просыпаться времени от времени в благоприятных условиях.

Когда змея проснулась, то она наровит укусить.

К примеру злая воля, она спит, проснулась и пустила яд.

Так вот, когда змея проснулась, и еще не укусила, возможен волевой акт не-укусывания. Даже если яд злой воли действует, человек не производит акт злой воли. Тоесть человек не продолжает становления. Это называется не обуславливание. Это когда колесо страданий начинает вращаться в противоположную сторону, и тогда оно становится Колесом Закона.

В первом случае, Первая и Вторая Благородная Истина. (От страдания к страданию)
Во втором случае, Первая, Вторая, Третия и Четвертая Благородная Истина. (От страдания к Просветлению)

У простого человека, происходит прошлый импульс, и теперешний обуславливается влечением и отвращением, с причиной неведения. Тоесть вообщем-то это и весь свободный выбор, от влечени к отвращению. И так всё Взаимозависимое Возникновение. От страдания к страданию.

Когда же вопрос идёт о практике, то там где теперешний волевой акт, там нет обуславливания влеченим и отвращением, и в тоже время, на место убуславливаемости терепешненого волевого акт, на месте неведения, становится ведение, характеристики - аничча, духка, анната. Волевой акт не обуславлвиается влеченим и отвращением. И тогда карма индивидума начинает так сказать сгорать. Это от страдания к Просветлению. Или во всяком случае процесс очищения.

Могу предположить, что так постипено сгораеют под корень все 10-ть уз и тогда такой человек становится Архатом.

Так думаю, по этому поводу на теперешний момент.

Цитировать
Чтобы увидеть возникновение и исчезновение сложных, многокомпонентных явлений вроде страха, на мой взгляд, удобно раскладывать их по составляющим - какой при этом волевой импульс? какое чувство? какие мысли? какое распознавание (например, с отождествлением или без)? на что и как направлено внимание?

Мне кажется, что когда практикуешь по четко определенному способу установления памятования (например, сосредотачиваешься на связке волевой импульс - сознание), и все сложные явления рассматриваешь в выбранном аспекте, то работа получается чище и эффективнее.

К примеру на курсах Випассаны по С.Н. Гоенко, ощущение в теле происходит от 4 причин: еды, атмосферы, прошлых накоплений санскар и теперешнего импульса волевого акта, санскары.

Смотря на то ощущений страха, человек рассматрвиает его с осознанностью, бесспристрастием и с помятованием трех характеристик - аничча, духка, анатта. И если человек это делает правильно, то страх постепено проходит, без подальшего становления страха. Происходит очищение.

С.Н. Гоенко в вечерних лекция говорил, что санскары очень трудно наблюдать, того и наблюдаются ощущения, как показатель, и в тоже время, когда человек практикуется достаточно, то возникает такая возможность, что человек различает санскары напрямую.

Цитировать
А волевые импульсы служат зацепкой для дальнейшего закрепления сознания:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn12/sn12.038.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn12/sn12.038.wlsh.html

Об этом тут и речь.

Как я понимаю, тот или иной ментальный фактор даёт толчёк тому или иному качеству сознания. Или в сукупности те или иные ментальные факторы дают то или иное качество сознания
http://www.dhamma.ru/lib/dhammas.htm

Поэтому вопрос про практику випассаны и ментальные факторы.

Цитировать
Конкретно от страха очень помогает дружелюбие. Не зря Будда прочитал Сутту о дружелюбии (метта) как раз для того, чтобы монахи преодолели страх.

Культивация дружилюбия взращивает любящую доброту, тоесть чем больше метты тем качество сознания будет так сказать окрашено более меттой. Это Самадхи медитация, где обьектом медитации служит любящая доброта.

Что касается страха, то причиной страха может быть неведение, и вот для это нужно ведения, тогда и страх устранится, тоесть обуславливаемое, то что обуславливает возникновения страха устранится. Это Випассана.

Думаю, что с Меттой возможно отойти от страха, когда в одной руке будет метта, как точка опоры, обьект концентрации, а в другой руке випассана, как путь очищения от негативных состояний и всевозможных неблагородных реакций ума. Такое моё понимание пути практики.
« Последнее редактирование: 10:33 14 Января 2009 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7488
Re: Практика Осознанности
« Ответ #21 : 10:48 14 Января 2009 »

Понятие "санкхара" в смысле "воли" очень близко к понятию "камма", "сознательные (волевые) поступки".

"Intention (cetana), I tell you, is kamma. Intending, one does kamma by way of body, speech, & intellect."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an06/an06.063.than.html

Цитировать
Так вот, когда змея проснулась, и еще не укусила, возможен волевой акт не-укусывания. Даже если яд злой воли действует, человек не производит акт злой воли. Тоесть человек не продолжает становления. Это называется не обуславливание. Это когда колесо страданий начинает вращаться в противоположную сторону, и тогда оно становится Колесом Закона.

По этому поводу есть сутты:

12. "What is neither-dark-nor-bright kamma with neither-dark-nor-bright ripening that leads to the exhaustion of kamma? As to these (three kinds of kamma), any volition in abandoning the kind of kamma that is dark with dark ripening, any volition in abandoning the kind of kamma that is bright with bright ripening, and any volition in abandoning the kind of kamma that is dark-and bright with dark-and-bright ripening: this is called neither-dark-nor-bright kamma with neither-dark-nor-bright ripening."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.057.nymo.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.235.than.html
Записан

SilentTruth

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 71
Re: Практика Осознанности
« Ответ #22 : 11:08 14 Января 2009 »

Ассаджи,

Цитировать
Понятие "санкхара" в смысле "воли" очень близко к понятию "камма", "сознательные (волевые) поступки".

"Intention (cetana), I tell you, is kamma. Intending, one does kamma by way of body, speech, & intellect."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an06/an06.063.than.html

Цитировать
Цитировать
Так вот, когда змея проснулась, и еще не укусила, возможен волевой акт не-укусывания. Даже если яд злой воли действует, человек не производит акт злой воли. Тоесть человек не продолжает становления. Это называется не обуславливание. Это когда колесо страданий начинает вращаться в противоположную сторону, и тогда оно становится Колесом Закона.

По этому поводу есть сутты:

12. "What is neither-dark-nor-bright kamma with neither-dark-nor-bright ripening that leads to the exhaustion of kamma? As to these (three kinds of kamma), any volition in abandoning the kind of kamma that is dark with dark ripening, any volition in abandoning the kind of kamma that is bright with bright ripening, and any volition in abandoning the kind of kamma that is dark-and bright with dark-and-bright ripening: this is called neither-dark-nor-bright kamma with neither-dark-nor-bright ripening."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.057.nymo.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.235.than.html

Перед тем как отвязаться от таковых видов кармы, необходимо распознать таковые виды кармической деятельности до их проявления, и сделать по этому поводу определённый волевой акт.
« Последнее редактирование: 12:49 14 Января 2009 от SilentTruth »
Записан

SilentTruth

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 71
Re: Практика Осознанности
« Ответ #23 : 05:53 05 Мая 2009 »

Читаю неплохую книжку, вот неплохое обьяснения по Правильной Осознанности:
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/waytoend.html#ch6

Записан

SilentTruth

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 71
Re: Практика Осознанности
« Ответ #24 : 05:58 05 Мая 2009 »

Цитировать
Вот сутта о четырех правильных усилиях:
http://awake.kiev.ua/dhamma/canon/an4-14.htm

Каждое из них - обширная тема.

Первое - охрана дверей чувств:
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,433.0.html

Второе - устранение помех:
http://dhamma.ru/lib/fivehind.htm

Третье - четыре способа установления памятования, ведущие к развитию семи факторов Пробуждения:
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,15.0.html

Четвертое - практика сосредоточения, самадхи, четыре джханы.

Так же можно дополнить вот это, тут интересно обьяснено:
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/waytoend.html#ch5
« Последнее редактирование: 06:15 05 Мая 2009 от SilentTruth »
Записан

SilentTruth

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 71
Re: Практика Осознанности
« Ответ #25 : 06:14 05 Мая 2009 »

Как сопоставляются Усилия, Осознанность, и Концентрация. Как они балансируются это еще вопрос.

Осознанность это более как наблюдение.
Усилия это более как делание. Но делание может быть под воздествием влечения и отвращения, когда бесспристрасное наблюдение может отцепить такую привязку.
Концентрация же может быть, как в одном так и в другом.

Делание и Наблюдение как-то должно сопоставляться.  Как я заметил одни более дают уклон на делание, другие более в не-делание, а в наблюдение. Но я думаю, что оно два в одном, и делание и наблюдение. Вообще наблюденеи более относится к Концентрации. Осознанность это Осознанность, просто она может включать в себя и Усилия и Концентрацию, и балансировать их.

К примеру Ананда перед первым собранием весь день занимался практикой, и только когда он умерил свои услия и дал более уклон на концентарцию, то достиг Архатства.

В тоже время, тот монах которому Будда говорил про настраивание струн, он практиковался так, что уже и тело его пошарпалось от практики, и Будда ему дал наставление по балансировке, и тогда сбалансируя факторы монах достиг Архатства.

Конкретно как я понял, Осознанность с Бесспристрасным наблюдениям противопостовляется рекциям ума влечению и отвращению, когда к примеру неприятное чувство в теле будит в человеке отвращение, и последующее действие возможно будет под предводительством отвращения, врядли оно тогда будет правильным, но если разглядеть бесспристрасно не обезательно, то тогда можно увидеть, что имено сделать. Оно тогда возможно предпринять усилия, чтобы высвободится, умерить, уменьшить что-то, и предпринять усилия, чтобы развить и удержать что-то.
Усилия третий фактор просветления, а первый фактор Осознанность, второй Различение дхамм.
Как я думаю без осознанности и различения, трудно протолкнутся правильным усилиям.

Практика же Осознанности с начала этой темы имелось в виду - Анапанасати и Стипхатана, тоесть развитие осознаности во всём. Как говорил Будда, осознанность хороша везде.
« Последнее редактирование: 06:26 05 Мая 2009 от SilentTruth »
Записан

SilentTruth

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 71
Re: Практика Осознанности
« Ответ #26 : 15:54 24 Мая 2009 »

http://www.audiodharma.org/talks-intromed.html

Послушал уже 4-е первые записи.
Для меня было интересно эмоции и мышление, так как дыханием, телом, и ощущениями занимаюсь уже около 3-х лет. Знаком с практикой по С.Н. Гоенка и Махаси Саядов. Хотелось бы узнать кто из Учителей обучает 3-й и 4-й основой осознаности, так же осознаности эмоций и мышления.
Записан