Мне хочется у Вас узнать дабы понять Вас луше, как Вы к примеру понимаете следующее:
К примеру один человек разговаривает с другим человеком, у того человека при разговоре возникло разражение к другому человеку, и как только, то раздражение возникло, то сразу же и исчезло, человек не проявил, то разражение, а пришел к скокойствию, и продолжил разговор без разрожения.
- Как так произошло?
Как Вы это интерпретируете в плане Правильных Усилий и других дхамм?
По этому поводу есть хорошая сутта:
"Кроме того, Ананда, у монаха, когда он слышит ухом звук, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он распознает это так: "Вот возникшая у меня приязнь, вот возникшая неприязнь, вот возникшая приязнь вместе с неприязнью. И это конструированное, грубое, обусловленно-возникшее. Вот что умиротворенное, вот что возвышенное, – безмятежное наблюдение". У него прекращается та возникшая приязнь, та возникшая неприязнь, та возникшая приязнь вместе с неприязнью. Подобно тому, Ананда, как сильный человек может без труда щелкнуть пальцами, – аналогично, Ананда, настолько же быстро, скоро и легко какая угодно возникшая приязнь, или возникшая неприязнь, или возникшая приязнь вместе с неприязнью, прекращается, и устанавливается безмятежное наблюдение. Вот что, Ананда, называется по Кодексу Благородных несравненным развитием чувств по отношению к звукам, слышимым ухом."
http://awake.kiev.ua/dhamma/canon/mn152.htmhttp://dhamma.ru/forum/index.php/topic,219.0.htmlВ воспитание интеллигентных, благородных людей входит обучение навыкам самоконтроля. Интеллигентный человек способен не проявлять раздражения. Тем не менее, когда в ходе практике вскрываются очень мучительные или чрезвычайно приятные чувства, нужно дополнительное развитие чувств.
Я бы сравнил памятование с четырехцилиндровым двигателем, а осознанность - со свечами зажигания.
Он работает на холостом ходу, прогревается, пока не включается сцепление - различение умственных качеств (дхамма-вичая). Если сцепление так и не включается, машина может невзначай покатиться под уклон.
Когда включается сцепление, можно переключать скорости с помощью коробки передач - четырех правильных усилий, и направлять движение рулем - основательным вниманием.
Итак, для приложения правильных усилий (третьего фактора Пробуждения) нужно вначале развить различение умственных качеств (дхамма-вичая, второй фактор Пробуждения)
http://buddhist.ru/board/showthread.php?t=2056 .
Тут возможны разные подходы, с использованием тех или иных способов установления памятования (сатипаттхана).
Первый способ установления памятования - наблюдение тела.С помощью наблюдения тела, телодвижений, и дыхания, довольно легко определить присутствие классической пары помех - вялость-сонливость/перевозбуждение-напряжение. Многие учителя, например, Саядо У Теджания и досточтимый Вималарамси, пишут о развитии расслабления. Классический способ преодоления сонливости - практика при ходьбе.
Определить наличие второй пары - страсть/раздражение, бывает трудно, когда они отходят на задний план.
Но здесь может помочь наблюдение отношения к вдохам и выдохам по Патисамбхидамагге
http://bps.lk/bp_library/bp502s/bp502_part3.html.
Кроме того, в той же главе Патисамбхидамагги описывается различение влечения к прошлому или к будущему через наблюдение отношения к вдохам и выдохам. Тему пребывания в настоящем моменте подробно развивает Ачан Брахмавамсо
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,325.0.html .
Второй способ установления памятования - наблюдение чувств.Чувства бывает трудно выявить, когда они находятся на заднем плане.
Тут помогает сканирование тела, как рекомендуют досточтимые Ачан Ли Дхаммадхаро и Тханиссаро Бхиккху.
Они советуют находить места, где "дыхание вызывает чувство комфорта" (на языке пали сукха-ведана).
http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htmhttp://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htmТаким образом, через наблюдение чувств, и поддержку их вниманием, возможно развитие факторов сосредоточения, джханы - восторга и счастья.
Третий способ установления памятования - наблюдение ума.Определить, является ли в данный момент ум просторным (махаггата) или суженным,
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,426.0.htmlможно, например, с пощью отслеживания широты поля зрения. Когда ум просторен, то и зрительный обзор тоже, как правило, широкий. Зрение не сужается в "туннель" на что-то одно.
Подробнее об этом рассказывает в своей книге Саядо У Теджания
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,641.0.html .
Четвертый способ установления памятования - наблюдение динамики умственных процессов.Обращая внимание на ту или иную из дверей восприятия, и занимаясь по очереди каждым из впечатлений, можно непосредственно отслеживать происходящее при восприятии, как описывается в Чхачхакка сутте
http://awake.kiev.ua/dhamma/canon/mn148.htmи различать таким образом умственные качества и процессы, а также предпосылки их возникновения и исчезновения.
Подобному отслеживанию обучают грамотные преподаватели метода досточтимого Махаси Саядо
http://awake.kiev.ua/dhamma/lib/mahasi.htm , Саядо У Теджания, досточтимый Ньянананда
http://awake.kiev.ua/dhamma/lib/3n.zip.
При этом нужно понимать место практики вышеприведенных четырех Сатипаттхан в общей последовательности практики, описанной, например, в Ганака-моггалана сутте
http://awake.kiev.ua/dhamma/canon/mn107.htmи сутте о Кундалии:
'But what are the qualities that, when developed & pursued, lead to the culmination of clear knowing & release?'
'The seven factors for Awakening...'
'And what are the qualities that... lead to the culmination of the seven factors for Awakening?'
'The four frames of reference...'
'And what are the qualities that... lead to the culmination of the four frames of reference?'
'The three courses of right conduct...'
'And what are the qualities that... lead to the culmination of the three courses of right conduct?'
'Restraint of the senses... And how does restraint of the senses, when developed & pursued, lead to the culmination of the three courses of right conduct? There is the case where a monk, on seeing a pleasant form with the eye, does not hanker after it, does not delight in it, does not give rise to passion for it. Unmoved in body & unmoved in mind, he is inwardly well composed & well released. On seeing an unpleasant form with the eye, he is not upset, his mind is not unsettled, his feelings are not wounded, his mind does not become resentful. Unmoved in body & unmoved in mind, he is inwardly well composed & well released.
On hearing a pleasant... unpleasant sound with the ear... On smelling a pleasant... unpleasant smell with the nose... On tasting a pleasant... unpleasant taste with the tongue... On feeling a pleasant... unpleasant tactile sensation with the body...
On cognizing a pleasant idea with the intellect, he does not hanker after it, does not delight in it, does not give rise to passion for it. Unmoved in body & unmoved in mind, he is inwardly well composed & well released. On cognizing an unpleasant idea with the intellect, he is not upset, his mind is not unsettled, his feelings are not wounded, his mind does not become resentful. Unmoved in body & unmoved in mind, he is inwardly well composed & well released. This is how, Kundaliya, restraint of the senses, when developed & pursued, leads to the culmination of the three courses of right conduct.
And how are the three courses of right conduct developed & pursued so as to lead to the culmination of the four frames of reference? There is the case where a monk abandons wrong conduct in terms of his deeds and develops right conduct in terms of his deeds; abandons wrong conduct in terms of his speech and develops right conduct in terms of his speech; abandons wrong conduct in terms of his thoughts and develops right conduct in terms of his thoughts. This is how, Kundaliya, the three courses of right conduct, when developed & pursued, lead to the culmination of the four frames of reference.
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/wings/part2.html#passage-92В Сатипаттхане уже идет работа с довольно тонкими пороками в действиях ума. Предполагается, что пороки в действиях телом и речью практикующий успешно устраняет с помощью рефлексии
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,170.0.html и решительного развития противостоящих умелых качеств
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.008.nypo.html .