Здравствуйте!
здравствуйте, обращаюсь к вам за помощью с вопросом об остановке мышления, хотелось бы узнать ваше мнение по данному вопросу т.к. у меня нет чёткого понимания как к этому можно придти и как данные практики сочетаются с мирской жизнью.
По ходу практики отбрасывается много ненужных занятий.
Сначала отказываешься от причинения ненужных страданий другим людям своими словами и поступками.
Потом замечаешь, что и в уме происходит много лишнего.
По привычке отождествляешься с этой умственной суетой. Но затем понемногу это метание становится видно как спектакль, происходящий на фоне чего-то более глубокого, - чувств, распознавания, сознания.
И когда опираешься на более глубокие процессы, больше не нуждаешься в обязательной опоре на мышление для бытия. Появляется возможность останавливать непроизвольное мышление.
Мышление - как третье колесо велосипеда, без которого тоже можно ехать, при наличии определенных навыков.
Остановка мышления бывает и в других состояниях, но они скорее напоминают лежачий велосипед.
Потом открывается возможность отказаться и от других процессов, как бы ехать на одном колесе.
Эти состояния все большего упрощения жизни называются "джханами".
Как к этому можно придти?
Прежде всего, нужна чистая совесть. Это достигается совершенствованием поступков.
Потом учишься поддерживать ум в оптимальном состоянии по нескольким показателям.
Такого рода показатели хорошо прописаны в Патисамбхидамагге:
- пара цепляние за прошлое <-> предвкушение будущего;
- пара перенапряжение <-> вялость;
- пара алчность <-> злость (влечение <-> недовольство) (проявляющиеся в отношении к опоре сосредоточения).
(i) By avoiding consciousness which runs after the past (breaths) and is attacked by distraction, (consciousness) is concentrated in one place.
(ii) By avoiding consciousness which looks forward to the future (breaths) and is attacked by wavering, (consciousness) is fixed (there).
(iii) By exerting slack consciousness attacked by indolence, one abandons indolence.
(iv) By restraining over-exerted consciousness attacked by agitation, one abandons agitation.
(v) By being clearly comprehending about consciousness which is attracted and attacked by greed, one abandons greed.
(vi) By being clearly comprehending about consciousness which is discontented and attacked by ill will, one abandons ill will.
http://bps.lk/bp_library/bp502s/bp502_part3.html#_Toc166300489Дальше есть и другие тонкости, но такого рода работа с "увиливаниями" ума - это основа.
Разные учителя подчеркивают несколько разные аспекты, например:
Тханиссаро Бхиккху
http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htmhttp://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/depercep.htmЛи Брейсингтон
http://dhamma.ru/lib/authors/brasington/jhana3.htmВ наше время встречаются разные мнения по поводу того, что из себя представляют джханы на практике:
http://leighb.com/jhanantp.htmКак данные практики сочетаются с мирской жизнью?
Грамотная практика замечательно сочетается, а безграмотная - плохо.