Ачаан Сумедо говорит:
Когда ваш ум спокоен, прислушайтесь, и вы сможете уловить в сво-
ем уме этот вибрирующий звук — «голос безмолвия». Что это такое? Звук
внутри уха или внешний звук? Или это звук ума? Или звук нервной си-
стемы? Или чего-то еще? Чем бы он ни был, он всегда налицо, и им можно
воспользоваться в медитации, направив свое внимание к этому звуку.
Узнавая, что всё возникающее исчезает, мы начинаем смотреть на то,
что не возникает, не исчезает и всегда здесь. Если вы пытаетесь думать
об этом звуке, подыскивать для него название, требовать от него помощи
в достижении чего-то, тогда, конечно, вы пользуетесь им неправильно.
Это просто точка отсчёта, с которой вы сообразуетесь, достигнув
пределов ума; это конец ума, насколько мы в состоянии его наблюдать.
Поэтому вы можете начинать наблюдение, исходя из этой точки отсчета.
Вы можете думать и всё-таки слышать этот звук (т.е. когда вы сознательно
думаете); но когда вы захвачены мыслями, вы забываете о нем, более не
слышите его. Поэтому если вы затерялись в своих мыслях, то, как толь-
ко осознаете, что вы снова думаете, обратитесь к этому звуку, слушайте
его в течение долгого времени. Там, где раньше вас увлекали эмоции, на-
вязчивые состояния или возникающие препятствия, вы теперь сможете
практиковать, осторожно и очень терпеливо размышляя о каком-то кон-
кретном состоянии ума как об аничче, дуккхе и анатте — и затем отпу-
ская его. Это осторожное, тонкое освобождение; вы не отталкиваете от
себя с шумом и грохотом те или иные состояния; поэтому ваше отноше-
ние, ваше правильное понимание важнее, чем всё остальное. Не делайте
чего- то особенного из этого звука молчания. Люди приходят в возбуж-
дение, полагая, что они чего-то достигли или нечто открыли; но такое от-
ношение — это само по себе ещё одно обусловленное явление, которое вы
создаете вокруг тишины. Это очень трезвая практика, она не возбуждает;
пользуйтесь ею искусно и осторожно для того, чтобы отпустить, а не для
того, чтобы цепляться за мнение о каком-то своём достижении! Что пре-
пятствует практикующему продвигаться в его медитации, так это мнение
о том, что благодаря ей он чего-то достигает!
--------------------------------------------------------------------------------------------
Есть ли похожие техники в суттах?