Уважаемый Olivin,
Если вообще существует понятие "счастье" для буддиста, то это - достижения ниббаны? Разве не так? Тогда, "счастье" и "несчастье" - разве есть между ними различение?
По этому поводу есть сутта "Счастье Ниббаны":
http://dhamma.ru/canon/an/an9-34.htmИ почему непременно долгосрочна эта перспектива?
А кто говорит, что она непременно долгосрочна?
Долговечное счастье подчеркивается, например, в Калама сутте:
http://dhamma.ru/canon/an/an3-65.htmДля православия - понятно - это царство Божие на Земле - перспектива весьма долгосрочная. А здесь - каждый может достичь состояния просветления в любой момент. Что , опять же, имеет весьма косвенное отношение к привычному для светского(мирского) понятия "счастье".
Если Вы имеете в виду Пробуждение, то далеко не каждый способен его достичь.
В Угхатитанню сутте (АН 2.135) выделяется четыре класса личностей:
- uggha.titaññu, встречающиеся с Буддой лично, и способные достичь Пробуждения после выслушивания краткой проповеди;
- vipaсcitaññu, встречающиеся с Буддой лично, и способные достичь Пробуждения после подробного объяснения краткой проповеди;
- neyya, нуждающийся в тщательном изучении проповедей и объяснений, а затем в продолжительной практике в соответствии с изученным, для того, чтобы достичь Пробуждения в этой жизни;
- padaparama, способные лишь развить способности и привычки (васана), с тем, чтобы в момент смерти осуществить благоприятное перерождение, с возможностью достичь Пробуждения.
http://www.viet.net/anson/uni/u-37bd/37bd-e00.htmВ Гилана сутте
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/anguttara/an03-022.htmlБудда выделяет три типа личностей:
- тех, кто выздоровеет в любом случае;
- тех, кто безнадежно болен;
- тех, кто выздоровеет при надлежащем лечении и уходе.
Дхамма излагается прежде всего для третьего типа личностей, -- тех, кто способен, услышав Дхамму, достичь Пробуждения.
http://sasanarakkha.org/talks/2004/06/gilana-sutta-sick-person-discourse.shtml