Тщеславие

Автор Михаил, 23:43 24 марта 2011

« назад - далее »

Михаил

Прочитав тексты Канона на дхамме.ру, я не увидел, чтобы Будда явно и подробно разбирал такие важные качества, как гордыня и тщеславие. Что кажется удивительным, так как эти качества играют слишком важную роль, особенно для западного человека, бытие которого определяется ими больше чем у остальных, цивилизация которого достигла таких внешне ошеломляющих (на самом деле трехкопеечных) результатов благодаря гордыне и тщеславию, стремлению лидерствовать, быть выше как можно бОльшего числа людей (в чем угодно, главное только, чтобы выше), карабкаться по карьерной, социальной и прочим выдуманным лестницам.

Христианство уделяет значительное место гордыне. Это не только смертный грех, но и сущность самого дьявола, которого таковым  сделала гордыня. А в Палийском Каноне текстов, подробно и явно разбирающих эти качества, я не заметил. Неявно они обозначаются, разбираются, порицаются, отвергаются, это есть. А вот текстов, где бы они явно обозначались и им уделялось  существенное внимание, увы, не узрел что-то. Может, они все-таки есть?

Могут ли эти качества относится к "влечению к становлению"? Или эта асава подразумевает только лишь жажду жизни без трансгрессивных устремлений?

Ассаджи

Цитата: Михаил от 23:43 24 марта 2011
Христианство уделяет значительное место гордыне. Это не только смертный грех, но и сущность самого дьявола, которого таковым  сделала гордыня. А в Палийском Каноне текстов, подробно и явно разбирающих эти качества, я не заметил. Неявно они обозначаются, разбираются, порицаются, отвергаются, это есть. А вот текстов, где бы они явно обозначались и им уделялось  существенное внимание, увы, не узрел что-то. Может, они все-таки есть?

Самомнение - ключевой предмет работы третьего этапа буддийской практики, развития мудрости.

Два ключевых понятия здесь - убеждение в тождественности (саккая-диттхи), устраняемое при "вступлении в поток":

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1018.0
http://www.palikanon.com/english/wtb/s_t/sakkaaya_ditthi.htm

и собственно самомнение (мана), окончательное устранение которого происходит при Пробуждении:

http://www.palikanon.com/english/wtb/g_m/maana.htm

Причем, что интересно, самомнение классифицируется на три вида:

- самомнение о превосходстве;
- самомнение о равенстве;
- самомнение о неполноценности.

Таким образом, замена убеждений в превосходстве на убеждения в собственной ничтожности, или в равенстве всем остальным, мало что меняет.

Как описывается в Саббасава сутте, всевозможные представления о "Я" могут лишь заводить в глухомань взглядов: http://dhamma.ru/canon/mn/mn02.htm

При развитии нравственности, устраняются проявления тщеславия в поведении:
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.008.nypo.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.007.nypo.html

Но в целом вопрос тщеславия решается Буддой радикально - через рассмотрение отождествления как такового. По этому поводу на сайте есть:

Чхачхакка сутта - http://dhamma.ru/canon/mn/mn148.htm

В ней описывается путь к прекращению страданий через "семь распознаваний", в том числе распознавание безличности:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=441.0

См. также:
http://dhamma.ru/canon/mn/mn146.htm
http://dhamma.ru/canon/mn/mn147.htm

Присвоение (упадана) - ключевое звено в возникновении страдания, и для прекращения страдания необходимо не-присвоение:

http://dhamma.ru/canon/sn/sn22.056.kual.html

На английском:

"He should develop the perception of inconstancy so as to uproot the conceit, 'I am.' For a monk perceiving inconstancy, the perception of not-self is made firm. One perceiving not-self attains the uprooting of the conceit, 'I am' — Unbinding in the here & now."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an09/an09.001.than.html

"this is called a monk who has cut through craving, has turned away from the fetter, and — by rightly breaking through conceit — has put an end to suffering & stress."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an07/an07.012.than.html

См. также:
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.001.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn21/sn21.002.than.html

Михаил

Спасибо, многоуважаемый Ассаджи! Эх, жаль, английского не знаю.

Да, удивительное учение -нет противоречий, совершенно тождественно реальности, насыщено такой логикой и такими знаниями, которые обычный "смертный" мудрец не смог бы насочинять. Учение по-моему явно имеет трансцендентные корни.
Узнать бы еще ответ на вопрос, в чем же причина сострадания Будды, заставившая его остаться, причину феномена Бодхисаттвы...

Ассаджи

Ответвление по поводу причины сострадания Будды перенесено в тему:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1126.0

По поводу "пути Бодхисатты" есть тема:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=463.0