Здравствуйте, Николай!
Читал у Д.Корнфилда,что некоторые учителя(У Ба Кин например) обучали своих учеников методам задержки дыхания и работе с чакрами.
Вот цитата из его книги:
"Подобным же образом ачааны Дхаммадаро и Джумньен, а также учителя традиции У Ба Кхина учат практике, которая содержит не только поглощенность и отрешенность, но также и работу с раскрывающимися чакра, или центрами энергии внутри тела, как и использование энергий, света и светящихся сплетений, работу с «ниббана дхату», с передачей силы и тому подобными явлениями."
Как я понимаю, тут Корнфилд обозначает популярным словом "чакры" практику с определенными местами в теле. На мой взгляд, такое обобщение здесь некорректно.
Вот пример из описания Ачана Лина Дхаммадхаро:
"The First Base: Center the mind on the tip of the nose and then slowly move it to the middle of the forehead, The Second Base. Keep your awareness broad. Let the mind rest for a moment at the forehead and then bring it back to the nose. Keep moving it back and forth between the nose and the forehead — like a person climbing up and down a mountain — seven times. Then let it settle at the forehead. Don't let it go back to the nose.
From here, let it move to The Third Base, the middle of the top of the head, and let it settle there for a moment. Keep your awareness broad. Inhale the breath at that spot, let it spread throughout the head for a moment, and then return the mind to the middle of the forehead. Move the mind back and forth between the forehead and the top of the head seven times, finally letting it rest on the top of the head.
Then bring it into The Fourth Base, the middle of the brain. Let it be still for a moment and then bring it back out to the top of the head. Keep moving it back and forth between these two spots, finally letting it settle in the middle of the brain. Keep your awareness broad. Let the refined breath in the brain spread to the lower parts of the body."
http://www.accesstoinsight.org/lib/thai/lee/inmind.htmlУ Ба Кхин преподавал классический подход:
http://www.ubakhin.com/PUBLIC.htmlТерминами вроде "Ниббана дхату" он описывает явления, которые вполне можно описать и языком сутт.
Вопрос:эти практики "апокрифические",авторские или же вполне традиционные?
Кто-нибудь из ныне живущих учителей преподаёт такие методы?
Использование тех или иных мест в теле в теле играет вспомогательную роль в методиках, и их местонахождение не так уж важно.
Досточтимый Тханиссаро Бхиккху обучает методам Ачана Ли Дхаммадхаро.
Чакры - модель, характерная для йогической традиции. Подобные модели (чакры, тонкие тела и прочее) содержательны и статичны.
Будда же предложил эвристические динамические модели для исследования и преобразования любого содержания.
Например, йог управляет психикой за счет того, что дышит определенным образом. Это происходит в рамках фиксированной модели пран, чакр и прочего.
Буддист же осознает и исследует дыхание, управляя психикой за счет перенаправления внимания. При этом содержательные модели, как заведомо неточные, не используются - практикующий исследует не столько содержание, сколько сами функции восприятия, мышления, целеполагания и т.д.
Йог очищает "тело блаженства" (ананда-майя-коша).
А буддист работает с чувствами как динамическими процессами, отслеживая предпосылки их возникновене и исчезновение. Он тоже достигает блаженство в теле, но со знанием того, какие процессы при этом происходят, и как это явление можно воспроизвести.