Роль божеств credit

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Роль божеств  (Прочитано 6806 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Fritz

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 21
Роль божеств
« : 19:18 12 Январь 2008 »

Алувихара в наши дни: http://youtube.com/watch?v=bfrmhnDOfoE

Заинтересовало изображение многорукого существа в ролике на ютьюбе, появляющееся  на времени 2:31, справа от Будды. Вопрос: чьё изображение? :)
« Последнее редактирование: 12:20 15 Январь 2008 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6983
Роль божеств
« Ответ #1 : 11:53 13 Январь 2008 »

Заинтересовало изображение многорукого существа в ролике на ютьюбе, появляющееся  на времени 2:31, справа от Будды. Вопрос: чьё изображение? :)

Кажется, это четырехликий и многорукий Брахма.

В Таиланде он часто изображается четырехруким:

http://en.wikipedia.org/wiki/Phra_Phrom
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6983
Роль божеств
« Ответ #2 : 12:57 13 Январь 2008 »

In Lankan Buddhism, Gods are subordinate to the Buddha

By: PK Balachandran

http://www.tamilcanadian.com/page.php?cat=113&id=3384
Записан

Fritz

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 21
Роль божеств
« Ответ #3 : 00:25 15 Январь 2008 »

Брахма как правило сидит на лотосе. Это же изображение сильно напоминает, внешне, Авалокитешвару. Где-то я читал, что Махаяна на Ланке не распространилась, однако, не факт, что не было небольших общин вообще. Но, тем не менее, выводы напрашиваются следующие:
1. Боги также могут практиковать Дхарму, в той или иной форме. (Есть ли в ПК этому подтверждения прямые?)
2. Подчинение богов местных культов - традиция более давняя, и сформировалась отнюдь не во времена Падмасамбхавы. Наверное, можно говорить об аутентичности этой традиции.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6983
Re: Роль божеств
« Ответ #4 : 12:49 15 Январь 2008 »

Брахма как правило сидит на лотосе. Это же изображение сильно напоминает, внешне, Авалокитешвару. Где-то я читал, что Махаяна на Ланке не распространилась, однако, не факт, что не было небольших общин вообще.

Общины были:

The island's interest in Mahayana started at the very beginning of the new
movement. Nagajuna's most brilliant disciple and successor, Ariyadeva, was a
Sinhalese of royal birth. According to Tibetan sources, Nagajuna spent his
last days in a monastery at Sripavata, a location now identified with a
plateau just outside Nagajunakonda in Andhra Pradesh. Significantly, the
ruins of a monastery called Simhala Vihara flourished at Sripavata from the
first century ce onwards, and according to an inscription found on the site,
this monastery was inhabited by Sri Lankan monks. It is not at all
improbable that this was where Nagajuna and Ariyadeva first met and that
from an early time Sri Lankans went there to study Mahayana. And the
evidence shows that 800 years later Mahayana still had a strong following in
the island. We read, for example, that in the ninth century Ratnarasanta,
the abbot of Somapura in India, came to the island accompanied by the envoy
sent by the Sri Lankan king. He arrived with some 200 Mahayana texts and
stayed for seven years; and when he finally returned to India to take up the
position of 'gatekeeper scholar' at Vickramasila, he left behind 500
disciples. Mahayana flourished in Sri Lanka until it finally succumbed to
Theravada at the beginning of the medieval period. Nonetheless, it left
behind numerous traces of its presence in the island's literature, sculpture
and popular religious practices.

http://www.urbandharma.org/udnl/nl060502.html

Цитировать
1. Боги также могут практиковать Дхарму, в той или иной форме. (Есть ли в ПК этому подтверждения прямые?)

Да, Будду называют "учителем богов и людей".

Вот, например, сутта "Вопросы Сакки" (ведийский эквивалент - Шакра, Индра)

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.21.2x.than.html

Цитировать
2. Подчинение богов местных культов - традиция более давняя, и сформировалась отнюдь не во времена Падмасамбхавы. Наверное, можно говорить об аутентичности этой традиции.

"Аутентичность" по-русски означает "подлинность". Вы, наверное, имеете в виду исторические корни традиции подчинения богов местных культов. Это началось, по-видимому, в седьмом веке:

Early Buddhism in Sri Lanka was not theistic, Prof Dharmadasa maintains. The Attakatha commentaries of this early period had nothing on deity worship. It is believed that the Buddhists at that time were very puritanical, believing only in venerating the "Triple Gem", which comprised the Buddha, the Dhamma, and the Sangha.

It is in the 7th century AD that one hears of deity worship. The famous Buddhist chronicle, Mahawamsa, mentions King Dappula of the Ruhuna region in South Sri Lanka, worshiping a local deity called Upulvan, although he was a devout Buddhist. The 7th century AD also saw the worship of the Hindu God of War, Skanda, known among the Tamils as Murugan. The Mahawamsa gives a detailed description of King Manavamma worshiping Skanda. By the 12th.century AD, deity worship had come to stay in Sri Lanka and was becoming a salient feature of Buddhism in the island, Prof Dharmadasa observes.

South Indian incursions bring deities

According to EW Adikaram (Early History of Buddhism in Ceylon, 1952), deity worship was introduced to Buddhists Sri Lanka in the second phase of South Indian incursions. In the first phase, which includes the incursion of the Tamil prince, Ellara, in the 2nd century BC, the Sri Lankan Buddhists were very antagonistic to the religion the invaders/immigrants brought. It was dubbed "false."

The antagonism seems to have existed even in the 4th century AD, when King Mahesena is believed to have destroyed Devales or Hindu shrines in Trincomalee and other places.

Deity worship in Sri Lanka seems to have had something to do with the status of Hinduism in neighbouring South India. According to some scholars, when Hinduism was gaining ascendancy in South India from the 6th century AD on, deity worship began to appear in Sri Lanka in a noticeable way.

http://www.tamilcanadian.com/page.php?cat=113&id=3384
Записан

Fritz

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 21
Re: Роль божеств
« Ответ #5 : 16:02 15 Январь 2008 »

Цитировать
"Аутентичность" по-русски означает "подлинность". Вы, наверное, имеете в виду исторические корни традиции подчинения богов местных культов.

Да, имеется в виду традиция, старт которой дал сам Будда, а не традиция сформировавшаяся позже по разным причинам. Наличие трансформации-переоценки ценностей очевидно - объекты высшей ценности становятся относительными и подчиняются новой высшей цели. Будда ведь не ввёл каких-то других богов, но "использовал" старых, некотрые из которых, например Шива, по мнению некоторых исследователей, имеют доарийское происхождение.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6983
Re: Роль божеств
« Ответ #6 : 10:29 16 Январь 2008 »

Будда ведь не ввёл каких-то других богов, но "использовал" старых

Я, например, считаю, что он их учил, а не "использовал".

Это буддийский, а не буддологический, форум. Прошу с уважением относиться к верованиям, какими бы они ни были.
Записан

Горо

  • Гость
Re: Роль божеств
« Ответ #7 : 14:48 13 Июль 2017 »

До-арийское - не значит древнее арийского. Просто регионы происхождения разные.

Рудра - пришлого арийского происхождения. Шива туземного дравидского. В индуизме оба культа слились в один шайвизм. Еще туда добавили культ фаллоса, осуждавшийся ведийскими ариями.

В типитаке отображен более древни пласт верований, когда эти культы еще не слились. Исана дэвараджа и Сива дэвапутта. Ищана одно из имен ведийского Рудры. Сива - палийская форма санскритского Щива.

Первый бог из свиты Сакки, принявшего буддизм, второй тоже принял буддизм.

Фактически шиваизм индусов является поздней рукотворной лжерелигией.
Записан

Ramona1

  • Гость
Re: Роль божеств
« Ответ #8 : 09:28 19 Декабрь 2017 »

Считаю, что роль божеств очень важна для всех нас, так как мы простые смертные стремим-ся равняться на них. В этом вопросе мне сразу вспомнился мультфильм о подвигах Геракла, когда один из богов хотел поделиться священным огнём с людьми, на что ответили Боги о недопустимости, ибо люди станут наравне с Богами.
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243
Re: Роль божеств
« Ответ #9 : 15:37 31 Декабрь 2017 »

Считаю, что роль божеств очень важна для всех нас, так как мы простые смертные стремим-ся равняться на них.

не думаю, что на богов стоит равняться, так как они такие же смертные, как люди, разве что живут неизмеримо дольше

Цитировать
[Благословенный сказал]: «Монахи, дэвы и люди наслаждаются формами, получают удовольствие от форм, радуются формам. С изменением, угасанием и прекращением форм дэвы и люди пребывают в страдании. Дэвы и люди наслаждаются звуками… наслаждаются запахами… наслаждаются вкусами… наслаждаются тактильными ощущениями… наслаждаются ментальными феноменами, получают удовольствие от ментальных феноменов, радуются ментальным феноменам. С изменением, угасанием и прекращением ментальных феноменов дэвы и люди пребывают в страдании.
(СН 35.136)

и хотя среди богов бесформенной сферы теоретически могут встречаться невозвращенцы, вряд ли их там может быть очень много

на мой взгляд, кроме самого Будды, всё-таки надёжней равняться на благородных личностей и арахантов
Записан

Balabust

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 127
Re: Роль божеств
« Ответ #10 : 17:28 31 Декабрь 2017 »

А в суттах сказано что равняться можно  мотивироваться об них.
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243
Re: Роль божеств
« Ответ #11 : 18:45 31 Декабрь 2017 »

Да, есть практика размышления о дэвах в ряду практики размышления о Трёх драгоценностях и собственных добродетелях. Нужно разыскать сутту(ы), в которой(ых) об этом идёт речь. Насколько я понимаю эта практика в основном предназначена для мирян как средство совершенствования в нравственности, потому что нравственное поведение является фактором перерождения среди богов чувственной сферы и наиболее доступной мирянам частью практики. Но только частью. Зачем же ориентироваться на тех, кто ещё даже не приблизился к ниббане, когда есть (были) те, кто к ней приблизился и даже реализовал?

Например в сутте Ити 83 сказано, что счастливым перерождением для дэвы является перерождение среди людей. Нелогично в таком случае людям ориентироваться на дэвов.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6983
Re: Роль божеств
« Ответ #12 : 19:08 31 Декабрь 2017 »

Да, есть практика размышления о дэвах в ряду практики размышления о Трёх драгоценностях и собственных добродетелях. Нужно разыскать сутту(ы), в которой(ых) об этом идёт речь.

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.070.than.html#recall-devas
https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an11/an11.012.than.html#recall-devas
https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an11/an11.013.than.html#recall-devas
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243
Re: Роль божеств
« Ответ #13 : 20:43 31 Декабрь 2017 »

спасибо, Дмитрий

всё, я бы сказал, ещё прозаичней: размышление о дэвах - это способ вызвать необходимое состояние сознания, пригодное, очевидно, для сосредоточения, с этой точки зрения, если кому-то такой способ помогает, то почему бы и нет?

как в сутте сказано, речь идёт о технике

но лично мне помешало бы знание других сведений о дэвах, которые изложены в суттах
по крайней мере Три драгоценности и араханты не имеют такого недостатка

Записан

Вопрошающий

  • Гость
Re: Роль божеств
« Ответ #14 : 15:31 02 Апрель 2018 »

если кому-то такой способ помогает, то почему бы и нет?
А почему может быть нет?
Если памятование об арийских качествах девов прямо рекомендовано в целом ряде сутт, наряду с памятованием о Трех Драгоценностях.
Более того, из текста можно сделать вывод, что Буддой это вменялось в обязанность, как и памятование о нем самом. Позже технику утратили, но скорее всего она была аналогичной памятованию о благих качествах Будды, т.е. декламация эпитетов и размышление о них.
Записан

Вопрошающий

  • Гость
Re: Роль божеств
« Ответ #15 : 16:26 02 Апрель 2018 »

Подчинение богов местных культов - традиция более давняя, и сформировалась отнюдь не во времена Падмасамбхавы. Наверное, можно говорить об аутентичности этой традиции.
Я опоздал, хм?
В канонической тхераваде подчинены боги и духи доиндуистского периода брахманизма. В тхераваде народной подчинены и некоторые индуистские боги. Но никаких культов тибетских чертей, как в махаяне-ваджраяне, у нас нет.
Записан

manikarnika

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 130
Re: Роль божеств
« Ответ #16 : 21:41 02 Апрель 2018 »

апатеизм
...
Следуя практическому, или прагматичному атеизму, также известному как апатеизм, люди живут, не придавая значения наличию или отсутствию богов, и объясняют явления природы без помощи потусторонних сил. При этом существование богов не отрицается и не утверждается, но может быть признано необязательным или бесполезным. Согласно этой точке зрения, боги не придают жизни смысл и не влияют на повседневную жизнь[61]. Вид практического атеизма, влияющий на научное сообщество, — методологический натурализм, «молчаливое включение философского натурализма в научный метод». При этом принимать философский натурализм или верить в него не обязательно[62].

Существуют различные виды практического атеизма:

Отсутствие религиозной мотивации — вера или неверие в богов не влияет на мораль и на поведение человека.
Намеренное игнорирование религиозных вопросов в теории и на практике.
Безразличие — отсутствие какого-либо интереса к религиозным вопросам.
Незнание — незнакомство с представлениями о сверхъестественном[63]. (с) википедия
Записан

Вопрошающий

  • Гость
Re: Роль божеств
« Ответ #17 : 22:50 02 Апрель 2018 »

Апатеизм?
Будда как раз признавал пользу от поклонения богам, а также с их промыслом увязаны некоторые явления природы.
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243
Re: Роль божеств
« Ответ #18 : 23:22 02 Апрель 2018 »

ниббана и возможность её достижения не зависят от наличия или отсутствия богов, в раннебуддийской сотериологии они не играют никакой решающей роли

возможно Будда признавал пользу от поклонения им (кроме размышления об их добродетелях), но для монахов, тех, которые заняты собственно спасением, он её, кажется, не предусмотрел
Записан

manikarnika

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 130
Re: Роль божеств
« Ответ #19 : 00:06 03 Апрель 2018 »

Апатеизм?
Будда как раз признавал пользу от поклонения богам, а также с их промыслом увязаны некоторые явления природы.

При этом существование богов не отрицается и не утверждается, но может быть признано необязательным или бесполезным. Согласно этой точке зрения, боги не придают жизни смысл и не влияют на повседневную жизнь (c)


PS. http://samlib.ru/s/shapiro_m_a/school.shtml
Цитировать
Итак, только что придуманная мной теория оказалась неработающей. Бывает. Что делают ученые после того, как выдвигают теорию? Они ее проверяют. Если проверка ее опровергает, то они ее отбрасывают. Это называется верифицируемостью. И это один из столпов, на котором покоится все здание науки. В ней мало придумать красивую теорию - она должна работать. Проблема наших предков зачастую была не в том, что они не могли проверить ту или иную теорию экспериментально, а в том, что они подобную проверку вообще не считали нужной. Именно поэтому по умам кочевали тысячи абсолютно бредовых и не соответствующих действительности идей. Многие впрочем, бродят по мозгам людей до сих пор и по все той же причине. Хотя важно обратить внимание еще вот на что. Научные теории имеют границы применимости, внутри которых они либо верны, либо ошибки, возникающие при их использовании, настолько незначительны, что ими, как правило, можно пренебречь. Вот и моя теория в диапазоне от пяти до шести вполне верна, а вне его дает сбой. Или возьмем мореплавателей. Если они путешествуют на небольшие расстояния, то они могут принимать поверхность океана за плоскость и рассчитывать длину пути исходя из этого предположения. Но если они вздумают плыть достаточно далеко, то им придется вспомнить, что планеты имеют форму близкую к шарообразной и, перемещаясь по океану, их судно на самом деле плывет не по прямой хорде, а по дуге большого круга, иначе их в пути ожидает множество неприятных сюрпризов. Итак, научная теория должна давать верные предсказания, поэтому ее проверяют экспериментально.

   - Но наука ведь далеко не все может объяснить! - возразила Аримия Пилс, дочка знаменитой певицы, недавно перебравшейся на Мирру, - Есть ведь много необъяснимых сверхъестественных явлений.
   Дюпре расхохотался.
   - И что такого смешного я сказала? - обиделась ученица.
   - Знаешь, Аримия, - миролюбиво ответил Дюпре, - Уже употребленное тобой слово "сверхъестественное" смешно само по себе и...
   - Почему это?!
   - Почему? - переспросил Дюпре, - Ты знаешь, отчего медицина, основанная на научном методе предпочтительнее для больного, чем оккультный подход, выражающийся в жертвоприношениях богам, молитвах, мистических ритуалах и тому подобном? Да потому, что она эффективнее! Она работает, а оккультизм нет. Только и всего!
   - Неправда! Есть ведь целители обладающие даром лечить с помощью потусторонних сил и многое другое! - возмутилась Аримия.
   - Эффективность определяется статистикой! - отрезал Дюпре, - Это вообще забавно - стоит только ввести строгий учет и использовать двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое испытание методики лечения как целительная сила всех этих лекарей, шаманов, жрецов сразу же куда-то испаряется!

   Большая часть класса тут же полезла в электронные словари, чтобы узнать, что такое это самое "двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое испытание".

   - Но если бы... - продолжил, не обращая на это внимания учитель, - Я подчеркиваю "если бы" вдруг оказалось, что подношения богам и различные религиозные ритуалы оказались бы более эффективными, чем методы лечения, применяющиеся наукой в настоящее время, то этот "сверхъестественный" подход были бы признан в среде ученых как вполне научный. Он ведь работает? А наука это то, что работает. Но если некий метод научен, то какой же он тогда сверхъестественный? Другое дело, что ученые народ весьма педантичный и дотошный, а потому было бы проведено множество исследований определяющих, к примеру, зависимость между различного вида подношениями богам и процентным повышением случаев излечения в результате этого. И я тебя уверяю, в результате многочисленных экспериментов была бы составлена сводная таблица, в которой были бы четкие рекомендации, какому божеству, в какой форме, какие и когда жертвоприношения следует сделать, чтобы получить желаемый результат. Наверняка было бы защищено множество диссертаций, в которых рассматривалась зависимость температуры тела больного от громкости ритуального песнопения, излечение запора посредством наиболее короткого из возможных заклинаний и тому подобное. Никакой романтики и мистики - только кропотливый и неспешный труд исследователей. Непременная проверка тех или иных гипотез в экспериментах. Статистическая оценка их эффективности. В общем, была бы это самая обыкновенная наука. Так что сверхъестественного просто не может быть. Даже теоретически.

   - Вы просто не можете доказать, что сверхъестественного не существует, вот и выкручиваетесь! - вспылила ученица, - Вот например, еще никто не доказал, что не существует Великого Духа Галактики! А значит, он может быть!
Записан
Теги: