Тхеравада в Индии credit

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Тхеравада в Индии  (Прочитано 14928 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Olivin

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 38
Re: Тхеравада в Индии
« Ответ #20 : 17:31 20 Апреля 2013 »

Очень интересный сравнительный анализ буддизма и индуизма в статье Григория Померанца.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7279
Re: Тхеравада в Индии
« Ответ #21 : 22:36 14 Января 2016 »

(см. также "THE EIGHTEEN SCHOOLS OF BUDDHISM" by Vasumitra
http://sacred-texts.com/journals/ia/18sb.htm )

Из книги:
Кузнецов Б. И. Ранний буддизм и философия индуизма по тибетским источникам.

Васумитра
«Колесо, располагающее по порядку различия главных школ [буддизма]»
На индийском языке „Самаявадхопарчаначакра", по-тибетски „Колесо, располагающее по порядку различия главных школ" [11]

Поклоняюсь Всезнающему [Будде][12].
Когда полностью завершилось столетие,
После выхода из страданий совершенного Будды
Возникает вред [его] учению.
Чем больше возникало расколов,
Тем больше принадлежащие к общинам [монахов]
Создавали огорчений.
Поскольку повсюду были разные умы,
То все они проповедовали, основываясь на использовании своего [понимания буддизма].
В то время умный Васумитра,
Шакьяский монах, великий ум,
У которого великий ум бодхисаттвы,
Мог исследовать душой [своей] особенности [буддийских школ].
И разные мирские взгляды
Он мог полностью очистить и мог исследовать все [это].
Известны такие его слова:
„Этот канон и эти [каноны] у разделившихся [школ]
Излагают слова (поучения) Муни.
Все учение Будды показывает [что оно есть]
Место изложения благородной истины (истин).
Поэтому из него [из любого канона] получаем сущность,
Подобно тому, как золото [обретается] в песке".

„Прошло сто лет после того, как закатилось Победоносное солнце, как Будда, Победоносно-прошедший (бхагаван), полностью вышел из страданий. Когда прошло немного времени [после этого], то в „Храме серовато-красном от цветов" в городе Паталипутре [был] царь Ашока, который царствовал, охраняя землю [собранную] под один [его] скипетр. В это время произошло среди принадлежащих к общине монахов
разделение на группы. Они говорили следующее, то есть что эти [пять] положений есть учение Будды: [святого] могут убеждать другие, [у святого может быть] незнание, сомнение, чужая деятельность (мудрость), [святому могут] проповедовать путь [другие]. От обсуждения и проповеди этих пяти положений ведут свое возникновение подшколы стхавир нага, прачья, бахушрутия. Обсуждая и проповедуя эти пять положений, они образовали две общины монахов: общину махасангхиков и общину стхавир[13].
В период второго столетия монахи из общины (школы) махасангхиков образовали другие школы (общины): экавьявахарика, локоттаравада, кукулика.
В то же самое столетие монахи из школы махасангхиков образовали другую школу — школу праджняптивада.
К двухсотому году джайнист, именуемый Махадэвой, стал [буддийским] монахом и, живя на горе Джейтия, в полноте обсуждал и проповедовал во всем объеме те пять теорий махасангхиков. Так образовались три школы: чайтика, апарашайла и уттарашайла.
Таким образом, эта школа махасангхиков разделилась на четыре и на пять групп: махасангхика, экавьявахарика, локоттаравада, кукулика, бахушрутия, праджняптивада, чайтика и апарашайла.
Монахи, которые некоторое время придерживались школы стхавир, в третье столетие по причине некоторых споров образовали две школы, из которых те, которые утверждали, что все существует (сарвастивада), стали называться школой „говорящих о причине" (хетувада), а школа прежних стхавир стала называться школой „снежных гор" (хаймавата) [14].
В то же самое третье столетие монахи из школы сарвастивада образовали другую школу, которая стала называться школой ватсипутриев.
В то же самое столетие монахи из школы ватсипутриев образовали другие школы, которые назвались так: дхармоттария, бадраяния, самматия и школа шатнагарика.
В то же самое столетие монахи из школы махишасака, которые проповедовали (признавали), что их учитель — Маудгальяяна, образовали другую школу, которая называлась суварша, а, согласно некоторым, это была школа кашьяпия.
В четвертое столетие монахи из школы сарвастивада, проповедующие, что их учитель — Дхармоттария, образовали другую школу, именуемую санкранти („признающие перерождение"), которую некоторые называют саутрантиками.
Таким образом, школа, именуемая школой стхавир, разделилась на одиннадцать групп: школа сарвастивада, хаймавата, ватсипутрия, дхармоттара, бхадраяна, самматия, махишасака, дхармагупта, кашьяпия и санкранти.
Теперь мы будем подробно говорить обо всех главных и частных положениях этих [школ]. Основные положения школы махасангхиков, школ экавьямахарика, локоттаравада и кукутика (кукулика) таковы. Так как будды, победоносно-прошедшие, выходят из всех [материальных] миров, то поэтому татхагата не имеет [мирских] дхарм (идей, качеств) [15].
Все речи татхагаты — это проповеди учения. Все сказано им реально (ясно). Все сказанное [находится] в соответствии с тем, какой смысл [имеется у сказанного]. У всех татхагат не имеется пределов (границ) тела (форм, проявлений). Мощь всех будд, победосно-прошедших, безгранична; продолжительность жизни неизмерима (бесконечна). [Они] совершенно осуществляют веру, не знают [в этом] удовлетворения и даже не спят. Когда татхагату спрашивают, то он осуществляет думание [удостаивает вниманием]. [Он] не произносит даже такое: „[вот это] называется [так]", потому что постоянно погружен в созерцание, но всем толпам (группам) живых существ ясно говорит (проповедует) с помощью названий и истинных слов.
[Татхагата] единым духом (душой) полностью постигает все дхармы (идеи). [Это значит, что он] высшей мудростью [за период времени], сопоставимый с одним мгновением [движения] души, полностью постигает все дхармы.
Все будды, победоносно-прошедшие, постоянно и вечно вплоть до полной нирваны следуют за мудростью совершенной и нерожденной.
Все буддисты в утробе матери не принимают состояний [обычных для зародыша]: эмбриона, пузыря (яйца), удлинения и уплотнения. Все бодхисаттвы входят в утробу матери [через бок]. У всех бодхисаттв не бывает чувственного сознания, не бывает злобного сознания, не бывает сознания причинять вред. Все бодхисаттвы [могут], если пожелают, родиться в низших перерождениях ради полного усовершенствования живых существ [16].
В ясном постижении (созерцании) единой, безграничной мудростью постигают разные сущности (виды) четырех благородных истин[17].
Посредством пяти групп познания [люди] становятся страстными и бесстрастными. [Махасангхики] признают шесть групп познания мира форм и мира, не имеющего форм[18]. Пять сил (органов чувств) — сплошные [то есть одна материя], и материальный (букв, мясной) глаз не видит сплошные [то есть материальные] формы (вещи) вплоть до того, что тело [само по себе] не осязает [без души] все осязаемое [19].
Погруженные в созерцание разговаривают.
У души имеется тело. Имеется тело у всех поступающих по закону (по дхарме).
Вступившие в поток понимают сущность душой и её проявлениями.
[Бывает, что] святых (архатов) убеждают [в истине] другие, [у архатов бывает] чужая деятельность (мудрость), [и архатам] проповедуют путь.
Путь [к спасению] создаётся страданиями. Приносят пользу (помогают) рассуждения о страданиях. Чтобы оставить страдания, [надо иметь] собрание высшей мудрости и запасы блага, [потому что] и на восьмой [ступени] вошедшего в поток можно долго находиться, и даже из фамильной области можно полностью деградировать [21].
[Они] говорят, что вошедший в поток [может] полностью деградировать, а святой (архат) полностью не деградирует. Не бывает чистых мирских взглядов, и не бывает мирской силы веры. Не имеется дхарм, которые не проповедуются в поучениях [Будды]. Вхождением в непорочную чистоту не отвергают всех связей [с бытием] во всем.
[Они] говорят, что вошедшие в поток [могут] совершить любые грехи, кроме смертных [грехов].
Все сутры — истинного смысла.
Девять несоставных [то есть вечных] сущностей:
[1] [истина] о прекращении [страданий] с помощью познания;
[2] [истина] о прекращении [страданий] при отсутствии познания;
[3] пространство;
[4] аятана безграничного неба;
[5] аятана безграничного познания;
[6] аятана, ничего не заключающая;
[7] аятана, в которой нет и не нет представления (сознания);
[8] все появляется в результате зависимой связи;
[9] душа, хотя она мгновенно омрачаемая, по природе (сущности) [своей] — ясный свет [22].
Они говорят, что скрытые силы скверны (анушая) не есть душа и не есть проявления души. [Они] хотят сказать, что [анушая] не воспринимаются (непостижимы) [23].
Они говорят, что скрытые силы скверны — [это] чужое [внешнее] и повсеместно узы [бытия] — чужое. [Они] говорят, что скрытые силы скверны не обладают [ничем общим] с душой.
Они говорят следующее: узы [бытия] обладают соответствиями (соприкасаются) с душой.
Не имеется прошлого и будущего.
Духовное познание (дхармаятана) не есть то, что можно знать, [потому что] не есть действие (предмет) познания.
Нет среднего бытия [24].
У вошедшего в поток есть получение созерцания.
Это — главные положения [упомянутых выше] школ.
Их частные (второстепенные) положения следующие: в соответствии с тем, как проявляются все истины, соответственно происходит их ясное постижение. Кое-что создаётся само собою. Кое-что создаётся другими [силами], кое-что создаётся этими двумя. Кое-что создаётся, возникая в зависимой связи. В одно время встречаются две идеи: встречаются путь и страдания (омрачения), карма и последствия, семя может становиться ростком.
Они считают, что стихии (первоэлементы) сил (органов чувств) изменяются, но не изменяются душа и проявления души. Душа охватывает тело, и душа также [как бы] сидит [в теле]. Они также принимают и подобные [похожие взгляды], и другие представления [о душе]. Таковы их частные положения.
Главные положения школы бахушрутия таковы: невечность, страдания, пустота, отсутствие Я (атмана), выход из страданий (нирвана) как покой. Они хотят сказать, что [этот] путь истинно выводит из [нашего] мира. [Эти пять слов] есть выходы из [нашего] мира. Все остальное — мирское.
[Бывает, что] святых (архатов) убеждают другие. [Святые бывают] незнающие, сомневающиеся, [у святых бывает] чужая деятельность (мудрость), [бывает, что им] проповедуется путь. Все остальное [у них] — это теория сарвастивадинов.
Основные положения [школы] праджняптивада. Что касается страданий, то они не есть группы (скандхи). Источники ощущений (аятаны) совершенно непознаваемы. Все действия (импульсы) благодаря взаимосвязям — страдания. Нет деятеля в человеке. Не бывает безвременной (преждевременной) смерти: она обретается [силой] прежних деяний. Осуществление воздаяния (последствий) происходит по причине развития деяний (кармы).
Когда добродетели проникают в человека, то обретается путь. Путь нельзя созерцать, и путь нельзя разрушить.
Остальное [у них] — это теория школы махасангхика.
Основные положения школы сарвастивада: все существует. То, что как-либо существует, то соответственно и существует. Имя и форма создают все составное. Прошлое и будущее существуют. Духовное познание (дхармаятана) есть познаваемое, осознаваемое и ясно понимаемое. Группа действий (импульсов) создает рождение, преграды, пребывание, невечность и действия, которые не имеют с душой [ничего общего]. Есть три составных субстанции, три несоставных субстанции и три сущности составного. Есть три составные истины и одна [о пути] несоставная. Достижение до конца четырёх истин есть полное совершенство. Благодаря оставлению [пороков] и нестремления [ни к чему] входят в непорочную чистоту. Представление действий, запечатленных вожделением, есть чистая непорочность. [Принадлежащие] к 15 [ступеням], пребывающие в непорочной чистоте и проявляющие дух [к святости] могут называться вошедшими в поток, а [достигшие] шестнадцатой [ступени] [есть уже истинные] вошедшие в поток (25.
Высшие из мирских законов (дхарм) — три вида одного духа. Из видов высшего мирских законов нельзя полностью деградировать (упасть). Вошедшие в поток полностью не деградируют. Святые же [могут] полностью деградировать (26.
Все святые (архаты) не получают нерожденного (абсолютного) знания [будды]. Простые люди [могут] оставить страсти и чувство злобы [нашего] мира чувств. Небуддисты [могут] иметь пять ясновидении. Среди богов находятся [такие, которые] осуществляют [нравственную] чистоту.
[Только] в семи [ступенях] созерцания (самапатти) воспринимаются члены бодхи, а не в других [созерцаниях] [27]. Все созерцания (дхьяны) создаются приложением памяти. Полагаясь на созерцание (дхьяну), входят в непорочную чистоту [28]. Приобретается состояние святости (архатства).
Хотя благодаря миру форм и миру, не имеющему форм, обретается святость, но нет вхождения в непорочную чистоту. В [нашем] мире желаний входят в непорочную чистоту и обретают даже святость. Хотя в мире форм обретается святость, но не входят в непорочную чистоту.
В [северном континенте] Уттаракуру не отделиться от страстей, поэтому там не могут родиться святые (арьи) [29]. [Они] не рождаются среди живых существ, которые не имеют сознания.
Совсем не [обязательно, чтобы только] путем праведников (шраманов) приобретались четыре плода. [Следующие] мирскими путями, но вошедшие в непорочность отделяются от страстей в [нашем] мире желаний и обретают плоды „один раз назад идущих" (сакринагамина) и „назад не идущих" (анагамина). Четыре приложения памяти — это есть все дхармы (идеи) [30].
Все скрытые силы скверны (анушая) возникают из души и поэтому имеют отношение к душе. Все скрытые силы скверны — узы, [но последние] не есть [только] скрытые силы скверны. Возникающее в [цепи] зависимой связи — составное [31]. В святых входят некоторые части, возникающие в [цепи] зависимой [связи]. У архатов бывает увеличение добродетелей. Полагают, что среднее состояние [между смертью и перерождением бывает] в [нашем] мире чувств и в мире форм.
Хотя с помощью пяти групп познания можно стать страстным, но [с их помощью] полностью нельзя избавиться от страстей. Пять групп познания обладают своей сущностью, которая полностью непостижима.
Существуют дхармы души и проявлений души. Имеются представления о дхармах души и проявлений души. Что касается сущности, то она не обладает сущностью, а душа не обладает душой.
Бывают и мирские чистые взгляды. Бывает и мирская сила (орган) веры. Есть дхармы, которые не проповедуются в поучениях [Будды]. У святых бывает такое, что не есть [предмет] изучения и не есть [предмет] неизучения.
Хотя все святые получают созерцание (дхьяну), но не проявляют это созерцание во всем. Архаты могут полностью испытывать [на себе действие] прежних деяний (кармы), [это когда] у простого смертного [каким был архат в прошлом перерождении] была недобродетельная душа в момент смерти.
Они говорят, что, исключая смерть во время погружения в созерцание, [которой не бывает у бодхисаттв], бодхисаттвы совпадают во всем с простыми смертными, входят в непорочную чистоту, живут среди простых смертных.
[Они] говорят, что у имеющих отношение к живым существам есть цепь [перерождений, сантана], которая [их] держит. Они говорят, что все действия (импульсы) мгновенны. Хотя из этого мира в потусторонний мир никакие дхармы не переходят, но переходит личность (пудгала). Хотя при смерти прекращается группа действий (импульсов), но у всех [остальных] групп не бывает изменений.
Бывает созерцание (дхьяна), не принадлежащее к [нашему материальному] миру. Бывает чистое исследование. Имеется добродетель в вечной сансаре. При погружении в созерцание (самапатти) не разговаривают. Колесо учения [Будды] состоит из восьмичленного благородного пути. Все речи [канон] Татхагаты соответствуют тому, как [он] проповедовал учение. Не все произнесено ясно. Не все произнесено в соответствии с тем, какой был смысл. Не все сутры произнесены с точным смыслом. Не все сутры с точным смыслом, но есть сутры и с точным смыслом.
Таковы их главные положения, а что касается частных, то они бесчисленны.
Главные положения школы хаймавата. Они говорят, что бодхисаттвы — это простые смертные, которые не имеют жадности [то есть добрые]. Они входят в утробу матери по [своему] желанию [32].
У небуддистов (тиртиков) не бывает пяти ясновидении. Они не считают, что у богов бывает осуществление чистоты. [Бывает, что] архатов убеждают [в истине] другие, [у архатов бывает] незнание, сомнение, деятельность других и [бывает] проповедь пути [для архатов]. Все остальное [у них] — это теория школы сарвастивада.
Главные положения школы ватсипутрия. Все группы (скандхи) не есть личность (пудгала). Помимо всех групп (скандх) не бывает личности (пудгалы). [Личность есть] соединение, основанное на группах (скандхах) элементов, источниках ощущений (аятаи). Все действия (импульсы) мгновенны [по отношению] к другому времени. Кроме личности, из этого мира в потусторонний мир никакие качества (дхармы) совершенно не переходят. Говорят так: „переходит (перерождается) личность (пудгала)".
У небуддистов бывает пять ясновидений. С помощью пяти групп познания полностью (во всем) не имеют страстей, но и не избавляются от страстей. Необходимо оставить все связанное со страстями, а когда это оставлено, то тогда можно избавиться от страстей. Когда совершенно входят в [понимание] терпения, имени [психического] и сущности, в лучший из законов, когда видят все связанное [со страстями] и когда могут оставить это, то это есть вхождение на двенадцатую [ступень] проявления духа (размышления). Тринадцатая [ступень] — это достижение результата.
Точно таких же [взглядов придерживаются] школы дхармоттара, бхадраяна, самматия и шатнагарика. У них были споры только из-за одного стиха.

Начинающие освобождаться [от страданий] могут пасть.
Полностью падшие возвращаются
И могут получить радость, которая будет радовать.
Все обладающее благом — благо.

Главные положения школы махасангхика. Не существует прошедшего и будущего. Существует [только] сейчас возникающее и несоставное [вечное].
Есть [только] одно полное постижение четырёх благородных истин: не увидев страданий, не увидеть всех истин. Видение (зрение) — это прозрение (увиденное).
Скрытые силы скверны не есть ни душа, ни проявления души. [Анушая] непостижима. Скрытые силы скверны — это другое, и узы — это другое. Скрытые силы скверны не имеют с душой [ничего общего]. Узы же имеют соответствия. Простые смертные не могут оставить страсти [нашего] мира чувств и чувство злобы.
У небуддистов не бывает пяти ясновидении. Они не считают, что у богов бывает осуществление чистоты. Не существует среднего состояния [бытия]. У архатов не бывает увеличения добродетелей. С помощью пяти групп познания можно стать полностью страстным и бесстрастным. Шесть групп познания — это исследование, действие (практика) и сопоставления.
Личность (пудгала) соответствует голове [33].
Бывают мирские чистые взгляды.
Нет созерцания (дхьяны) помимо [нашего] мира. Не бывает неомраченного сознания. Поток бытия не имеет блага. Вошедшие в поток могут полностью деградировать. Святой же полностью не деградирует. Что касается членов пути, то это излагается с помощью приложений памяти.
Девять видов несоставного: [истина] о прекращении [страданий] с помощью познания; [истина] о прекращении [страданий] при отсутствии познания; пространство; неподвижность; сущность всех добродетельных дхарм; сущность всех дхарм, которые не показаны в проповедях; сущность пути; сущность зависимой связи [34].
У человека изменяются стихии (элементы) органов [чувств] в начале и в конце.
Все дхармы души и проявлений души изменяются.
Будда мыслится [то есть воплощен] в общине монахов. Приносит плоды подношение общине монахов, а не Будде.
У всех будд и учеников (шраваков) — один путь [35].
Все действия (импульсы) — мгновенны.
Нет никаких дхарм, которые переходят из этого [нашего] мира в другой [мир]. Таковы их главные положения. Их частные положения следующие. Прошедшее и будущее существует. Существует среднее состояние. Духовное познание постигаемо и познаваемо. Мышление (духовное) есть деяние (карма). Не бывает деяний (кармы) слова и тела.
Пытливость и исследование обладают соответствиями [с душой]. Земля существует эпохами (калпами). От почитания памятников (ступ) бывают малые [благие] плоды. Скрытые силы скверны — это то, что возникает в данный момент. Есть пять дхарм, которые связывают: невежество, гордость, бытие, взгляды. Пятый [закон]: путь деяний всегда существует как признаки, из которых возникают страдания. Таковы их чистые положения.
Главные положения школы дхармагупта. Будда воспринимается [как воплотившийся] в общине монахов. От подношения Будде бывают большие [благие] плоды, а не от [подношения] общине монахов. Путь всех учеников (шраваков) другой, чем у Будды. Не бывает пяти ясновидении у небуддистов. Тело святого не имеет пороков. Все остальное — это теория школы махасашхика.
Главные положения школы кашьяпия. Отвергнутые [грехи] есть полностью понятые (познанные). Неотвергнутые не называются „полностью отвергнутые". Воздаяние обладает кармой, которая может стать воздаянием. Не бывает невоздаяния. Все действия (импульсы) возникают из прошлой [главной] причины, а все действия не возникают из будущей [главной] причины.
Все дхармы, которые изучаются, есть то, что имеет отношение к воздаянию. Все остальное — это теория школы дхармагупта.
Главные положения школы санкранти. Они говорят, что из этого мира в потусторонний мир переходят группы (скандхи). Группы прекращаются и без благородного пути, то есть бывают группы, которые выходят из основных пределов [бытия], когда группы одинаковой сущности.
Личность (пудгала) существует как абсолютная истина.
Все остальное — это теория школы сарвастивада.
[Сочинение] „Колесо, располагающее по порядку различия главных школ" сделал (завершил) достопочтенный Васумитра. Индийский настоятель Дхармакара и ученый-переводчик Санкьон перевели и отредактировали [этот труд]».
_____________

11.  Описание трактата Васумитры см. в главе II. Наш перевод основан на тибетских текстах Васумитры нартанского и пекинского изданий Данжура. Слово «колесо» (диск) в тексте названия трактата содержит намек на солнце, которое последовательно освещает разные участки Земли.
12.  Выражение «поклоняюсь Всезнающему» отсутствует во всех китайских переводах. — См.: В. П. Васильев. Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. I. СПб., 1857, с. 222 (далее — сокр. Васильев).
13.  Индийский ученый Бхавья (ок. V в. н. э.) указывает, что стхавиры (старейшины), отвергавшие эти пять положений, основали школу стхавир. — См.: Бхавья (тиб. Legs-Idan byed). Sde-pa tha dad par byed-pa dang rnam-par bshad-pa. Bstan-'gyur (sNar thang gi). Mdo, U (90), л. 164а. Реконструкция с тибетского на санскрит имен, названий, терминов здесь и далее взяты из упомянутой работы Васильева.
14.  Согласно Бхавье, эта школа называлась также «мурунтака», но более всего она известна под названием «вибхаджьявада» (См.: Васильев, с. 230).
15.  Термин «будда», победоносно-прошедший (бхагаван), здесь обозначает то проявление абсолюта, которое уже было на Земле, вышло из нашего мира и достигло полной нирваны (сферы абсолюта). Татхагата — земное проявление будды (абсолюта), как, например, Гаутама — основатель буддизма. Поскольку за пределами нашего материального мира есть вечная сфера будды, источник высшей мудрости, то поэтому учение татхагаты, которое он проповедует на Земле, не от мира сего.
16.  В этом отрывке утверждается культ бодхисаттвы, который затем в махаяне играет столь большую роль. Отличие бодхисаттвы от татхагаты, хотя, в общем, это одно и то же, состоит в том, что бодхисаттва отказывается от достижения высшей, или полной, нирваны и остаётся в материальном мире, посвящая себя служению и спасению живых существ.
17.  Четыре благородные истины (истина о страдании, о возникновении страданий, о прекращении их, о пути) подразделяются на 16 видов: невечность, страдания, пустота, проявление, условия, прекращение, покой, процветание, истинный уход, путь, правильный метод, реализация, фактор освобождения.
18.  Мир форм и мир, не имеющий форм, — небесные сферы индийской мифологии. Эти сферы бога Брахмы расположены выше мира богов (дэвов). Живые существа, которые после смерти перерождаются в мире форм, имеют облик (тело, форму). Мир, не имеющий форм, — сфера бесплотных духов. В этой сфере перерождаются созерцатели, которые получили (совершили) созерцание и умерли в этот момент. — См.: Васубандху. Абхидхармакоша. Комментарий к стихам 3-4 главы III (тибетский текст).
19.  Пять групп познания (тиб. rnam-shes Inga): познание с помощью глаз, слуха, обоняния, вкуса, осязания. К этим пяти обычно добавляется еще и духовное познание.
20.  Вероятно, имеется в виду то, что душа, которая состоит из особой сверхтонкой субстанции, имеет облик, невидимый при обычных условиях. Идеи или представления, которые она создает, также имеют облик, тело.
21.  «Вхождение в поток» и «фамильная» область — ступени совершенствования. В раннем буддизме возникла концепция о последовательных восьми ступенях совершенствования. Упомянутые выше — вторая и третья ступени.
22.  Второй пункт — «истина о прекращении страданий при отсутствии познания» пропущен, очевидно, по недосмотру в нартанском и пекинском изданиях Данжура, так как хотя дается восемь пунктов, но указано их общее число — девять. Второй пункт восстановлен по китайским переводам Васильева и тибетскому тексту «Ясного знания» Пагба-ламы. Пункты 4-7 представляют собой названия областей, или районов, небесной сферы, «не имеющей форм», с которой имеют связь созерцатели во время созерцания. Первые два пункта Пагба-лама (XIII в.) в своем сочинении «Ясное знание» объясняет следующим образом: «Прекращение [страданий] с помощью познания — это избавление от того, что нужно отбросить [то есть страсти], а также [избавление от] омрачений с помощью силы [духовного] друга... Прекращение страданий при отсутствии познания — это самоотвращение от омраченных и неомраченных дхарм силой нечистых условий» (см.: 'Phags-pa bla-ma. Shes-bya rab-gsal. Рукопись библиотеки восточного ф-та ЛГУ. Тиб. 21, л. 41б~42а).
23.  Скрытые силы скверны (анушая) — общее название суетностей, или оснований бытия (сансары). Будучи незаметными, проявляются повсюду. Эти силы — вожделение, гнев, гордость, невежество, суетное сомнение и суетное невежество (Васильев, с. 240).
24. Среднее бытие — состояние души после смерти до ее нового воплощения, перерождения.
25.  Святые (арья) делятся на четыре категории: вошедший в поток (сротапанна), один раз назад идущий (сакрита-гамин), назад не идущий (анагамин) и победивший врага (архат). Вступившие в поток — это те, которые приобщились к буддизму и обеспечили себе хорошее перерождение. О следующей ступени святости Пагба-лама говорит следующее: «Назад идущие — это те, которые рождаются в нашем чувственном мире, то есть на земле. „Один раз назад идущие" — это те, кто при наличии очень малых омрачений рождаются в нашем мире всего один раз» («Ясное знание», л. 35а-35б). Каждое из этих знаний разделяется на два типа: приблизительное и действительное. Четвертая истина, или путь, имеет много подразделений, которые, в свою очередь, также имеют подразделы. Этим и объясняется разнообразие категорий святых (см.: Васильев, с. 246).
26. Архат — высшая категория святого, то есть может быть лицо, достигшее нирваны, тогда как «вошедшие в поток» — низшая категория. Утверждение, что архаты могут полностью деградировать, а сротапанны не могут, содержит, как нам кажется, элемент полемики против махасангхиков, то есть: что под архатами имеются в виду руководители школы махасангхика и близких к ним школ. Махасангхики утверждали обратное: сротапанна может пасть, архат не подвержен падению.
27.  Составные части бодхи: бодхи памяти, прилежания, радости, чистоты, исследования, созерцания, отвержения (Васильев, с. 247).
28.  В китайском переводе утверждается противоположное: нельзя с помощью созерцания войти в истинную непорочность (Васильев, с. 248).
29.  Имеются в виду народы, живущие к северу от Индии. С севера и северо-запада постоянно происходили вторжения разных народов на территорию Индии. Этим объясняется невысокая оценка нравственных качеств этих народов, очень далеких и чуждых по культуре от народов Индии.
30.  Четыре приложения памяти: по отношению к телу, чувствам, мыслям, к дхармам.
31.  В текст перевода Васильева вкралась опечатка — отрицание «не», которого нет в тибетском тексте. Не должно быть отрицания и в соответствии с буддийской идеологией: все возникающее в результате «зависимой связи» — составное, то есть невечное, преходящее (в тексте перевода Васильева ошибочно получилось: «Все, что существует не вследствие взаимной связи, есть составное», с. 249).
32.  В нартанском издании Данжура библиотеки восточного факультета ЛГУ эта фраза напечатана неразборчиво. Перевод дается по пекинскому изданию. Васильев, который пользовался нартанским изданием библиотеки восточного факультета, перевёл по догадке: «Бодхисаттвами называются простые смертные, не имеющие зависти (или жадности): они входят в утробу незамаранными».
33.  Школа дхармагупта, близкая по духу к школе махасангхика, утверждала обратное: «Путь всех шраваков другой, другой, чем у будды». Школа сарвастивада утверждала, что миряне и даже небуддисты, но ведущие праведный образ жизни, как буддисты, могут достигнуть высоких ступеней святости, так как их путь, путь шраваков, совпадает с путем будды. Большинство буддистов во главе с махасангхиками отвергало эту либеральную идею об общности пути шраваков с путем будды.
Записан

Бхиккху Кхеминда

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 92
Re: Тхеравада в Индии
« Ответ #22 : 01:23 16 Января 2016 »

Тхеравада в Индии сейчас представлена в трёх категориях. 1 Амбедкаровское движение, где Амбедкар считается бодхисаттвой и его статуя ставится перед статуей Будды. 2 Туристические монастыри вблизи мест паломничества 3 Традиционное наследие бенгальской Тхеравады расположенное на северо-востоке Индии, в семи сестринских штатах, самый многочисленный очаг это штат Мизорам. Основные национальности исповедующие Тхераваду на северо-востоке это Чакма, Марма и Боруа
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7279
Re: Тхеравада в Индии
« Ответ #23 : 18:53 15 Января 2017 »

Упадок и исчезновение буддизма в средневековой Индии

(Omvedt Gail «Buddhism in India: challenging Brahmanism and caste», Chapter 5 «The Defeat of Buddhism in India», 2003)

http://webshus.ru/?p=20475
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7279
Re: Тхеравада в Индии
« Ответ #24 : 20:56 17 Февраля 2018 »

Лекция Алекса Уинна о брахманистском реванше как ключевой причине исчезновения буддизма в Индии:

https://ocbs.org/buddhist-india/#more-1744
Записан

Dz

  • Гость
Re: Тхеравада в Индии
« Ответ #25 : 23:32 21 Июня 2018 »

Есть обоснованное мнение, что никаких таких "расколов" особо и не было даже во времена Ашоки, а Дипавамса ангажирована. Расхождение школ на те две с половиной ветви, что мы имеем сейчас - естественный результат проигрыша буддизма в Индии, и как следствие, изоляция оставшихся "популяций".
http://santifm.org/santipada/wp-content/uploads/2012/08/Sects__Sectarianism_Bhikkhu_Sujato.pdf
Записан

Владимир

  • Гость
Re: Тхеравада в Индии
« Ответ #26 : 19:59 09 Июля 2018 »

С другой стороны, под многовековым давлением брахманов буддизм в Индии перенял черты индуизма,  и некоторые его формы стали практически неотличимы от индуистских практик.
Мы не должны рассматривать буддизм через призму средневекового индуизма. Даже если брать канонических буддийских божеств, то они тождественны богам ранней античности, греческой и римской (8 в. до н. э. - 4 в. до н. э.), сопоставимой с возникновением буддизма по историческому времяисчислению. Старый брахманский пантеон имел мало общего с сегодняшним индуистским. Такие боги, как Вишну, Шива, Дэви, Сканда, Ганеша не играли в нем хоть сколько-нибудь значимой роли.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7279
Re: Тхеравада в Индии
« Ответ #27 : 09:42 10 Июля 2018 »

Даже если брать канонических буддийских божеств, то они тождественны богам ранней античности, греческой и римской (8 в. до н. э. - 4 в. до н. э.), сопоставимой с возникновением буддизма по историческому времяисчислению. Старый брахманский пантеон имел мало общего с сегодняшним индуистским. Такие боги, как Вишну, Шива, Дэви, Сканда, Ганеша не играли в нем хоть сколько-нибудь значимой роли.

А в средневековом буддизме появляются средневековые индуистские божества:

https://www.photodharma.net/Sri-Lanka/Kelaniya/Kelaniya.htm
Записан

Владимир

  • Гость
Re: Тхеравада в Индии
« Ответ #28 : 13:29 10 Июля 2018 »

Да, в странах ЮВА многие тхеравадины сегодня поклоняются некоторым богам индуизма, для мирских целей. В Таиланде буддисты активно поклоняются Ганеше. В Бирме буддисты поклоняются форме Вишну. В Шриланке, помимо названных дэват, буддисты поклоняются также Катарагаме. Однако в самой Типитаке эти боги вовсе не имеют того высокого статуса, что в источниках индуизма, они второстепенны, либо же вообще отсутствуют. Можно точно сказать, что это происходит под длительным влиянием индуистов.
Записан
Теги: