Абхидхамма

Автор Ассаджи, 17:24 05 января 2008

« назад - далее »

Сергей О.

Ассаджи уже давал эту ссылку, но без пояснения.
Английский перевод Дхаммасангани, одной из книг Абхидхамма-питаки, выполненный Кэролин Рис-Дэвидс, онлайн:
http://openlibrary.org/b/OL13997429M/Buddhist-manual-of-psychological-ethics-of-the-fourth-century-B.C.
Там же можно и скачать книгу.

Ассаджи

Состав палийской Абхидхамма-питаки и сарвастивадинской Абхидхарма-агамы описан в статье:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%85%D0%B8%D0%B4%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0

До

#22
Цитата: Ассаджи от 11:13 14 июня 2009
Цитата: Gandalf от 10:52 14 июня 2009
Поэтому сейчас я только хочу понять учение о дхармах так, как понимают его сами буддисты.
В Тхераваде такого учения о "дхармах", как в сарвастивадинской Абхидхарма-агаме, Абхидхармакоше и связанных с ними работах, нет.
Какого "такого"? Что нет понятия дхамм в тхераваде что-ли. Да в тхераваде это учение ещё посложнее, чем в тех школах - одна 6-томная Patthana чего стоит (24 паччая, сарвастивадинам столько и не снилось). Dhammasangani не о "дхаммах"?


ЦитироватьЕсть палийская Абхидхамма-питака, и связанные с ней работы, но они совсем другие.
Не о дхаммах? Совсем совсем другие?

Ассаджи

В палийской Абхидхамме и сарвастивадинской Абхидхарме с трудом можно найти что-то общее.

А палийское понятие "дхамма" заметно отличается по смыслу от "дхармы" в Абхидхарме.

До

Цитата: Ассаджи от 13:46 14 июня 2009
В палийской Абхидхамме и сарвастивадинской Абхидхарме с трудом можно найти что-то общее.
Без труда найду много общего.

ЦитироватьА палийское понятие "дхамма" заметно отличается по смыслу от "дхармы" в Абхидхарме.
Чем заметно отличается по смыслу понятие "дхамма" в абхидхамме от понятия "дхармы" в абхидхарме?

Ассаджи

#25
ЦитироватьБез труда найду много общего.

Интересно. Напишите, пожалуйста, что Вы нашли общего между Абхидхамма-питакой и Абхидхарма-агамой.

Цитата: До от 14:15 14 июня 2009
Чем заметно отличается по смыслу понятие "дхамма" в абхидхамме от понятия "дхармы" в абхидхарме?

Я тут сошлюсь на Уордера:

http://books.google.com.ua/books?id=idoUfxtA1OwC&pg=PA61&lpg=PA61#PPA34,M1

ЦитироватьТермин дхарма функционирует на всем протяжении Абхидхармакоши Васубандху не как оппозиция носителю свойств, но абсолютно самостоятельно. Иначе говоря, дхарма вводится в абхидхармистской философии как понятие, определяемое через себя самое.

Дефиниция "свалакшанадхаранад дхарма"[10] характеризует дхарму как то, что может быть определено только через свой собственный признак. Таким образом, признак по объему и содержанию совпадает с сущностью определяемого понятия. Каждая дхарма уникальна, и в этом смысле она представляет собой родовидовой класс с единичным наполнением. Следовательно, свалакшана есть одновременно родовая характеристика (джати) каждой отдельной дхармы (см.: АКБ, II, с. 75-79).

http://psylib.org.ua/books/erosrud/txt02.htm

А термин "дхамма" проще, можно сказать, что основа Абхидхамма-питаки - различение умелых и неумелых умственных процессов. Она начинается с:

1. (Ka) kusalā dhammā.

(Kha) akusalā dhammā.

(Ga) abyākatā dhammā.

Подробнее термин "дхамма" разбирается в теме:
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,681.0.html

Ассаджи

По книге "The Encyclopedia Of Indian Philosophies"

http://books.google.com.ua/books?id=pH8ZCCIZ8McC&pg=PA103&lpg=PA103

вырисовываются такие параллели между частями Абхидхарма-агамы и Абхидхамма-питаки:

- Сангитипарьяя отдаленно похожа на Дхаммасангани;
- Дхармаскандха - на Вибхангу.

Не удивительно, что параллели нашлись как раз между двумя наиболее ранними текстами такого рода обеих школ.

Кусярон

Есть еще Шарипутра-абхидхарма-шастра из канона Дхармагуптаки. Я читал, что он напоминает и что-то из тхеравадинской, и что-то из сарвастивадинской абхидхамм.

Ассаджи

#28
Цитата: Oleksandr от 14:31 15 июня 2009
Есть еще Шарипутра-абхидхарма-шастра из канона Дхармагуптаки. Я читал, что он напоминает и что-то из тхеравадинской, и что-то из сарвастивадинской абхидхамм.

Да, в этой же книге говорится, что эта шастра напоминает Вибхангу и Пракаранападу (а также Дхармаскандху).

http://books.google.com.ua/books?id=pH8ZCCIZ8McC&pg=PA103&lpg=PA103#PPA317,M1

Ассаджи

Также приведены параллели между списками ключевых факторов (метриками) Тхеравады, Сарвастивады и Йогачары.

http://books.google.com.ua/books?id=pH8ZCCIZ8McC&pg=PA103&lpg=PA103#PPA84,M1

По мнению Уордера, наиболее ранней версией этого списка были 37 факторов Пробуждения.

Vstakan

Доброе время суток!
Хотелось бы узнать, как с точки зрения Абхидхаммы описывается сумасшествие. Из каких дхамм состоит разум безумного человека? Чем он отличается от разума нормального? Где грань между безумием и нормой?
Внемлите, ученики, увещеваю вас: в гибели жизни сотвоpенного, тpудитесь pади спасения со всей pевностью!

Ассаджи

#31
Доброго времени!

Цитата: Vstakan от 21:35 12 марта 2010
Хотелось бы узнать, как с точки зрения Абхидхаммы описывается сумасшествие. Из каких дхамм состоит разум безумного человека? Чем он отличается от разума нормального? Где грань между безумием и нормой?

В Абхидхамме нет "психологических" описаний.

Ядро Абхидхамма-питаки - Дхаммасангани и Вибханга. Дхаммасангани - это свод ключевых понятий Сутта-питаки, с их классификацией на умелые, неумелые и нейтральные умственные качества. В Вибханге приводятся ключевые сутты по ряду тем, и даются объяснения ключевых понятий.

Более-менее "психологична" разве что Пуггала-панняти, с классификацией типов личности.

Если речь идет о средневековых работах по Абхидхамме, то там тоже не дается "психологических" описаний.

Если же говорить о палийских текстах в целом, то в Висуддхимагге и Аттхакатхе есть интересная фраза:

Ummattako viya hi puthujjano.

"Ведь простолюдин подобен сумасшедшему."

То есть подлинным психическим здоровьем обладает "Благородная личность" (ария-пуггала).

Vstakan

То есть, иными словами, все мы, сансарические существа, в той или иной степени безумны, и тогда сумасшествие есть лишь, если можно так выразиться, "крайняя степень охваченности сансарой", "ультраневедение" (простите возможно неграмотный выбор слова)? Не получается ли, что сумасшедший - это просто гипертрофированный мирянин? И под каким разрядом в таких случаях проходят идиоты и кататоники?
Простите за возможный оффтоп, обещаю, что скоро исправлюсь :)

Не значат ли Ваши слова, что довольно часто встречающиеся выражения, что "Абхидхамма - это психология без психики" абсолютно неверны?
Внемлите, ученики, увещеваю вас: в гибели жизни сотвоpенного, тpудитесь pади спасения со всей pевностью!

Ассаджи

Цитата: Vstakan от 23:00 12 марта 2010
То есть, иными словами, все мы, сансарические существа, в той или иной степени безумны, и тогда сумасшествие есть лишь, если можно так выразиться, "крайняя степень охваченности сансарой", "ультраневедение" (простите возможно неграмотный выбор слова)? Не получается ли, что сумасшедший - это просто гипертрофированный мирянин? И под каким разрядом в таких случаях проходят идиоты и кататоники?

Я Вам просто привел цитату из одного источника, и не более.

ЦитироватьНе значат ли Ваши слова, что довольно часто встречающиеся выражения, что "Абхидхамма - это психология без психики" абсолютно неверны?

В этой теме приведены ссылки на работы по Абхидхамме - Вы можете сами с ними ознакомиться.

Ассаджи

Ответвление по сумасшествию перенесено в тему:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=949.0

Zom

ЦитироватьОтветвление по сумасшествию перенесено в тему:

Это в анекдоты надо )))

maria

#36
В январе 2011 начинаются on-line занятия по Абхидхамме, которые будет вести Sayalay Susila.
Подробную информацию Вы можете найти на сайте http://lovingkindnessinct.com/ayya-arisonia-ct-dharma-talk/
Для участия необходимо знание английского и регистрация.
Всех благ!

maria

#37
Цитата: maria от 21:54 25 октября 2010
В январе 2011 начинаются on-line занятия по Абхидхамме, которые будет вести Sayalay Susila.
Подробную информацию Вы можете найти на сайте http://lovingkindnessinct.com/ayya-arisonia-ct-dharma-talk/
Для участия необходимо знание английского и регистрация.
Всех благ!

Сегодня состоялось первое занятие.
Время начала - 4 часа утра по Москве
Продолжительность - примерно 2 часа
Тема - Mahaslayatanika Sutta (MN#149) - The Great Sixfold Base


Нас было 30 человек. Сестра Сусила подробно объяснила сутту на простом английском и ответила на вопросы аудитории.
Очень рада, что принимаю участие в этом семинаре  Браво современным технологиям, благодаря которым Дхамма становится все более доступной! :)
Мне также нравиться время проведения, т.к. немного напоминает ритм жизни в Монастыре :)
Следующее занятие состоится 26 февраля в то же время.
Если у Вас есть какие-то вопросы, присоединяйтесь к семинару.
Если такой возможности нет, то пишите сюда. Я буду рада их задать.
Всех благ!

[вложение удалено Администратором]

maria

#38
Тема - Mahasalayatanika Sutta (MN#149) - The Great Sixfold Base

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.149.than.html

Ассаджи