Памятование о дыхании (анапанасати)

Автор Ассаджи, 17:05 11 июля 2007

« назад - далее »

Михаил

Цитата: Alert от 00:20 17 марта 2011


Большая часть мыслей у нас связана с несоблюдением нравственности и отсутствием соответсвующей рефлексии своих действий. Со временем могут накапливаться залежи необдуманных вовремя событий, которые тянут за собой мысли. Нужна постоянная рефлексия , чтобы "отпустить" этот груз, ясно сказать себе, что это уже "не мое". Если было хорошее, или если был неправ, все уже прошло, мы это уже осознали. С осознанием, соответсвующие мысли уйдут. Если приходят мысли о будущем, беспокоящих событиях, их тоже нужно осознавать, как пустые, ведь будущего еще нет.
Давайте жить вкусно!

Уважаемый Alert, спасибо за правильные слова. Но моя беда (наверное, она есть у многих) в том, я это все сознаю, понимаю, поверхностно и глубоко, что вся эта суета трех копеек не стоит, все волнения, житейские планы, желания, фантазии они как вихрь -сейчас он есть, а через время он бесследно исчез, но на его месте другие вихри, которые так же бесследно исчезнут, а потому ничего они не стоят; я это все осознаю, но суетные мысли все равно берут свое. Да, прошлого нет потому что прошло, будущего нет потому что не наступило, все мои текущие мирские дела, планы, намерения, желания ценны не более, чем праздное раскладывание пасьянса. Но мысли все равно лезут. Пока что я волевым усилием отгоняю их всякий раз, когда они возникают, обосновывая для себе тем, что они ничего не значат, другого способа еще на практике не освоил. Однако, я еще очень многого не прочел, не выслушал, так что я пока еще надеюсь, что достигну состояния качественной медитации.   



ЦитироватьНаходясь только в текущем моменте "сейчас", прекращая мысли о прошлом и будущем, мы можем "убрать" около 90% мыслей. Тогда можно заметить, что бытие только "сейчас" много спокойнее, проще и уравновешенней. И само "сейчас" состоит из множества моментов. которые раньше не замечались... Можно сказать, что бытие "здесь и сейчас" имеет свой вкус, оно "вкусное". Как мы ощущаем оттенки вкуса, их нарастания и убывания, так мы начинаем ощущать мгновения "здесь и сейчас", их взаимосвязи, возникновения и прекращения.
Хотелось бы мне когда-нибудь достичь такого состояния.

Ассаджи

#61
Цитата: Михаил от 23:45 19 марта 2011
Цитата: Alert от 00:20 17 марта 2011
Большая часть мыслей у нас связана с несоблюдением нравственности и отсутствием соответсвующей рефлексии своих действий. Со временем могут накапливаться залежи необдуманных вовремя событий, которые тянут за собой мысли. Нужна постоянная рефлексия , чтобы "отпустить" этот груз, ясно сказать себе, что это уже "не мое". Если было хорошее, или если был неправ, все уже прошло, мы это уже осознали. С осознанием, соответсвующие мысли уйдут. Если приходят мысли о будущем, беспокоящих событиях, их тоже нужно осознавать, как пустые, ведь будущего еще нет.
Давайте жить вкусно!

Уважаемый Alert, спасибо за правильные слова. Но моя беда (наверное, она есть у многих) в том, я это все сознаю, понимаю, поверхностно и глубоко, что вся эта суета трех копеек не стоит, все волнения, житейские планы, желания, фантазии они как вихрь -сейчас он есть, а через время он бесследно исчез, но на его месте другие вихри, которые так же бесследно исчезнут, а потому ничего они не стоят; я это все осознаю, но суетные мысли все равно берут свое.

Абстрактное осознавание действительно мало что дает.

Буддийский путь начинается с развития нравственности, при которой рефлексируются конкретные поступки:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1092
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=170.0

И когда человек научился качественно отслеживать предпосылки и последствия своих поступков телом и речью, ему становится гораздо легче разобраться с поступками, совершаемыми умом.

Чистая совесть, ясность по поводу происходящего, позволяют легко пребывать в "здесь и сейчас".

Alert

Цитата: Михаил от 23:45 19 марта 2011
Уважаемый Alert, спасибо за правильные слова. Но моя беда (наверное, она есть у многих) в том, я это все сознаю, понимаю, поверхностно и глубоко, что вся эта суета...

Дорогой Михаил!

Однако не стоит смотреть на это только как на "слова". Я описал действительно работающую технику рефлексии. Никакой другой на самом деле нет. Если она не работает, нужно заняться этим глубже, уделить максиум внимания. Первоначально лучше найти близкого друга, готового выслушать вас, или психолога, или хотя-бы вести дневник. Суть в том, что нужно "выдавить" из себя все мешающее и волнующее, нарушающее внутреннее равновесие и ясность. Никакого другого, "особого", смысла в нравственности нет.

Цитата: Михаил от 23:45 19 марта 2011
Хотелось бы мне когда-нибудь достичь такого состояния.

Вот увидите, Вы непременно достигнете! Нет никаких сомнений!

ЗЫ: Если есть доступ к каналу "Animal planet", советую посмотреть программы "Переводчик с собачьего" с Цезарем Миланом. Собаки оказывается во многом буддисты, они живут именно здесь и сейчас. Жаль, что без рефлексии... :)
На правах рекламы

Михаил

Уважаемые форумчане, уважаемые знатоки, позвольте задать еще вопрос по дыханию.
Что такое "тонкое дыхание"? Меня интересует физическая составляющая этого явления -как тело дышит при "тонком дыхании" -частота, глубина, длительность вдохов-выдохов, грудное, брюшное дыхание и прочие параметры. Из того, что прочел, не могу четко для себя понять это явление.

И еще несколько офтопический вопрос (прошу прощения за то, что задаю его в этой теме): буддизм он только для буддистов?
Если у меня нет 100-процентной веры, могу ли я достигнуть определенных плодов в медитации, и не просто медитации, а именно буддийской?

Ассаджи

Уважаемый Михаил!

Цитата: Михаил от 13:39 24 марта 2011
Что такое "тонкое дыхание"? Меня интересует физическая составляющая этого явления -как тело дышит при "тонком дыхании" -частота, глубина, длительность вдохов-выдохов, грудное, брюшное дыхание и прочие параметры. Из того, что прочел, не могу четко для себя понять это явление.

"Тонкое" здесь - не какой-то особый термин, а перевод английского "subtle" - "едва различимое", "малозаметное".

Ассаджи

ЦитироватьИ еще несколько офтопический вопрос (прошу прощения за то, что задаю его в этой теме): буддизм он только для буддистов?
Если у меня нет 100-процентной веры, могу ли я достигнуть определенных плодов в медитации, и не просто медитации, а именно буддийской?

Действительно лучше обсуждать этот вопрос в новой теме.

Михаил

Цитата: Ассаджи от 16:54 24 марта 2011


"Тонкое" здесь - не какой-то особый термин, а перевод английского "subtle" - "едва различимое", "малозаметное".

Есть такое понятие  -поверхностное дыхание. Смотришь на человека, а он не дышит! Грудь не поднимается, живот тоже. Только если холодное зеркальце какое-нибудь к носу подставить, оно запотеет, и это свидетельство того, что человек все-таки дышит.
Уважаемый Ассаджи, скажите, пожалуйста, буддийское тонкое дыхание такое же?
Спасибо за терпение.

Ассаджи

Цитата: Михаил от 20:43 24 марта 2011
Есть такое понятие  -поверхностное дыхание. Смотришь на человека, а он не дышит! Грудь не поднимается, живот тоже. Только если холодное зеркальце какое-нибудь к носу подставить, оно запотеет, и это свидетельство того, что человек все-таки дышит.
Уважаемый Ассаджи, скажите, пожалуйста, буддийское тонкое дыхание такое же?

По описанию похоже.

Михаил

Уважаемые форумчане!
Сожалею, что приходится напрягать своими дилетантскими вопросами, но, ничего поделать не могу))

Цитата из книги досточтимого Ачана Ли Джаммадхаро:
ЦитироватьПервый уровень джханы имеет пять факторов:


А. Рассуждение (витакка): думайте о дыхании, пока не сможете ясно распознавать его, не позволяя уму отвлекаться при этом;
Б. Однонастроенность (экаггаттараммана): удерживайте ум на дыхании, не позволяя ему отклоняться к другим предметам. Наблюдайте за своими мыслями так, чтобы они имели дело только с дыханием до той точки, где дыхание становится удобным. (Ум становится единым и успокаивается в дыхании);
В. Изучение (вичара): обретите чувство того, как позволить этому приятному ощущению дыхания распространиться вместе с другими дыхательными ощущениями внутри тела и действовать в согласии с ними. Пусть все эти дыхательные ощущения распространяются, пока они не сольются вместе. Когда тело будет успокоено дыханием, утихнут и ощущения боли. Тело будет наполнено полезной энергией дыхания. (Ум сосредоточен исключительно на вопросах, связанных с дыханием.)


1-й вопрос: Чем А от Б отличается? Как это, рассуждать о дыхании? Как это, думать о нем? Для меня, например,  думать о дыхании это значит примерно так: "вот, сделал вдох, воздух холодноватый, засвербило от него в переносице" А рассуждать о дыхании так: "ага, вот сейчас сотня миллилитров воздуха вошла в легкие, в нем 20 процентов кислорода, вот подходит к поверхности молекула гемоглобина, вот, двухвалентное железо из гема образует комплексную связь с молекулой кислорода, которая представляет собой бирадикал и т.п." У меня очень сильное подозрение, что в медитации думать и рассуждать надо совсем не так. А как? Просто концентрировать внимание и усиливать это внимание на дыхании (что я и пытаюсь делать)? Если это витакка, то чем тогда она отличается от однонастроенности?

2-й вопрос:
Цитироватьобретите чувство того, как позволить этому приятному ощущению дыхания распространиться вместе с другими дыхательными ощущениями внутри тела и действовать в согласии с ними. Пусть все эти дыхательные ощущения распространяются, пока они не сольются вместе.
Что такое "другие дыхательные ощущения внутри тела"? Каким образом они распространяются, как они сливаются вместе?

Может ли кто-нибудь, кто преуспел в медитации, привести пример своего опыта, как у него происходит витакка и вичара? Ух, как буду такому человеку благодарен.

Ассаджи

Уважаемый Михаил!

Сам метод Ачана Ли Дхаммадхаро приведен в разделе "Метод 2" (и "Метод 1") его книги.

Цитата: Михаил от 21:43 27 марта 2011
1-й вопрос: Чем А от Б отличается? Как это, рассуждать о дыхании? Как это, думать о нем?

Еще витакка и вичара описаны в разделе "«Как раз подходящее» сосредоточение".

В методе Ачана Ли Дхаммадхаро "витакка" (рассуждение) применяется для того, чтобы направлять ум на дыхание, а "вичара" (изучение) для того, чтобы делать его более комфортным:

ЦитироватьУметь приспосабливать дыхание, приводить его в надлежащий порядок – это равносильно приведению в надлежащий порядок также и ума. И это может принести бесчисленные дополнительные выгоды. Хорошая кухарка умеет разнообразить приготовляемую пищу: иногда она меняет цвет блюда, иногда его вкус, а иногда форму; так что её кулинарное искусство никогда не надоедает хозяину. Если же она целый год будет готовить одну и ту же пищу, например, сегодня кашу, завтра кашу, послезавтра кашу, хозяин наверняка начнёт искать другую кухарку. А если она знает, как сделать свои блюда разнообразными, чтобы хозяин всегда был доволен, она обязательно получит прибавку к жалованию, а может быть, и особую награду.

Так же обстоит дело и с дыханием. Если вы умеете приспосабливать и варьировать дыхание, т.е. если вы всегда думаете о дыхании (витакка), если вы изучаете его (вичара), вы станете вполне внимательным, а также станете знатоком во всех делах, относящихся к дыханию и другим элементам тела. Вы всегда будете знать, как обстоят дела с телом. Сами по себе придут пити, сукха и экаггатта. Тело станет более крепким, ум приобретёт удовлетворённость. Тело и ум будут пребывать в мире. Все элементы обретут мир, свободу от беспокойства и расстройств.

Досточтимый Тханиссаро Бхиккху описывает это так:

ЦитироватьThe two basic verbal sankharas are directed thought [vitakka] and evaluation [vicara]. And you've got those right here, too. You direct your thoughts to the breath and then evaluate the breath: How does the breath feel? Does it feel good? If it does, stay with it. If it doesn't feel good, you can change it. This is about the most basic level of conversation you can have with yourself. "Does this feel good or not? Comfortable or not? Yes. No."

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/meditations.html

ЦитироватьThe two causes for gaining a sense of ease and wellbeing are directed thought  [vitakka] and evaluation  [vicara]. Directed thought grows out of mindfulness; evaluation, out of alertness. You have to keep directing your thoughts to the breath, keep evaluating it, noticing when it's comfortable, noticing when it's not. And then there's singleness of preoccupation [ekaggatta]: You try to keep the mind at one with its object, make it become one with its object.

ЦитироватьThe thinking — the directed thought and evaluation: Play with those, see how subtle they can get, see what level of wellbeing they can give, what level of gratification they can give in the present moment.

To begin with, try different ways of adjusting the breath. Sometimes all you need to do is think and the breath will change. Think, "Comfortable breath." Think, "Full breath." You don't have to do anything else — just think that thought, maintain that thought, and see what happens to the process of breathing in the body.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/meditations2.html

ЦитироватьJust let that sense of relaxation spread and keep watch over its source.

The focusing on the sensation here is directed thought. Watching over it, protecting it, is evaluation. Staying consistently with the relaxed sensation is singleness of preoccupation.

ЦитироватьDirected thought is when you focus your intention on an object; evaluation is when you examine the object, seeing whether you like it, don't like it, what comments you have to make on it.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/meditations3.html

ЦитироватьIn the beginning, the steadiness requires some protection, just like the candle here. If the wind outside started to flare up more than it is right now, we'd have to put a glass globe around the candle to keep the flame steady. That glass globe is directed thought and evaluation. Keep reminding yourself to come back — stay with the breath, stay with the breath, stay with the breath — consistently. And then evaluation, which grows out of alertness, looks at the breath: Is this a comfortable place to stay? What do you need to adjust? Do you need to move the focus of your attention? Do you need to adjust the breath? Do you need to adjust some of the concepts in your mind about what you're doing? If the breath is too subtle to follow, can you stay simply with the sense of the body sitting here? There are lots of things to evaluate.

ЦитироватьWhen you start out meditating, you have to think — but in a skillful way. In other words, directed thought and evaluation are factors of right concentration on the level of first jhana. Even if you can get into concentration really quickly, it requires some thinking to get you there. And if you get into concentration slowly, you've got to learn how to think your way into the concentration. So think about the breath; visualize the breath in the body. Think about how to make the breath more comfortable. Once it's comfortable, think about how to spread it around in different parts of your body. Think about the way you understand the breath. There are various levels to the breath, you know. There's the in-and-out breath. There's the breath energy flowing along your blood vessels, flowing along your nerves. There's a still breath in the body. There are lots of breaths you can think about. And these thoughts, if you use them properly, are all meant to help the mind get settled down.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/meditations4.html

ЦитироватьДля меня, например,  думать о дыхании это значит примерно так: "вот, сделал вдох, воздух холодноватый, засвербило от него в переносице"

Да, тут имеется в виду такое мышление, непосредственно связанное с наблюдением, а не отвлеченные умопостроения. Такое мышление помогает удерживать ум на дыхании.

Еще по поводу понятия "витакка" есть темы:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=438.0
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=575.0

По поводу однонастроенности:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=862.0

Цитировать2-й вопрос:
Цитироватьобретите чувство того, как позволить этому приятному ощущению дыхания распространиться вместе с другими дыхательными ощущениями внутри тела и действовать в согласии с ними. Пусть все эти дыхательные ощущения распространяются, пока они не сольются вместе.
Что такое "другие дыхательные ощущения внутри тела"? Каким образом они распространяются, как они сливаются вместе?

Это описано в примечании:

ЦитироватьКогда Ачан Ли говорит об комфортных и некомфортных дыхательных ощущениях, – у нас уже есть комфортные дыхательные ощущения по крайней мере в некоторых частях тела. Уже имеется потенциал для чувства полноты, чувства комфорта в различных частях тела. Это лишь вопрос применения рассуждения (витакка) и изучения (вичара). Это значит, что мы обнаруживаем эти потенциалы, а затем работаем с ними какое-то время. Слово «работа» здесь часто лишь подразумевает их защиту. Слово, которое применял Ачан Фуанг – «пракхаунг», означает, что вы следите за чем-то, чтобы убедиться, что всё в порядке, что с этим ничего не случилось.

Это как разжигать костёр в ветреный день. Вы начинаете с крошечного огонька, прикрывая его руками, чтобы убедиться, что ветер не задувает его, пока он наконец не разгорится и не начнёт распространяться, и в конце концов не станет достаточно силён, чтобы можно было убрать руки. Итак, вы можете попробовать небольшое упражнение, – обнаружьте это чувство комфорта в теле, а затем позвольте ему развиться.

В этом методе исследуется то, как дыхание ощущается в разных частях тела. По мере развития чувствительности, обнаруживаются "дыхательные ощущения" в разных местах внутри тела. Те из них, которым уделяется внимание, могут расширяться и распространяться.

Михаил

Спасибо, уважаемый Ассаджи! Немного понял. Буду изучать темы, ссылки на которые Вы дали. А Тханиссаро, к сожалению, я плохо понимаю.

ЦитироватьВ этом методе исследуется то, как дыхание ощущается в разных частях тела. По мере развития чувствительности, обнаруживаются "дыхательные ощущения" в разных местах внутри тела. Те из них, которым уделяется внимание, могут расширяться и распространяться.
Во, теперь понятно.

Yuriy

Где можно было бы посмотреть Вимуттимаггу и Висуддхимаггу (на предмет последовательности стадий практики анапанасати), скажите пожалуйста?


Михаил

#73
У меня при очень хорошем сосредоточении, когда все внимание сконцентрировано на ощущении вдохов-выдохов и даже на далеких задворках мозга нет даже самых смутных, неоформленных мыслей, и при этом у меня состояние полной бодрости, ясности ума, возникает интересная реакция: по телу непроизвольно пробегает очень приятная дрожь, становится очень хорошо, боль в спине перестает ощущаться. Правда, длится такое состояние недолго, максимум несколько секунд, дальше оно исчезает, причем одновременно с моим отклонением от состояния идеальной (для моего уровня) медитации.

вопрос: может ли такое состояние быть... как бы поскромнее выразиться, ну, что ли прелюдией к первой джхане?  

Ассаджи

Восторг (пити) - фактор первой джханы.

Он может перевозбуждать ум, и тогда его нужно успокаивать, достигая чистого и устойчивого счастья (сукха).

Antar Tyohar

#75
...как раз читаю эту книгу и наткнулся на сильный абзац и просто хочется обратить на него, прежде всего, свое внимание:

ЦитироватьФактические перемены в личности появляются тогда, когда мы раскрываем и расширяем свой ум и отпускаем разного рода препятствия, боль, страдание и напряжение даже в повседневной жизни. Это означает, что мы раскрываем и расширяем свою осознанность таким образом, что наблюдаем все явления со спокойным умом, свободным от напряжения и всех эго-привязанностей. Со временем, наша жизнь станет счастливой и спокойной, без постоянного диалога в голове, особенно в повседневной деятельности. Когда практикуем 'медитацию сосредоточения', мы чувствуем себя счастливо и спокойно, пребывая в глубокой медитации, но когда выходим из этих экзальтированных состояний, наша личность остается той же самой (Это означает, что нас по-прежнему атакуют препятствия, но мы не осознаем и не раскрываем свой ум. Таким образом, мы сужаем свой ум и становимся даже еще более привязанными!). У нас даже может появиться склонность к гордости и осуждению других! Это происходит потому, что всякий раз, когда во время медитации появляется помеха, медитатор отпускает ее и сразу же возвращается к объекту медитации. Это делается без успокоения и расслабления напряжения, вызванного отвлекающей причиной, что наоборот склоняет ум с закрытию или сужению и напряжению вокруг этого переживания (во время сидячей медитации), пока он не станет более глубоко 'сосредоточенным'. В результате этого помеха подавляется. Таким образом, мы лишь частично освобождаемся от эго-привязанности к этой отвлекающей причине. Кроме того, наш ум сжат и напряжен, поскольку мы не обладаем ясным пониманием того, что не раскрываем и не принимаем эти отвлекающие факторы, но боремся с ними. Это объясняет почему современные медитаторы жалуются на то, что у них присутствует огромное напряжение в голове. В действительности, когда мы фактически отпускаем любой отвлекающий фактор, у нас никогда не возникает напряжение в голове. Вследствие такого подавления не настоящее очищение ума не имеет места и, таким образом, не возникают перемены в личности.

подскажите пожалуйста, тут 'медитация сосредоточения' - это Шамадхи и/или Випашана, а 'Медитация Безмятежной Мудрости' - это Анапанасати?
я думаю лишь то, что понимаю и понимаю лишь то, что думаю

Ассаджи

Цитата: Antar Tyohar от 20:29 22 июля 2011
подскажите пожалуйста, тут 'медитация сосредоточения' - это Шамадхи и/или Випашана, а 'Медитация Безмятежной Мудрости' - это Анапанасати?

Тут автор подчеркивает различие между распространенной на Западе интерпретацией "саматхи" и "самадхи" как некой усиленной концентрации на одной точке, и своей интерпретацией.

Как он пишет:

ЦитироватьСледующее – это палийское слово 'саматха'. Более точное значение слова 'саматха' – мирное состояние, спокойствие, невозмутимость, безмятежность или недвижимость, а не как его обычно переводят 'поглощенность' или 'неподвижное сосредоточение'. Таким образом, автор предпочитает использовать слово 'безмятежность'.

Палийское слово 'самāдхи' также не менее важно, поскольку имеет много различных значений, таких как спокойствие, единый ум, невозмутимость, мирное состояние, недвижимость, спокойствие ума, спокойный ум, безмятежность, и одно из меньших значений 'сосредоточение'. Таким образом, правильное значение - это не просто 'неподвижно-поглощенное сосредоточение' или 'приближенное сосредоточение', но спокойствие или же недвижимость различной степени. Интересно отметить, что во время своих исследований Рис Девидс обнаружил, что слово самāдхи никогда не употреблялось до времен Будды[2]. Даже когда он был еще Бодхисаттой и практиковал 'медитацию сосредоточения', это слово имело иное значение, чем 'сосредоточение'. Владыка Будда 'популяризовал слово 'самāдхи', чтобы выразить спокойную мудрость, безмятежность, открытость, осознанность, вместе с культивацией ума, в котором присутствуют ясность и мудрость. Позднее, индусы изменили значение слова на 'сосредоточение'. Таким образом, автор будет использовать либо перевод 'неподвижность' или 'спокойствие ума', либо 'единый ум'. Согласно пали-английскому словарю, составленному Буддхадаттой, префикс 'сама' означает 'спокойствие' или 'безмятежность', а 'дхи' – 'мудрость'. Когда эти два значения соединяются вместе, слово 'самадхи' фактически означает 'безмятежная мудрость'. Если вы решите использовать слово 'сосредоточение', вам следует знать, что оно означает недвижимое состояние ума, или же спокойствие ума, либо целостность ума, а не погруженное, неподвижное (аппанā) или приближенное (упачāра) сосредоточение или ежемгновенное (кханикā) сосредоточение.

Antar Tyohar

#77
Отличием Медитации Випассаны от Медитации Безмятежной Мудрости является то, что у Випассаны мы перемещаем внимание по разным небольшим участкам тела, что позволяет распознавать непостоянство все более и более тонких ощущений (привязанности к оным), а в Медитации Безмятежной Мудрости такого сужения внимания нет, следовательно, лишь самые сильные ощущения из всех будут захватывать собой перекрывая все остальные более слабые, и тем невозможно утоньчение внимания. (по крайней мере так утверждают практики Випассаны  по Гоенке)

отсюда и вопрос: можно ли в достаточной степени для освобождения осознать непостоянство более грубых ощущений и не переходя к более тонким, или же все таки необходимо взращивание внимательности переходя к все более и более тонким ощущениям?

...кстати, практики Випассаны по Гоенке практикуют анапанасати, но не как Медитацию Безмятежной Мудрости, а как начальную практику развития необходимой  концентрации внимания, выбрав объектом ощущения при дыхании, для перехода к Випассане.

и вообще, честно говоря, не очень понятно их отличие в том, что в Випассане мы концентрируемся на ощущениях от определенного небольшого участка тела видя их непостоянство, а в Медитации Безмятежной Мудрости мы так же концентрируемся но уже на "радостном уме" , к которому, так же как и в случае Випассаны, все время возвращаем свое внимание. Различны лишь объекты концентрации, но сама же концентрация присутствует, или я что-то не так понимаю?
я думаю лишь то, что понимаю и понимаю лишь то, что думаю

Ассаджи

Цитата: Antar Tyohar от 16:59 28 июля 2011
отсюда и вопрос: можно ли в достаточной степени для освобождения осознать непостоянство более грубых ощущений и не переходя к более тонким, или же все таки необходимо взращивание внимательности переходя к все более и более тонким ощущениям?

Это вопрос скорее к Гоенке и его инструкторам.

Точки сопряжения подхода У Ба Кхина, в модификации Гоенки, и более традиционных практик можно понять из работы:

http://www.dhamma.ru/lib/authors/kornfield/living/living13.html

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/khin/wheel231.html

kito

#79
2 Михаил:
Михаил, если еще актуальны советы, то попробую вам помочь из собственного опыта.

Во первых
мне кажется вы совершаете ошибку в том, что имеете стремление достичь в медитации состояний блаженства и эйфории.
Парадоксальное то, что чем больше вы этого хотите тем дальше эти состояния от вас. Буддийская практика не ставит перед собой цель состояния блаженства и эйфории, но имеет их скорее как побочные продукты пути, которые нужно будет отбросить точно так, как вы сейчас отбрасываете свои надоедливые мысли. Постарайтесь создать себе правильную мотивацию к практике - просветление (на благо всех живых существ) и потребность в таких состояниях естественным образом отпадет. Ведь уже сейчас, уже на данном уровне своего развития, вы можете творить благо, помогать всем вокруг вас (создавать благие заслуги и развивать нравственную часть пути). Пусть эта цель станет для вас первоочередной, и медитация будет ее поддерживать. Также не забывайте что, буддийский путь имеет восемь пунктов.

Во-вторых пробуйте увеличивать время медитации до 1 часа.

В третьих пробуйте все же садиться в одну из поз на полу. Это часто дает значительную помощь в сосредоточении.
Если не получается сидеть в позе лотоса или полу-лотоса, то вы можете попробовать сидеть в позе Героя (Вирасана), подкладывая небольшую подушку под ягодицы:

Или в позе по Бирмански:

Или еще как-то, но обязательно, что бы ваши ягодицы и две коленки лежали плотно на полу, создавая таким образом устойчивый и прочный треугольник.
Или как вариант можно сидеть на скамейке: http://dhamma.ru/practice/stool.htm
Вы найдете довольно много вариантов сидячих поз подходящих для медитации сосредоточения в соот. литературе (в том числе и на dhamma.ru).
Если у вас плохая растяжка или/и больные ноги, то пробуйте заниматься хатха-йогой  - это помогает, по себе знаю.
И помните, мотивация и вера в путь очень важны - это ключ к успеху. :)