Не могли бы вы разъяснить это место?
"Думайте о дыхании, а затем осознавайте дыхание по мере того, как оно входит и выходит. Удерживать свои мысли направленными на дыхание – это осознанность. Осознавать дыхание по мере того, как оно входит и выходит – это бдительность. Сохраняйте эти два качества ума одновременно."
http://www.dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htm
Я думал, что надо направлять внимание на дыхание, и не иметь при этом мыслей.
Все хорошо в свое время и в своем месте. Нет какого-то одного универсального действия, которое приводило бы к успеху безотносительно обстоятельств.
По этому поводу есть тема "Принципы методологии"
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,322.0.htmlВот, например, "не иметь мыслей" - это одна из характеристик второй джханы.
В Гави сутте
http://dhamma.ru/canon/an9-35.htm Будда подчеркивает, что перед второй джханой нужно освоить первую, в которой присутствуют мысли.
А именно, речь идет о "рассуждении" (витакка) и "изучении" (вичара).
Это грубоватые, но действенные способы удержания внимания на опоре сосредоточения.
Как ребенок вначале ездит на трехколесном велосипеде, так и практикующий вначале использует эти факторы в качестве дополнительной поддержки.
В этой статье Тханиссаро Бхиккху пишет о том, что можно повторять слово "Буддхо". Если при этом помнить о значении этого слова, то можно таким образом удерживать внимание на факторах Пробуждения.
В Вимуттимагге и Висуддхимагге, для развития сосредоточения на элементе воздуха, рекомендуется повторять "воздух, воздух". Если опять же сознательно пользоваться таким повторением как инструментом, то это может помочь уловить перцептивный образ воздуха как опоры сосредоточения.
Факторы первой джханы, витакка и вичара, задействуются в конструировании речи (вачи-санкхара). Поэтому при повторении слов они включаются.
В принципе можно задействовать эти факторы и без повторения слов, но это уже несколько труднее.
Таким образом, мысли бывают полезны. Если просто искоренять их как класс, то заодно может ослабнуть и способность размышлять, говорить, рефлексировать результаты поступков. Поэтому при развитии сосредоточения нужно продолжать совершенствовать нравственность, развивая рефлексию. Мысли нужны качественные и управляемые.
(См. Дведхавитакка сутту
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.019.than.html )
Грубо говоря, сосредоточение снимает намертво застывшие тормоза. Это растормаживание не освобождает от необходимости учиться водить.
К тому же рефлексия (с мыслями или без) очень важна, чтобы развить именно сосредоточение, а не какую-то бездумную прострацию.
И далее, монах хорошо овладевает своей настройкой (нимитта) созерцания, хорошо следит за ней, хорошо созерцает ее, хорошо настраивает ее (хорошо постигает ее) с помощью распознавания (паннья).
Точно так же как один человек созерцает другого, или стоящий человек созерцает сидящего, или сидящий созерцает лежащего; так, монахи, и монах хорошо овладевает своей настройкой (нимитта) созерцания, хорошо следит за ней, хорошо созерцает ее, хорошо настраивает ее (хорошо постигает ее) с помощью распознавания (паннья). Это пятый способ развития пятифакторного благородного правильного сосредоточения.
http://dhamma.ru/canon/an5-28.htm