Желания, привязанности и страдания

Автор Mike, 23:45 26 июня 2007

« назад - далее »

Mike

#20
Цитата: Ассаджи от 23:14 28 июня 2007


У психотерапии есть существенный недостаток, - она нацелена на слабости личности, и не утверждает, что личность может кардинально усовершенствоваться. Конечно, трудно изменить что-то к лучшему, если сосредотачиваться на слабостях.

Будда же говорит о развитии способностей человека, факторов Пробуждения, и утверждает, что ситуацию можно кардинально изменить к лучшему.

Травматическое событие давно прошло, его уже нет, в данный момент есть определенные особенности восприятия и поведения человека. Если он когда-то не справился с какими-то обстоятельствами, то ему нужно научиться с ними справляться, развить соответствующие способности.

Травма, таким образом, - это недостаток способностей. Как дырка в бублике, она не может ничего формировать. Привязанности и стереотипы - это зачастую весьма оригинальные, но далеко не совершенные, решения тех или иных проблем. Чтобы решения становились более совершенными, нужно развитие способностей, - факторов Пробуждения.
О каких конкретно способностях вы говорите? Буддизм учит кардинальной
трансформации человеческой личности. При этом конечно, могут решаться те или иные проблемы адаптации личности, но в целом - конечная цель Пробуждения не сопадает с задачей решения конкретных проблем человека.

Mike

Цитата: Ассаджи от 23:14 28 июня 2007
[

Будда же говорит о развитии способностей человека, факторов Пробуждения, и утверждает, что ситуацию можно кардинально изменить к лучшему.

Многие считают, что путь Будды ведет к концу человека - можно ли считать достигшего просветления человеческим существом? Избавление от страданий, таким образом, означает и превращение  Homo Sapience   в существо иного рода.

Ассаджи

Цитата: Mike от 01:57 29 июня 2007
О каких конкретно способностях вы говорите?

Семь факторов Пробуждения, упоминаемых, например, в Сатипаттхана и Анапанасати суттах, и в целом тридцать семь факторов, способствующих Пробуждению:

http://dhamma.ru/lib/wings/table.htm

ЦитироватьБуддизм учит кардинальной трансформации человеческой личности. При этом конечно, могут решаться те или иные проблемы адаптации личности, но в целом - конечная цель Пробуждения не сопадает с задачей решения конкретных проблем человека.

В целом не совпадает. Совпадает в том, что касается прекращения страданий.

Ассаджи

Цитата: Mike от 02:06 29 июня 2007
Цитата: Ассаджи от 23:14 28 июня 2007
Будда же говорит о развитии способностей человека, факторов Пробуждения, и утверждает, что ситуацию можно кардинально изменить к лучшему.

Избавление от страданий, таким образом, означает и превращение  Homo Sapience   в существо иного рода.

Да. Зачатки необходимых для этого качеств есть у человека.

Ассаджи

Цитата: Mike от 01:45 29 июня 2007Если считать НЛП психотерапией, то она направлена,  в конечном счете на усиление эго, то есть ведет в направлении, противоположном буддизму.

Психотерапия в целом бывает очень разной. И применяют её очень разные люди с разными целями. То же НЛП некоторые применяют для улучшения обучения, а некоторые для повышения объема продаж.

Результаты психотерапии большей частью зависят от личных качеств людей, ей занимающихся.

Действует старый принцип: проводник неспособен провести путешественника намного дальше, чем может пройти он сам.

Mike

#25
я хотел бы обсудить методы работы с привязанностями, применяющие техники современной психологии. Или же вы считаете, что это будет за рамками этого форума?
А может, это и методологически неверно - термин буддийский, значит и методы должны быть буддийские.

Mike

Цитата: Ассаджи от 23:49 29 июня 2007
[
Психотерапия в целом бывает очень разной. И применяют её очень разные люди с разными целями.
Есть книга "Буддийская психология". Автор - психотерапевт Кэролайн
Брейзиер попыталась соединить буддизм с западной психологией, на
мой взгляд в целом неудачно. Может, это принципиально неразрешимая задача? Особенно слабо получилась часть "За пределами эго", где она
попыталась описать личность со слабым эго или уже без него.

Ассаджи

Цитата: Mike от 00:28 30 июня 2007
я хотел бы обсудить методы работы с привязанностями, применяющие техники современной психологии. Или же вы считаете, что это будет за рамками этого форума?

По правилам форума:

3. Приветствуется обсуждение параллелей других учений и мировоззрений с буддизмом данной традиции, то есть тех моментов, по которым эти учения не противоречат, а во многом совпадают или похожи с учением Тхеравады.

ЦитироватьА может, это и методологически неверно - термин буддийский, значит и методы должны быть буддийские.

Термин "привязанность" весьма общий, употребляется и в психотерапии, и даже в православном христианстве. Буддийский термин здесь - "упадана", элемент модели обусловленного возникновения http://dhamma.ru/lib/paticca.htm

Ассаджи

Цитата: Mike от 05:17 30 июня 2007
Есть книга "Буддийская психология". Автор - психотерапевт Кэролайн
Брейзиер попыталась соединить буддизм с западной психологией, на
мой взгляд в целом неудачно. Может, это принципиально неразрешимая задача? Особенно слабо получилась часть "За пределами эго", где она
попыталась описать личность со слабым эго или уже без него.

Есть много книг с такими амбициозными названиями. Попытка Бразье
http://www.buddhistpsychology.info/
мне тоже кажется неудачной.

Полноценное соединение западной психологии и буддизма невозможно, но западная психология может помочь понять те аспекты буддийской практики, до которых она доросла.

Здесь перспективнее не строить общее теоретическое описание всего сразу, а исследовать те или иные практические подходы.

На странице
http://home.primusonline.com.au/peony/psychoth.htm
приведен хороший обзор буддийской психотерапии.

Лично мне больше всего нравится Хакоми
http://koleso.netherweb.com/hakomi/

http://www.hakomi.co.uk/pages/jlehrman.htm

Mike

#29
Цитата: Ассаджи от 09:54 30 июня 2007

Лично мне больше всего нравится Хакоми
http://awake.kiev.ua/hakomi/

http://www.hakomi.co.uk/pages/jlehrman.htm
Да это все впечатляет! И что же, все это действительно реально работает?

Mike

Рон Курц пишет:
"Некоторые убеждения влиятельнее других. Они старее и прочнее. Даже привычнее. Эти убеждения центральны, они влияют на организацию практически всех переживаний.Эти системы убеждений стабильны несмотря на то, к каким переживаниям они приводят. Они усваиваются рано, часто в общении в семье, и бывают либо здоровыми и полезными, либо вредящими здоровью и счастью. Но конечно, они старые. Они существуют уже давно. Они определили шаблоны бытия и действий человека. Из них образуются глубинные организующие факторы характера, личности и образа жизни. Как и остальные факторы, это составные части нашего "я".Эти системы переживания - привычки, и как со всеми привычками, нам не нужно думать, чтобы использовать их. Они действуют вне сознания. Наши самые глубокие убеждения, влияющие почти на все, что мы делаем, думаем и чувствуем, ядро наших систем переживания, по самой свое природе существуют вне осознания."

Интересно, как такая система основных и глубинных "убеждений", составляющих ядро психики, описывается в классической психологии?
И как - в буддизме? Пожалуй, привязанности - это не совсем то. Или
же некоторые привязанности функционируют так же, как и "убеждения"
Курца?

Ассаджи

Цитата: Mike от 04:02 01 июля 2007
Интересно, как такая система основных и глубинных "убеждений", составляющих ядро психики, описывается в классической психологии?

Курц не пишет, что глубинные убеждения "составляют ядро психики". Он пишет, что это "глубинные организующие факторы".

Вот например, если в парламент выбрали бездарных людей, то всю страну лихорадит. Но ядром политической системы являются не они лично, а конституция страны.
Проблема, по Курцу, не в том, что есть неосознаваемые глубинные убеждения, а в том, какие они.

"Классической психологии", на мой взгляд, не существует. Как молодая и малоразвитая наука, психология остается эклектичным собранием разнородных подходов.

Истоки "глубинных убеждений" Рона Курца - в телесно-ориентированной психотерапии, где по позе и телодвижениям человека определяют его способ бытия. Курц стал рассматривать телесные проявления как одно целое с когнитивными структурами.

ЦитироватьИ как - в буддизме? Пожалуй, привязанности - это не совсем то. Или
же некоторые привязанности функционируют так же, как и "убеждения"
Курца?

Если продолжать вышеприведенную метафору, то буддизм направлен не столько на смену политических фигур, сколько на реформирование всей страны в целом.

Нужно сделать так, чтобы законы исполнялись (нравственность), объединить страну (сосредоточение), и наладить прозрачную систему управления страной (мудрость).

В конечном счете ключевыми оказываются другие вопросы, как например: рассматриваются ли те или иные явления как изменчивые, или как неизменные? Как безусловно существующие, или как возникающие и исчезающие при соответствующих предпосылках?

Когда нет рассмотрения явлений как неизменных, функционирование каких-либо фиксированных пороков невозможно.

Mike

Цитата: Ассаджи от 12:05 01 июля 2007


В конечном счете ключевыми оказываются другие вопросы, как например: рассматриваются ли те или иные явления как изменчивые, или как неизменные? Как безусловно существующие, или как возникающие и исчезающие при соответствующих предпосылках?

Когда нет рассмотрения явлений как неизменных, функционирование каких-либо фиксированных пороков невозможно.
Тут есть такая тонкость - личность может "рассматривать" явления
как изменчивые, но по существу отноститься к ним как к постоянным,
система "глубинных убеждений" Курца это наглядно демонстрирует.
Применяя буддийские термины к описанию сложных психических явлений,
можно сделать подмену - очень сложные вещи кажутся простыми - например когда говорят об 'убежденности" в постоянстве своего я. Другое дело,когда  буддийские описания дополняются буддийскими практиками - тогда они получают недостющий контест.

Mike

Скажите, Ассаджи, а метод Курца реально работает? Пытались ли вы сами его применять?

Mike

Рон Курц пишет:
"Некоторые убеждения влиятельнее других. Они старее и прочнее. Даже привычнее. Эти убеждения центральны, они влияют на организацию практически всех переживаний.Эти системы убеждений стабильны несмотря на то, к каким переживаниям они приводят. Они усваиваются рано, часто в общении в семье, и бывают либо здоровыми и полезными, либо вредящими здоровью и счастью. Но конечно, они старые. Они существуют уже давно. Они определили шаблоны бытия и действий человека. Из них образуются глубинные организующие факторы характера, личности и образа жизни. Как и остальные факторы, это составные части нашего "я".Эти системы переживания - привычки, и как со всеми привычками, нам не нужно думать, чтобы использовать их. Они действуют вне сознания. Наши самые глубокие убеждения, влияющие почти на все, что мы делаем, думаем и чувствуем, ядро наших систем переживания, по самой свое природе существуют вне осознания."


Многие уважаемые учитея, например, Тартанг Тулку, пишут, что для того чтобы избавиться от страданий, нам надо отказаться от привязанности к самоощущению, к своему я. По Курцу же, и видимо так оно и есть, наше
я имеет глубинные и неосознаваемые структуры, определяющие наше бытие и восприятие. При этом Курц считает, что цель его терапии в изменении
этих фундаментальных структур.

Mike

Цитата: Ассаджи от 12:05 01 июля 2007
Цитата: Mike от 04:02 01 июля 2007
Интересно, как такая система основных и глубинных "убеждений", составляющих ядро психики, описывается в классической психологии?

Курц не пишет, что глубинные убеждения "составляют ядро психики". Он пишет, что это "глубинные организующие факторы".

Вот например, если в парламент выбрали бездарных людей, то всю страну лихорадит. Но ядром политической системы являются не они лично, а конституция страны.
Проблема, по Курцу, не в том, что есть неосознаваемые глубинные убеждения, а в том, какие они.

То есть "Глубинные организующие факторы" и есть "конституция" психики.Аналогов такого подхода я не встречал.
Тартанг Тулку пишет:"Пока существуют определенные отношения и предпочтения, которых мы не хотим лишиться, мы продолжаем вовлекаться в трудные ситуации и испытать внутренние конфликты. Иногда можем без больших трудностей отказаться от необходимых вещей - денег, дома или имущества. Но такие эмоциональные чувства, как привязанность к лести или порицанию, приобретению или потере, удовольствию или боли, приятной или неприятной работе, очень тонки. Они существуют за пределами физического уровня, находятся в личности или в образе себя. И мы не желаем отпустить их. Нам также свойственны определенные отношения и предубеждения, обычно скрытые, которые мы даже не хотим признать. Наши привязанности имеют магнетическое притяжение, которое удерживает нас на одном месте так, как если бы мы находились в тюрьме."
Но к сожалению, он не дает дополнительных методов работы.
А можно ли применять методы Курца к самому себе?

Ассаджи

Цитата: Mike от 16:28 01 июля 2007
То есть "Глубинные организующие факторы" и есть "конституция" психики.

Я бы сказал, что "глубинные убеждения" - это скорее законы, и правящая коалиция парламента. Ведь ключевые для конституции вопросы "баланса ветвей власти", "исполнения законов", "единства страны", в такой психотерапии не рассматриваются. Исследуются важнейшие "кодексы" личности, и способы принятия решений.

ЦитироватьАналогов такого подхода я не встречал.

Нечто подобное есть в очень многих новейших течениях психотерапии.

ЦитироватьА можно ли применять методы Курца к самому себе?

Они не предназначены для самостоятельного применения.
Во взаимодействии с другим человеком заложены в готовом виде многие факторы, которые при самостоятельной работе нужно специально развивать.

С другой стороны, во взаимодействии с другим человеком заложены и многие ограничения, которых нет при самостоятельной работе. Поэтому самостоятельную работу нужно выстраивать иначе.

Ассаджи

Цитата: Mike от 15:44 01 июля 2007
Тут есть такая тонкость - личность может "рассматривать" явления
как изменчивые, но по существу отноститься к ним как к постоянным,
система "глубинных убеждений" Курца это наглядно демонстрирует.
Применяя буддийские термины к описанию сложных психических явлений,
можно сделать подмену - очень сложные вещи кажутся простыми - например когда говорят об 'убежденности" в постоянстве своего я. Другое дело,когда  буддийские описания дополняются буддийскими практиками - тогда они получают недостющий контест.

Согласен.

Ассаджи

Цитата: Mike от 15:52 01 июля 2007
Скажите, Ассаджи, а метод Курца реально работает? Пытались ли вы сами его применять?

Да, хорошо работает.

Ассаджи

Цитата: Mike от 16:17 01 июля 2007
Многие уважаемые учитея, например, Тартанг Тулку, пишут, что для того чтобы избавиться от страданий, нам надо отказаться от привязанности к самоощущению, к своему я. По Курцу же, и видимо так оно и есть, наше
я имеет глубинные и неосознаваемые структуры, определяющие наше бытие и восприятие. При этом Курц считает, что цель его терапии в изменении
этих фундаментальных структур.

Разные люди разные уровни считают "фундаментальными".