Cангха монахинь

Автор Ассаджи, 22:37 06 мая 2007

« назад - далее »

Ассаджи

Основание сангхи монахинь описано в начале десятой главы Чулавагги:

http://www.sacred-texts.com/bud/sbe20/sbe20092.htm
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/bmc2/bmc2.ch23.html

Сангха монахинь просуществовала много веков.

Однако к одинадцатому веку нашей эры она прекратила свое существование в тхеравадинских общинах. Но в конце девятнадцатого века появились общины женщин, соблюдающих восемь или десять правил.

Сангха монахинь сохранилась в Махаяне, в частности, на Тайване и в Гонконге.

Исходя из того, что китайская сангха монахинь была основана в пятом веке монахинями из Шри Ланки, можно сказать, что в этом смысле линия передачи сохранилась.

В двадцатом веке начали предприниматься усилия по возрождению сангхи монахинь в Тхераваде.

Так, например, Ая Кхема приняла полное монашеское посвящение в Китае специально для того, чтобы возродить линию передачи в Тхераваде. Она передала посвящение другим женщинам, основав женский монастырь на острове Параппадува на Шри Ланке.

http://www.ayyakhemamandir.org/

В 1987 году она основала организацию женщин-буддисток "Сакьядхита" (Дочери Будды)

http://www.sakyadhita.org/

Аналогично поступила Ворамай Кабилсингх (Voramai Kabilsingh), которая в 1971 году получила полное посвящение на Тайване. Благодаря её усилиям основан первый тайский женский монастырь Сонгдхаммакальяни. Её дочь получила полное посвящение от шри-ланкийских монахинь, приняв имя Дхаммананда.

http://www.thaibhikkhunis.org/eng/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=1&Itemid=3

В Юго-Восточной Азии легитимность современного полного посвящения женщин оспаривается. В Мьянме женщин-монахинь арестовывали:
http://www.buddhistchannel.tv/index.php?id=52,2487,0,0,1,0

Тем не менее в ЮВА есть и сторонники возрождения сангхи монахинь.

Интересно, что на сайте тайского королевского университета Махамакута Раджавидьялая от имени офиса премьер-министра признается существование сангхи монахинь:

http://mahamakuta.inet.co.th/english/question.htm#34.%20Is%20it%20true%20that%20in%20some%20countries%20women%20can%20be%20ordained?

18-20 июля в Гамбургском университете будет проведена конференция о роли женщин-буддисток в Сангхе.

Вот материалы конференции:
http://www.congress-on-buddhist-women.org/index.php?id=29

Сайт:
http://bhikkhunicommittee.googlepages.com/

Ассаджи

The amazing resurgence of woman Sanghahood in Sri Lanka

By Ven. Ani Jutima

http://www.buddhistdoor.com/journal/issue001-2b.html

Zom

Саду Ратанасара Махатхера сообщил что этих бхиккуни официально не признала ни одна из 3-х ланкийских никай. Однако из-за того, что с монахами на ланке ныне "напряг", никто препятствовать созданию такой полу-официальной сангхи не стал, более того, им выделили ряд пустующих монастырей.

В Тайланде и Бирме, как известно, есть институт женщин, принимающих официально 10 обетов, хотя, как говорит аджан Чатри, многие из них соблюдают (неофициально) полные обеты бхиккхуни.

AlexMF

Простите, не понял по поводу монахинь. В тхераваде нет монахинь. Женской сангхи не существует. Есть мэчи, но они не монахини, им нельзя выполнять тот патибат, который выполняют монахи.

Ассаджи

На Шри Ланке монахинь посвящает в основном глава отделения Сиам Никаи в Дамбулле, досточтимый Сумангала Махатхера:

http://www.accessmylibrary.com/coms2/summary_0286-11612992_ITM
http://www.buddhanet.net/nunorder.htm


Кусярон

#5
В этой статье Бхиккху Бодхи рассматривается возможность возвращения к правилу Винаи, разрешающему монахам самим посвящать в бхиккхуни:
http://bhikkhunicommittee.googlepages.com/RevivalBhkni-Final-4.pdf

В Великобритании ученицы ачарии Сумедхо могут принять посвящение силадхары (около 100 обетов), которое было разработано как компромис с иерархией тайской сангхи. Насколько я понимаю, до тайцев традиция бхиккхуни вообще не дошла, и, по-видимому, были какие-то неприятные истории с женщинами в монашеской одежде, - так что сейчас вроде даже есть закон, запрещающий женщинам носить чивару.

Хотя в Таиланде есть несколько бхиккхуни, и их более-менее принимают. Например на сайте о тайских бхиккхуни говорится, что они соврешали ритуал по приглашению королевской семьи:
http://www.thaibhikkhunis.org/eng/in...id=4&Itemid=10
Но я слышал, что есть запрет на увеличение количества бхиккхуни в Таиланде.

Краткий обзор "История линии передачи монашеских обетов в традиции тхеравады" Александра Берзина:
http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/study/history_buddhism/buddhism_lanka_southeast_asia/history_theravada_ordination_lineag.html

---

Статья А.Ю. Гунского "Женщины в раннем буддизме (по материалам палийского канона)":
http://dhamma.ru/lib/authors/gunsky/women.html

karuna

Цитата: AlexMF от 20:45 24 июня 2009
Простите, не понял по поводу монахинь. В тхераваде нет монахинь. Женской сангхи не существует.

Да, у монахинь Англии нет полного посвящения. Этот вопрос постепенно решается. Но монахини монастырей Амаравати и Читтавивеки соблюдают обеты, они практикуют на ровне с монахами, и их через 10 лет монашества их посвящают в Аджаны, т.е они могу обучать Дхамме. Это решение Аджана Чаа.

Я видела  среди монахинь очень сильных практиков. Есть чему поучиться.
Для меня это самое главное.

Конечно, существует формальная сторона, но мне она не интересна.

Надежда

Насчет мэчи:
Мэчи в Таиланде (и во Вьетнаме в теравадинских монастырях) принимают 8 обетов и считаются мирянками (упасика). В некоторых монастырях они ходят за подаянием. Мэчи с разрешения настоятеля могут обучать мирян даже медитации. Хотя некоторые просто работают на кухне или следят за чистотой в монстыре. Но это из выбор. Многих мэчи на сколько я знаю поддерживают их родственники и друзья. Вобще многое зависит от настоятеля и его отношения.
คติกรรมฐาน กินน้อย นอนน้อย พูดน้อย ทำความเพียรมาก

Ассаджи

Аргументы досточтимого Дхамманандо на форуме Э-Сангха по поводу принятия посвящения у монахинь линии Дхармагуптака:

""Dhammânandâ has omitted some details - vital details, for they have a bearing
on why the Dharmaguptaka bhikkhunî lineage is considered dubious by vinayadharas
in the Theravada tradition (and also, I believe by those in the Mulasarvastivada
tradition of Tibet).

The original transmission (or rather, alleged transmission) of the bhikkhunî
ordination to China in fact took place in 357 CE. This alleged transmission was
carried out by bhikkhus alone and was therefore INVALID by Theravadin criteria.
It led, however, to a century-long tradition of Chinese bhikkhunî ordinations
being given by bhikkhus alone. Moving forward to 433 CE, of the 300 women
ordained in this year some had not done the two years' training as a sikkhamâna,
while others had already been living as bhikkhunîs beforehand, having received
ordination from the bhikkhu sangha alone. Therefore, by Theravadin criteria
their ordinations failed on the grounds of "defect in the material to be
ordained" (vatthu-vipatti). Those women who had never been sikkhamânas were
ineligible to be ordained until they had fulfilled this preliminary training.
Those women who had already been one-sidedly ordained were living in communion
by theft and were therefore banned for life from receiving a genuine bhikkhunî
ordination. Therefore Dharmaguptaka nuns are not bhikkhunîs by Theravadin
criteria. Moreover, this judgment is not unique to the Theravada, for even
within the Dharmaguptaka tradition the validity of Dharmaguptaka bhikkhunî
ordinations has been challenged, notably by the Taiwanese Vinaya master Ven.
Dao-hai. Dao-hai has argued that at several points in Chinese history the
bhikkhunî paramparâ was irreparably broken (see his Discussion of
Bhikshuni Ordination and its Lineage in China, Based on Scriptures of
Chinese Vinaya and Historical facts, p. 18-19, Dharamsala 1998).

To carry out formal transactions of the sangha in such an irregular manner is
not a "loophole"; it is a violation of Vinaya and a defect that invalidates the
ordination.

Best wishes,
Dhammanando Bhikkhu

Ассаджи

Посвящение на Шри Ланке:


Ассаджи

Обсуждение недавнего посвящения монахинь в Австралии перенесено в тему:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=893.0

Ассаджи

Ачан Сучитто рассказывает о создании ордена монахинь - силадхара

The Creation of the Order of Siladhara

http://www.fsnewsletter.amaravati.org/html/81/order.htm



Ассаджи

Сестра Титамеда написала, что она решила выйти из монашества.

Monkey


Dhammanu

Не понимаю, почему люди выходят из монашества.
Разочарование в Дхамме!? Как же так!

Ассаджи

#15
Она объяснила это "событиями прошлого года, и в особенности введением соглашения из пяти пунктов для сестер". По её словам,  в самой монашеской системе Тхеравады, по своей сути основанной на иерархии и патриархии, недостает уважения к женскому началу и женщинам-подвижницам.

См. на эту тему:

http://www.upaya.org/newsletter/view/2010/06/14#story6

http://www.buddhistchannel.tv/index.php?id=6,8664,0,0,1,0

Ассаджи

#16
Вот сами пять пунктов, о которых идет речь:

1. The structural relationship as indicated by the Vinaya of the Bhikkhu Sangha to the Siladhara Sangha is one of seniority, such as the most junior bhikkhu is senior to the most senior siladhara. As this relationship of seniority is defined over time it is not subject to change.

2. In line with this, in ritual situations where both bhikkhu and siladhara - such as giving anumodana and precepts - leading the chanting or giving a talk - is always presumed to rest with the senior bhikkhu present. He may in some cases invite a senior siladhara to lead. Yet if this is a regular invitation it does not imply a new standard of shared leadership.

3. The Bhikkhu sangha will be responsible for the pabbajja (ordination) the way Ajahn Sumedho has been in the past. The siladhara look to the Bhikkhu sangha for ordination and guidance rather than exclusively Ajahn Sumedho. A candidate for siladhara should seek approval from the Siladhara Sangha and then receive acceptance by the Bhikkhu sangha as represented by those Bhikkhus who sit on the elder council.

4. The formal ritual of giving pavarana (invitation for feed back) by the Siladhara Sangha to the Bhikkhu Sangha should take place at the end of Vassa as it has in our communities traditionally: according to the structure of the Vinaya.

5. The Siladhara training is considered to be a vehicle already suitable for the realization for liberation, and is respected as such within our tradition. It is offered as a complete training as it stands, and it is not a step to a different form, such as Bhikkhuni Ordination.

Ассаджи

The Revival of Bhikkhunī Ordination in the Theravāda Tradition
Bhikkhu Bodhi

APPENDIX

Can an Extinct Bhikkhunī Sangha Be Revived?

The Original Mingun Jetavan Sayadaw of Burma
Translated from the Pāli by Bhikkhu Bodhi

From the Milindapañha Aṭṭhakathā, Haṃsāvatī Piṭaka Press, Rangoon, Burmese year 1311 (=1949), pp. 228-238.

http://www.buddhanet.net/budsas/ebud/ebdha347.htm

Ассаджи


karuna

А не кто не задумывался почему мудрый Ланг По Сумедо ввел эти 5 пунктов? 

Кусярон

karuna, а можешь, пожалуйста, рассказать о своих предположениях на этот счет?

Пункты 1-4 - они повторяют правила отношений между бхиккху и бхиккхуни, но вот почему был введен пятый пункт?

karuna

Трудно сказать. Лонг По Сумедо 2 года не посвящял качестве в Силадара женщин, а потом сказал, что возобновит посвящение после того как все монахини  примут эти 5 пунктов. И это случилось весной этого года.

Никто не знает причину, почему ЛП так решил. Можно только догадываться. Я о своих догадках писать не буду. Но я с ним согласна в том, что что условий в которых находятся монахини Англии достаточно для  практики.

Что касается Титамеды, то у нее была мечта, что возобновится традиция, и женщины станут полоправными бхикхуни. И эта мечта рухнула! Конечно больно!

Сангха же, не смотря на то, что из нее ушло несколько хороших монахинь будет жить. Я воспринимаю это как шторм и штиль. Не бывает на море постоянного шторма, да и штиля тоже не бывает.

raudex

#22
Довольно странно, если человек мечтает о Сангхе бхиккхуни он должен понимать что в Винае ни о каком равенстве бхиккху и бхиккхуни речь даже близко не идёт. Что поделать, Виная дана Буддой. Бхиккхуни Патимоккха гараздо строже. Уж о том кто кому кланяется даже и обсуждать нечего - в Винае правила очень чёткие.
Институт силадхар или мэчи - это как раз своего рода халява - не нужно быть радикально строгим в правилах, есть право на ошибки. Аджан Сумедхо всего лишь попытался сделать силадхар похожими на бхиккхуни - и это тут же ВНЕЗАПНО вызывает такой резонанс! Спрашивается: "А вы реально хотели быть бхиккхуни Тхеравады? Или вы за равноправие боретесь? Определитесь уж."

karuna


Арта

#24
Цитата: raudex от 12:59 30 августа 2010
Спрашивается: "А вы реально хотели быть бхиккхуни Тхеравады? Или вы за равноправие боретесь? Определитесь уж."
странно, но по-Вашему получается что "быть бхикуни тхеравады" означает лишь признавать свое более низшее положение, а вовсе не быть членом сангхи, продолжателем дела Будды.
хотя смысл именно в этом  (иначе собственно зачем нужна тогда сангха бхикунь - чтобы покланяться монаху когда и так есть возможность это поделать?), а кто кому кланяется исходит из устоев общества, в котором жил Будда . да, вполне возможно что это равнозначные вещи в жизни бхикуни, но именно равнозначные, то есть для  достижения  освобождения в статусе монахини должно прикладывать внимания не меньше чем поклонению монахам. а по мнению уважаемых мужчин получается что наоборот, это имхо уже какой-то перекос в удовлетворение своего эга.
наверно им лучше знать о чем там думал Будда )
А мечты есть у любого человека, у кого осуществимые, у кого-то нет. и реагируют все по-разному на их осуществление и неосуществление.

raudex

Цитата: арта от 12:04 31 августа 2010
Цитата: raudex от 12:59 30 августа 2010
Спрашивается: "А вы реально хотели быть бхиккхуни Тхеравады? Или вы за равноправие боретесь? Определитесь уж."
странно, но по-Вашему получается что "быть бхикуни тхеравады" означает лишь признавать свое более низшее положение, а вовсе не быть членом сангхи, продолжателем дела Будды.
Важно и то и то. Что именно важнее - решать каждому для себя лично. Есть Канон, там всё прописано, если у кого то есть собственное мнение, которое идёт в разрез Канону - добро пожаловать в махаяну.
Цитировать
хотя смысл именно в этом  (иначе собственно зачем нужна тогда сангха бхикунь - чтобы покланяться монаху когда и так есть возможность это поделать?), а кто кому кланяется исходит из устоев общества, в котором жил Будда . да, вполне возможно что это равнозначные вещи в жизни бхикуни, но именно равнозначные, то есть для  достижения  освобождения в статусе монахини должно прикладывать внимания не меньше чем поклонению монахам. а по мнению уважаемых мужчин получается что наоборот, это имхо уже какой-то перекос в удовлетворение своего эга.
наверно им лучше знать о чем там думал Будда )
А мечты есть у любого человека, у кого осуществимые, у кого-то нет. и реагируют все по-разному на их осуществление и неосуществление.
Ну Вы сразу начинаете строить домыслы собственные - а мол тогда "другое было время", и "не то Будда имел в виду", а Вы просто почитайте Патимоккху Бхиккхуни и сразу увидите какое там «равенство полов». Оспаривать данный аспект значит считать себя умнее Будды, ИМХО.

Арта

ЦитироватьНу Вы сразу начинаете строить домыслы собственные - а мол тогда "другое было время", и "не то Будда имел в виду", а Вы просто почитайте Патимоккху Бхиккхуни и сразу увидите какое там «равенство полов». Оспаривать данный аспект значит считать себя умнее Будды, ИМХО.
Не, я не оспариваю (а собственно что именно по Вашему я оспариваю?) и даже домыслы не строю. "другое время" = равно другие устои. Если бы было общество такое как сейчас вряд ли патимокха была такая же. поэтому и говорю, что это - отпечаток социальной жизни.

Monkey

А кто-то из тайских или шри-ланкийских монахов ратует за женскую Сангху или к этому вопросу так ретиво относятся только монахи - представители толерантного, "цивилизованного" и демократического Запада?  

raudex

Надо признать что в Шри-Ланке есть также тенденция к признанию бхиккхуни, но это походу связано с общим кризисом в ланкийской сангхе. Монахов мало.

Арта

Цитата: raudex от 14:32 31 августа 2010
Надо признать что в Шри-Ланке есть также тенденция к признанию бхиккхуни, но это походу связано с общим кризисом в ланкийской сангхе. Монахов мало.
а по историческим сведениям это только в наше время такие стремления возродить женскую сангху или время от времени это предпринималось в  течении многих веков?

Кусярон

#30
Цитата: арта от 15:39 31 августа 2010а по историческим сведениям это только в наше время такие стремления возродить женскую сангху или время от времени это предпринималось в  течении многих веков?

Цитата: Monkey от 13:56 31 августа 2010А кто-то из тайских или шри-ланкийских монахов ратует за женскую Сангху или к этому вопросу так ретиво относятся только монахи - представители толерантного, "цивилизованного" и демократического Запада?

Выше в этой теме есть такая ссылка:
APPENDIX
Can an Extinct Bhikkhunī Sangha Be Revived?
The Original Mingun Jetavan Sayadaw of Burma
Translated from the Pāli by Bhikkhu Bodhi
From the Milindapañha Aṭṭhakathā, Haṃsāvatī Piṭaka Press, Rangoon, Burmese year 1311 (=1949), pp. 228-238.
http://www.buddhanet.net/budsas/ebud/ebdha347.htm

Т.е. в Бирме вопрос поднимался тогда, когда на Западе он был еще бессмысленным (т.к. монастырей там еще не было).

Вообще, для подобных изменений в важном общественном институте нужна или реформаторская воля (например, какого-нибудь короля), или появление какого-то нового ресурса/фактора (сейчас это контакт с "Западом"). В условиях, если ничего такого нет, люди, как правило, и не задумываются о том, что сложившийся общественный порядок можно поменять.

Ассаджи

Цитироватьа по историческим сведениям это только в наше время такие стремления возродить женскую сангху или время от времени это предпринималось в  течении многих веков?

В наше время.

С другой стороны, после исчезновения сангхи бхиккхуни, развилось сообщество монахинь, соблюдающих меньшее число обетов, - в Таиланде это mae chi. Со временем это движение набрало силу. В 1996 году в Таиланде насчитывалось примерно 15000 таких монахинь:

http://books.google.com.ua/books?id=7tnrhwLrkGYC&pg=PA62&lpg=PA62

Арта

Цитата: Ассаджи от 17:45 31 августа 2010
Цитироватьа по историческим сведениям это только в наше время такие стремления возродить женскую сангху или время от времени это предпринималось в  течении многих веков?

В наше время.

С другой стороны, после исчезновения сангхи бхиккхуни, развилось сообщество монахинь, соблюдающих меньшее число обетов, - в Таиланде это mae chi. Со временем это движение набрало силу. В 1996 году в Таиланде насчитывалось примерно 15000 таких монахинь:

http://books.google.com.ua/books?id=7tnrhwLrkGYC&pg=PA62&lpg=PA62
Я знаю про мэ чи. Но ведь они  например не собирают подаяние, монастырь по сути им не может оплатить лечение случись что. это достаточно тяжело я думаю, и след-но поэтому женщины особенно с Запада и хотят  подобной поддержки, чтобы ощутить себя защищенными, точнее полноправными членами сангхи. Другое дело что монахини уже вымершие "динозавры " )

raudex

Цитата: арта от 20:40 31 августа 2010Я знаю про мэ чи. Но ведь они  например не собирают подаяние,
Иногда соберают, просто им не особенно дают. Их чаще содержит мужская Сангха как раз на средства конкретного монастыря.
Цитироватьмонастырь по сути им не может оплатить лечение случись что. это достаточно тяжело я думаю, и след-но поэтому женщины особенно с Запада и хотят  подобной поддержки, чтобы ощутить себя защищенными, точнее полноправными членами сангхи. Другое дело что монахини уже вымершие "динозавры " )
Почему? монастырь может помочь и помогает. Конечно автономно группа мэчи врятли выживет, однако это и бхиккхуни касается, монахини и не должны жить отдельно от монахов.

Надежда

Официальное руководство тайской сангхи (Махатхерасамакхом) не признает возможность восстановления посвящения в бхиккхуни традиции тхеравады. Кроме того, тайским монахам запрещено посвящать женщин в бхиккхуни, саманери, сиккхаманы и тп или даже давать 10 обетов.
Тем не менее в Таиланде есть несколько самостоятельных центров бхиккхуни, а также в некоторых (обычных) монастырях живут «отдельные» бхиккхуни или саманери.

Несколько месяцев назад я была в центре для практики Ниродхарам nirotharam.com
Саманери Кхемасарани из того монастыря раньше была мэчи в нашем монастыре. Она сама из Австралии. Она и позвала меня поехать посмотреть как они там живут.
Всего у них два центра, в которых проживают 5 бхиккхуни и примерно 30 саманери и несколько мэчи и постоянных мирян. Кроме того несколько человек, которые приехали пожить в монастыре на несколько дней.
Настоятельница Бхиккхуни Нанданьяни (Рунгдыан Суван). Сейчас ей 55. Она много лет была мэчи и уже тогда строго соблюдала обеты и даже не пользовалась деньгами (вобще мэчи принимают только 8 обетов и соответственно могут использовать деньги) и основала центр для практики Ниродхарам. Когда появилась возможность постричься в бхиккхуни на Шри-Ланке, она вместе с несколькими другими мэчи, которые жили в ее центре, постриглась сначала в саманери, а через два года в бхиккхуни.
В монастыре они стараются строго следовать винае, и уделяют много внимания изучению дхаммы. Настоятельница считает, что перед тем как медитировать, нужно сначала хорошо изучить теорию. Вообще настоятельница довольно строго следит за поведением остальных и поддерживает высокий уровень дисциплины. Например все обычно просыпаются в 3.30, поют чантинг два раза в день, едят один раз в день все вместе, бхиккхуни и саманери не берут в руки деньги и не имеют личных средств.
Еще они стараются объяснять дхамму мирянам и довольно часто организовывают «курсы» для больших групп мирян.
คติกรรมฐาน กินน้อย นอนน้อย พูดน้อย ทำความเพียรมาก

Арта

Цитата: Надежда от 19:49 08 сентября 2010

...Бхиккхуни и саманери не берут в руки деньги и не имеют личных средств.

А на что же они живут, кто их поддерживает?

karuna

В Англии обсолютно без разницы монах ты или монахиня, если пойдешь в Тудонг по стране на пару недель или на месяц, с голоду не умрешь. Скорее наоборот  :).   Щедрых и добрых людей достаточно в этом мире.
И в монастыре все необходимое есть как для монахов, так и для монахинь. Еда, лечение, хорошие лекарства, хорошая удобная одежда, обувь.
Проблема не в этом.

raudex

#37
Наблюдаю на Ланке - на Полнулоние (Пойа) кроме стандартных 8 обетов принято также давать и 10. Это те самые натуральные саманерские обеты, вот только саманерами такие миряне (обоих полов, кстати) автоматически конечно не становятся, ходят в белом, а по окончании празднования - снимают эти обеты принятием стандартных 5-ти.

karuna

Спасибо Oleksandry и Ассаджи за полезные ссылки  ^-^

Limemill

#39
Я прошу прощения за то, что поднимаю старый топик, но все же... Поскольку я новичок, я не в курсе подоплеки истории. Помогите разобраться в том, почему женщин перестали посвящать в монахини.

Upd: прочитал на 'Википедии', вопрос снят.

Ассаджи

В двух словах - женские монастыри не сохранились.

Limemill

Т. е., насколько я понял, загвоздка в том, что полное посвящение в монахини должно проводиться самими монахинями (что осуществлялось, начиная с мачехи Будды и далее), но в какой-то момент монахинь не стало, а новых не посвящают, потому что формально монахи-мужчины не могут этого делать. При этом в Тибете институт женского монашества был все-таки восстановлен Далай-Ламой, если я правильно понял ситуацию. Кроме того, в тхеравадинских традициях дозволяется принимать в послушание мирских последовательниц, которые соблюдают 5-8 обетов. Чем на практике отличаются, например, послушницы Читтхерста, которые соблюдают, кажется, 8 обетов от полноценных монахинь с точки зрения доступа к знаниям, учителям и т.д.?

Ассаджи

Цитата: Limemill от 09:07 19 марта 2012
Т. е., насколько я понял, загвоздка в том, что полное посвящение в монахини должно проводиться самими монахинями (что осуществлялось, начиная с мачехи Будды и далее), но в какой-то момент монахинь не стало, а новых не посвящают, потому что формально монахи-мужчины не могут этого делать.

Да.

ЦитироватьПри этом в Тибете институт женского монашества был все-таки восстановлен Далай-Ламой, если я правильно понял ситуацию.

В Тибете никогда раньше не было женского монашества (бхикшуни). Недавно появились первые монахини.

В Китае сохранилась линия женского монашества, школы Дхармагупта.

ЦитироватьКроме того, в тхеравадинских традициях дозволяется принимать в послушание мирских последовательниц, которые соблюдают 5-8 обетов. Чем на практике отличаются, например, послушницы Читтхерста, которые соблюдают, кажется, 8 обетов от полноценных монахинь с точки зрения доступа к знаниям, учителям и т.д.?

В Читхёрсте - ничем не отличаются. В Азии их монашеский статус некоторые монахи могут не признавать.

Limemill

Цитата: Ассаджи от 15:11 19 марта 2012
В Читхёрсте - ничем не отличаются. В Азии их монашеский статус некоторые монахи могут не признавать.
А какие результаты влечет за собой непризнание монашеского статуса? Возможность участия только в ретритах, жизнь при монастыре, но не в монастыре, без возможности регулярно задавать вопросы настоятелю и получать рекомендации по дальнейшему развитию на пути?

maria

В Бирме монахини стригут себя сами, после чего идут к монахам за наставлением и вдохновением на практику. Монахини в коричневой одежде соблюдают 10 правил, а монахини в розовой одежде - 8 правил (монахини в розовом могут трогать деньги). Я не заметила никаких особых ограничений у монахинь, обусловленных отсутствием официально признанного статуса  ;))) в Па-Аук монастыре, например, в верхней части живут монахи, а в нижней - монахини. Расписание у всех одно и то же, регулярные собеседования с учителем у всех практикующих независимо от пола. Только вот у монахов в горах намного тише и спокойнее по сравнению с нижней частью монастыря, где обитают монахини ;)

Ассаджи

Цитата: Limemill от 21:40 19 марта 2012
А какие результаты влечет за собой непризнание монашеского статуса?

Например, когда сестра Титамеда (родом из Рязани) приезжала в Петербург, то руководитель Буддавихары Чатри отказался впускать её, пока она не снимет монашеское одеяние и не оденет белое одеяние мирянки. Она этого не сделала.

Limemill

То есть, если я правильно понимаю, вопрос упирается в формальный статус. Однако, если упомянутая Вами монахиня согласилась бы временно сменить одеяние,  к ней бы относились так же, как к монахам мужского пола, с точки зрения доступа к информации и наставлениям, я правильно понял?

Ассаджи

Цитата: Limemill от 12:36 20 марта 2012
То есть, если я правильно понимаю, вопрос упирается в формальный статус. Однако, если упомянутая Вами монахиня согласилась бы временно сменить одеяние,  к ней бы относились так же, как к монахам мужского пола, с точки зрения доступа к информации и наставлениям, я правильно понял?

К ней бы относились как к мирянке, принявшей восемь или десять обетов, - "мэчи". Таких в Таиланде как минимум пятнадцать тысяч.

Учитывая то, что в Азии занимаются медитативной практикой примерно пять процентов монахов, сложно говорить о роли доступа к информации и наставлениям в этом вопросе.

Как я понимаю, ключевую роль здесь играет то, что и мэчи, и соблюдающие десять обетов монахини в британских монастырях, должны относиться как старшим ко всем монахам, даже если те младше их.

Сестра Титамеда вышла из десятиобетного монашества именно в связи с принятием пяти правил, в которых говорится о таком старшинстве:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=492.msg8011#msg8011

Ассаджи

Бхиккхуни Бодхичитта организует женский монастырь на Ши Ланке:

http://networkedblogs.com/x2hVS

Ассаджи

Меня попросили опубликовать ссылку на знаковую статью досточтимого Тханиссаро по поводу женского монашества:

A Trojan Horse:
Unilateral Bhikkhunī Ordination Revisited


https://www.dhammatalks.org/vinaya/TrojanHorse.html