Факторы перерождения

Автор Ассаджи, 13:28 09 февраля 2007

« назад - далее »

Ассаджи

Досточтимый Махаси Саядо пишет:

If death occurs while developing metta with mindfulness, he will be liberated from the Four Nether Worlds, and be reborn in the Abode of Sugati - celestial or human worlds.

http://www.buddhanet.net/brahmaviharas/bvd054.htm

Согласно Абхидхамме:

The last thought-moment, what we call cuti citta, is of great importance, because it is this thought-moment which conditions the re-linking consciousness, patisandhi citta, the first thought-moment of the new life. The cuti citta should be wholesome, that is rooted in generosity, love and wisdom (alobha, adosa, amoha), rather than rooted in greed, hatred and delusion (lobha, dosa, moha).

http://www.londonbuddhistvihara.org/lectures_week/WEEK5.HTM

Интересно, что по исследованиям Яна Стивенсона
http://www.sinor.ru/~che/birthmarks.htm
вид смерти может даже отражаться в виде родимых пятен в следующем перерождении.


Ассаджи

Цитата: Elex от 13:32 15 декабря 2010
Очень интересно. Случаи исследуемые Яном Стивенсоном встречаются, в основном, в странах Юго-Восточной Азии.
Чем это объясняется? Тем, что там верят в Перерождения? Соответственный образ жизни и мышления?

По крайней мере, там об этом не стесняются говорить.
В Киеве друзья тоже мне рассказывали о своих детях подобного рода вещи.

ЦитироватьИнтересно еще, что люди, о которых вспоминают дети не выделялись святостью и особым образом жизни, даже наоборот, как я понял, тем не менее, вновь обрели человеческое рождение. К тому же, многие умерли насильственной смертью.

Хотя человеческое рождение и редкость, но святости оно отнюдь не требует.

ЦитироватьДанные, собранные Стивенсоном, говорят, что большей частью жизнь людей, о которых вспоминали дети, оборвалась преждевременно или насильственно. Конечно, это не означает, что перерождаются лишь погибшие насильственной смертью, однако люди, умершие естественной смертью в преклонном возрасте, не переносят ярких живых воспоминаний из одной жизни в другую.

Похоже, что довольно часто при этом насильственная смерть оставляет глубокие следы не только в душе, но и на теле реинкарнированного - обычно именно там, куда пришлись смертельные раны, оборвавшие его предыдущую жизнь.

http://www.outofbody.ru/node/61

ЦитироватьЕще интересно, в статье на русском, я не нашел, как соотносится смерть и рождение по времени.

Да, там ничего об этом нет.

Ассаджи

Цитата: Elex от 23:25 15 декабря 2010
Если говорится о перевоплощениях, это не малозначимая часть, мне кажется, где находилось сознание все это время. В другом воплощении, о котором не сохранились воспоминания? В Тхераваде же признается новое воплощение в момент смерти предыдущего.

Будда не описывал все эти тонкости мироустройства. Я не вижу их связи с буддийской практикой.

Об отсутствии промежутка между перерождениями говорится уже в "Катхаваттху", работе примерно третьего века до н. э.

Ассаджи

Занимательная историческая книга на эту тему - Холл Мэнли Палмер "Перевоплощение".




Zom

Насчёт "отсутствия промежутка"...

"And at the moment when a being sets this body aside and is not yet reborn in another body, what do you designate as its sustenance then?"

"Vaccha, when a being sets this body aside and is not yet reborn in another body, I designate it as craving-sustained, for craving is its sustenance at that time."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn44/sn44.009.than.html

До

"[W]hen a being sets this body aside and is not yet reborn in another body" - значит промежуток таки есть, почему же в тхераваде считается, что его нет?

Zom

Я вот кстати тоже не знаю как этот момент объясняют Канонические Комментарии..

Bahupada

Цитата: Zom от 09:57 19 февраля 2011
Насчёт "отсутствия промежутка"...

"And at the moment when a being sets this body aside and is not yet reborn in another body, what do you designate as its sustenance then?"

"Vaccha, when a being sets this body aside and is not yet reborn in another body, I designate it as craving-sustained, for craving is its sustenance at that time."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn44/sn44.009.than.html

Добрый день!
Попробую высказать свое понимание.
Во-первых, тут говорится, "когда оставляет (nikkhipati) это тело, но еще не обрел новое тело", а не "когда оставил, но еще не обрел новое тело". Но мой взгляд, разница существенная.

Во-вторых, на мой взгляд, у сутты как бы подразумевается небольшое заключение.
Давайте поймем, какую из своих многочисленных проблем решает Ваччхагота в этой беседе с Буддой. Его приход к Будде был вызван непониманием по поводу того, почему перерождение живого существа Будда, как и многие учителя того времени, описывает в категориях места (переродился там-то), а насчет совершенного человека, достигшего цели духовной жизни, Будда говорит нечто другое: "уничтожил жажду, избавился от оков, положил конец страданию через должное постижение самомнения".
Будда и говорит, что он провозглашает перерождение существа, у которого есть поддержка/подпитка (upādāna), а не того, у которого нет такой поддержки. Так же, как огонь горит, когда есть поддержка/топливо, так же и Будда провозглашает перерождение существа у которого есть поддержка/подпитка (upādāna), а не того, у которого нет такой поддержки.
Такой поддержкой для рождения существа, которое еще не родилось, является жажда (taṇhā).

Соответственно, мы должны вместе с Ваччхой теперь заключить, что описать перерождение существа, обрубившего жажаду в категориях места и вообще в каких-либо категориях - нельзя.

Да и потом, а как вообще можно задать вопрос о перерождении, если не "оставляет это тело и перерождается в другом теле". Если прежнее тело не есть новое, то само собой может возникнуть вопрос, а что же между ними?
Но данная сутта, на мой взгляд, совсем не об этом.

Ассаджи

Обзор истории представлений о перерождении:

http://lossofsoul.com/DEATH/no-death.htm

Bahupada

Досточтимый Бхиккху Суджато (Bhikkhu Sujato) в эссе, где он затрагивает вопрос промежуточного состояния (антарабхава), для подкрепления своей точки зрения ссылается на Бхиккху Бодхи (Bhikkhu Bodhi):

Цитировать
http://santifm.org/santipada/2010/rebirth-and-the-in-between-state-in-early-buddhism/
The next kind of non-returner realizes nirvana 'on landing' (upahac­ca­par­in­ibbāyī). Given the context – between dying and 'landing' in the Pure Abodes – it seems likely that this passage refers to an individual who, dying as a non-returner, realizes full nirvana in the in-between state. This is how the passage was inter­preted by the Pugga­lavādins and Sarvāstivādins,28 as well as in modern studies by Harvey and Bodhi 29.
29. Bhikkhu Bodhi, Connected Discourses of the Buddha (Wisdom, 2000), pg. 1902, note 65.

Есть ли у кого-нибудь возможность привести здесь упомянутое примечание из переводов дост. Бхиккху Бодхи?

Новичок

Не хочу никого обидеть, но. Опять же речь пошла о желаемом, но бесполезном знании. Конечно, все это интересно. Но что нам даст такое знание? Своим всеядным любопытством только привязываешь себя к миру.

Bahupada

Цитата: Плывущая на другой берег от 11:06 29 августа 2011
Не хочу никого обидеть, но. Опять же речь пошла о желаемом, но бесполезном знании. Конечно, все это интересно. Но что нам даст такое знание? Своим всеядным любопытством только привязываешь себя к миру.

Добрый день!
Как я понимаю, здесь ключевым является знание о том, учил ли Будда тому или иному положению. В зависимости от этого уже нужно делать выводы о ценности такого знания в рамках Его учения и в рамках традиции, в которой это учение сберегается для потомков.

Ассаджи

#13
Видео об американском мальчике, вспомнившем свою прошлую жизнь:




"В американских газетах появилась история о подростке, отчетливо вспоминающем боевые эпизоды Второй мировой войны на Тихом океане. Джеймсу, которого преследуют военные воспоминания, 11 лет. Он живет в городе Лафайет (штат Луизиана) со своими родителями Брюсом и Андреа Лайнингерами - государственными служащими.

Рассказывает мама Джеймса:
- Впервые эти странные воспоминания посетили сына, когда ему исполнилось два года. Он только начал говорить. Представьте мое изумление, когда, проходя мимо детской, я услышала его громкий голос, произносящий совершенно немыслимые вещи: «Бензобак пробит. Самолет в огне. Не могу выбраться из кабины». Я вбежала в комнату - он сидел на полу, глаза были широко открыты. Он меня не узнавал и все твердил: «Машина не управляема. Покинуть самолет не могу. Это конец».

Когда к нему вернулось обычное сознание - сознание двухлетнего ребенка, родители попытались выведать, что же такое в него вселилось. Малыш ничего не мог объяснить – не хватало словарного запаса. Но со временем начала вырисовываться такая картина: в состоянии эмоционального возбуждения он ощущал себя военным летчиком, погибающим в горящем самолете. Удалось узнать у него и имя этого летчика: лейтенант Джеймс Хьюстон, пилот истребителя «Корсар» с авианосца «Натома-бэй», участвовавшего в сражении у тихоокеанского острова Иводзима.

Когда мальчику было пять лет, отец взял его с собой в Музей авиации в Далласе. Там ребенок, остановившись у стенда, посвященного боевым действиям на Тихом океане, с таким жаром и подробностями стал рассказывать о сражении за Иводзиму, что взрослые слушатели раскрыли рты. Кто, кроме участника событий, смог бы поведать о самолетах, базировавшихся на авианосце «Натома-бэй», и о военном быте друзей-летчиков?

Джеймс четко помнил, чем там кормили: особенно хороши были колбаса в форме хлебных буханок и мороженое, которое давали к обеду и ужину. И как забудешь боевых друзей, в особенности Джека Ларсена, в паре с которым он вступил в последний бой?! Мальчик (или пилот?) - отчетливо видел на фюзеляже опознавательный знак сбившего его японского истребителя – красное солнце.

Брюс Лайнингер занялся изысканиями о тихоокеанских битвах. Рассказы сына подтвердились. В составе американского флота действительно был вспомогательный авианосец «Натома-бэй», участвовавший в битве за остров Иводзима. Среди погибших значился и летчик из экипажа «Натомы» - лейтенант Джеймс Хьюстон. 3 марта 1945 года американский самолет был подбит японским истребителем. С борта авианосца видели, как, объятая пламенем, машина резко пошла вниз и скрылась в волнах океана."

http://tainaya.ru/article/254.aspx

kito

Разрешите задать в этой теме такой вопрос:
Gil Fronsdal в своем цикле лекций под названием Dying, рассказывает о том, что Учителя Тхеравады (он не упонимает их имена) на вопрос что думают представители Тхеравады об учении о бардо, ответили, что существо(в данном случае человек) после смерти перерождаеться голодным духом, живет от 3 до 49 дней, а потом перерождается вновь. И вот это "промежуточное" рождение и есть бардо.
Лекция первая, мм:сс - 48:17 - http://audiodharma.org/series/1/talk/1725/
Вот тут выложил вырезанную часть этой лекции: http://min.us/mfJRhzVAF
Что вы думаете по этому поводу?

Ассаджи

#15
Гил Фронсдел говорит в этом отрывке другое - что учителя Тхеравады, которых он спрашивал о тибетском представлении о бардо, ответили, что это не промежуточное состояние бардо, а перерождение в качестве голодного духа (пета), которое может длиться разное количество дней.

В ортодоксальной Тхераваде считается, что промежуточного состояния между рождениями не бывает, а существо мгновенно перерождается.

kito

Цитата: Ассаджи от 17:06 21 июня 2012
Гил Фронсдел говорит в этом отрывке другое - что учителя Тхеравады, которых он спрашивал о тибетском представлении о бардо, ответили, что это не промежуточное состояние бардо, а перерождение в качестве голодного деху (пета), которое может длиться разное количество дней.
А разве я не тоже самое написал?   :whatever:
ЦитироватьВ ортодоксальной Тхераваде считается, что промежуточного состояния между рождениями не бывает, а существо мгновенно перерождается.
Это я знаю. Просто хотел услышать мнение участников на это весьма неоднозначное мнение.

Ассаджи

Цитата: kito от 17:25 21 июня 2012
А разве я не тоже самое написал?   :whatever:

Совсем другое. Упомянутые учителя не говорили, что в общем случае "существо (в данном случае человек) после смерти перерождаеться голодным духом, живет от 3 до 49 дней, а потом перерождается вновь".

Они только объясняли, чем, по их мнению, является описываемое тибетцами "бардо". Насчет количества дней они ничего не говорили.

kito

Цитата: Ассаджи от 19:08 21 июня 2012
Цитата: kito от 17:25 21 июня 2012
А разве я не тоже самое написал?   :whatever:

Совсем другое. Упомянутые учителя не говорили, что в общем случае "существо (в данном случае человек) после смерти перерождаеться голодным духом, живет от 3 до 49 дней, а потом перерождается вновь".

Они только объясняли, чем, по их мнению, является описываемое тибетцами "бардо". Насчет количества дней они ничего не говорили.

Да, прошу прощения за мой неточный перевод. Теперь все понял, благодарю за разъяснение.  :)
Тогда получается, это то, как можно объяснить бардо-становления с точки зрения Тхеравады.
Все равно странное мнение учитывая то, что написано в Бардо Тхёдол. Как то не могу поверить что это просто мир Голодных Духов...
Хотя, наверное этот момент уже лучше обсуждать с представители Тибетской традиции.

kito

Возник такой вопрос:
В книге Good Question Good Answer досточтимый S. Dhammika пишет:
ЦитироватьQuestion: What decides where a person will be reborn?
Answer: The most important factor, but not the only one, influencing where we will be reborn and what sort of life we shall have, is kamma.
А какие еще факторы кроме каммы определяют рождение?

Ассаджи

Цитата: kito от 20:40 22 июня 2012
В книге Good Question Good Answer досточтимый S. Dhammika пишет:
ЦитироватьQuestion: What decides where a person will be reborn?
Answer: The most important factor, but not the only one, influencing where we will be reborn and what sort of life we shall have, is kamma.
А какие еще факторы кроме каммы определяют рождение?

Трудно сказать, что он имеет в виду.

В Дведхавитакка сутте Будда описывает свое постижение перерождений:

"When the mind was thus concentrated, purified, bright, unblemished, rid of defilement, pliant, malleable, steady, & attained to imperturbability, I directed it to the knowledge of the passing away & reappearance of beings. I saw — by means of the divine eye, purified & surpassing the human — beings passing away & re-appearing, and I discerned how they are inferior & superior, beautiful & ugly, fortunate & unfortunate in accordance with their kamma: 'These beings — who were endowed with bad conduct of body, speech & mind, who reviled the Noble Ones, held wrong views and undertook actions under the influence of wrong views — with the break-up of the body, after death, have re-appeared in the plane of deprivation, the bad destination, the lower realms, in hell. But these beings — who were endowed with good conduct of body, speech, & mind, who did not revile the Noble Ones, who held right views and undertook actions under the influence of right views — with the break-up of the body, after death, have re-appeared in the good destinations, in the heavenly world.' Thus — by means of the divine eye, purified & surpassing the human — I saw beings passing away & re-appearing, and I discerned how they are inferior & superior, beautiful & ugly, fortunate & unfortunate in accordance with their kamma.

"This was the second knowledge I attained in the second watch of the night. Ignorance was destroyed; knowledge arose; darkness was destroyed; light arose — as happens in one who is heedful, ardent, & resolute.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.019.than.html

Ассаджи


Ассаджи

Видеолекция Ашина Оттамы:



Last 25 minutes of this video present new understanding of 'afterlife'. Jump directly to position 01:01:55.
CONTENTS of the video:
00:30 The epicenter of original Buddha's Message
07:10 God-Creator versus the Buddha
10:40 Karma, Rebirth, Samsara, Bhumi
24:00 Buddhism without beliefs
27:25 Here-and-Now against the 'Dharma-cake'
30:55 Additions and later created teachings
36:05 Spiritual 'landscape' with many peaks
39:26 Ajahn Buddhadasa
53:40 Rebirth and Samsara in the Scriptures
1:01:55 Indications for rebirth
1:03:00 Children's memories, tapping collective memory
1:07:05 Unreliable hypnoses and regressions
1:12:00 Mind undocked from brain
1:16:20 Near Death Experiences
1:18:15 Sweat-through pajamas
1:20:50 New understanding of 'afterlife'

http://www.dhammawheel.com/viewtopic.php?f=16&t=41&p=227920#p227920

Ассаджи

Сутты о влиянии практики джханы на перерождение:

"There is the case where an individual, withdrawn from sensuality, withdrawn from unskillful qualities, enters & remains in the first jhana: rapture & pleasure born from withdrawal, accompanied by directed thought & evaluation. He savors that, longs for that, finds satisfaction through that. Staying there — fixed on that, dwelling there often, not falling away from that — then when he dies he reappears in conjunction with the devas of Brahma's retinue."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.123.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.124.than.html

Ассаджи

Вот как Бхиккху Бодхи объясняет четыре вида каммы в "Руководстве по Абхидхамме" (Manual of Abhidhamma):

Цитировать§19 By Order of Ripening

ll. With respect to the order in which the effect of kamma takes place, there are four kinds of kamma, namely:

(i) weighty kamma;
(ii) death-proximate kamma;
(iii) habitual kamma; and
(iv) reserve kamma.

Guide to §19
The order in which the effect of kamma takes place:


This section concerns the order of precedence among different kammas in taking on the role of generating rebirth-linking in the next existence.

Weighty (garuka) kamma is kamma of such powerful moral weight that it cannot be replaced by any other kamma as the determinant of rebirth. On the wholesome side, this kamma is the attainment of the jhānas. On the unwholesome side, it is the five heinous crimes together with a fixed wrong view that denies the basis for morality. The five heinous crimes (anantariyakamma) are: parricide, matricide, the murder of an Arahant, the wounding of a Buddha, and maliciously creating a schism in the Sangha. If someone were to develop the jhānas and later were to commit one of the heinous crimes, his good kamma would be obliterated by the evil deed, and the latter would generate rebirth into a state of misery. For example, the Buddha's ambitious cousin Devadatta lost his psychic powers and was reborn in hell for wounding the Buddha and causing a schism in the Sangha. But if someone were first to commit one of the heinous crimes, he could not later reach a sublime or supramundane attainment, because the evil kamma would create an insurmountable obstruction. Thus King Ajātasattu, while listening to the Buddha speak the Sāmaññaphala Sutta, the Discourse on the Fruits of Recluseship, had all the other conditions for reaching stream-entry; but because he had killed his father, King Bimbisāra, he could not attain the path and fruit.

Death-proximate (āsanna) kamma is a potent kamma remembered or done shortly before death, that is, immediately prior to the last javana process. If a person of bad character remembers a good deed he has done, or performs a good deed just before dying, he may receive a fortunate rebirth; and conversely, if a good person dwells on an evil deed done earlier, or performs an evil deed just before dying, he may undergo an unhappy rebirth. For this reason in Buddhist countries it is customary to remind a dying person of his good deeds or to urge him to arouse good thoughts during the last moments of his life.

When there is no weighty kamma, and a potent death-proximate kamma is performed, this kamma will generally take on the role of generating rebirth. This does not mean that a person will escape the fruits of the other good and bad deeds he has committed during the course of life. When they meet with conditions, these kammas too will produce their due results.

Habitual (āciṇṇa) kamma is a deed that one habitually performs, either good or bad. In the absence of weighty kamma and a potent death-proximate kamma, this type of kamma generally assumes the rebirth-generative function.

Reserve (kaṭattā) kamma is any other deed, not included in the three aforementioned categories, which is potent enough to take on the role of generating rebirth. This type of kamma becomes operative when there is no kamma of the other three types to exercise this function.

Ramona1

Очень интересная информация. А есть ли какая - либо возможность узнать кем человек был до перерождения не только через сновидения?

Ассаджи

Цитата: Ramona1 от 21:02 17 декабря 2017
А есть ли какая - либо возможность узнать кем человек был до перерождения не только через сновидения?

Для этого нужно хорошо развить способность вспоминать, сначала прошедший день, затем два дня, затем месяц, и т.п. В идеале это делается на основе наработанного состояния четвертой джханы, как описано в Вимуттимагге:

https://archive.org/stream/ArahantUpatossa-Vimuttimagga-PathOfFreedom.pdf/ArahantUpatissaEharaN.r.tr-PathOfFreedomvimuttimagga#page/n285/mode/2up

Но бывает, что при таком развитии памяти и без джханы что-то начинает вспоминаться.

Ramona1

Другими словами, то почти не возможно. Ведь не каждый сможет так каждый день, месяц, год развивать.

Ассаджи

Цитата: Ramona1 от 08:02 19 декабря 2017
Другими словами, то почти не возможно. Ведь не каждый сможет так каждый день, месяц, год развивать.

Это похоже на занятия спортом. Для достижения хороших результатов, конечно, нужны регулярные тренировки со знающим тренером.

Ramona1

А если в том городе, где живешь нет такого тренера? Как тогда быть? Можно ли трениро-ваться  дистанционно с тренером, допустим ли такой вариант?

Ассаджи


янея

Подскажите пожалуйста. На данный момент я стараюсь вести правильный образ жизни, развивать в себе все лучшие качества, а плохие искоренять. Медитацию пока освоить не удаётся! Мешает постоянный внутренний диалог. Меня беспокоит такой вопрос: как сохранить всё то, чего я достиг сейчас, в последующих жизнях? Как зафиксировать, чтобы я уже точно знал, что в следующей жизни будет продолжаться этот прогресс? Я не помню ничего до своего этого рождения, но раз сейчас я страдаю, значит в прошлых жизнях я вёл себя плохо. Может быть вообще был какой-то собакой. А раз так, то считаю, что находился в заблуждении. О чём вообще я думал всё это время, живя в прошлых жизнях? Где гарантия, что в последующих жизнях это не повторится? Что я снова не съеду до уровня собаки? Что все мои старания которые я предпринимаю сейчас, в следующей жизни не обнулятся, из-за моего неадекватного поведения? Что нужно предпринять, чтобы гарантированно и бесповоротно двигаться к Ниббане даже в следующей жизни?

LXNDR

Цитата: янея от 08:08 20 июня 2018Где гарантия, что в последующих жизнях это не повторится? ... Что все мои старания которые я предпринимаю сейчас, в следующей жизни не обнулятся, из-за моего неадекватного поведения? Что нужно предпринять, чтобы гарантированно и бесповоротно двигаться к Ниббане даже в следующей жизни?

на мой взгляд гарантия есть, что это как раз повторится, потому как, будучи обычным человеком, вы продолжаете вести себя неумело, но доля этих ошибок и страданий может уменьшаться по мере приближения к идеалу

качество следующей жизни других существ способны видеть только обладатели сверхъестественной способности божественного зрения (диббачаккху)

кроме того, камма нелинейна, качество следующей жизни не полностью, и может быть даже только в незначительной степени, зависит от качества нынешней, существуют более ранние каммические накопления, которые ещё не дали плода, поэтому даже благочестивые люди, "грешившие" в многочисленных прошлых жизнях, продолжат страдать в будущих, пока их неблагая камма не истощится путём её проживания или нивелирования благой каммой

обнулиться старания не обнулятся, "неадекватное поведение" не обнуляется же, но конечно важно наращивать баланс в пользу благого

гарантию продолжения движения к ниббане в последующих жизнях даёт только вступление в поток (сотапатти)

также в суттах упоминается категория последователей учения, которым гарантировано вступление в поток в настоящей жизни, это "идущий за счёт веры" (саддханусари) и "идущий за счет Дхаммы" (дхамманусари), но их описание довольно схематично и самостоятельно трудно соотнести с ним собственные достижения и качества, кроме того,  что объективно духовный уровень других существ  способны распознавать опять же люди, наделённые сверхъестественной способностью чтения мыслей (четопарияняна)

Balabust

Программа минимум имхо:
Соблюдайте упосатху,дарите дары Сангхе,изучайте Дхамму.
Почитайте Будду,Дхамму,Сангху.

янея

Большое спасибо всем ответившим!

LXNDR

Цитата: LXNDR от 10:39 20 июня 2018
качество следующей жизни других существ способны видеть только обладатели сверхъестественной способности божественного зрения (диббачаккху)

объективно духовный уровень других существ  способны распознавать опять же люди, наделённые сверхъестественной способностью чтения мыслей (четопарияняна)

в иллюстрацию этих утверждений выдержки из Канона

Цитата: АН 6.44Ānanda, in one person anger and conceit are found, and from time to time states of greed arise in him. And he has not listened [to the teachings], become learned [in them], and penetrated [them] by view, and he does not attain temporary liberation. With the breakup of the body, after death, he heads for deterioration, not for distinction; he is one going to deterioration, not to distinction.

Then, Ānanda, in one person anger and conceit are found, and from time to time states of greed arise in him. But he has listened [to the teachings], become learned [in them], and penetrated [them] by view, and he attains temporary liberation. With the breakup of the body, after death, he heads for distinction, not for deterioration; he is one going to distinction, not to deterioration.

Ānanda, those who are judgmental will pass such judgment on them: 'This one has the same qualities as the other. Why should one be inferior and the other superior?' That [judgment] of theirs will indeed lead to their harm and suffering for a long time.

Between them, Ānanda, the person in whom anger and conceit are found and from time to time states of greed arise, who has listened [to the teachings], become learned [in them], and penetrated [them] by view, and who attains temporary liberation, surpasses and excels the other person. For what reason? Because the Dhamma-stream carries him along. But who can know this difference except the Tathāgata?

Therefore, Ānanda, do not be judgmental regarding people. Do not pass judgment on people. Those who pass judgment on people harm themselves. I alone, or one like me, may pass judgment on people.

и подобная ей АН 10.75