Вопрос по "Саманняпхала сутта" (Сутта о плодах отшельничества ) Дигха Никая 2

Автор mu-nen, 17:09 25 октября 2007

« назад - далее »

mu-nen

Доброго времени суток, уважаемые!
У меня вопрос по "Саманняпхала сутта" (Сутта о плодах отшельничества ) Дигха Никая 2 (http://www.dhamma.ru/canon/dn02.htm)
Читая эту сутту испытал легкое недоумение по поводу следующего параграфа:

62. В то время как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая пищу, поданную верующими, добывают подобным образом средства к существованию низменными знаниями и неправедной жизнью, а именно: склоняя на милость богов, исполняя обеты, заклиная духов умерших, пребывая в земляном жилище, вызывая потенцию, вызывая импотенцию, определяя место для постройки, освящая место; совершая ритуальное полоскание рта, омовение жертвоприношению; предписывая рвотное, слабительное, очищающее сверху, очищающее снизу, очищающее голову, масло для ушей, облегчающее средство для глаз, снадобье для носа, глазную мазь, умащивание; бывая глазными врачами, хирургами, леча детей, добывая целебные коренья, освобождая от ставшего ненужным лекарства, – он избегает подобным образом низменных знаний и неправедной жизни. Это и есть часть его нравственности.

а именно непонятна часть начинающаяся с "предписывая рвотное ..." и далее по тексту. Правильно ли я понимаю что из этого куска следует, что врачевание  - это "низменное" знание и занятие? В какоей-то степени даже безнравственное.

Буду признателен за Ваши комментарии.
А уважением,
Арти.

Ассаджи

Доброго времени!

На эту тему есть статья:
http://www.viet.net/~anson/ebud/ebsut033.htm

Для монаха заниматься профессионально лечением мирян - низменное занятие.

Во врачевании самом по себе нет ничего плохого. Так, например, Будда пользовался врачебной помощью Дживаки Комарабхаччи.

http://www.palikanon.com/english/pali_names/j/jiivaka.htm
http://www.jivaka.net/about-jivaka.html
http://www.sacred-texts.com/bud/sbe17/sbe17068.htm

С уважением, Ассаджи

mu-nen


Ассаджи

Сохранился палийский медицинский трактат

The Casket of Medicine,
tr. Jinadasa Liyanaratne, 2002.
ISBN 403 2    £13.75 
Translation of Bhesajjama~njuusaa (Chapters 1-18), the only extant Paali medical text book containing information on medicines and illnesses. (13th century C.E.)

http://www.palitext.com/palitext/tran.htm#ttmed

"The involvement of Buddhist monks and Buddhism with health has a long history, beginning with the Buddha himself and the building of hospitals all over India by Emperor Asoka. Ruins if several Buddhist hospitals are found in Sri Lanka. Medicine was practiced by monks; all teh ancient medical works, such as the Bhesajjamanjusa, Yogarnava, and Prayogaratnavaliya, were written by them."

Anthropologizing Sri Lanka: A Eurocentric Misadventure
By Susantha Goonatilake
http://books.google.com/books?id=6xJIkSw9wZQC&pg=PA62&lpg=PA62&dq=bhesajjamanjusa&source=web&ots=E12Bs9M9Kv&sig=RdJimrJP1maaOjFx_sZdfop3ZKY

Глава Винаи с биографией Дживаки Комарабхаччи:

http://www.sacred-texts.com/bud/sbe17/sbe17068.htm

Yuriy

Цитата: Ассаджи от 17:34 25 октября 2007
Доброго времени!

На эту тему есть статья:
http://www.viet.net/~anson/ebud/ebsut033.htm

Для монаха заниматься профессионально лечением мирян - низменное занятие.

Почему?

Еще один момент. В конце статьи Ajahn Brahmavamso «May a monk act as a doctor?» читаем

ЦитироватьThis answer from the authoritative texts to the question "May a monk act as a doctor?" shows a wise balance which recognises a monk's duty to his parents, his responsibilities to those monks and laypeople staying with him in his monastery, and his compassion to all those visiting his monastery for emergency help. It prevents in any circumstances receiving any material reward for such services. Moreover, it remembers that the role of a Buddhist monk towards the laity is not to act as a doctor to the body but to act as a kind sage, a doctor to the mind.
http://www.viet.net/~anson/ebud/ebsut033.htm

Эта возможность ведь не была реализована в полной мере?

С уважением,
Yuriy.

Ассаджи

Здравствуйте, Юрий!

Цитата: Yuriy от 15:20 26 декабря 2007
Почему?

Миряне обеспечивают монаха всем необходимым не для того, чтобы он работал врачом.
У монаха есть гораздо более важная задача. Посторонние занятия, пусть даже они временно облегчают жизнь, мешают достижению полного прекращения страданий.

В истории были случаи, когда в буддийских школах монахи занимались всем, чего от них хотели миряне. Ни к чему хорошему это не привело.

Врачеванием лучше всего занимаются врачи.

ЦитироватьЭта возможность ведь не была реализована в полной мере?

Какая именно возможность?

С уважением, Ассаджи

Yuriy

Цитата: Ассаджи от 20:46 26 декабря 2007
Какая именно возможность?

Вот эта.

Цитата: Ассаджи
http://www.arsomsabai.com/faq.php

ЦитироватьThai Tradition History

In the beginning in India, medicine was part of an ascetically based religious movement, a portion of which became know as Buddhism. Medicine evolved with the Sangha and Buddhism monastery, became codified as part of the Buddhist scriptures, gave rise to the monk-healers and provided the basis for subsequent development of Buddhist monastic universities.

The traditional system of ayurvedic medicine owes much of its early systematization, preservation, and subsequent propagation to the ascetic Buddhists and their monastic institution.

Preserved in Thailand

When Buddhism began to spread to other part of Asia, medical institution and practices of the monastery went along as integral parts of the religious system. When Buddhism reached Thailand in the 3rd or 2nd century BC, temples were built with adjacent dispensaries and medical schools.

Massage and other healing arts were taught and applied in the monasteries and within the family. In families it has been mainly an oral tradition (as most people could not read) handed down from teacher to student. The purpose of writing it down as done by the Sangha, was to preserve the medical tradition for the longest possible time and make it available to the maximum number of people of future generations.

It is easily understandable that compassionate monks and nuns would integrate any beneficial medical system to the one brought from India. It is also easy to understand that influence from China and other surrounding countries may have played a significant role in enriching the existing medical system. When one is sick or unwell no helpful method should be disregarded. If it truly help, it is good.

Скажите, пожалуйста, где-то кроме монастыря Ват По происходила эта интеграция («temples were built with adjacent dispensaries and medical schools»)?

Связка буддизма, ставящего сверхзадачу освободить от страданий все ощущающие существа, и медицины, имхо, совершенно естественна.

Ассаджи

Цитата: Yuriy от 08:57 27 декабря 2007
Скажите, пожалуйста, где-то кроме монастыря Ват По происходила эта интеграция («temples were built with adjacent dispensaries and medical schools»)?

Когда буддизм был государственной религией и господствущей идеологией, всё образование, в том числе и медицинское, происходило в буддийских монастырях. Это можно сказать и об Индии, и о всех странах Юго-Восточной Азии.

Когда буддизм перестал быть государственной идеологией, произошло естественное разделение. Монахи, ученые и врачи стали заниматься своими делами.

Yuriy

Очень убедительно! Но если ограничиться монашеством, то можно ли сказать, что, как правило, в монастырях не было монаха-лекаря? Или, точнее говоря, на это не обращалось специальное внимание: есть - есть, нет - нет.

Хотя вот нашел источник

Jivaka.net's Amazon Store - The short-list of must-read academic books on Buddhism and medicine
http://www.jivaka.net/

который рекомендует

Asceticism & Healing in Ancient India: Medicine in the Buddhist Monastery
By Kenneth G. Zysk
ЦитироватьThe most widely-cited book on the origins of Ayurvedic medicine in the Indian Buddhist monasteries.

Ни больше, ни меньше!

Ассаджи

Цитата: Yuriy от 12:21 27 декабря 2007
Очень убедительно! Но если ограничиться монашеством, то можно ли сказать, что, как правило, в монастырях не было монаха-лекаря? Или, точнее говоря, на это не обращалось специальное внимание: есть - есть, нет - нет.

Можно.

Еще есть книга:

The Bhikkhus' Rules: A Guide for Laypeople

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/ariyesako/layguide.html

Yuriy

"Правила для монахов" - это разве не Виная?

Происхождение аюрведы из буддийских монастырей Индии не заслуживает внимания?

Ассаджи

Цитата: Yuriy от 14:58 27 декабря 2007
"Правила для монахов" - это разве не Виная?

Виная.

ЦитироватьПроисхождение аюрведы из буддийских монастырей Индии не заслуживает внимания?

Вот статья Кеннета Циска:

http://www.hindu.dk/4/ar/zysk2.htm

Он скорее пишет о том, что после этапа развития индийской медицины в буддийских монастырях, она, в связи с превращением брахманизма в господствующую идеологию, стала развиваться в рамках брахманизма, и получила название "Аюрведа".

Был и добуддийский период, о чем свидетельствуют Веды.

http://en.wikipedia.org/wiki/Ayurveda

Yuriy

Цитата: Ассаджи от 15:25 27 декабря 2007
Вот статья Кеннета Циска:

http://www.hindu.dk/4/ar/zysk2.htm

Он скорее пишет о том, что после этапа развития индийской медицины в буддийских монастырях, она, в связи с превращением брахманизма в господствующую идеологию, стала развиваться в рамках брахманизма, и получила название "Аюрведа".

Был и добуддийский период, о чем свидетельствуют Веды.

http://en.wikipedia.org/wiki/Ayurveda

Спасибо за ссылку. Согласно Циску, буддизм сыграл существенную роль в переходе от экзорцизма ведической парадигмы лечения к аюрведической парадигме баланса трех гун.

С уважением,
Yuriy.