О правилах индусского спора и форме ведения дискуссий.

Автор sati, 13:33 04 ноября 2012

« назад - далее »

sati

Пусть будут счастливы все живые существа без исключения! Мир всем!
Пусть будут счастливы жители тех стран, где большинство людей помнит и почитает Будду Шакьямуни!  Да пребудет с ними благо!
Индия дала миру столько мудрецов, как, наверное, никакая другая страна. Среди мудрых людей разных школ часто происходили дискуссии. И  для ведения дискуссий были установлены правила.
Известно, что в процессе обсуждения какой-нибудь философской темы очень часто возникает ложное понимание той мысли, понятия  или идеи, которую другая сторона дискуссии пыталась выразить. Поэтому профессионалами индийских философских диспутов  были установлены очень мудрые правила, чтобы устранить подобное неверное, ошибочное понимание. Когда один оппонент в дискуссии высказывает  свой тезис, другой спрашивает:  «Верно ли я понимаю,  Вы имели в виду то-то и то-то?»  И лишь только убедившись, что тезис им верно понят, другой оппонент вступает в полемику, но не раньше того, как его оппонент подтвердит, что высказанная им мысль понята верно.
Тогда беседа может быть продуктивной и полезной для всех, при условии, что стороны дискуссии путём обмена мнениями стремятся выяснить истину, или если они считают свою точку зрения истинной, то обосновать и доказать почему они так считают, а с целью не одержать победу над оппонентом. Ведь тот, кто стремится одержать победу и одержит её сегодня, завтра поменяется местами с тем, кого он победил и сам узнает вкус поражения. При этом важным считалось и соблюдение других правил, таких, например, как вежливость по отношению друг к другу, недопущение оскорбительных и насмешливых слов и тому подобного.
Побывав на различных форумах  в И-нете и вовсе даже не принимая в них участия, а просто увидев, как люди там общаются, я убедилась, что, к сожалению, чаще всего происходит общение, подобное тому, как описано в этом стихотворении А.С.Пушкина:
Глухой глухого звал к суду судьи глухого,
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!» -
«Помилуй, - возопил глухой тому в ответ: -
Сей пустошью владел ещё покойный дед».
Судья решил: «Чтоб не было разврата,
Жените молодца, хоть девка виновата».
Такое, к сожалению, происходит в беседах, когда люди начинают обсуждать довольно сложные философские вопросы. И совсем грустно, что такое явление распространено на многих буддийских форумах. Обычно у многих из нас или не достаёт терпения дочитать до конца и попытаться понять, что именно имел в виду их собеседник, или не хватает внимательности, или вдумчивости, или глубокого знания предмета обсуждения. Поэтому мы часто не понимаем друг друга и общаемся как глухие: не понимаем настоящего смысла, который собеседник старался вложить в свои слова, ложно понимаем смысл фразы или поверхностно воспринимаем чью-то высказанную идею. И тогда или отвечаем невпопад, или оставляем без внимания главную мысль собеседника и заостряем внимание на незначительных деталях, или приписываем собеседнику тезис, который он не высказывал, и начинаем его же опровергать, да ещё с применением таких недопустимых и оскорбительных фраз: «То, что Вы говорите – ерунда. То, что Вы сказали - чушь и глупость!». Есть люди, которые - о ужас! - даже специально это делают и находят в этом какое-то адское удовольствие. Сему явлению – намеренному искажению, намеренному ложному приписыванию, умалению и провоцированию даже присвоен термин, не стану его называть. Это, последнее уже можно назвать общением с применением насилия. Ответить на это можно и нужно, но вежливо.  Можно ответить человеку, что он вас не понял, если видно из его слов, что он действительно вас не понял и обвиняет вас в том, чего вы не говорили – это не является грубостью и насилием.
           Все мы, кто считает себя последователем Будды и интересуется его Учением, должны обращать внимание на манеру ведения дискуссий. Ведь мы знаем или верим в то, что каждый несёт ответственность за свои действия. Как было бы хорошо, если бы мы все учились терпению и внимательности, вдумчивости и рассудительности, терпимости и тактичности. И общались бы более профессионально, по правилам, которые давно уже придуманы мудрыми людьми, чтобы избежать недоразумений и конфликтов.

Ассаджи


Olivin

Позволю себе заметить, что для данного форума как раз не характерно невежливое обращение с собеседником. Во всяком случае, мне ни разу не пришлось такое наблюдать.
Кстати, на мой взгляд это наиболее профессиональный буддийский форум из всех мне известных. С удовольствием читаю, когда есть время.