Медитация на непривлекательность

Автор Константин С., 13:50 29 декабря 2006

« назад - далее »

syugyosya

Заинтересовал такой вопрос.. практика кладбищенских созерцаний до буддийская или не известно её происхождение? Бытует мнение что эту практику Будда заимствовал у своих учителей в период своих поисков истины..возможно ли с помощью кладбищенских созерцаний достичь архатства? или это по сути та же асубха-сання для развития саматхи?

Ассаджи

Да, та же асубха-сання для развития саматхи. Таким образом можно достичь первой джханы.
Однако, во-первых, можно естественно перейти на более подходящую опору сосредоточения, - например, с избирательного распознавания костей тела, на белый цвет тех же костей.
Во-вторых, развитие джханы способствует развитию мудрости, а благодаря развитию мудрости можно стать Арахантом, - как это сделал досточтимый Махатисса, упомянутый в Висуддхимагге (см. http://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm ).

Насчет происхождения этой практики мне ничего не известно. Не встречал такого ни в брахманистских, ни в в джайнских источниках. Да оно и не имеет особого значения.

Ассаджи

В Вимуттимагге (стр. 173) рекомендуется созерцать этапы развития тела:

http://www.adme.ru/fotograf/kak-zarozhdaetsya-chelovecheskaya-zhizn-580605/

syugyosya

спасибо..Т.е. таки кладбищенские созерцания для развития саматхи предназначены

Ассаджи

Тут и охрана дверей чувств, и собранность ума, и преодоление чувственной страсти.

bakha

фотографии и видео помогают, но, пожалуй есть непривлекательные вещи, которые гораздо ближе к каждому: кал, моча, гной, пот, слюни... они выделяются нашими телами каждый день. можно созерцать их подолгу - результативно  :)

syugyosya

Может уже тут была эта ссылка..но приведу на всяк случай методику практики 32 частей тела http://32parts.com/practice.html 
http://www.dharmaseed.org/retreats/944/?q=&sort=rec_date

Ассаджи


LXNDR

здесь опубликованы фото аутентичной индийской традиции сбрасывания трупов в Ганг в Бенаресе

http://masterok.livejournal.com/471095.html


Ассаджи


Виталий86


Ассаджи

На русском есть список частей:

"4. Созерцание нечистоты тела (асубха)

И далее, монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; толстый кишечник, тонкий кишечник, содержимое желудка, экскременты; желчь, легочная слизь, гной, кровь, пот, жир; слезы, кожное сало, слюна, носовая слизь, суставная жидкость, моча".

Как если бы была сумка для пищи, наполненная различными сортами зерна типа горного риса, неочищенного риса, зеленого горошка, дикого гороха, кунжута и очищенного риса, и если человек с наметанным глазом открыл бы сумку и стал выбирать ее содержимое следующим образом: "Это – горный рис, это – неочищенный рис, это – зеленый горошек, это – дикий горох, это – кунжут, это – очищенный рис".

Так и монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; толстый кишечник, тонкий кишечник, содержимое желудка, экскременты; желчь, легочная слизь, гной, кровь, пот, жир; слезы, кожное сало, слюна, носовая слизь, суставная жидкость, моча".

Таким образом он отслеживает тело само по себе ..."

https://dhamma.ru/canon/mn/mn10.htm

Виталий86

Цитата: Ассаджи от 07:49 21 июля 2017
На русском есть список частей:

"4. Созерцание нечистоты тела (асубха)

И далее, монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; толстый кишечник, тонкий кишечник, содержимое желудка, экскременты; желчь, легочная слизь, гной, кровь, пот, жир; слезы, кожное сало, слюна, носовая слизь, суставная жидкость, моча".

Как если бы была сумка для пищи, наполненная различными сортами зерна типа горного риса, неочищенного риса, зеленого горошка, дикого гороха, кунжута и очищенного риса, и если человек с наметанным глазом открыл бы сумку и стал выбирать ее содержимое следующим образом: "Это – горный рис, это – неочищенный рис, это – зеленый горошек, это – дикий горох, это – кунжут, это – очищенный рис".

Так и монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; толстый кишечник, тонкий кишечник, содержимое желудка, экскременты; желчь, легочная слизь, гной, кровь, пот, жир; слезы, кожное сало, слюна, носовая слизь, суставная жидкость, моча".

Таким образом он отслеживает тело само по себе ..."

https://dhamma.ru/canon/mn/mn10.htm

ну на том сайте про каждую часть чтото написано, а тут просто части тела и все

Ассаджи

Иллюстрации из древней тайской рукописи с пояснениями досточтимого Буддадасы:

http://www.sangham.at/Div_uploads/Teaching_Dhamma_with_pictures.pdf#page=24

Виталий86

с
Цитата: Ассаджи от 16:40 24 июля 2017
Иллюстрации из древней тайской рукописи с пояснениями досточтимого Буддадасы:

http://www.sangham.at/Div_uploads/Teaching_Dhamma_with_pictures.pdf#page=24

спасибо... жаль что не на русском)


FakeStep

Я правильно понимаю, что, если медитировать определенным образом, то можно стать непривлекательной для некоторых людей?

Ассаджи

Цитата: FakeStep от 19:44 02 сентября 2017
Я правильно понимаю, что, если медитировать определенным образом, то можно стать непривлекательной для некоторых людей?

Нет, это о другом.

Как писал Эпиктет, страсть связана с уделением внимания определенным представлениям:

ЦитироватьТретий – это вопрос уже для совершенствующихся, вопрос, касающийся непоколебимости в самом всем этом, так чтобы даже во сне не упустить неисследованным какое-нибудь явившееся представление, даже при опьянении, даже когда нападет умопомрачение. – Это, – говорит, – выше нас. – А нынешние философы, оставив в стороне первый вопрос и второй, предаются занятию третьим: изменяющимися рассуждениями, рассуждениями, приводящими к умозаключению путем вопросов, условными рассуждениями, ложными рассуждениями. – Ведь следует, – говорит, – и имея дело с этими предметами сохранить незаблуждаемость. – Кому? Добродетельному человеку. Так тебе вот этого недостает? Все остальные предметы ты уже преодолел своим усердием? Что касается презренной монетки, незаблуждаем ли ты? Если увидишь красивую девчонку, в состоянии ли ты устоять против этого представления?

https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=433.msg12541#msg12541

Мужчина, видя "красивую девчонку", машинально дополняет зрительный образ собственными представлениями о привлекательности, связанными с приятными воспоминаниями. Для того, чтобы не оказываться в заложниках у таких машинальных привычек, важно научиться произвольно управлять вниманием, уделяя его другим представлениям.

Например, монах улавливает представление (нимитта) о скелете, созерцая его. Затем он учится рассматривать свое тело сквозь призму этого представления, замечая прежде всего скелет. И на следующем этапе он учится воспринимать и другие тела тоже прежде всего как скелеты. Благодаря этому ослабляется и предотвращается чувственное желание.

Яркий пример такой практики приводится в первой главе Висуддхимагги (§55). Старейшина Махатисса, живший в Четияпаббате, практиковал одну из разновидностей избирательного распознавания отсутствия привлекательности (асубха-сання), – избирательное распознавание костей тела. Утром он пошел за подаянием в Анурадхапуру. Навстречу ему из Анарудхапуры шла женщина, поссорившаяся со своим мужем и направлявшаяся к своим родственникам. Разодетая и разукрашенная, как небесная дева, женщина, увидев старейшину на дороге, из низких помыслов громко рассмеялась. Услышав это, старейшина поднял взгляд и заметил именно кости зубов, открывшихся в улыбке. Отправившись дальше по дороге, старейшина встретил мужа этой женщины. Муж спросил его, не видел ли он случайно женщины. Старейшина ответил, что заметил по дороге лишь некую совокупность костей, и не обратил внимания на то, мужчина ли это или женщина. Таким образом, старейшина Махатисса, управляя своим вниманием, настроился исключительно на избирательное распознавание костей, и не замечал других качеств. За счет этого он получил возможность прекратить ассоциативные наслоения, касающиеся привлекательности.

https://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm

См. также главу о восприятии непривлекательности в книге "Спокойствие и прозрение":
https://dhamma.ru/lib/authors/khantipalo/khantipalo.html#section5.4

LXNDR

асубха-камматтхана в раннехристианской аскетичекой традиции

ЦитироватьБыл один подвижник в скиту. Враг приводил ему на память одну женщину, весьма красивую собой, и сильно возмущал его. По усмотрению Божию, пришел в скит другой брат из Египта; он между разговором сказал, что умерла жена такого-то. А это была та самая женщина, которою возмущался брат. Услышав об этом, брат взял ночью свой хитон, и пошел в Египет; открыл гроб умершей, отер хитоном гниющий труп ее, и возвратился с ним в свою келью; положил этот смрад возле себя, и, сражаясь с помыслом, говорил: вот предмет, к которому ты имеешь похоть, - он пред тобою, насыщайся! Таким образом он мучил себя сим смрадом, доколе не кончилась его борьба.

"Древний патерик", гл. 4, пар. 24
___________________

думаю, что для преодоления привязанности к телу, более с психологической точки зрения здоровый, читай щадящий, подход - это созерацание его преходящести, чем созерцание его нечистоты и отвратительности, так как последний чреват впадением в досу

с другой стороны, конечно, разные подходы могут просто удовлетворять потребностям или склонностям людей с разными психотипами

Ajir

Читал внимательно в книге Конзе раздел

"5. ОТВРАЩЕНИЕ К ТЕЛУ
5а. Тридцать две части тела"

Вдруг заметил то, что совсем удивило.
"...Когда он таким способом овладеет ментальным образом и определит все части тела в виде цвета, формы, области, месторасположения и разграничения, он должен обнаружить их пятеричную отвратительность в качестве цвета, формы, запаха, источника происхождения и месторасположения.

Натуральный цвет волос на голове черный, по форме они длинные и круглые.
Что касается области, то они растут в верхней области. Что касается их месторасположения, то они ограничены с обеих сторон основаниями ушей, впереди - краем лба и позади - частью шеи; влажная кожа, которая покрывает череп - место расположение волос на голове. Что касается их разграничения, то..."

Выделенное - "капитан очевидность в удивлении".
То ли Конзе, то ли более ранний автор описания, процитированного Конзе - жил в стране, где у местных людей наследственность такая, что волосы бывают только черные? Или дело совсем в другом?
Примечание - остальное в главе мне не то чтобы "все понятно", но хоть не вызывает такого удивления о несоответствии.