Аспекты практики силы(шилы)

Автор Dajmon, 11:06 15 сентября 2006

« назад - далее »

Dajmon

Уважаемые форумчане, не подскажите где можно более подробно ознакомиться с разделением силы на локия-сила, локуттара-сила, магга-сила и пхала-сила, все ли "ступени" этой "лестницы" доступны миряном или некоторые только бхикху? Есть ли работа по этому вопросу в которой можно увидеть так сказать "обзор пути" с методалогией развития нравственности относительно вышеперечисленных ступений? То что успех в практике сосредоточения во многом зависит от практики нравственности мне понятно, а есть ли обратная связь?
С уважением, Dajmon

Ассаджи

#1
Уважаемый Dajmon!

Цитата: Dajmon от 11:06 15 сентября 2006
Уважаемые форумчане, не подскажите где можно более подробно ознакомиться с разделением силы на локия-сила, локуттара-сила, магга-сила и пхала-сила,

В Вимуттимагге и Висуддхимагге.

http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,312.msg2107.html#msg2107
http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=1468
http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=667

Цитироватьвсе ли "ступени" этой "лестницы" доступны миряном или некоторые только бхикху?

Это не лестница. Многоплановая классификация видов нравственности в Вимуттимагге (и Висуддхимагге) дана как критерии рефлексии, чтобы можно было по нескольким параметрам оценивать состояние нравственности.

Хотя вообще Вимуттимагга написана для монахов, и это отражается в тексте.

ЦитироватьЕсть ли работа по этому вопросу в которой можно увидеть так сказать "обзор пути" с методалогией развития нравственности относительно вышеперечисленных ступений?

В Вимуттимагге приводится основной метод - рефлексия, и вдобавок метод пресечения с помощью противоядий. Отдельная глава посвящена важной роли добродетельных товарищей.

По рефлексии была тема
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,170.0.html

ЦитироватьТо что успех в практике сосредоточения во многом зависит от практики нравственности мне понятно, а есть ли обратная связь?

Тут нет однозначной связи. Развитие сосредоточения может как укреплять нравственность, так и ставить её под угрозу. Более четкая связь есть между развитием мудрости и развитием нравственности.

С уважением, Ассаджи

Dajmon

Спасибо дорогой Ассаджи! Попытаюсь разобраться по ссылкам... А что Вы думаете по этому поводу:
"Поэтому желательно развивать в себе более высокую форму трансцендентной морали (локуттара-сила). Когда человек полностью приобретает добродетель такой морали, ему не грозит возврат в более низкие состояния, и он всегда будет вести счастливую жизнь, перерождаясь как человек или дэва (бог). Поэтому каждый должен считать своим долгом развивать трансцендентную нравственность."
Вопрос для меня очень серьезный, дело в том что вот уже года три у меня с практикой сосредоточения(как на дыхании так и видиния-как-есть) довольно туго в силу жизненных обстоятельств(орохнаидит(восполение сосудов мозговой оболочки) постинцифальный синдром и т.д....некоторые уровни "внимания" и "различающей, аналитической способности" просто не работают либо работают очень коряво), продвигаюсь медленно, очень медленно, практически топчусь на месте, сосредотачение на дыхании вообще противопоказано, как я понял, в силу пережитых проблем с "отдышкой" выроботался подсознательный страх, не могу стать в позицию "наблюдателя" сознание постоянно пытаеться контролировать процесс дыхания, стоит лишь направить на него внимение, плюс из за подсознательного страха начинаю задыхаться, короче весело :-)
так вот я не совсем понял у Достопочтенного Махаси Саядо, если развить в себе нравственность до "надмирского" уровня, возможно ли со слабой практикой "сосредоточения" достичь "вступления в поток" и избежать рождения в низших мирах, заложив основу для практики Дхаммы в следующих жизнях, насколько это реально??? Это мнение основанное только на коментариях или этому есть подтверждения в суттах???
И еще, мысли вслух, наблюдая себя, уже давно прихожу к странному мироощущению, что нашим "естественным" состоянием являеться агрессия, зло, всякого рода неумелые качества и т.д. и т.п., иногда просто удивляюсь откуда вообще взяться "метта"...
С уважением, Даймон.


Ассаджи

#3
Цитата: Dajmon от 01:06 16 сентября 2006
"Поэтому желательно развивать в себе более высокую форму трансцендентной морали (локуттара-сила). Когда человек полностью приобретает добродетель такой морали, ему не грозит возврат в более низкие состояния, и он всегда будет вести счастливую жизнь, перерождаясь как человек или дэва (бог). Поэтому каждый должен считать своим долгом развивать трансцендентную нравственность."

Локуттара-сила, по Вимуттимагге, - это нравственность, которая достигается вместе с достижением плода Пути. То есть имеется в виду как минимум "вступление в поток".
Таким образом, досточтимый Махаси Саядо призывает достичь "вступления в поток".

В Саупадисеса сутте
http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara6/09-navakanipata/002-sihanadavaggo-e.html
объясняется, что вступивший в поток довел до совершенства нравственность, но не довел до совершенства сосредоточение и мудрость.

Подробнее необходимые предпосылки объясняются в суттах:
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/anguttara/an10-092.html
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/index.html#okkanta

Есть хорошая книга досточтимого Тханиссаро Бхиккху:
http://www.accesstoinsight.org/lib/study/stream.html

http://www.accesstoinsight.org/index-subject.html#stream

Цитироватьне могу стать в позицию "наблюдателя" сознание постоянно пытаеться контролировать процесс дыхания, стоит лишь направить на него внимение, плюс из за подсознательного страха начинаю задыхаться, короче весело :-)
так вот я не совсем понял у Достопочтенного Махаси Саядо, если развить в себе нравственность до "надмирского" уровня, возможно ли со слабой практикой "сосредоточения" достичь "вступления в поток" и избежать рождения в низших мирах, заложив основу для практики Дхаммы в следующих жизнях, насколько это реально??? Это мнение основанное только на коментариях или этому есть подтверждения в суттах???
И еще, мысли вслух, наблюдая себя, уже давно прихожу к странному мироощущению, что нашим "естественным" состоянием являеться агрессия, зло, всякого рода неумелые качества и т.д. и т.п., иногда просто удивляюсь откуда вообще взяться "метта"...

Мне знакомы такие проблемы. У меня аналитический склад ума, со склонностью обращать внимание на недостатки. Поэтому иногда получается перекос в сторону недовольства и раздражения.

В главе о нравственности Вимуттимагги предлагается сбалансированный подход:

"Благодаря скольким причинам практикующий сохраняет нравственность?
Благодаря двум причинам. Во-первых, он рассматривает недостатки нарушения нравственности; во-вторых, он рассматривает достоинства нравственности."

"Каковы первоначальный, промежуточный, и завершающий этапы нравственности? Соблюдение правил - первоначальный, отсутствие нарушений - промежуточный, и радость - завершающий."

Важно обращать внимание на успехи, умелые качества и состояния, радоваться им, и таким образом поддерживать их. Это ключевой секрет мотивации.

Таким образом можно менять поведение даже у животных:
http://www.chow.ru/books/dress/caren.html
http://lib.ru/DPEOPLE/nerychite.txt
http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1423

Dajmon

Спасибо дорогой Ассаджи, ссылок достаточно много, попытаюсь в них разобраться...