Связь "жажда - страдания"

Автор Инвалид, 06:35 30 марта 2006

« назад - далее »

Инвалид

Цитировать(2) А в чем состоит благородная истина о происхождении страдания? Жажда (танха), которая вызывает дальнейшее становление (бхава), – сопровождаемая страстью и наслаждением,
ищущая удовольствий то здесь, то там, –
то есть жажда чувственности,
жажда становления,
жажда не-становления.
Из цитаты можно сделать вывод, что жажда приносит: наслаждение, удовольствие, чувственность, но ни как не страдание?

Ассаджи

Цитата: ИнвалидИз цитаты можно сделать вывод, что жажда приносит: наслаждение, удовольствие, чувственность, но ни как не страдание?

Жажда близорука и неразумна.
Во-первых, мотивированные жаждой поступки ориентированы на мимолетное чувственное наслаждение сейчас, без учета долгосрочных последствий.
Во-вторых, жажда машинальна, и не принимает во внимание изменившиеся обстоятельства.
В результате она приносит гораздо больше страданий, чем удовольствий.
Человек жадно выпивает сливки, потом молоко, а потом ему остается находить удовольствие в мухах на дне стакана.

Инвалид

Поступки ориентированы не только жаждой, но и здравым смыслом и нормальные люди не приносят себе вред . Допустим, у меня есть машина, но я хочу еще лучше. Начинаю «пахать» днем и ночью, пока не накоплю на новую. Но, если очень тяжело, я плюну на новую машину.
Точно также можно учитывать и изменившиеся обстоятельства. Я привык ездить на машине, бензин подорожал, - буду ездить меньше.
Как я понял основная причина страдания – не правильный контакт интеллекта – стресс. Тогда причина страдания – неадекватное отражение действительности. Сильное желание искажает контакт интеллекта?
Один человек объелся сгущенки и страдает, а, другой объелся и сразу переключился на другое.
И есть ли в сутрах описание разницы между жаждой и «нормальным» желанием (например, желанием отдохнуть когда устал)?

Ассаджи

Цитата: ИнвалидПоступки ориентированы не только жаждой, но и здравым смыслом и нормальные люди не приносят себе вред . Допустим, у меня есть машина, но я хочу еще лучше. Начинаю «пахать» днем и ночью, пока не накоплю на новую. Но, если очень тяжело, я плюну на новую машину.
Точно также можно учитывать и изменившиеся обстоятельства. Я привык ездить на машине, бензин подорожал, - буду ездить меньше.

Социальные регуляторы человеческого общества ограничивают проявления жажды. Когда ограничителей меньше, и у человека больше могущества, человек или учится управлять своими желаниями, или пускается в злоупотребления.

ЦитироватьКак я понял основная причина страдания – не правильный контакт интеллекта – стресс.

Нет какой-то одного-единственного элемента, исправив работу которого, можно было бы избавиться от страдания.
Страдание - явление, вытекающее из системной динамики, так сказать, "порочного круга".

Страдание устраняется Восьмеричным путем, развитием нравственности, сосредоточения и мудрости.

ЦитироватьТогда причина страдания – неадекватное отражение действительности. Сильное желание искажает контакт интеллекта?

Жажда влияет и на контакт, и на сознание, и на распознавание, и на волю.
http://dhamma.ru/lib/paticca.htm

ЦитироватьОдин человек объелся сгущенки и страдает, а, другой объелся и сразу переключился на другое.

По-моему, в данном случае лучше почувствовать страдание, и выработать решимость не повторять ошибки, чем отвлечься от страдания и в следующий раз наступить на те же грабли.

ЦитироватьИ есть ли в сутрах описание разницы между жаждой и «нормальным» желанием (например, желанием отдохнуть когда устал)?

Это просто разные понятия.

Инвалид

Цитата: Ассаджи
Это просто разные понятия.
Так и получается - говорим одно, а понимается другое. :?
От "желания" нужно также освобождаться как от "жажды" - окончательно?

Ассаджи

Цитата: ИнвалидОт "желания" нужно также освобождаться как от "жажды" - окончательно?

На этот счет есть тема:
http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=1701

В чем-то это похоже на взросление. Развиваясь, человек учится действовать с учетом долговременных последствий. Правда, у взрослых при этом все же остаются внутренние и внешние конфликты. А при практике Восьмеричного пути они снимаются.

Инвалид

Один из вариантов зависимости Tanha – Dukkha.
Термины из МН 148




Итак, полный желудок, заносят торт. Когда неприятное чувство в желудке превосходит «удовольствие на языке» прекращаю есть, но неприятное чувство в желудке (или в другом месте) может сохраняться весь вечер.