Гетин и Тханиссаро Бхиккху об иддхи

Автор Yuriy, 16:04 01 апреля 2006

« назад - далее »

Yuriy

Знакомлюсь с фундаментальной работой Гетина «The Buddhist Path to Awakening»,
http://www.amazon.com/gp/product/1851682856/103-9071800-1072665?v=glance&n=283155

в первую очередь в связи со значением иддхи для конечных целей практики, и возникают вопросы, на которые надеюсь здесь найти ответы.

Первый – это многозначность самого термина. Тханиссаро Бхиккху в Крыльях Пробужденности отмечает эту особенность и ограничивается значением иддхи как сверхнормальных способностей.
http://dhamma.ru/lib/wings/table.htm

Гетин академичен, фундаментален, многопланов и обсуждает различные значения термина. В этой связи возникает вопрос о том, какая это многозначность. Возможно, ответ на него известен всем, кто знает пали. Совершенно очевидно, что многозначность термина не связана с антонимами, например, коса может быть женской, песчаной, а также металлическим инструментом. Хотелось бы понять, на что похожа многозначность слова «иддхи»?

Другой вопрос касается значимости иддхи, понимаемых как сверхнормальные способности, для конечных целей практики. Тут Гетин и Тханиссаро Бхиккху расходятся, причем довольно сильно.

Первый различает восьмичленные иддхи (eightfold iddhi) и другие 5 видов  "прямого знания": божественный слух, знание чужой ментальности, своих предыдущих жизней, прихода и ухода существ, а также "knowledge of the destruction of asavas".  Обретение всех этих видов прямого знания понимается как описание практики бодхисатты на пути пробуждения. При этом последний вид не отрывается от предыдущих, но все они рассматриваются в комплексе (пример с Могалланой).

(Создается впечатление, что восьмичленные иддхи в целом соотносимы с силовыми сверхнормальными способностями, без психокинеза, а остальные виды прямого знания – с информационными. Интересно, что в их перечне не акцентирована способность предвидеть будущее. Насколько я понимаю, в настоящее время считается, что случаи спонтанной телепатии, прекогниции и (очень слабого) психокинеза довольно широко распространены среди обычных людей.)

Кроме этого, ссылаясь на известный фрагмент из Махапариниббана сутты, Гетин подчеркивает связь развития иддхи-пада с продолжительностью жизни.

"In sum, it can be said that in general the iddhi-padas are seen as concerned with the development of facility and mastery in samadhi or "meditative" concentration. More particulaly this facility and mastery is directly linked to the development of various "miraculous" iddhis. Precisely the same facility and mastery is also linked to furthering the bhikkhu's progress along the path to awaking. There is understood to be no opposition between development of iddhi and the development of samatha and vipassana conducive to the final goal; they are of a piece" (p. 102).

Последнее предложение в этой цитате очень интригует, т.к. с "the development of samatha and vipassana" сталкивается каждый, кто начинает знакомиться с буддизмом. Я подал заявление к Гоенке, не знаю, получится что-нибудь или нет. Если зайти совсем с другого конца, то можно вспомнить, что B.A. Wallace получил в начале года 575 000 долларов под двухгодичный проект научных исследований "Samatha Project".

Тханиссаро Бхиккху относится к иддхи как к опасности на пути пробуждения, которую в то же время нельзя избежать (в том смысле, что иддхи так или иначе проявляются у практиков) и поэтому надо знать, что с ней делать. При этом он резко отличает последний вид прямого знания от всех предыдущих, подчеркивая его исключительную важность и несущественность всех остальных. Понятно, что в таком подходе к иддхи ссылка на продолжительность жизни отсутствует.

Чем объяснить столь большое различие оценок Гетина и Тханиссаро Бхиккху? Тем, что Гетин в первую очередь буддолог?

Существуют ли  другие столь же монографичные и авторитетные современные авторы, которые высказываются по теме иддхи?

Ассаджи

#1
Цитата: YuriyХотелось бы понять, на что похожа многозначность слова «иддхи»?

По санскритско-русскому словарю Кочергиной:

"Rddhi 1) счастье 2) успех, удача 3) благополучие, преуспевание"

В буддийском контексте термин имеет специализированное значение "сверхспособность".

ЦитироватьТут Гетин и Тханиссаро Бхиккху расходятся, причем довольно сильно.

Скорее у авторов разные акценты, поскольку первый из них буддолог, а второй монах-практик.

ЦитироватьОбретение всех этих видов прямого знания понимается как описание практики бодхисатты на пути пробуждения.

Вероятно, Вы имеете в виду, что Татхагата и Моггалана в совершенстве развили "иддхи-пада". Но ведь к рядовым практикующим это далеко не всегда относится. Мало кто идет по такому пути.

ЦитироватьТханиссаро Бхиккху относится к иддхи как к опасности на пути пробуждения, которую в то же время нельзя избежать (в том смысле, что иддхи так или иначе проявляются у практиков) и поэтому надо знать, что с ней делать.

Если быть точным, он употребляет выражение "не всегда желательны", но ведь пишет о том, как развивать "иддхи-пада".

ЦитироватьСуществуют ли  другие столь же монографичные и авторитетные современные авторы, которые высказываются по теме иддхи?

Думаю, что есть. Об этом можно спросить, например, на форуме
http://www.dhammawheel.com/viewforum.php?f=23

Yuriy

Цитата: АссаджиВероятно, Вы имеете в виду, что Татхагата и Моггалана в совершенстве развили "иддхи-пада". Но ведь к рядовым практикующим это далеко не всегда относится. Мало кто идет по такому пути.
Мало кто из рядовых практикующих идет по пути развития иддхи-пада, я правильно Вас понял?

Ассаджи

Цитата: YuriyМало кто из рядовых практикующих идет по пути развития иддхи-пада, я правильно Вас понял?

Да.

Ассаджи

Цитата: Yuriy от 16:04 01 апреля 2006
Существуют ли  другие столь же монографичные и авторитетные современные авторы, которые высказываются по теме иддхи?

См. также сообщение
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,313.msg2199.html#msg2199