Сутта о всех влечениях (Саббасава сутта, МН 2)

Автор Ассаджи, 13:33 15 февраля 2006

« назад - далее »

Инвалид

Цитата: Антон Николаев

1. Почему влечение к неведению ставится в один ряд с влечениями к чувственным удовольствиям и к становлению? И может ли быть влечение к неведению как таковое - в смысле, можно ли привести простой бытовой пример влечения к неведению?
А вы можете привести пример влечения к становлению?
Цитата: Антон Николаев2. Что значит "кем быв, кем я буду..." - имеются в виду размышления о карме?

3. Я не понимаю шесть неправильных точек зрения, "собой я распознаю себя" и т.п. Я понимаю, что они все равно неправильные, но если Будда их упоминает, хотелось бы понять.
В индии есть несколько филосовских школ, в которых эти воззрения считаются центральными. "У меня нет "Я"",  "У меня есть "Я"", материалисты и идеалисты (те же кришнаиты), "Не-собой я распознаю себя" – кажется, Санькхья (пуруша, пракрити) и т.д. Умные товарищи поправят меня. Об этом можно почитать в Сарвепалли Радхакришнан "Индийская философия" в разделе «библиотека». Вывод: -  даже продвинутые материалисты бывают подвержены страстям больше, чем простой крестьянин, живущий однообразным трудом?

"кем быв, кем я буду..." – здесь точно непонятно. Слово «быв»?

Цитата: Антон Николаев
4. Что такое "досада и перевозбуждение"?
"Досада" - неприятное чувство "контакта интелекта". "Перевозбуждение" - одно из центральных "умственных помех".

Цитата: Антон Николаев
5. Почему нужно избегать вспыльчивых (или диких?) слонов и т. п. это очень странный список - мне кажется, что есть гораздо более достойные объекты для избегания.
Для нашего времени нужно избегать вспыльчевых водителей машин, и уступать им дорогу. :)

Ассаджи

Цитата: ИнвалидА вы можете привести пример влечения к становлению?

Например, страсть к тому, чтобы быть человеком, или быть божеством.
В более конкретном варианте, - быть президентом или военачальником (не говоря уж о том, чтобы быть модератором).

Цитата: Антон НиколаевВ индии есть несколько филосовских школ, в которых эти воззрения считаются центральными.

Да, тут имеются в виду доктринальные вопросы.

ЦитироватьВывод: -  даже продвинутые материалисты бывают подвержены страстям больше, чем простой крестьянин, живущий однообразным трудом?

Бывает и так. Крестьянин может быть меньше привязан к красивым мировоззрениям.

А однообразный труд сродни медитации.

Цитировать"кем быв, кем я буду..." – здесь точно непонятно. Слово «быв»?

Да. А что именно непонятно?

Инвалид

Страх смерти – не пример влечения к становлению? Никакого отвержения или желания чувственных ощущений тут нет.

Цитата: АссаджиДа. А что именно непонятно?
Слово «быв» -это «был»?

Ассаджи

Цитата: ИнвалидСлово «быв» -это «был»?

Нет, это деепричастие прошедшего времени от глагола "быть".
Другой вариант - "бывши".

"Бывши генерал-губернатором, его сиятельство изволили пожертвовать изрядную сумму на благотворительные цели".

Ассаджи

Цитата: ИнвалидСтрах смерти – не пример влечения к становлению? Никакого отвержения или желания чувственных ощущений тут нет.

На мой взгляд, не пример.

Вообще перечисления и классификации не могут и не должны быть всеобъемлющими. Об этом свидетельствует, в частности, то, что Будда предлагает несколько классификаций тех же "асав".

Тут скорее нужно использовать принципы.

Если страх необоснован, "неумел", то можно отследить направленность внимания, которая приводит к его возникновению и усилению, и перенаправить внимание.

Инвалид

Методы устранение влечений.

   Влечения устраняются с помощью:
1    Постижения
  обращать внимание на:
страдание, причину страдания, прекращение страдания,
путь, ведущий к прекращению страдания;
   сдерживать внимание от теоретезирования.
                                 
2    Обуздания
              сдерживать влечение внимания к приятным ощущениям:
              зрения, слуха, обоняния, вкуса, тела, интеллекта.
                                             

3    Использования
  использование одежды, еды, жилья, лекарств по необходимости.

4    Выдержки
               терпеливо переносить: холод, жару, голод, жажду, комаров, оскорбления  
               боли и болезни.

5    Избегания
              избегать опасных животных, неблагоприятных мест, плохих компаний и
              друзей.

6    Изгнания
               мыслей: чувственных удовольствий, недоброжелательности, причинение
                            вреда;
               неумелых умственных качеств.                                
                               
7    Развития
               факторов пробуждения:
                  памятование,
                  различения умственных качеств,
                  усердие,
                  восторг,
                  успокоение,
                  сосредоточение,
                  безмятежное наблюдение.