Методы и джханы

Автор Voro, 10:30 27 декабря 2005

« назад - далее »

Инвалид

Фактор восторга - это от "контакта" тела или от "контакта интелекта"?

Ассаджи

Цитата: ИнвалидФактор восторга - это от "контакта" тела или от "контакта интелекта"?

От контакта интеллекта (мано).

Представьте, сидит в комнате, на полу, в странной позе, человек, и радуется. Тут явно что-то происходит с его интеллектом.

Ассаджи

Цитата: PavelКроме того, возможно ли восприятие внешних раздражителей на уровне первой джханы и второй джханы.

Я открыл тему об этом на англоязычном форуме:
http://www.lioncity.net/buddhism/index.php?showtopic=26793

Ассаджи

Умственные "заморочки" - тоже своего рода джханы:

"It wasn't the case, brahman, that the Blessed One praised mental absorption of every sort, nor did he criticize mental absorption of every sort. And what sort of mental absorption did he not praise? There is the case where a certain person dwells with his awareness overcome by sensual passion, seized with sensual passion. He does not discern the escape, as it actually is present, from sensual passion once it has arisen. Making that sensual passion the focal point, he absorbs himself with it, besorbs, resorbs, & supersorbs himself with it.

"He dwells with his awareness overcome by ill will...

"He dwells with his awareness overcome by sloth & drowsiness...

"He dwells with his awareness overcome by restlessness & anxiety...

"He dwells with his awareness overcome by uncertainty, seized with uncertainty. He does not discern the escape, as it actually is present, from uncertainty once it has arisen. Making that uncertainty the focal point, he absorbs himself with it, besorbs, resorbs, & supersorbs himself with it. This is the sort of mental absorption that the Blessed One did not praise.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.108.than.html

Ассаджи

#64
Вассакаpа: Однажды, о досточтимый Ананда, достопочтенный Гаутама остановился в Весали в "Зале с остpоугольной кpышей" в "Большом лесе". Я отпpавился туда, где он жил в Большом лесе ... и там он pазными способами описывал джхану. Досточтимый Гаутама был одаpен джханой и сделал джхану своей пpивычкой. К тому же он хвалил все виды джханы.

Ананда: Hе было такого, чтобы он хвалил все виды джханы, или такого, чтобы он кpитиковал все виды джханы. И какой вид джханы он не одобpял?

Это тот случай, когда человек живет с осознанием, поглощенным чувственной стpастью, одеpжимым чувственной стpастью. Он не pаспознает выхода, какой он есть в действительности, из чувственной стpасти, когда она возникает. Делая эту чувственную стpасть точкой концентpации, он поглощается ей, впитывается, пpопитывается , и напитывается ей.

Он живет с осознанием, поглощенным ненавистью ...ленью и сонливостью ...неугомонностью и беспокойством ... неувеpенностью, одеpжимый неувеpенностью. Он не pаспознает выхода, какой он есть в действительности, из неувеpенности, когда она возникает. Делая эту неувеpенность точкой концентpации, он поглощается ей, впитывается, пpопитывается, и напитывается ей.

Вот такой вид джханы Благословенный не одобpял.

А какой вид джханы он хвалил?

Этот тот случай, когда монах – полностью оставив чувственность, оставив неумелые качества – входит и пpебывает в пеpвой джхане ... втоpой джхане ... тpетьей джхане ... четвеpтой джхане: чистоте беспpистpастия и осознанности, ни удовольствии, ни боли.

Вот такой вид джханы хвалил Благословенный.

Вассакаpа: По-видимому, достопочтенный Ананда, досточтимый Гаутама кpитиковал ту джхану, котоpая заслуживает кpитики, и хвалил ту, котоpая заслуживает похвалы.

Маджджхима Hикая, 108, Стpажник Маудгальяна, Гопака-Моггаллана сутта

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/wings/3e.htm

Ассаджи


Ассаджи

#66
Нашел у самопровозглашенного сотапанны Джеффри Брукса одну толковую рекомендацию:

"Endeavor to keep the signs of absorption (jhana-nimitta) present with you at all times."

http://www.greatwesternvehicle.org/practiceregimen.htm

Правда, мы с ним по-разному понимаем понятие "нимитта", так что в моем переводе это будет звучать так:

"Старайтесь удерживать перцептивный образ медитативного поглощения (джхана-нимитта) все время присутствующим у себя."

Вспоминается история с Тхерой Махатиссой:

http://awake.kiev.ua/dhamma/canon/sn46-51.htm

который тоже все время удерживал перцептивный образ сосредоточения.

Noble

#67
Уважаемые форумчане,
мне хотелось бы дать условную классификацию методам и внести большую ясность в практике( не без вашей помощи), а также поделиться своим опытом, возможно, по ходу рассуждения задать несколько вопросов.
В основе своих рассуждений я опираюсь на инструкции почтенного У Вималарамси: http://dhamma.ru/lib/authors/vimalaramsi/vimala.htm , личный опыт, отрывочные сведения из других источников, в большинстве, из библиотеки сайта и канона.

Основной метод  - это развитие осознанности, памятование:
Анапанасати;
Сатипаттхана.
Дополнительные, как правило, - это способы концентрации и/или настройки ума, которые помогают быстрее достичь возможности практиковать осноные методы: чтение мантры, счет дыхания, задержка дыхания, памятование о смерти, о нечитсотах, развитие доброжелательности и др.
По-моему, многие из нас, в том числе и я, погрязаем в собственных умственных конструкциях, значительно усложняя свою практику.
После прочтения данной ветви обсуждения, по моему скромному мнению, можно выделить три осноных ошибки практикующих:
1. Чрезмерное усилие;
2. Отождествление с происходящим;
3. "вопрос": "что будет дальше?"(в т.ч. в смысле описания 2й,3й и т.д. джхан).

Просто памятование о дыхании, распознавание омрачений, явлений в силу своего опыта,  приводит к естсественному результату - осознанности, памятованию на том уровне, на который способен в данный момент. Чрезмерное улилие, концентрация порождают напряжение и неприятие происходящего и жажду улучшения результата, пожалуй, в первую очередь, потому что: "Я хочу", но не "присутсвует желание",  "мне больно", но не "боль"; когда распознается напряжение, распознается и его результат: чрезмерное усилие. А пребывание в джхане служит накоплению мудрости здесь и сейчас и - как бы трамплином, для более высоких уровней.

"Дополнительные" методы использую следующим образом:
Гасят сильные навязчивые мысли:
Памятование о смерти - для ослабления материальных желаний;
памятование о нечистотах в теле - для ослабления сексуального желания;;
Успокаивают слишком возбужденный ум:
задержка,счет дыхания перед основной практикой.
Задают направление практике:
декларация приянтия прибежища, пяти предписаний;
прощение;
доброжелательность;;
Чтение и думание мантры полезно при сильных недомоганиях  - концентрация придает однонаправленность, отключает сильные источники раздражения, и, как следстве, спобсобствует относительному успокоению и расслаблению ума/тела.

Что касается Сатипаттханы, как я его понимаю двух словах, если это распознавание и безобъектная медитация, то не совсем понятно каким образом можно достичь  именно спокойного сосредоточения? Мой ум, даже в более спокойном состоянии, по инерции продолжает искать объекты: например, "были грубые эмоции, теперь тонкие мысли, ага, нет мыслей, зато вот  - интересное ощущение в мизинце задней правой пятки, которое имеет связь с моим отношением к пете васечкину" :-))) и т.д.  Т.е. состояние полной расслабленности не возникает. Возможно я не достаточно практиковал именно этод метод или чего-то не допонимаю? В анапанасати как-то проще: "ничего не отвлекает? ОК, раскрываю ум и дышу, наслаждаясь дальше..."

С уважением,
жду ваших комментариев




Ассаджи

#68
Уважаемый Noble!

Мне посчастливилось разобраться в некоторых начальных вещах.

Прежде всего, каково место практики джханы в общей структуре практики.

Вначале, при развитии нравственности, неумелые умственные качества устраняются с помощью противостоящих умелых качеств (таданга-пахана, см. первую главу Вимуттимагги). В итоге достигается первый вид счастья, счастье безупречности (анаваджджа-сукха).

Разновидностей неумелых качеств много, они описаны, например, в главе Патисамбхидамагги, посвященной Анапанасати:

http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,417.0.html

Я о них писал выше, в сообщении:
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,320.msg2221.html#msg2221

Важен общий принцип их устранения на начальном этапе - развитие противостоящих умелых качеств, как в Саллекха сутте.

Учишься поддерживать ум в оптимальном состоянии по нескольким показателям.

Такого рода показатели хорошо прописаны в Патисамбхидамагге:

- пара цепляние за прошлое <-> предвкушение будущего;

- пара перенапряжение <-> вялость;

- пара алчность <-> злость (влечение <-> недовольство) (проявляющиеся в отношении к опоре сосредоточения).

Кроме того, при развитии нравственности важно создание социальных предпосылок развития умелых качеств - приобретение достойных друзей, средств к существованию, помощь хорошим людям.

На основе "счастья безупречности" можно продвигаться дальше, и приступить к устранению умственных предпосылок возникновения и развития неумелых качеств. Ключевой такой предпосылкой является направленность внимания. Неосновательное внимание подпитывает неумелые качества. А когда во всем уме преобладает опора сосредоточения, то подпитки для неумелых качеств не остается.

Расскажу один анекдот по этому поводу:

Приходит пациент к врачу и говорит:
- Доктор, у меня что-то постоянно колет в животе.
Врач ощупывает живот и говорит:
- Да у вас внутри глист.
Пациент испуганно:
- И что же теперь делать?
- Принесите завтра с собой хлеб и колбасу.
Пациент так и делает, и сьедает хлеб с колбасой в поликлинике. Врач говорит:
- Завтра принесите с собой только хлеб.
На следующий день врач побуждает пациента:
- Съеште хлеб.
Тут наружу вылезает глист и кричит:
- А где же колбаса?


Что такое джхана? Под этим словом порой понимают самый разные вещи, от простого испытывания приятных чувств до бессознательной "отключки".

Ключевая характеристика джханы, - экаггата (однонаправленность), - означает, что во всем уме преобладает только что-то одно, только одна доминанта. Из бытовых примеров здесь ближе всего сильная влюбленность, когда думаешь только о зазнобе, и всюду чудится её образ, её голос (то есть распознавание окрашено перцептивным образом зазнобы).

Как же достигается умелая однонаправленность, приводящая к развитию умелых умственных качеств? После устранения предварительных препятствий с помощью развития противостоящих умелых качеств, становится возможным уловить перцептивный образ сосредоточения.

Тут есть одна часто встречающаяся ошибка. Некоторые практикующие долго занимаются долговременным сужением ума до одной точки тела. В результате может получиться "отключка", транс без распознавания (асання-самапатти).

Опорой сосредоточения, например, в анапанасати, является не верхняя губа или ноздри, и не движение воздуха внутри тела и снаружи, а элемент воздуха. Как описывается в комментарии к Дхаммасангани, практика джханы в анапанасати - это разновидность практики касины воздуха (DhsA. 200).

Слово "касина" означает не некое приспособление, а "целостность, полнота". Благодаря улавливанию перцептивного образа опоры сосредоточения, например, "воздушности", все распознавание (сання) окрашивается опорой сосредоточения, например, светом, в случае касины cвета.

Когда все распознавание настраивается на опору сосредоточения, тут, как глист из анекдота, выползают наружу скрытые неумелые качества. Их скрытое существование возможно благодаря "круговой поруке" искаженного распознавания, скрытых чувств, и неумелых мыслей.

Чувства не поддаются прямому произвольному управлению. Но когда практикующий устранил неумелые мысли, и наоборот, закрепляет в уме перцептивный образ опоры сосредоточения, намеренно думая о нем и повторяя его название, когда внимание направляется на этот перцептивный образ, и таким образом окрашивает все распознавание, то вскрываются скрытые чувства, лежащие в основе возникновения неумелых качеств.

Полезно по крайней мере четыре-пять раз в день вспоминать об опоре сосредоточения, таким образом не оставляя её без подпитки на протяжении дня.
По ходу дела перцептивный образ опоры сосредоточения улавливается все лучше, определяется все точнее, и направление внимания на него все быстрее приводит ко все более тонким состояниям.

Если настойчиво продолжать этот процесс, то чувства во всем теле постепенно преобразуются, в восторг, при некоторых навыках восторг можно успокоить до счастья, и так далее вплоть до полного безмятежного наблюдения, как описывается в Самадханга сутте. Правда, сам я до такой безмятежности еще не дошел.

Эти чувства представляют собой большой соблазн. Они настолько приятны, что могут завладеть умом, и с ними можно невзначай отождествиться. Можно забыть об опоре сосредоточения и "съехать" на подпитку этих чувств. И, наконец, эти чувства сильно повышают привлекательность чувственных удовольствий, делают мир очень приятным и красивым, за счет того, что устраняется раздражение от скрытых мучительных чувств.

Поэтому тут, как никогда, важно помнить о развитии нравственности.

С другой стороны, если вовремя обратить внимание на возникновение и исчезновение, безличность, непостоянство этих чувств, то можно ослабить или устранить один из ключевых источников страдания. Ведь именно очень приятные переживания рассматриваются как нечто постоянное, с приятным происходит отождествление, к приятному вырабатывается жажда.

В самом по себе втором виде счастья, счастье умиротворенности, нет ничего зазорного, но важно, чтобы к нему не было привязанности.

Все же особо стойкие неумелые качества, как например, самомнение, могут выдерживать и такие процедуры, и появляться снова после выхода из сосредоточения. Ведь внимание отвлекается от опоры сосредоточения, и может снова невзначай обратиться на подпитку неумелых качеств.

Поэтому устранение неумелых качеств с помощью джханы называется "устранением через приостановку" (виккхамбана-вимутти).

Цитата: Noble от 14:03 30 апреля 2008
Что касается Сатипаттханы, как я его понимаю двух словах, если это распознавание и безобъектная медитация, то не совсем понятно каким образом можно достичь  именно спокойного сосредоточения?

Анапанасати - это частный случай практики четырех основ памятования (сати-упаттхана). Рекомендую положить рядом Сатипаттхана и Анапанасати сутту и разобраться таким образом в практике по каждой из четырех основ памятования.

Первые три основы памятования могут практиковаться как для развития спокойствия (саматха), так и для развития прозрения (випассана). Четвертая основа предназначения для исследования причинно-следственных связей, и таким образом только для развития випассаны.

В самой палийской Сатипаттхана сутте (и в Анапанасати сутте) описаны далеко не все аспекты практики. В конце Анапанасати сутты говорится о том, что такая практика приводит к развитию семи факторов Пробуждения, но каким именно образом, подробно не объясняется. В китайских вариантах описание более многоплановое.

Поэтому тут нужно знать и многие другие сутты, например, Дведхавитакка сутту и Ахара сутту.

Если применять первые три основы памятования для практики джханы, то нужно выбрать одну из основ памятования. Скажем, это чувства. Затем отслеживается соответствующий показатель с рекомендуемой классификацией. В зависимости от того, что происходит, применяются "четыре правильных усилия", прежде всего путем перенаправления внимания.

В данном случае, например, если возникли мучительные не-плотские чувства, то нужно вернуть внимание к опоре сосредоточения. Если возникают приятные не-плотские чувства, упомянутые в Анапанасати сутте восторг и счастье, то, видимо, сосредоточение практикуется правильно. Если возникают плотские чувства, например, связанные с позой или недавно съеденным обедом, то по поводу них ничего не нужно предпринимать с вниманием.

Аналогично, в случае третьей опоры памятования, если ум сужается, то, значит, внимание ушло не туда. Если ум просторен, то, видимо, все в порядке.

Тут встречается такая ошибка, как искусственное манипулирование показателями, как например, волевое раскручивание приятных чувств, или растягивание ума. При сосредоточении важно управлять состояниями ума по возможности мягко, прежде всего при помощи основательного внимания (йонисо манасикара).

Еще одна ошибка - проработка только ограниченного объема тела, или части восприятия. На какое-то время можно построить "социализм в отдельно взятом государстве", и достичь такой не особо просторной джханы. В начале действительно может быть полезно закрепиться на тех участках, которые легче осваиваются, и с которыми связано меньше мучительных чувств. Но рано или поздно дадут о себе знать и процессы за пределами "блаженного островка". Поэтому лучше сразу ориентироваться на развитие в перспективе просторного ума, а в случае Анапанасати "чувствовать все тело".

На мой взгляд, ближе всего к джхане, как её преподавал Будда, указания Ачана Ли Дхаммадхаро

http://dhamma.ru/in/keeping.zip (хотя в них непросто разобраться),

и указания досточтимого Тханиссаро

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htm
http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/depercep.htm

Noble

Доброго времени суток, Уважаемый Ассаджи!
Глубоко признателен за такой развернутый и насыщеннный ответ!
чтобы выложить такой по величине, как ваш, текст, не принимая во внимание его логику, построение и ссылки, у меня бы заняло около 2х часов времени. Очень ценю Ваше внимание, не знаю как и благодарить.
Для изучения, сопоставления предоставленной Вами информации мне  хватит на ближайшее время с головй!  :)   И, что ж, от этого никуда не деться, буду задавать дополнительные вопросы... Заранее согласен быть выгнанным из данной ветви форума в другое, но не очень далекое место :)
В своей практике, в первую очередь во время сидячей медитации, не имея таких широких знаний как у вас, действую примерно следующим образом:
В первое время ум блуждает в навязчивых мыслях, идеях, ощущенях - теряется памятование, затем, когда памятование восстанавливается, я ненавязчиво возвращаюсь к дыханию, и, причем, только после того как отвлекающий фактор практически растворяется. Отвлекающие факторы для простоты я рассматриваю просто как деятельность ума и ощущения, умственные конструкции, реже, разбиваю на приятие (жажду), отторжение(ненависть), изредка, неведение (т.к. мало опыта), сонливость и тупость и леность. Таким  образом глубокого проникновения, с точки зрения различных классификаций в явления - нет.
Но тем не менее, имеяя опору на три основных омрачения и взаимозависимое возникновение, в какой-то момент наступает непрервыное памятование: легко удерживать внимание на дыхании и одновременно фиксировать, но отвлекаться на происходящее в уме, теле, внешнем пространстве. Это приятное и спокойное состояние, но пока я его удерживать более 10-15 минут не могу - устает к этому моменту тело. Т.к. никаких негативных явлений, за исключением затекших ног, не возникает, а напротив - есть спокойное, безмятежное состояние, я расцениваю свою практику как правильную ( о чем и Вы говорите).
В настоящее время считаю, что полезно закреплять этот опыт.
Что нужно развивать в этом состоянии?

спасибо за ссылки, но с инглиш у меня пока беда, я даже такую просту книгу как почтенного Теджаньи и то  не могу прочесть...


Константин

Дим, спасибо за лаконичную схему драгоценных советов.

Недавно осознал интересный эффект, происходящий со мной. Дело в том, что я с детства люблю высоту. Забраться на крышу какой-нибудь одиноко стоящей высотки, не говоря уже о подъеме на вершину горы. Часто испытываю легкое и вместе с тем поглащающее счастье, более полное и счастливое, нежели обычные приятные чувственные впечатления. Но только теперь начал осознавать, что же происходит. Я просто интуитивно начинаю держать в уме образ открывающейся круговой панорамы, растягиваю ее до бесконечности во всех направлениях. И чувствую, что материальный образ "земля" переходит в "бесконечное пространство" как идею.
Иногда толчком для такого же эффект служит определенная воспаряющая музыка.

// С другой стороны, если вовремя обратить внимание на возникновение и исчезновение, безличность, непостоянство этих чувств, то можно ослабить или устранить один из ключевых источников страдания.

Да, очень важный момент. Как я понимаю, ум должен быть как бы упрощен и поглощен выбранной опорой и вместе с тем в нужный момент необходимо применить мудрое размышление, навык которого был выработан раньше. Причем мудрость заключается в умелом перенаправлении внимания.

Ассаджи

#71
Доброго времени, Уважаемый Noble!

ЦитироватьОтвлекающие факторы для простоты я рассматриваю просто как деятельность ума и ощущения, умственные конструкции, реже, разбиваю на приятие (жажду), отторжение(ненависть), изредка, неведение (т.к. мало опыта), сонливость и тупость и леность. Таким  образом глубокого проникновения, с точки зрения различных классификаций в явления - нет.

Как я понимаю, вы практикуете третью основу памятования. Ваша классификация более чем достаточна для практики успокоения ума.

Как говорится Сатипаттхана сутте,

"При этом монах распознает
(1) ум со страстью, как ум со страстью;
ум без страсти, как ум без страсти;
(2) ум с отвращением, как ум с отвращением;
ум без отвращения, как ум без отвращения;
(3) ум с заблуждением, как с заблуждением;
ум без заблуждения, как без заблуждения;
(4) суженное состояние ума, как суженное состояние ума;
рассеянное состояние ума, как рассеянное состояние ума;
(5) просторное состояние ума, как просторное  состояние ума;
не просторное состояние ума, как не просторное состояние ума;..."

http://dhamma.ru/canon/dn22.htm

Лично мне очень нравится применять показатель 4-5, суженность (санкхитта) - просторность (махаггата).
Одного его может быть достаточно для хорошего продвижения.
Мне нравится, что при этом закрепляется позитив, ключевая особенность джханы - просторность ума.

Как я писал выше, ум при этом не растягивается искусственно, а направленность внимания подбирается таким образом, чтобы ум был просторен. В случае развития сосредоточения на дыхании внимание направляется на перцептивный образ воздуха, улавливаемый при вдохе и выдохе. Воздух по определению просторен  :)

Цитата: Noble от 16:23 02 мая 2008Но тем не менее, имеяя опору на три основных омрачения и взаимозависимое возникновение, в какой-то момент наступает непрервыное памятование: легко удерживать внимание на дыхании и одновременно фиксировать, но отвлекаться на происходящее в уме, теле, внешнем пространстве. Это приятное и спокойное состояние, но пока я его удерживать более 10-15 минут не могу - устает к этому моменту тело. Т.к. никаких негативных явлений, за исключением затекших ног, не возникает, а напротив - есть спокойное, безмятежное состояние, я расцениваю свою практику как правильную ( о чем и Вы говорите).
В настоящее время считаю, что полезно закреплять этот опыт.
Что нужно развивать в этом состоянии?

Закрепить опыт на начальных этапах проще всего с помощью мышления, речевого констрирования.

То есть, например, если закрепляется перцептивный образ опоры сосредоточения, то можно повторять в уме её название, воспринимая её, например, "воздух, воздух".

Если закрепляется какой-то фактор, то можно повторять в уме, например "покой, покой", или "простор, простор".

Или как в Анапанасати сутте, например "дышу, успокаивая тело", как в Сатипаттхана сутте - "ум просторен".

Благодаря такому мышлению затрачивается меньше усилий на удержание внимания.

С помощью выбранных слов будет легче снова воспроизвести опыт.

Потом, когда появляется устойчивое чувство счастья, то оно само закрепляет состояние, и мышление можно отбросить.

В ходе наработки состояния может быть полезно несколько раз вспоминать его в течение дня.

Noble

Благодарю, информация помогла продвинуться в практике :)

Alert

#73
ЦитироватьПравда, мы с ним по-разному понимаем понятие "нимитта", так что в моем переводе это будет звучать так:
"Старайтесь удерживать перцептивный образ медитативного поглощения (джхана-нимитта) все время присутствующим у себя."
Вспоминается история с Тхерой Махатиссой:
http://awake.kiev.ua/dhamma/canon/sn46-51.htm

Прочитал сейчас вновь Самьютта Никая 46.51 и подумал, что здесь нимитта - по сути тот же "якорь" из НЛП.
Еще по поводу "неосновательного внимания" и "основательного внимания". По сути основательное - синоним распознавания+осознавания+управления.

НОВ - это естественное [, непроизвольное, неуправляемое, нераспознаваемое] акцентирование повторного_возникновения в потоке [ума] образов, чувств, состояний и пр.
ОВ - это опять-же естественное, но распознанное, осознанное и управляемое быстрое акцентирование длительности повторного_возникновения ...
Т.е. об этом я писал в этой теме 2 г. назад. :)

Для ОВ необходимо быстрое распознавание-осознавание элементов потока ума и управление-акцентирование на необходимых-умелых, и оставление в покое вредных-неумелых.

Идея в том, что [как известно :)] все "события" в потоке нашего ума возникают и прекращаются. Даже если вы находитесь в джхане, все равно вы будете наблюдать поток возникновения и прекращения. В обычном состоянии этот поток не осознается и управляется сам собой, т.е. одно "событие" порождает-запускает цепочки последующих "событий". Например, появление вкусового образа "сладкий" порождает следующим событием чувство его приятности, затем жажда приятного усиливает следующий образ сладкого как еще более приятный и привлекательный и т.д.. В результате съедается весь торт, хотя хватило бы и четверти. :) Таково неосновательное внимание.

Если же замечать возникновение-прекращение событий в потоке ума, то возможно заметить их некоторую, различную длительность. Между возникновением и прекращением есть некий короткий зазор существования. В процессе возникновения, распознав событие как полезное-умелое, возможно мгновенным вниманием задержать его прекращение чуть дольше, и затем [подобно механизму жажды], вызвать повторное возникновение, быстро усиливая эффект. И напротив, распознав событие как вредное-неумелое, возможно "отпустить" его, ускорив его прекращение и ослабив последующий эффект.

Я думаю, что основательное внимание - очень быстрое, мгновенное управление возникновением-прекращением. Конечно необходимое условие для этого - распознавание возникновения-прекращения. Собственно слова "возникновение-прекращение" не дают представления о непосредственном опыте. В опыте все проще, появляется один образ|чувство|переживание|мысль, на его место тут-же приходит другой. Непосредственно прекращение и возникновение не выделяются, поскольку между ними нет "зазора". Грубо говоря, этот "Зазор" и есть Ниббана. И если бы мы могли распознать и выделить, а затем хотя бы на мгновение прекратить хотя бы одно возникновение или прекратить хотя бы одно прекращение, то на этот миг мы бы кратковременно обрели Ниббану. По крайней мере, мы можем в некоторых пределах управлять длительностью [и возможно силой/яркостью] отрезков возникновения-прекращения, уделяя им основательное внимание.
На правах рекламы

Ассаджи

Цитата: Alert от 22:09 17 мая 2008
Прочитал сейчас вновь Самьютта Никая 46.51 и подумал, что здесь нимитта - по сути тот же "якорь" из НЛП.

Да, при развитии саматхи нимитта используется как якорь для возобновления и поддержки состояния сосредоточения.

ЦитироватьНОВ - это естественное [, непроизвольное, неуправляемое, нераспознаваемое] акцентирование повторного_возникновения в потоке [ума] образов, чувств, состояний и пр.
ОВ - это опять-же естественное, но распознанное, осознанное и управляемое быстрое акцентирование длительности повторного_возникновения ...

Это уже зашла речь о развитии випассаны, и о роли основательного внимания в этом.
Основательное внимание развивается несколько по-разному на этапах нравственности, сосредоточения и мудрости, как описано в Саббасава сутте.

При развитии випассаны первым делом развивается избирательное распознавание изменчивости (возникновения и исчезновения), и остальные из "семи распознаваний", вплоть до избирательного распознавания прекращения (ниродха).

Опять же пороки ума, чье существование основано на "круговой поруке" искаженного распознавания и скрытых чувств, не выдерживают такого преобразования распознавания, скрытые чувства проявляются и со временем преобразуются.

Избирательное разпознавание видоизменяет бытие, и в итоге избирательное распознавание прекращения, как я понимаю, приводит к прекращению.

Ассаджи

ЦитироватьКстати, в методике дост Тханиссаро в качестве "воздуха" берется не воздух а
скорее энергия,  то есть в некотом смысле это визуализация :"воздух во всем
теле"?


В терминах сутт, перцептивный образ (нимитта) воздуха расширяется на все тело. Таким образом, развивается  избирательное распознавание (сання) воздуха, и (хотя бы на время) устраняется искаженное распознавание, основанное на перцептивных образах раздражения (патигха-нимитта) и привлекательности (субха-нимитта).


Ассаджи

Досточтимый Хенепола Гунаратана пишет о сосредоточении на сиянии ума:

Should We Come Out of Jhana to Practice Vipassana?
http://www.bhavanasociety.org/pdfs/Should_we_Come_out_of_Jhana.pdf

На сайте "Общества Бхавана" есть его лекции, прочитанные  на ретритах по джханам:

http://www.bhavanasociety.org/resource/jhana_meditation/

http://www.bhavanasociety.org/list/category/MP3s/

Кусярон

Цитата: Pavel от 18:43 06 января 2006Допустим, в своей практике я достиг третьей джханы, потому что предоминирующие факторы, которые я ощущаю это sukkha и ekaggata. Допусти, мне так же нужно совершенствовать первую и вторую джхану. Теперь, после опыта третьей джханы, первая и вторая кажутся недостаточно "тонкими". Допустим, насколько сильным должен быть восторг (piti)? У меня восторг иногда бывал очень интенсивный, так что по телу проходили судороги или приходилось сдерживать себя, чтобы не начать смеяться прямо во время медитации. Гунаратана пишет, что восторг должен быть постоянным  и заполнять все тело, как вода заполняет пузырь. Для этого я просто пытался уменьшить интенсивность восторга. Но когда пытаешься себя успокоить, то восторг проходит и остается только sukkha, то есть третья джхана. Совсем непонятно, как все же развивать витакку и вичару, возвращаясь в первую джхану? Сканировать части тела? А бывает джхана номер Х, в которой есть изучение и рассуждение, счастье и однонаправленность, но нет восторга? :)

Цитата: Alert от 15:45 06 января 2006В джхане может использоваться как удержание образа, так и его деконструкция, либо вообще без-образная форма. Вообще все мысленные процессы здесь протекают необычайно быстро, внимание может легко удерживать любой объект либо «проникать» в него, исследовать его со многих сторон одновременно. По времени у меня обычно проходит 2-3 часа, поза просто сидя на стуле или лежа, особое состояние потом сохраняется 2-3 дня. В этом состоянии могут проявляться разные «маленькие сиддхи», например, легко можно управлять людьми, видеть состояния их ума, успокаивать, направлять мысли, и немножко видеть эти мысли. :) Если сразу после еду на машине, то крупные ямы, коих у нас на каждом шагу, проскакиваются, словно их и нету. :) И даже двигатель у машины работает необычайно легко и ровно. :) Однажды на другой день поехал далеко вроде по сухой трассе, но в тумане и при сильном боковом ветре, и вдруг на скорости за 90 - лед! Машину крутило страшно несколько раз на 360 гр., потом она вообще поехала задом, но как только выехала на обочину - и сразу встала, как вкопанная, в снегу, даже в кювет не вылетела, и встречных никого! Дальше видел несколько свежих аварий. Вот вам и демонстрация иддх, жалко ученых не было рядом! :)

А мне интересно, как развивалась дальше практика тех, кто писал в начале этой темы. Alert и Pavel, что вы практикуете сейчас? Как изменилось ваше видение практики?

Zom

#79
ЦитироватьУ меня восторг иногда бывал очень интенсивный, так что по телу проходили судороги или приходилось сдерживать себя, чтобы не начать смеяться прямо во время медитации.

А мне интересно - развилась ли практика ещё тогда в принципе.
Потому что в этом вопросе (о джханах) я склонен согласиться с мнением,
например, Аджана Джаясаро, о том что даже 1 джхана крайне трудно достижима
и среди даже монахов лишь единицы владеют ей - что уж говорить про мирян..

Я кстати тоже раньше думал что у меня был фактор восторга. Но потом я понял,
что это неправильный восторг, потому что он возникал от возбуждения предвкушения
или достижения, а не от отпускания. Я думаю подобный неправильный тип восторга
соответствует помехе "ликование", которая указана в дополнение к основным 5 ниваранам
в Упакилеса Сутте.