Методы и джханы

Автор Voro, 10:30 27 декабря 2005

« назад - далее »

Alert

//Перенаправление внимания как раз служит ключевым инструментом для устранения неумелых и развития умелых качеств.//

Все же хотел акцентировать именно понятие "телесного внимания". В обычном состоянии оно практически не обнаруживается и не замечается. Хотя существование его метко подмечено даже в поговорках, например: "душа в пятки ушла". :) Если концентрировать это внимание на ладонях, то почувствуете тепло в них, или даже жар, так можно даже лечить руками. :) Если, пардон, во время полового акта будете концентрировать это внимание на простате, то сможете продлить продолжительность акта хоть до бесконечности. Либо увеличить их количество. :)

По моему опыту, развитие и тренировка такого внимания играет важную роль для вхождения в джхану. По сути это не столько внимание, сколько концентрация фокуса самого сознания на кинестетических и других впечатлениях определенного участка тела, с частичной деконструкцией впечатлений.
На правах рекламы

Alert

Хотел бы написать еще об одном приеме, который я использую для вхождения в джхану. Чем-то он сродни распознаванию умелых и неумелых качеств ума. Строится он на наблюдении за ощущениями или образами, выделении приятных или нужных вам , либо некоторых фаз, например начала дыхания, определенного движения мышц живота при дыхании, акцентировании внимания на этом, затем необходимо пытаться повторно вызвать необходимые ощущения или образы, усиливая их резкой и быстрой концетрацией на них. Т.е. мы замечаем вначале необходимый нам слабый огонек, затем пытаемся как-бы раздувать его вниманием, и постепенно он разгорается в нужное нам пламя костра полной концентрации сознания.

Добавлю, что внимание и концентрация здесь направляется очень избирательно, экономно, т.е. вы просто расслабленно наблюдаете за процессами, внимание рассеяно. Затем, при появлении нужного вам элемента в потоке вы резко фокусируете на нем внимание, удерживая концентрацию насколько возможно, но без напряжения. Когда концентрация прекращается, вы вновь расслаблаяетесь, ожидая следующего появления необходимого элемента. В следующий раз эффект непременно будет бОльшим, и так по нарастающей. Здесь важно не насиловать себя, не создавать напряжения, не стремиться ни к чему, не ставить в уме цели.
На правах рекламы

Ассаджи

Цитата: AlertХотел бы написать еще об одном приеме, который я использую для вхождения в джхану. Чем-то он сродни распознаванию умелых и неумелых качеств ума. Строится он на наблюдении за ощущениями или образами, выделении приятных или нужных вам , либо некоторых фаз, например начала дыхания, определенного движения мышц живота при дыхании, акцентировании внимания на этом, затем необходимо пытаться повторно вызвать необходимые ощущения или образы, усиливая их резкой и быстрой концетрацией на них. Т.е. мы замечаем вначале необходимый нам слабый огонек, затем пытаемся как-бы раздувать его вниманием, и постепенно он разгорается в нужное нам пламя костра полной концентрации сознания.

Спасибо за описание. Если определять место такого приема в практике, то на мой взгляд, это, во-первых, четвертая основа памятования - факторы возникновения. И во-вторых, подпитывание умелых качеств вниманием к соответствующим им перцептивным образам в духе Ахара сутты.

Ассаджи

Цитата: AlertВсе же хотел акцентировать именно понятие "телесного внимания".

Я сам практикую нечто подобное. На мой взгляд, здесь важно уловить общий методологический принцип, не привязываясь к тому или иному контексту его применения.

В данном случае это работа спервой основой памятования, телом. Возможны и другие варианты.

Например, можно отслеживать качества распознавания, находя формулировки для распознаваний предметов чувств. Например, можно распознавать что-то как "отвратительное", "привлекательное", "нейтральное" (см. Индриябхавана сутту).

Как и в случае с телом, здесь можно находить перекосы и исправлять их.

ЦитироватьЕсли концентрировать это внимание на ладонях, то почувствуете тепло в них, или даже жар, так можно даже лечить руками. :)

Я думаю, отсюда пошло название одного из этапов буддийского пути "усмиката (усмагата)" - "нагретый".

Ассаджи

Цитата: Alert"Why? Because it lies beyond range." (Nibbana would lie outside of the word, "all.")
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn35-023.html

Да, Ниббана запредельна этому миру, и потому то, что к ней относится или ведет к ней, называется "надмирским" (локуттара). Все остальное, пусть даже относящееся к тонким материям, называется мирским.

См. тему http://buddhist.ru/board/showthread.php?t=6028

ЦитироватьЕсли существует обыденный мир, сконструированный из впечатлений чувств и возможно полное прекращение конструирования, возникновения сознаний и т.д., т.е. Ниббана, то возможно и частичное деконструирование впечатлений и обыденного мира. При этом часто забывается, что обыденное понимание сознания относится не к уровню шести сознаний, а к уровню нама-рупы.

Здесь будет точнее выделять такие планы, как "кама-вачара", "рупа-вачара" и "арупа-вачара".

http://www.accesstoinsight.org/ptf/dhamma/sagga/loka.html

С деконструкцией видов распознавания, относящегося к "кама-лока", достигаешь уровня "рупа-лока". Аналогично происходит переход на уровень "арупа"

ЦитироватьК нему приходит мысль: "Что, если я, полностью выйдя за пределы распознавания (физической) формы, с исчезновением распознавания раздражения чувств, и не обращая внимания на распознавание разнообразия, думая: "Бесконечное пространство", войду и останусь в сфере бесконечности пространства".

http://dhamma.ru/canon/an9-35.htm

Вместе с тем даже эти тонкие уровни являются "мирскими" (локия), а к "надмирской" Ниббане неприменимы привычные нам понятия.

Инвалид

Цитата: PavelКаждое возвращение - плюс один балл.
Если считать количество баллов (с помощью четок, например), то можно получить объективный показатель уровня сосредоточения или прогресса. Никто не встречал такого метода?
Цитата: AlertКогда концентрация прекращается, вы вновь расслабляетесь, ожидая следующего появления необходимого элемента.
Концентрация прекращается – уходит внимание на другое или чувствуешь сильное напряжение от концентрации? Какого элемента нужно ждать, если сосредотачиваешься на ощущениях в ноздрях?

Alert

//Концентрация прекращается – уходит внимание на другое или чувствуешь сильное напряжение от концентрации?//

Напряжения не должно быть по любому, все должно протекать легко и естественно, тело и ум расслаблены. Вы просто наблюдаете за потоком ощущений и распознаете их, как необходимые вам и ненужные. На необходимые быстро направляете внимание и концентрируетесь на них, но без напряжения. Понятно, что поначалу внимание и концентрация не могут долго удерживаться, поэтому, не насилуя себя, когда внимание уходит, отпускаете его и продолжаете наблюдение, до следующего поялвения.

//Какого элемента нужно ждать, если сосредотачиваешься на ощущениях в ноздрях?//

Имелся в виду полезный элемент потока ума или ощущений. Насколько я понимаю, в данном случае нужно концентрироваться на кончике носа, на входе в ноздри, но не следуя за потоком воздуха, здесь необходимый элемент - само "телесное" внимание или концентрация, либо элемент воздуха - "воздушность", движение воздуха, легкость.
На правах рекламы

Инвалид

Цитата: AlertИмелся в виду полезный элемент потока ума или ощущений.
Где об этом можно почитать? У меня два состояния при концентрации: или внимание на кончике носа, или оно блуждает в мыслях, фантазиях, расчетах, поисках.

Ассаджи

Цитата: Инвалид
Цитата: AlertИмелся в виду полезный элемент потока ума или ощущений.
Где об этом можно почитать? У меня два состояния при концентрации: или внимание на кончике носа, или оно блуждает в мыслях, фантазиях, расчетах, поисках.

Если бы все внимание было на кончике носа, то Вы бы уже вошли в джхану. Пока что туда направлена лишь небольшая часть внимания, подвластная сознательному управлению. Остальные части заняты другими делами. И их нужно постепенно перенаправить.

Прежде всего нужно определить особенности текущего состояния. Например, одним из ключевых параметров служит диапазон вялость-напряженность. Если Вы замечаете, что тело и ум напряжены, значит, нужно развить фактор расслабления (пассадхи), и для этого нужно направить внимание на способствующие этому перцептивные образы.

Например, при вдохе и выдохе, сохраняя внимание на кончике носа, можно помнить о покое, или о чем-то ассоциирующемся с глубоким покоем и расслаблением. Это делается до тех пор, пока не будет достигнуто расслабление.

Как уже было сказано выше, хорошей подготовительной практикой служит описанное Тханиссаро Бхиккху сканирование тела http://dhamma.ru/lib/guided.htm . При этом высвобождается внимание, "застрявшее" на перцептивных образах, связанных с теми или иными частями тела.

Таким образом, перенаправление внимания является ключевым инструментом для устранения помех и развития факторов Пробуждения, как это описано в Ахара сутте.
http://dhamma.ru/canon/sn46-51.htm

Таким образом, в Тхераваде предлагается следующий подход:

- вначале отслеживаются умственные качества по отношению к дыханию (я их перечислил в начале этой темы);

- в зависимости от присутствующих в данный момент качеств внимание отвлекается от соответствующих перцептивных образов, и перенаправляется на другие.

Не бывает перцептивных образов, на которые нужно обращать внимание вне зависимости от ситуации. В одной ситуации тело нужно расслабить, а в другой - взбодрить. Кому-то нужно устранить отвращение, а кому-то привязанность. Тут нужно действовать в соответствии с обстоятельствами.

Инвалид

Цитата: АссаджиНапример, одним из ключевых параметров служит диапазон вялость-напряженность.
Как раз сегодня я начал замечать расслабление ума, перед тем как он забывается и переходит в мысли. Приходится вновь с помощью усилия прояснять осознание. Время концентрации возросло, но медитация стала напряженнее.

Pavel

Цитата: ИнвалидЕсли считать количество баллов (с помощью четок, например), то можно получить объективный показатель уровня сосредоточения или прогресса. Никто не встречал такого метода?
Не слыхал про такой метод. Про баллы я пошутил  :roll: . Просто радость от каждого возвращения к объекту медитации помогает создавать позитивный настрой в практике. :)

Ассаджи

Цитата: PavelПросто радость от каждого возвращения к объекту медитации помогает создавать позитивный настрой в практике. :)

Вообще в практике радоваться чему-то - один из лучших способов поощрять это.

Pavel

Цитировать
ЦитироватьЕсли концентрировать это внимание на ладонях, то почувствуете тепло в них, или даже жар, так можно даже лечить руками. :)

Я думаю, отсюда пошло название одного из этапов буддийского пути "усмиката (усмагата)" - "нагретый".

А можно ли где-нибудь в сети ознакомиться в чем заключается тибетская практика Туммо или этот текст закрыт для непосвященных?

Ассаджи

Цитата: PavelА можно ли где-нибудь в сети ознакомиться в чем заключается тибетская практика Туммо или этот текст закрыт для непосвященных?

А зачем с этим знакомиться?

К счастью, в сети такого вроде бы нет. Некоторые тексты изданы, но практиковать по ним без учителя действительно опасно. Тибетская традиция подразумевает тесное взаимодействие с наставниками и божествами. В текстах там содержится далеко не все необходимое.
Думаю, что практикующий туммо вряд ли может объяснить на абстрактном уровне, что он делает. Скорее описание идет на уровне визуализаций символов и божеств.

Ассаджи

Цитата: VoroМне очень знакомо, то о чем вы пишете, но не так давно, я с большим удивлением обнаружил, что концентрация, все-таки, очень хорошо поддается тренировке. А именно, последние два-три месяца я стал упорно уделять все время формальной медитации - только анапанасати. И действительно, стало заметно, что даже во время работы, внимание стало стабильным, "клейким" что-ли, т. е. при желании я могу как-бы "приклеить" его к чему-либо, к какому либо объекту. Из-за этого я стал внимательней и организованней в работе и в повседневной жизни вообще.

Причину этого я вижу именно в тренировке постоянного возвращения внимания к дыханию в случае его отвлечений во время анапаны. Способность не отвлекаться выросла и это послужило увеличению осознанности в течение всего дня, что в свою очередь ведет к спокойствию ума и длительному удержанию объекта формальной медитации и утром и даже после изматывающего рабочего дня. Т. е. такой позитивный замкнутый круг, в котором одно усиливает другое и наоборот.

В Вимуттимагге (стр. 107) есть хорошая фраза:

Вопрос: Следует ли быть памятующим (сати) и ясно сознающим (сампаджання) повсюду?

Ответ: Если человек не является памятующим и ясно сознающим повсюду, то он не может вызвать возникновения даже стадии доступа джханы.

Pavel

ЦитироватьА зачем с этим знакомиться?

К счастью, в сети такого вроде бы нет. Некоторые тексты изданы, но практиковать по ним без учителя действительно опасно. Тибетская традиция подразумевает тесное взаимодействие с наставниками и божествами. В текстах там содержится далеко не все необходимое.
Думаю, что практикующий туммо вряд ли может объяснить на абстрактном уровне, что он делает. Скорее описание идет на уровне визуализаций символов и божеств.

Думал может быть есть аналогия с практикой джхан. Но мне и так хорошо. Меня любовь греет :) . Как мне кажется, при концентрации на факторе восторга тело начинает разогреваться. Год назад с меня пот градом лился, будто я вагоны разгружал, хотя я просто сидел и дышал :) . Может это просто мышцы не удается расслабить.

Ассаджи

Цитата: PavelДумал может быть есть аналогия с практикой джхан.

Как тут проведешь аналогию с высказываниями наподобие:

The down-stroke of the letter AH in Tibetan calligraphy is often used as a focus for attention in the practice of inner heat.

http://www.unfetteredmind.org/trans/tsulak.php#8

Through intense visualisation of deities and concentration upon the "lower tip" (the minor chakra at the tip of the sex-organ), the winds (prana) are drawn into the lower opening of the central channel (sushumna), producing an intense heat, called tumo [Daniel Cozort, Highest Yoga Tantra, p.71].

http://www.kheper.net/topics/Buddhism/Vajrayana.htm

Мало того, что понимания таких описаний нужна глубокая вовлеченность в данное семантическое поле. Без глубокого знания этого поля очень легко допустить ошибку, поскольку не предлагаются никакие помогающие сориентироваться в непредвиденных ситуациях абстрактные принципы.

И работа идет не на уровне развития умелых качеств, а на уровне энергетических каналов. Умственные качества при этом могут получиться самыми разными.
Не зря "тумо" переводится как "яростная женщина".

ЦитироватьНо мне и так хорошо. Меня любовь греет :) .

:)

Что касается аналогий, то в индийской традиции "теджас" ассоциируется с сердцем
http://www.celextel.org/108upanishads/tejobindu.html

или с Манипура чакрой
http://www.jainworld.com/preksha/tulsi/atpt35.htm

ЦитироватьКак мне кажется, при концентрации на факторе восторга тело начинает разогреваться. Год назад с меня пот градом лился, будто я вагоны разгружал, хотя я просто сидел и дышал :) . Может это просто мышцы не удается расслабить.

В общем, при практике бывает много непонятных проявлений.
http://66.201.42.16/viewitem.php3?id=274&catid=265&kbid=ionsikc
По-моему, лучше, не отвлекаясь на них, обращать внимание на развиваемые качества.

Voro

Цитата: PavelКак мне кажется, при концентрации на факторе восторга тело начинает разогреваться. Год назад с меня пот градом лился, будто я вагоны разгружал, хотя я просто сидел и дышал :) . Может это просто мышцы не удается расслабить.

Читал текст одного тхеравадинского мастера (увы, не помню источник), где была фраза о том, что зачастую сосредоточение требует больших усилий и порой медитаторы заканчивают медитацию с каплями пота на лице.

Ассаджи

Цитата: PavelА касины сейчас кто-нибудь практикует? Можно на них где-нибудь посмотреть?

В Чехии летом будет семинар по касинам:
http://www.bodhi.olomouc.com/akce.htm
http://www.bodhi.olomouc.com/Dibba-Vihara.pdf

Ассаджи

Цитата: PavelНо мне и так хорошо. Меня любовь греет :) . Как мне кажется, при концентрации на факторе восторга тело начинает разогреваться. Год назад с меня пот градом лился, будто я вагоны разгружал, хотя я просто сидел и дышал :) . Может это просто мышцы не удается расслабить.

По-моему, развитие дружелюбия оказывается хорошим средством для расслабления. А фактор восторга сам по себе может приводить к некоторому возбуждению.