Методы и джханы

Автор Voro, 10:30 27 декабря 2005

« назад - далее »

Ассаджи

Факторы джхан бывает трудно объяснить, потому что эти состояния имеют мало соответствий в обыденном опыте.

Что касается "витакка" (рассуждения) и "вичара" (изучения), то пожалуй, довольно легко понятным и применимым признаком их наличия или отсутствия служит широта поля зрения.

Если провести в уме экспериментальное рассуждение, то можно заметить, как луч внимания переходит от одного понятия к другому, связывая их в смысловую структуру.

Если направить ум на изучение какого-то понятия, то можно заметить, как луч внимания "освещает это понятие с разных сторон".

И в том, и в другом случае поле зрения сужается, внимание направляется тонким лучом. Глубоко задумавшийся человек может легко упустить из виду какой-то зрительный предмет, и, например, неожиданно встретиться с фонарным столбом.

Действия ума при этом напоминают плетение тончайшей паутины, с понятиями в узловых точках. И как бы ни была тонка эта паутина, её присутствие заметно сказывается на полноте восприятия по каналам пяти чувств.

Когда рассуждение и изучение отключаются, открывается более широкое поле зрения. Внимание, как правило, расфокусировано, охватывает более широкую область, и улавливает происходящее
во всем поле зрения.

Этот признак можно использовать для достижения состояния без мыслей, остановки внутреннего диалога.

Еще одним косвенным признаком может быть полнота охвата тела вниманием. Рассуждение и изучение приводят к фокусировке внимания на отдельных частях и участках тела, а их остановка соответствует более равномерному распределению внимания по всему телу.

Кроме того, некоторые учителя, например, Ачаан Тауи http://www.palikanon.com/english/practice_insight/practising_insight.htm
рекомендуют уравновешивать роль каналов восприятия, снимая укоренившиеся перекосы в пользу того или иного из каналов, и более равномерно распределяя внимание между каналами.

Инвалид

Цитата: AlertГоспода, а где будет лучше поместить собственную критику стройных рассуждений этого треда, здесь или в отдельной теме?
Как вам удобнее; было бы интересно почитать.

Alert

//Я не возражаю, если это будет сделано здесь. //
//Как вам удобнее; было бы интересно почитать.//

Хорошо, попробую написать здесь.

Я думаю, джханы не являются собственно буддийским изобретением и используются не только в буддизме. В разных буддийских школах они также понимаются и интерпретируются по-разному. Когда я только принял прибежище и у меня получалось входить где-то во вторую джхану, помню, что пришел к монахам в наш местный хурул, разговаривал о буддизме и очень удивился, что никто из молодых монахов не занимается джханой (шаматхой), хотя "монашествуют" они уже не один год. В тибетском буддизме (ТБ) предварительно требуются порождение отречения, бодхичитты, начитывание мантр, простирания, счет которым идет на сотни тысяч. С другой стороны, в дзогчен вообще нет понятия джхан как таковых, там все дело заключается в "естественном состоянии". Поэтому я думаю, что джханы есть лишь инструмент для достижения определенных целей/состояний. У православного это может быть единение с Богом, в цигун – овладение ци, у гелугпинца - непосредственное восприятие пустоты, у дзогченпа - естественное состояние, у тхеравадина - Ниббана.

В свою очередь, для достижения джхан также есть свои методы, техники и инструменты. Здесь обсуждается лишь один метод, достаточно универсальный для всех, хотя достижение результатов по этому методу может потребовать многих лет практики, именно в силу его универсальности. За кадром здесь остаются некоторые предпосылки, необходимые для успешного его применения. Прежде всего, это отсутствие психологических проблем, напряжений, «блоков». Достигается это «практикой нравственности», монашеством, ритритами, в ТБ это отречение, бодхичитта. Второе умолчание – это отсутствие «проблем с телом», болезней, вредных привычек, здесь даже правильное питание играет важную роль, в ТБ для этого используются простирания. В случае таких проблем важное значение имеет каноническая поза для медитации.

Лично я не вижу ничего предосудительного в использовании небуддийских техник и методов для устранения описанных проблем. Для устранения психологических проблем можно использовать «кухонные разговоры», близких друзей или психотерапевта. Для устранения физических/телесных – можно использовать цигун, йогу, диеты, посты.

Кроме того, «за кадром» в описанном методе остаются еще некоторые важные моменты, понять которые можно, сравнивая различные техники и методы из различных учений. Важное значение имеет то, что я для себя называю «телесным вниманием». Обнаружить его самостоятельно достаточно сложно, хотя, уловивши раз с чужой помощью, вы навсегда поймете, что это такое. Обычно это внимание концентрируется на голове, особенно у людей интеллектуального труда, отсюда возникают различные «блоки» и далее болезни – хондрозы и т.п. С таким букетом достижение джханы будет проблематично. Концентрация «телесного внимания» на животе, пятках, кончике носа, позволяет «разглаживать» напряженности, излечивать болезни, и соответственно достаточно легко входить в джхану. Такая концентрация позволяет разрешать и психологические проблемы, поскольку все они, на самом деле, тесно связаны с телом и дыханием.

Однонаправленная концентрация на том или ином образе также не единственный метод вхождения в джхану даже в буддизме. Например, в дзен используется концентрация на звуке «му» в области живота. Здесь нет образа как такового, поскольку ощущается некая вибрация. Для меня такой метод первоначально был самым удобным, действовал даже любой звук, любая мантра. Я думаю, в силу различия индивидуальных особенностей необходимо использовать разные методы и техники, причем в разное время разные. Например, в последнее время я обнаружил, что гораздо эффективнее проговаривание в уме одновременно двух-трех мантр, это очень быстро «убивает» все назойливые мысли и рассуждения и позволяет быстрее концентрироваться на дыхании. Если при этом удерживать телесное внимание на пятках, то тело быстро расслабляется. Хотя если есть сильное напряжение в мышцах, то без массажа не обойтись.

В джхане может использоваться как удержание образа, так и его деконструкция, либо вообще без-образная форма. Вообще все мысленные процессы здесь протекают необычайно быстро, внимание может легко удерживать любой объект либо «проникать» в него, исследовать его со многих сторон одновременно. По времени у меня обычно проходит 2-3 часа, поза просто сидя на стуле или лежа, особое состояние потом сохраняется 2-3 дня. В этом состоянии могут проявляться разные «маленькие сиддхи», например, легко можно управлять людьми, видеть состояния их ума, успокаивать, направлять мысли, и немножко видеть эти мысли. :) Если сразу после еду на машине, то крупные ямы, коих у нас на каждом шагу, проскакиваются, словно их и нету. :) И даже двигатель у машины работает необычайно легко и ровно. :) Однажды на другой день поехал далеко вроде по сухой трассе, но в тумане и при сильном боковом ветре, и вдруг на скорости за 90 - лед! Машину крутило страшно несколько раз на 360 гр., потом она вообще поехала задом, но как только выехала на обочину - и сразу встала, как вкопанная, в снегу, даже в кювет не вылетела, и встречных никого! Дальше видел несколько свежих аварий. Вот вам и демонстрация иддх, жалко ученых не было рядом! :)
На правах рекламы

Pavel

Ассаджи,

Спасибо за описание витакки и вичары!
Допустим, в своей практике я достиг третьей джханы, потому что предоминирующие факторы, которые я ощущаю это sukkha и ekaggata. Допусти, мне так же нужно совершенствовать первую и вторую джхану. Теперь, после опыта третьей джханы, первая и вторая кажутся недостаточно "тонкими". Допустим, насколько сильным должен быть восторг (piti)? У меня восторг иногда бывал очень интенсивный, так что по телу проходили судороги или приходилось сдерживать себя, чтобы не начать смеяться прямо во время медитации. Гунаратана пишет, что восторг должен быть постоянным  и заполнять все тело, как вода заполняет пузырь. Для этого я просто пытался уменьшить интенсивность восторга. Но когда пытаешься себя успокоить, то восторг проходит и остается только sukkha, то есть третья джхана. Совсем непонятно, как все же развивать витакку и вичару, возвращаясь в первую джхану? Сканировать части тела? А бывает джхана номер Х, в которой есть изучение и рассуждение, счастье и однонаправленность, но нет восторга? :)

Alert,

даже и не знаю что возразить. У меня мнение и опыт похожи на Ваши.
Когда я первый раз общался с тхеравадинским учителем, мне было сказано практиковать mindfulness. Не о каких джханах речь не шла.
Да, джхана это инструмент и у каждого учения есть своя их интерпретация. Ниббана, насколько я помню, это своего рода девятая джхана, основанием для котороя является восьмая.

Согласен, что телесное и душевное здоровье являются необходимыми предпосылками для их достижения. Беру свои слова обратно. Психотерапия тоже бывает полезна :) как и физические упражнения, да и вообще забота о собственном здоровье.

Мантры штука полезная. В Тхераваде есть хорошая и простая мантра "Bud-dho" на вдох-выдох или первый шаг-второй :) . Она отганяет мысли и позволяет быстро достигать концентрации. Ачаан Амаро учит медитации на "звук тишины" (звенящий звук в ушах, который появляется при полной тишине). Но так как полная тишина в обычных условиях редко достижима, то практиковать это дома не совсем реалистично.

Насчет (с)иддхи не знаю (не к ночи будут помянуты :) ), но частота синхроничных событий и интуиция возрастают. Причем совпадения вызывают чисто мирские выгоды, которых очень тяжело устоять  :oops: .

Ассаджи

#24
Цитата: AlertОднонаправленная концентрация на том или ином образе также не единственный метод вхождения в джхану даже в буддизме. Например, в дзен используется концентрация на звуке «му» в области живота. Здесь нет образа как такового, поскольку ощущается некая вибрация.

На всякий случай уточню, что под "перцептивным образом" не имеется в виду обязательно зрительный образ. Это некий комплекс восприятий, запомнив который, практикующий может снова войти в достигнутое ранее сосредоточение, или закрепить текущее сосредоточение.

В чем-то это напоминает альпинизм, с закреплением пройденных этапов, и продвижением дальше. В перцептивный образ может входить и звук, и тактильные ощущения, и вкус, и запах, и идея.

Довольно широко известно применение перцептивных образов в аутогенной тренировке:
http://awake.kiev.ua/new/at.htm

Ассаджи

Павел,

Цитата: PavelДопустим, в своей практике я достиг третьей джханы, потому что предоминирующие факторы, которые я ощущаю это sukkha и ekaggata. Допусти, мне так же нужно совершенствовать первую и вторую джхану. Теперь, после опыта третьей джханы, первая и вторая кажутся недостаточно "тонкими".

Тем лучше, я не вижу смысла в данном случае насильно возвращаться к первым джханам. Разве что может быть очень познавательно научиться переключаться между освоенными джханами. При этом они, кстати, скорее всего разовьются.

ЦитироватьНо когда пытаешься себя успокоить, то восторг проходит и остается только sukkha, то есть третья джхана.

Вот и стоит развивать 'sukkha' во всем теле. Я так думаю.

Pavel

ЦитироватьТем лучше, я не вижу смысла в данном случае насильно возвращаться к первым джханам. Разве что может быть очень познавательно научиться переключаться между освоенными джханами. При этом они, кстати, скорее всего разовьются.

Ну да, все в контексте Гави Сутты. Вот такой я зануда :) . Я просто знаю по себе, что делаю многие вещи второпях, лишь бы как-то работали, поэтому в этот раз решил побыть основательным.
Или вот помирать буду. Нужно ведь будет сначала в первую джхану углубиться, потом во вторую и т.д. :) .  

ЦитироватьВот и стоит развивать 'sukkha' во всем теле. Я так думаю.
'sukkha' будем развивать обязательно.

Alert

//В перцептивный образ может входить и звук, и тактильные ощущения, и вкус, и запах, и идея.//

Все же не согласен с Вами. Вы представляете т.з., скажем так, мирскую. Не мне Вам говорить, что психологическая реальность имеет много уровней, также как реальность, скажем физическая. На мирском уровне, в обычном состоянии сознания, да, мы можем говорить о звуках, визуальных образах, запахах, идеях. Но ведь джхана это измененное состояние, когда открываются другие, более глубокие уровни сознания. На этих уровнях уже не совсем корректно говорить о звуках, здесь звук уже вибрация (не как тактильное ощущение). Ведь что такое звук? Это колебания определенной частоты. Допустим колебания частотой 10 гц мы не ощущаем как звук, это именно вибрация, сознание еще успевает отслеживать каждое отдельное колебание. Звук "му" имеет частоту примерно 300 гц. Поскольку в джхане все процессы сознания многократно ускоряются, мы уже можем воспринимать звук частотой 300 гц как вибрацию, причем можно управлять местом ее возникновения - из низа живота, из груди, из горла, можно "запускать ее в голову, руки, ноги, просто целиком стать вибрацией. Некоторые звуки имеют свое местоположение, например у меня носовые звуки "н" рождаются из копчика. Далее зрительные образы, они тоже состоят из образа как такового и цветов. Так вот в джхане цвет также может восприниматься отдельно, например сине-фиолетовый цвет рождается из низа живота и может заполнять все тело, без какого-либо пространственного образа. Тактильные ощущения это особая статья, я думаю, это верхушка того айсберга, который называют ци, энергией и т.д. В джхане "тактильные ощущения" уже воспринимаются именно как потоки некой энергии, хотя я думаю, что это просто некий уровень "сознания тела". Вкус и запах я полагаю вообще одним ощущением, лишь привязанным к разным органам и субстанциям. И наконец идеи. Это самая интересная вещь в джхане. Вслед за филофом Ивановым я полагаю, что идеи не есть образы или представления, а непосредственно сами объекты, только разной степени актуализации в сознании. Например, в ТБ есть такое божество, как Белая Тара. Досточтимый Геше Тинлей часто дает ее посвящение, где читается соответствующая мантра и необходимо представлять ее образ. Есть в ТБ и другие аналогичные практики визуализации образов, например я получал посвящение и занимался практикой Ваджрасаттвы. Через некоторое время занятий я понял, что для меня они не имеют особого смысла, поскольку вместо собственно визуализаций и очищения, как говорится в наставлениях, у меня устанавливается контакт непосредственно с самим божеством. Т.е. вместо идеи или образа Тары или Ваджрасаттвы я ощущаю непосредственно их самих, как они пребывают в неких планах существования. После этого я прекратил занятие этими практиками, не видя смысла в таких контактах.
На правах рекламы

Alert

//Ниббана, насколько я помню, это своего рода девятая джхана, основанием для котороя является восьмая.//

Насколько я помню, сам Будда ушел в париниббану из четвертой джханы. Сама по себе джхана, будучи лишь инструментом, не прекращает существования и страданий.
На правах рекламы

Ассаджи

Цитата: AlertВажное значение имеет то, что я для себя называю «телесным вниманием». Обнаружить его самостоятельно достаточно сложно, хотя, уловивши раз с чужой помощью, вы навсегда поймете, что это такое. Обычно это внимание концентрируется на голове, особенно у людей интеллектуального труда, отсюда возникают различные «блоки» и далее болезни – хондрозы и т.п. С таким букетом достижение джханы будет проблематично. Концентрация «телесного внимания» на животе, пятках, кончике носа, позволяет «разглаживать» напряженности, излечивать болезни, и соответственно достаточно легко входить в джхану.

Перенаправление внимания как раз служит ключевым инструментом для устранения неумелых и развития умелых качеств.

Ассаджи

Цитата: Alert//В перцептивный образ может входить и звук, и тактильные ощущения, и вкус, и запах, и идея.//

Все же не согласен с Вами. Вы представляете т.з., скажем так, мирскую.

В данном случае я опираюсь на Вимуттимаггу, Висуддхимаггу, и собственный опыт.

ЦитироватьНа мирском уровне, в обычном состоянии сознания, да, мы можем говорить о звуках, визуальных образах, запахах, идеях. Но ведь джхана это измененное состояние, когда открываются другие, более глубокие уровни сознания.

Любой опыт в этом мире сводится к комбинации впечатлений чувств. Они бывают тонкими и грубыми, но остаются впечатлениями

См. Сабба сутта:
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn35-023.html

Ассаджи

Цитата: AlertЗа кадром здесь остаются некоторые предпосылки, необходимые для успешного его применения. Прежде всего, это отсутствие психологических проблем, напряжений, «блоков». Достигается это «практикой нравственности», монашеством, ритритами,

Без нравственности здесь, конечно, никуда. Тем более что джханы испытывают её на прочность. И для входа в джхану нужна чистая совесть.

Alert

//В данном случае я опираюсь на Вимуттимаггу, Висуддхимаггу, и собственный опыт. //

У каждого свой опыт и свое понимание сутт, здесь нет смысла что-либо оспаривать.
На правах рекламы

Ассаджи

Цитата: AlertУ каждого свой опыт и свое понимание сутт, здесь нет смысла что-либо оспаривать.

Есть смысл прояснять. Не могли бы Вы сказать, на чем Вы основываетесь в разделении "мирского" и "глубокого" уровней? И откуда такая терминология?

ЦитироватьВы представляете т.з., скажем так, мирскую. Не мне Вам говорить, что психологическая реальность имеет много уровней, также как реальность, скажем физическая. На мирском уровне, в обычном состоянии сознания, да, мы можем говорить о звуках, визуальных образах, запахах, идеях. Но ведь джхана это измененное состояние, когда открываются другие, более глубокие уровни сознания.

Инвалид

Цитата: Alertэто отсутствие «проблем с телом».
Можно ли заниматься концентрацией при неприятных ощущениях в теле: при терпимых болях в животе, в пояснице и т.д. (отложенные реакции на какие то нагрузки). Ощущение само притягивает внимание без приложения усилий, хотя восторга не будет.  Этот метод описан в книге «Современные буддийские мастера».
Один из лучших объектов концентрации для меня – болезненные ощущения в голове. Такая концентрация уменьшает возможность перейти границу неприятных последствий от умственных практик.
Хочется перефразировать старинную шутку: « Я, после долгих тренировок, могу удерживать сознание (или ум) без мыслей  2 – 3 часа». – «А я это делаю без тренировок до 8 часов, когда засыпаю». Вот я, например, достиг первой джханы, стоит ли затрачивать колоссальные ресурсы (для человека с ослабленной энергетикой) для достижения второй. Тем более, чем человек старее, тем меньше у него возможность повторить свой опыт: сначала ему не хватает сил до, скажем, 6 джханы, потом 5, потом 4 и т.д. И, если он умирает от мучительной болезни, ему дают обезболивающие, которые подавляют последние осознание и внимание (да и память) для концентрации «доступа».

Pavel

ЦитироватьОдин из лучших объектов концентрации для меня – болезненные ощущения в голове. Такая концентрация уменьшает возможность перейти границу неприятных последствий от умственных практик.

Каковы неприятные последствия умственных практик?

Мне кажется, что некоторое время стоит медитировать в "тепличных" условиях, когда никакие боли не беспокоят. Тогда развивающиеся приятные ощущения piti и sukkha будут стимулировать и подкреплять практику. Концентрация на боли наоборот очень трудна, и нужно иметь очень большое мужество, чтобы заниматься ею. Почему не концентироваться на дыхании? Для меня важным этапом была лекция по разбору Анапанасати Сутты, где , в частности, говорится:

ЦитироватьВсегда осознанно он вдыхает, и осознанно он выдыхает.

I. Отслеживание тела

(1) Делая длительный вдох, он распознает, что он делает длительный вдох;
делая длительный выдох, он распознает, что он делает длительный выдох;
(2) делая короткий вдох, он распознает, что он делает короткий вдох;
делая короткий выдох, он распознает, что он делает короткий выдох.
(3) Он тренируется вдыхать, чувствуя все тело,
он тренируется выдыхать, чувствуя все тело.
(4) Он тренируется вдыхать, успокаивая деятельность всего тела,
он тренируется выдыхать, успокаивая деятельность всего тела,
II. Отслеживание чувств
(5) Он тренируется вдыхать, чувствуя восторг,
он тренируется выдыхать, чувствуя восторг.
(6) Он тренируется вдыхать, чувствуя счастье,
он тренируется выдыхать, чувствуя счастье.

(7) Он тренируется вдыхать, чувствуя умственную деятельность,
он тренируется выдыхать, чувствуя умственную деятельность.
(8 ) Он тренируется вдыхать, успокаивая умственную деятельность,
он тренируется выдыхать, успокаивая умственную деятельность.

То есть на самом начальном этапе осознования дыхания ощущаются только позитивные чувства - восторг и счастье, никакой боли и страдания.
Вовсе необязательно ждать пока (1)-(4) выработаются до совершенства. Начинать медитацию с улыбкой, как советует Брасингтон, и концентрироваться на приятных ощущениях действительно очень помогает.
В дальнейшем умеренные неприятные ощущения в теле перестают беспокоить настолько, чтобы затруднить концентрацию на дыхании, потому что они гасятся развивающимися приятными факторами джханы.

Инвалид

Цитата: PavelКаковы неприятные последствия умственных практик?  
Когда концентрируешься, иногда без моего намерения включается исследование или распознавание качеств ума и их обусловленность (а это такая паутина, что не все описывают ее одинаково), хочется побыстрее проникнуть, поумнеть (из-за этой медлительной концентрации). Бывает, потом долго не можешь даже концентрироваться.
Цитировать(1) Делая длительный вдох, он распознает, что он делает длительный вдох;
делая длительный выдох, он распознает, что он делает длительный выдох;
(2) делая короткий вдох, он распознает, что он делает короткий вдох;
делая короткий выдох, он распознает, что он делает короткий выдох.  
У меня вдохи и выдохи как бы не изменяются, что здесь имеется в виду?
Цитировать(3) Он тренируется вдыхать, чувствуя все тело,
он тренируется выдыхать, чувствуя все тело.
Внимание на все тело целиком?
Цитировать4) Он тренируется вдыхать, успокаивая деятельность всего тела,
он тренируется выдыхать, успокаивая деятельность всего тела,  
В медитации тело спокойно ведь?
ЦитироватьОн тренируется вдыхать, чувствуя восторг,  
Тут и может возникнуть анализ и поиск в «контактах интеллекта». В этой цитате (всей,целиком), мне кажется, присутствуют все четыре основы осознанности.
Попробую, в течении недели, сосредотачиваться с улыбкой, посмотрю, что получится.

Ассаджи

Цитата: ИнвалидМожно ли заниматься концентрацией при неприятных ощущениях в теле: при терпимых болях в животе, в пояснице и т.д. (отложенные реакции на какие то нагрузки).

Нужно научиться различать, какого происхождения боли - умственного или телесного. Насчет болезней нужно обращаться к врачу. А если неприятные ощущения умственной природы, то они при непривязанности к ним пройдут.

ЦитироватьОщущение само притягивает внимание без приложения усилий, хотя восторга не будет.  Этот метод описан в книге «Современные буддийские мастера».

Лучше таким не заниматься, внимание к боли лишь усиливает её, и мало что дает. В книге такой прием используется на определенном этапе, под руководством учителя, для определенных целей.

ЦитироватьВот я, например, достиг первой джханы, стоит ли затрачивать колоссальные ресурсы (для человека с ослабленной энергетикой) для достижения второй.

Путь через джханы более легкий, без джхан еще труднее.

ЦитироватьТем более, чем человек старее, тем меньше у него возможность повторить свой опыт: сначала ему не хватает сил до, скажем, 6 джханы, потом 5, потом 4 и т.д. И, если он умирает от мучительной болезни, ему дают обезболивающие, которые подавляют последние осознание и внимание (да и память) для концентрации «доступа».

Смерть - дело преходящее. Главное, что нарабатываются способности.

Pavel

ЦитироватьКогда концентрируешься, иногда без моего намерения включается исследование или распознавание качеств ума и их обусловленность (а это такая паутина, что не все описывают ее одинаково), хочется побыстрее проникнуть, поумнеть (из-за этой медлительной концентрации). Бывает, потом долго не можешь даже концентрироваться.

Я думаю, что тут может помочь развивитие навыка возвращаться от мыслей к дыханию. То есть главное - это не то, что внимание сосредоточено все время на дыхании, но то что каждый раз мы возвращаяем ум снова к объекту концентрации. Каждое возвращение - плюс один балл  :) . То есть это как езда на велосипеде - когда мы учимся, мы не стараемся все время держать идеальный балланс, но скорее в случае его потери снова и снова возвращаемся к нему.

ЦитироватьУ меня вдохи и выдохи как бы не изменяются, что здесь имеется в виду?

Я думаю, что нужно просто различать длину вдоха. Обычно советуют не форсировать дыхание и дышать естественно, но я заметил, что мне помогает в начале медитации делать короткие и относительно быстрые вдохи или быстро шагать. В этом случае возбужденный ум становится на одном уровне активности с объектом медитации и удерживать внимание на нем легче. Потом, по мере успокоения ума можно постепенно уменьшать темп.

ЦитироватьВнимание на все тело целиком?

Я думаю, как в руководстве Тханиссаро Бхиккху:
http://dhamma.ru/lib/guided.htm
Сначала внимание сканирует части тела, но потом распространяется на все тело целиком.

ЦитироватьВ медитации тело спокойно ведь?

Да.

ЦитироватьПопробую, в течении недели, сосредотачиваться с улыбкой, посмотрю, что получится.

Для зарождения радости помогает памятование 5 обетов. Когда мы сидим и медитируем, мы не можем их нарушить. Как в той поговорке -"Х - хороший человек. Особенно когда спит." :) С медитацией то же самое. В медитации мы автоматически выполняем 5 обетов.
Еще помогает памятование приятных ощущений дыхания. Например, когды мы выходим из душного или прокуренного помещения на свежий воздух, дыхание приятно.  Или в конце концов то, что мы дышим, значит что мы еще живы и можем практиковать учение Будды -это тоже очень приятно.

Alert

//Любой опыт в этом мире сводится к комбинации впечатлений чувств. Они бывают тонкими и грубыми, но остаются впечатлениями//
//Не могли бы Вы сказать, на чем Вы основываетесь в разделении "мирского" и "глубокого" уровней? И откуда такая терминология?//

"Why? Because it lies beyond range." (Nibbana would lie outside of the word, "all.")
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn35-023.html

Если существует обыденный мир, сконструированный из впечатлений чувств и возможно полное прекращение конструирования, возникновения сознаний и т.д., т.е. Ниббана, то возможно и частичное деконструирование впечатлений и обыденного мира. При этом часто забывается, что обыденное понимание сознания относится не к уровню шести сознаний, а к уровню нама-рупы. Я думаю, в обыденном состоянии образы не есть чистые впечатления непосредственно шести сознаний, а представляют собой более сложные комбинации. Например рупа деконструируется до уровня первоэлементов, которые я и считаю "чистыми" впечатлениями сознаний. Между этими уровнями я полагаю существуют промежуточные уровни.

Желаю всем достижения джханы на махабхутах! :)
На правах рекламы