Йогические элементы в ПК

Автор Бхиккху Кхеминда, 09:30 13 декабря 2017

« назад - далее »

Бхиккху Кхеминда

Любопытно оказывается в Сутта нипате 3.11 упоминается йогическая практика известная в Индийской и Даосской йогах, как прижимание языка к нёбу:
"716. Я разъясню тебе состояние мудрости; пусть будет он подобен лезвию бритвы, пусть будет умерен он в пище, прижимая язык к небу."

Suvatthi hotu

Да, любопытно. Судя по тому как звучит поучение, это метод, который помогает ограничивать себя в пище, справляться с чувством голода.
Дэвы, проживающие в облаках, живут долго, красивы, и пребывают в неимоверном счастье.

Evgeний

Цитата: Бхиккху Кхеминда от 09:30 13 декабря 2017
Любопытно оказывается в Сутта нипате 3.11 упоминается йогическая практика известная в Индийской и Даосской йогах, как прижимание языка к нёбу:
"716. Я разъясню тебе состояние мудрости; пусть будет он подобен лезвию бритвы, пусть будет умерен он в пище, прижимая язык к небу."
Может кому попадалось упоминания в ПК техник подобных Мула Бандха

Ассаджи

Цитата: Evgeний от 11:49 14 марта 2019
Может кому попадалось упоминания в ПК техник подобных Мула Бандха

Такого в Типитаке нет.


Balabust

А может ли это быть устоявшимся выражением?
Типо держать язык за зубами(молчать).
прижать язык к небу -не есть.

Ассаджи

Цитата: Balabust от 06:41 18 марта 2019
А может ли это быть устоявшимся выражением?
Типо держать язык за зубами(молчать).
прижать язык к небу -не есть.

Тут смысл буквальный. Этот древний прием описан в Майтри упанишаде:

Цитировать20. И также сказано в другом месте: Есть еще высшая сосредоточенность для него. Надавив на нёбо кончиком языка, сдерживая речь, разум и дыхание, он созерцательным исследованием видит Брахмана. И когда с исчезновением разума он благодаря самому себе видит Атмана, меньше малого, сияющего, то, увидев благодаря самому себе Атмана, он становится лишенным собственного существа. Лишившись собственного существа, он мыслим как неизмеримый, лишенный источника. Это знак освобождения, высшее таинство. - Ибо сказано так:


     Благодаря спокойствию мысли он уничтожает добрые и недобрые дела;
     Успокоившись, пребывая в Атмане, он вкушает непреходящую радость. -

https://web.archive.org/web/20060302051520/http://www.vedanta.ru/library/upanishads/maitri6.php


Ассаджи

Описываемые Буддой в Бодхираджакумара сутте приемы, от которых он впоследствии отказался:

ЦитироватьOver Exertion

It occurred to me, Prince: 'Suppose now that I, with my teeth clenched, with my tongue pressed against the palate, by mind should subdue, restrain and dominate my mind?' So I, Prince, with my teeth clenched, with my tongue pressed against the palate, by mind subdued, restrained and dominated my mind. While I was subduing, restraining and dominating my mind, with the teeth clenched, the tongue pressed against the palate, sweat poured from my armpits. It is as if, Prince, a strong man, having taken hold of a weaker man by his head or shoulders, would subdue, restrain and dominate him. Even so, while I, Prince, was subduing, restraining and dominating my mind by mind, with my teeth clenched, with my tongue pressed against the palate, sweat poured from my armpits. Although, Prince, unsluggish energy came to be stirred up in me, unmuddled mindfulness set up, yet my body was turbulent, not calmed, because I was harassed in striving by striving against that very pain. But yet, Prince, that painful feeling, arising in me, persisted without impinging on my mind.

It occurred to me, Prince: 'Suppose now that I should meditate the non-breathing meditation? So I, Prince, stopped breathing in and breathing out through the mouth and through the nose. When I, Prince, had stopped breathing in and breathing out through the mouth and through the nose, there came to be an exceedingly loud noise of winds escaping by the auditory passages. As there comes to be an exceedingly loud noise from the roaring of a smith's bellows, even so when I, Prince, stopped breathing in and breathing out through the mouth and through the nose, there came to be an exceedingly loud noise of wind escaping by the auditory passages. Although, Prince, unsluggish energy came to be stirred up in me, unmuddled mindfulness set up, yet my body was turbulent, not calmed, because I was harassed in striving by striving against that very pain. It was even in this wise, Prince, that a painful feeling that had arisen in me persisted without impinging on my mind.

https://suttacentral.net/mn85/en/horner

перекликаются с приемами, описываемыми современным йогом Свами Рамой:

ЦитироватьIn the beginning one will also perspire freely.

The head sounds heard during the practice of prāṇāyāma are caused by the rushing of blood through the arteries and veins and may indicate congestion.

The yogi should practice kumbhaka, closing his ears with the two thumbs, the eyes with the index fingers, the nostrils with the middle fingers, the upper lip with the ring fingers, and the lower lip with the little fingers. Firmly confining the air, he should listen attentively for the sound in the right ear.

In this practice of prāṇāyāma, the air will eventually be able to enter the esophagus and stomach in
small quantities and will finally reach the bowels. At this point, some pain will be felt, and the practitioner must endure a reasonable amount of it.

At this point one is able to detect air beginning to enter alimentary canal[...] it will force its way out of lungs, and attempt to enter the alimentary canal[...] Pain will develop and may be initially quite acute

Kumbhaka increases heat in the body.

When one has been able to hold his breath for 3,000 to 5,000 counts, he will be able to feel it throughout
the body. There will be a tingling and stinging sensation over the entire surface of the body.

As one develops the practice the diet must be further simplified and should eventually consist almost entirely of liquids.

https://books.google.com/books/about/Path_of_Fire_and_Light.html?id=ZA4h3m8a82UC

Evgeний

Частенько в описаниях йогических техник встречается требование "внутренне направить взгляд на межбровье".В ранних источниках буддизма присутствует такое требование?

Ассаджи

Цитата: Evgeний от 15:55 13 мая 2019
Частенько в описаниях йогических техник встречается требование "внутренне направить взгляд на межбровье".В ранних источниках буддизма присутствует такое требование?

В словах Будды, сохраненных в Палийском каноне, такого нет.

Pariyano Bhikkhu

Цитата: Balabust от 06:41 18 марта 2019
А может ли это быть устоявшимся выражением?
Типо держать язык за зубами(молчать).
прижать язык к небу -не есть.
может быть что угодно..
как вы понимаете, нет (и не может быть) адекватного словаря пали-русский. значение палийских слов может меняться от контекста (то есть перевод с палийского - это всегда вопрос компетентности и опытности переводчика. И, наверное, удачливости; ибо как ты культуру не изучай, но всё равно в 2.5К лет назад не проникнешь и ТЕ контексты не узнаешь..

manussa

Материал о йоге в прошлом и настоящем
https://yogin.by/yoga3typa

Pariyano Bhikkhu

Пожалуй, и я посоветую литературу. Тут, правда, не обзорная статья, а фундаментальный труд. Очень структурированный и чёткий. Сразу оговорюсь, книга для людей, которым не близки понятия чакр, кундалини и прочей изотерики.. Описан опыт автора и его последователей (ВСБ более 40 лет практикует сам и учит других, плюс лет двадцать занимается йоготерапией). Физиология, научный подход, все дела..
Скачать книгу бесплатно можно с сайта школы автора realyoga.ru/lib_books_boykolit (Йога - Искусство коммуникации (4-е издание)). Бумажное есть уже пятое, но оно мало чем отличается.

Evgeний

Цитата: Pariyano Bhikkhu от 13:15 24 мая 2019
Пожалуй, и я посоветую литературу. Тут, правда, не обзорная статья, а фундаментальный труд. Очень структурированный и чёткий. Сразу оговорюсь, книга для людей, которым не близки понятия чакр, кундалини и прочей изотерики.. Описан опыт автора и его последователей (ВСБ более 40 лет практикует сам и учит других, плюс лет двадцать занимается йоготерапией). Физиология, научный подход, все дела..
Скачать книгу бесплатно можно с сайта школы автора realyoga.ru/lib_books_boykolit (Йога - Искусство коммуникации (4-е издание)). Бумажное есть уже пятое, но оно мало чем отличается.

Чуток резануло
ЦитироватьС  одной  стороны,  йога  всегда  предоставляла  философским  системам  Индии  (за  малым  исключением)  мистическое  обоснование,  с  другой в разных  школах  использовались  отдельные  части  системы,  например,  в  буддизме  медитацию  применяли  для  погружения  созерцателя  в  миры  не-форм, из чего, быть может, кто-то извлекал  и пользу, но большинство становилось  «странниками  по  звездам».