Что такое десять направлений?

Автор Ajir, 14:46 11 декабря 2023

« назад - далее »

Curious

Цитата: Ajir от 14:59 19 декабря 2023Вдобавок "космические лучи" это же в обычной науке - совершенно строгий термин, имеющий точный смысл.

Я бы не был слишком категоричен. Конечно, перевод близок к эзотерическому, что особенно в Тхераваде, лишенной обрядовости и особенного магизма, не приветствуется. Но есть выражение "Вайб", молодежное. Vibe, то есть вибрация. Оно обозначает настроение. Я абсолютно убежден, что это явление имеет место быть. Какие-то вибрации, или излучения, есть у людей. В гневе, ненависти, печали, страхе, и напротив в любви, радости, заботе. Это мне кажется очень близко к тому, что называется в буддизме "охватить своим умом умы других существ".

При этом я оставляю за собой право критически мыслить по отношению ко многим положениям в религии, и тем более в эзотерике.

Но когда активно желаешь другим добра - это реальность.

Ajir

Цитата: Curious от 07:59 20 декабря 2023
Цитата: Ajir от 14:59 19 декабря 2023Вдобавок "космические лучи" это же в обычной науке - совершенно строгий термин, имеющий точный смысл.

Я бы не был слишком категоричен. Конечно, перевод близок к эзотерическому, что особенно в Тхераваде, лишенной обрядовости и особенного магизма, не приветствуется. Но есть выражение "Вайб", молодежное. Vibe, то есть вибрация. Оно обозначает настроение. Я абсолютно убежден, что это явление имеет место быть. Какие-то вибрации, или излучения, есть у людей. В гневе, ненависти, печали, страхе, и напротив в любви, радости, заботе. Это мне кажется очень близко к тому, что называется в буддизме "охватить своим умом умы других существ".

При этом я оставляю за собой право критически мыслить по отношению ко многим положениям в религии, и тем более в эзотерике.

Но когда активно желаешь другим добра - это реальность.
Это два разных вопроса:
1. Неудачность термина именно "космические лучи".
2. Что в целом происходит при практике любящей доброты.

Я про второе сейчас думаю:
1. Хотя в какой-то степени наши эмоции, в том числе пожелание добра или наоборот гнев - наверно могут Напрямую на других действовать.
2. Но при практике любящей доброты, особенно на начальных стадиях - стоит в первую очередь думать не об этом, а о том, что с тобой происходит, как меняется (или не меняется) Твое сознание и Твои действия, которые могут идти на Прямую пользу (или увы вред) тебе и другим.

Т.е. я не отрицаю, что возможно и "мистическое" "прямое" действие любящей доброты, но это не первоочередная цель.

***

Хотя кстати - я встречал упоминание у кажется Дина Радина - исследования, когда предположительно - от того, что в город приехали несколько серьезных практиков медитации и основательно медитировали - снизился уровень преступности.
Позже напишу, если найду.

Ассаджи

Цитата: Ajir от 14:46 21 декабря 20231. Неудачность термина именно "космические лучи".

Тут не то чтобы термин был неудачен - дело ведь в том, что автор сайта, не понимая толком английского языка, написал свои домыслы по мотивам гуглоперевода. Ни о каких "космических" в оригинале и речи не идёт. Там ещё множество подобных перлов на каждом шагу.

Цитата: Ajir от 14:46 21 декабря 20232. Но при практике любящей доброты, особенно на начальных стадиях - стоит в первую очередь думать не об этом, а о том, что с тобой происходит, как меняется (или не меняется) Твое сознание и Твои действия, которые могут идти на Прямую пользу (или увы вред) тебе и другим.

Именно так. Некоторые люди, которые считают, что они "посылают" метту и при этом неким волшебным образом улучшают жизнь других, получают в результате невероятно раздутое и неадекватное самомнение. С ними становится трудно общаться, ведь они считают себя некими вселенскими благодетелями.

Есть множество баек на эту тему, начиная с заявлений Махариши - но серьезных научных подтверждений такого влияния нет.

Как объяснял Будда, цель развития доброжелательности - очищение ума и устранение злобы. Это совсем не фантазийное спасение мира от бед.

Curious

#23
Цитата: Ajir от 14:46 21 декабря 20232. Что в целом происходит при практике любящей доброты.

Я про второе сейчас думаю:
1. Хотя в какой-то степени наши эмоции, в том числе пожелание добра или наоборот гнев - наверно могут Напрямую на других действовать.
2. Но при практике любящей доброты, особенно на начальных стадиях - стоит в первую очередь думать не об этом, а о том, что с тобой происходит, как меняется (или не меняется) Твое сознание и Твои действия, которые могут идти на Прямую пользу (или увы вред) тебе и другим.

Т.е. я не отрицаю, что возможно и "мистическое" "прямое" действие любящей доброты, но это не первоочередная цель.

***

Конечно, практика метты в первую очередь направлена на замену равнодушного или негативного отношения к другим, на доброе (в идеале - ко всем). Но она этим не исчерпывается.

Ведь если это только для себя, то слова метты просто лишены смысла (пусть все будут свободны от болезней, притеснений, смогут позаботится о себе), или, например из книги Хенепола Гунаратаны "Простыми словами о внимательности":

"Пусть мои друзья обретут здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют их все беды и невзгоды. Да не будет у их никаких трудностей. Да не будет у них никаких проблем. Пусть им всегда сопутствует удача".

Если мы просто хотим стать доброжелательными, не проще ли как-то взращивать благородство души?

Мне кажется, что у метты много общего с молитвой, об этом и дост. Аджан Джаясаро упоминал. Молящиеся же не просят сделать их добрыми, они хотят конкретного блага для других.

Конечно, также за взращиванием доброты следуют хорошие поступки, поскольку берут начало в добрых мыслях.

Рассуждение дост. Аджана Джаясаро по теме:

"Иногда буддистов обвиняют в чрезмерной пассивности: «Посреди бесчинств и несправедливости, множественных страданий вокруг них, всё что они делают, так это сидят с закрытыми глазами и думают себе: «Пусть каждый будет счастлив». Они тем самым думают, что помогли». Я считаю, что подобные заявления несправедливы по нескольким причинам. Во-первых, я бы не стал недооценивать силу той деятельности, которая порицается такими заявлениями. Благое намерение и подобная медитация оказывают невероятное влияние. Мне рассказали, что сейчас в Калифорнии некоторые страховые компании обещают снизить сумму страхования здоровья, если вы сможете им доказать, что за ваше здравие будет кто-то молиться в том случае, если вы заболеете. Различные престижные организации доказали, что на самом деле есть эффект, даже если вы не знаете о том, что кто-то молится за вас. Помимо явно ощутимой и ныне всё чаще признаваемой силы сосредоточенного ума, такая критика также безосновательна по той причине, что строится на поверхностном изучении буддизма. Учения Будды часто неправильно трактуют, поскольку вырывают что-то из контекста, а любые его аспекты всегда идут в контексте."

Аджан явно говорит о силе воздействия метты и сравнивает ее с молитвой.

https://theravada.ru/Teaching/Lectures/jayasaro_great-escape-sv.htm


Цитата: Ajir от 14:46 21 декабря 2023Хотя кстати - я встречал упоминание у кажется Дина Радина - исследования, когда предположительно - от того, что в город приехали несколько серьезных практиков медитации и основательно медитировали - снизился уровень преступности.
Позже напишу, если найду.

Такое же мнение встречал у врача, которого знаю больше 20 лет.

Curious

В работе дост. Ачарьи Буддараккхиты о метте вообще прямо указано "вибрации", которые приводят к счастью и избавлению от бед.

"When one projects this total wish for others to dwell happily, free from hostility, affliction and distress, not only does one elevate oneself to a level where true happiness prevails, but one sets in motion powerful vibrations conducing to happiness, cooling off enmity, relieving affliction and distress."

https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/buddharakkhita/wheel365.html

Ассаджи

Как же хорошо, что я избавился от таких фантазий о дистанционном влиянии на других. Они приятны и льстят самолюбию, но заводят в тупик.


По словам Будды, в частности, в Мегхия сутте, метта нужна именно для избавления от недоброжелательности.

Выгод от практики метты достаточно и без мнимого влияния на других:
https://accesstoinsight.org/tipitaka/an/an11/an11.016.than.html

Никаких серьезных доказательств такого дистанционного влияния благопожеланий нет.

Забавная история произошла с адептами "Трансцендентальной медитации" (ТМ):

ЦитироватьСНИЗИТЬ ПРЕСТУПНОСТЬ И ПРИНЕСТИ МИР ВО ВСЕМ МИРЕ

Центральным элементом утверждений о том, что ТМ снижает преступность и приносит мир во всем мире, является фатально ошибочное исследование по снижению преступности, проведенное в 1995 году в Вашингтоне. Доказательством послужил эксперимент по снижению преступности в городе на 20 %. Такое снижение должно было произойти благодаря гармонии, созданной тысячами продвинутых практиков ТМ, которые медитировали вместе в течение четырнадцати недель. В ТМ это назвали "эффектом Махариши".

СНИЖЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ И ВУДУ-НАУКА

В своей книге "Вуду-наука" Роберт Парк описал пресс-конференцию перед началом эксперимента, на которой ведущий исследователь Джон Хагелин объяснил, что проект по снижению преступности станет научной демонстрацией, доказывающей существование единого поля суперструн - абстрактной и весьма спекулятивной физической теории, которая пытается связать все силы в природе. По словам Хагелина, большое количество продвинутых практиков ТМ, медитирующих вместе в одном и том же месте, получат доступ к этой силе, которую он назвал "коллективным сознанием".

За этот период в городе произошло самое большое количество убийств за всю его историю. На пресс-конференции, посвященной завершению исследования, Хагелин признал, что количество убийств выросло, но подчеркнул, что "жестокая преступность" снизилась. Парк размышлял о выгоде: "Убийцы стреляли в своих жертв, попадая им точно между глаз, а не наносили удары дубинкой по старинке!"

В следующем году Хагелин вернулся с 55-страничным отчетом об эксперименте. На пресс-конференции он заявил, что уровень насильственной преступности снизился на 18 %. Один из репортеров газеты Вашингтон Пост поинтересовался: "Снижение на 18 % по сравнению с чем?" Хагелин сказал, что фактический уровень преступности сравнивается с уровнем преступности, который произошел бы, если бы медитирующие не занимались медитацией. Как он узнал, каким был бы уровень преступности? Хагелин ответил, что с помощью "научно строгого анализа временных рядов, который включал не только данные о преступности, но и такие факторы, как погода и колебания магнитного поля Земли".

НЬЮ-ЙОРКСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОПРОВЕРГАЕТ УТВЕРЖДЕНИЯ ТМ

В 1986 году Хайнц Пагельс, тогдашний исполнительный директор Нью-Йоркской академии наук, писал: "Нет никакой известной связи между состояниями медитации и состояниями материи в физике. Люди, не имеющие профессиональной подготовки в области современной физики, могут легко поверить, основываясь на презентациях в литературе Махариши, что большое количество квалифицированных ученых согласны с предполагаемой связью между современной физикой и методами медитации. Ничто не может быть дальше от истины. Представление о том, что то, что физики называют "вакуумным состоянием", имеет какое-то отношение к сознанию, — это нонсенс. Утверждение, что медитация большого количества людей помогает снизить уровень преступности и войн, создавая единое поле сознания, — глупость высшего порядка. Представление идей современной физики рядом с идеями Махариши о чистом сознании и их очевидная поддержка могут быть направлены только на то, чтобы обмануть тех, кто, возможно, не знает ничего лучшего."

АФЕРА ОДНОГО ПРОЦЕНТА И РОСТ ПРЕСТУПНОСТИ ВБЛИЗИ ВСЕМИРНОЙ ШТАБ-КВАРТИРЫ ТМ

Не обращая внимания на почти всеобщее отрицание учеными эффекта Махариши, Махариши удвоил свои усилия. Он утверждал, что если 8 000 продвинутых медитаторов, что составляет примерно квадратный корень из 1 % населения Земли, будут медитировать вместе, наступит мир во всем мире. Организация ТМ собрала сотни миллионов долларов для финансирования проекта.

По данным Бюро переписи населения США, население Фэрфилда, штат Айова, по состоянию на июль 2016 года составляло 10 206 человек. Если применить формулу квадратного корня одного процента, то когерентность (гармония), созданная всего десятью продвинутыми создателями когерентности (гармонии) ТМ, должна была привести к снижению уровня преступности в Фэрфилде.  Уже более двух десятилетий не десять, а сотни йогических летунов (наиболее продвинутых медитаторов ТМ) проводят свои практики, генерирующие когерентность, в двух (мужском и женском) центрах летания "Золотой купол", расположенных на территории кампуса Меджународного Университета Махариши (МУМ). Кроме того, в течение нескольких лет 1200 ведических декламаторов Махариши, известных как "пандиты", живут в бараках, окруженных заборами с колючей проволокой, прямо по дороге от кампуса в Фэрфилде.

Исходя из огромного уровня генерируемой когерентности, можно с полным основанием ожидать, что в Фэрфилде не будет преступности. Фактически, весь Средний Запад США должен быть свободен от преступности. Однако статистика преступлений ФБР говорит о другом. Neighborhood Scout - это платформа недвижимости, которая анализирует уровень преступности в населенных пунктах США на основе необработанных данных из Программы единой статистики преступности ФБР. Используя статистику преступности ФБР, опубликованную в сентябре 2016 года, Neighborhood Scout сообщает: Уровень преступности в Фэрфилде значительно выше, чем в среднем по стране среди всех населенных пунктов. Относительно штата Айова, уровень преступности в Фэрфилде выше, чем в 94 % городов и поселков штата всех размеров. Кроме того, сравнивая Фэрфилд с другими населенными пунктами аналогичного размера, Neighborhood Scout обнаружил, что уровень преступности в Фэрфилде (насильственные и имущественные преступления вместе взятые) на тысячу жителей выше, чем в большинстве других.

https://www.tmdeception.com/bogusresearch

Curious

#26
Мне кажется метта к такой вещи, как гордыня в большинстве случаев не приводит, а скорее приводит к состраданию.

Что касается практиков ТМ, я не могу ничего сказать.

Дост. Ачарья Буддараккхита далее в своем труде о метте, где он говорит о вибрациях, в главе 8 "Сила метты" явным образом говорит об излучении метты, которую Будда направил на слона, который хотел его растоптать, и слон был укрощен.

Дост. Махатеро Анандамайтрея в книге "Первоначальное учение Будды. Путь медитации" описывает случай, как человек спасся от опасности, направляя метту на другого человека.

Это очень уважаемые монахи. Не думаю, что они вводят в заблуждение.

Дополню цитатой, дост. Ачарья Буддараккхита приводит также следующий пример:

Цитировать"Having stayed there for four months, as he was thinking of leaving the next morning, he heard somebody weeping, and when he asked, "Who is that?" the deva living in the manila tree at the end of the walkway said, "Venerable sir, I am Maniliya (i.e., belonging to the manila tree)."

"Why are you weeping?"

"Because you are thinking of going away from here."

"What good does my living here do you?"

"Venerable sir, so long as you live here, the devas and other non-human beings treat each other with kindness.  When you are gone, they will again start their wrangling and quarrels.

"Well, if my living here makes all of you live at peace, it is good." And so he stayed on for another four months. It is said that when he again thought of going, again the deity wept. So this Elder stayed on permanently and attained Nibbana there. Such is the impact of metta-bhavana on others, even among invisible beings."

Этот рассказ явным образом перекликается с ТМ, но я не берусь судить правдивы ли утверждения приверженцев ТМ. Для нас же важно, что буддийский автор прямо говорит, буквально говорит, что есть влияние метты на других. И описывает, что рядом с практикующим метту все живут в согласии, а без него будут ссориться.

Также дост. Аджан Джаясаро рассказывал, что он делал, чтобы помочь родителям, будучи монахом:

ЦитироватьПосле того, как я стал монахом, иногда я не мог перестать упрекать себя. Когда я жил с родителями, у меня каждый день была возможность сделать что-то для них в ответ на их любовь, но едва ли я когда-либо делал что-либо подобное. Теперь у меня было желание выразить моё чувство благодарности какими-либо реальными делами, но я не мог. Я был монахом и жил за тысячу миль от них. Как обидно. Но всё же, я мог делать то, что делали монахи на протяжении двух тысяч лет, и посылал им мысли доброжелательности каждый день.

https://theravada.ru/Teaching/Lectures/jayasaro_daughters-sons-sv.htm

Вряд ли он это делал, чтобы только избавиться от общей недоброжелательности. Скорее хотел явно улучшить их жизнь.

Но дополню его же словами, чтобы у читающих не возникло неправильного понимания, что метта - это магия, или "кнопка", или "волшебная палочка", влияющая на других:

ЦитироватьДоброжелательность и беспристрастие

Любящая доброта метта часто бывает близорукой или даже слепой, если ее не подкрепить беспристрастием упеккха.

Метта может стать чрезмерной озабоченностью сиюминутным счастьем других.

Метта часто путает удовольствие со счастьем, становясь поверхностной.

Метта провоцирует душевный подъем, который может привести к широким жестам и невыполнимым обязательствам.

Метта легко сбивается на личные привязанности, любовь или страсть.

Упеккха напоминает о картине в целом, о влиянии и возможных последствиях наших действий.

Упеккха обеспечивает стабильность, равновесие и ясное видение, в которых должна быть мудро укоренена метта.

Упеккха позволяет увидеть множество причин и условий, которые стоят за тем, изменяются ли люди, освобождаются ли они от своей боли, обретают ли счастье. Наша метта - лишь одна из составляющих этой паутины.

https://dzen.ru/a/ZUUWxoEdugpWXCw0

Аджан утверждает, что метта - это действительность, явная сила, которая действует. Но в конечном итоге люди сами ответственны за свои поступки, она может помогать, но она не всесильна.

Я немного отредактировал сообщение, поскольку оно еще не опубликовано, отредактировал по части призыва к дискуссии, потому что решил, что не хочу вступать в полемику. Лучше пусть царит благодушная атмосфера дружелюбия. :)

Безусловно есть резон, что некоторые люди могут почувствовать гордыню. В остальном есть много материалов и мнений и можно думать, какой точки зрения придерживаться самому.

Ассаджи

Цитата: Curious от 22:11 21 декабря 2023Дост. Ачарья Буддараккхита далее в своем труде о метте, где он говорит о вибрациях, в главе 8 "Сила метты" явным образом говорит об излучении метты, которую Будда направил на слона, который хотел его растоптать, и слон был укрощен.

Досточтимый Буддхаракхита говорит о вибрациях следующее:

Цитировать"Когда человек проецирует это полное желание, чтобы другие жили счастливо, без вражды, страданий и бед, он не только поднимает себя на уровень, где царит истинное счастье, но и приводит в движение мощные вибрации, способствующие счастью, охлаждению вражды, облегчению страданий и бед".

https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/buddharakkhita/wheel365.html

Он совершенно ничего не говорит о неком заочном влиянии о других.

Нападение слона на Будду описывается так:

ЦитироватьДевадатта, после нескольких тщетных попыток убить Будду, получил согласие Аджатасатту использовать слона Налагири в качестве средства для убийства Будды. Девадатта говорил, что слон не знает о добродетелях Будды и без колебаний уничтожит его. Налагири был свирепым животным, и, чтобы усилить его свирепость, Девадатта велел своему сторожу давать ему вдвое больше обычного пальмового вина. Под бой барабанов было объявлено, что улицы города должны быть очищены, так как на них будет выпущен Налагири. Когда Будде сообщили об этом и предостерегли от похода в город за милостыней, он проигнорировал предупреждение и отправился в Раджагаху вместе с монахами восемнадцати монастырей города. При виде Налагири все люди в ужасе разбежались. Ананда, увидев, что слон приближается к Будде, пошел, несмотря на запрет Будды, и встал перед Буддой, которому пришлось применить свою сверхъестественную силу, чтобы сместить его с места. В этот момент женщина с ребенком на руках увидела приближающегося слона и убежала, в ужасе бросив ребенка к ногам Будды. Когда слон уже собирался напасть на ребенка, Будда заговорил с ним, наполнив его всей своей доброжелательностью, и, протянув правую руку, погладил животное по лбу.

http://www.aimwell.org/DPPN/nalagiri.html

Здесь важно, что Будда встретился со слоном и заговорил с ним. Ни о каком заочном влиянии и речи не идет.

Цитата: Curious от 22:11 21 декабря 2023Дост. Махатеро Анандамайтрея в книге "Первоначальное учение Будды. Путь медитации" описывает случай, как человек спасся от опасности, направляя метту на другого человека.

Разберем и этот случай:

ЦитироватьОколо 67 лет тому назад, во время Первой мировой войны один житель Шри-Ланки остановился в Калькутте и посвятил себя распространению буддизма. Как раз в то время на Шри-Ланке разгорелся конфликт между сингальцами и мусульманами. В результате правительство арестовало многих сингальских лидеров. Буддист, распространявший учение в Калькутте, не имел никакого отношения к этому противоборству, но в результате ложного обвинения попал под подозрение, и начальник полиции Шри-Ланки послал в Калькутту запрос на арест и высылку этого буддиста на Шри-Ланку. Начальник полиции Калькутты немедленно связался с буддистом по телефону и сообщил, что пришел запрос на его депортацию и что за ним придут на следующее утро.

Шриланкиец не обрадовался такому известию, поскольку в ту пору на всей территории Шри-Ланки действовало военное положение и многие его родственники и друзья были арестованы. Он принялся обдумывать выход из этого затруднительного положения. Внезапно его озарило, что единственный способ - расширение безграничной любви. Так что он незамедлительно попросил своего слугу раздобыть фотографию старшего полицейского инспектора. Практика началась около девяти вечера. Он поместил фотографию на столе перед собой, представил образ этого человека и начал излучать по отношению к нему чувство безграничной любви, повторяя в душе: «Господин инспектор, будьте счастливы! Господин инспектор, будьте счастливы!» Вот таким образом, всю ночь до самого утра он не прерываясь практиковал и концентрировался. Рано утром прибыл старший полицейский инспектор Калькутты с намерением арестовать и выслать буддиста, однако изменил свои планы, лишь завидев его.

Инспектор сказал: «Я чувствую какие-то удивительные перемены, произошедшие во мне. Я приехал вас арестовать и вы слать домой. Но когда я вас увидел, меня охватило такое теплое чувство, словно вы мой отец. Я не могу вас так просто выслать. Послушайте, я сделаю для вас одну вещь - помещу вас под домашний арест под мою ответственность, пока все не уляжется».

И инспектор послал ответ на Шри-Ланку, в котором заверил тамошнюю полицию, что затребованный буддист будет оставаться под домашним арестом под его личную ответственность. Так буддист избежал депортации.

И здесь тоже влияние метты сказалось только при личной встрече. Никакого влияния не было, пока инспектор не встретился с буддистом.

Цитата: Curious от 22:11 21 декабря 2023Дополню цитатой, дост. Ачарья Буддараккхита приводит также следующий пример:

Цитировать"Having stayed there for four months, as he was thinking of leaving the next morning, he heard somebody weeping, and when he asked, "Who is that?" the deva living in the manila tree at the end of the walkway said, "Venerable sir, I am Maniliya (i.e., belonging to the manila tree)."

"Why are you weeping?"

"Because you are thinking of going away from here."

"What good does my living here do you?"

"Venerable sir, so long as you live here, the devas and other non-human beings treat each other with kindness.  When you are gone, they will again start their wrangling and quarrels.

"Well, if my living here makes all of you live at peace, it is good." And so he stayed on for another four months. It is said that when he again thought of going, again the deity wept. So this Elder stayed on permanently and attained Nibbana there. Such is the impact of metta-bhavana on others, even among invisible beings."

И в этом случае речь идет о личном присутствии монаха, а не о неком заочном влиянии.

Цитата: Curious от 22:11 21 декабря 2023Этот рассказ явным образом перекликается с ТМ, но я не берусь судить правдивы ли утверждения приверженцев ТМ. Для нас же важно, что буддийский автор прямо говорит, буквально говорит, что есть влияние метты на других. И описывает, что рядом с практикующим метту все живут в согласии, а без него будут ссориться.

Влияние метты есть, но не заочное. Считать, что можешь заочно посылать метту, означает претендовать на сверхспособность заочного влияния на других. Есть ли у вас такая сверхспособность? Для проверки можно использовать простой принцип - управлять можешь только тем, что наблюдаешь. Если вы не можете заочно определять состояние другого человека, то значит, вы не можете и влиять на его состояние.

А если, скажем, мать может заочно чувствовать состояние ребенка, то вполне возможно, что она может его неким образом заочно поддержать.

Цитата: Curious от 22:11 21 декабря 2023Также дост. Аджан Джаясаро рассказывал, что он делал, чтобы помочь родителям, будучи монахом:

ЦитироватьПосле того, как я стал монахом, иногда я не мог перестать упрекать себя. Когда я жил с родителями, у меня каждый день была возможность сделать что-то для них в ответ на их любовь, но едва ли я когда-либо делал что-либо подобное. Теперь у меня было желание выразить моё чувство благодарности какими-либо реальными делами, но я не мог. Я был монахом и жил за тысячу миль от них. Как обидно. Но всё же, я мог делать то, что делали монахи на протяжении двух тысяч лет, и посылал им мысли доброжелательности каждый день.

https://theravada.ru/Teaching/Lectures/jayasaro_daughters-sons-sv.htm

Вряд ли он это делал, чтобы только избавиться от общей недоброжелательности. Скорее хотел явно улучшить их жизнь.

Он и улучшал их жизнь - ведь когда он разговаривал с ними по телефону, эта доброжелательность в итоге передавалась родителям.

Цитата: Curious от 22:11 21 декабря 2023Но дополню его же словами, чтобы у читающих не возникло неправильного понимания, что метта - это магия, или "кнопка", или "волшебная палочка", влияющая на других:

...

Я немного отредактировал сообщение, поскольку оно еще не опубликовано, отредактировал по части призыва к дискуссии, потому что решил, что не хочу вступать в полемику. Лучше пусть царит благодушная атмосфера дружелюбия. :)

Безусловно есть резон, что некоторые люди могут почувствовать гордыню. В остальном есть много материалов и мнений и можно думать, какой точки зрения придерживаться самому.

Да, метта - это не магия. Человек, который считает, что неким волшебным образом "посылает" метту, может в итоге возгордиться этим воображаемым заочным влиянием, и у него может пострадать здравый смысл. Он может находить подтверждения такого влияния даже там, где их нет. Если вы желаете добра себе и другим, то не следует таким заниматься.

Что касается действенности молитвы, то этот вопрос давно исследовали, без особых результатов:
https://en.wikipedia.org/wiki/Efficacy_of_prayer

В современной Тхераваде, к сожалению, порой занимаются "посыланием" метты. Но к счастью, у нас есть слова Будды с четким определением подлинного предназначения метты - устранять недоброжелательность.
 Это нечто вполне наблюдаемое и даже измеримое.

На этой ноте завершаю полемику, закрывая тему, поскольку беседа отошла далеко от первоначального вопроса.

Всех благ!