Вопросы неграмотного

Автор Инвалид, 17:02 04 марта 2005

« назад - далее »

Инвалид

Цитата: АссаджиЧувственное удовольствие - привычный способ вытеснения мучительного чувства, за счет того, что в каждый момент чувство только одно. Однако это лишь симптоматическое решение, дающее временное облегчение. Основополагающее решение - изменить привычки внимания, сделать его основательным.
Большое сомнение (вичикиччха) на счет развития основательного внимания (йонисо манасикара). Это как гибкость – развивается в небольших пределах и сильно отличается у разных людей.  
Желание интеллекта быть «осознанным, внимательным, мудрым» приводит к напряжению и жажде (или намерению) «подкрепиться» и приходится выбирать: или потратить время попусту "отпустить", или работать дальше, сдерживая желание (шестью способами и др. как в "Пять умственных помех и их пpеодоление" Hьянапоника Тхеpа.)
«[неправильно]Использовать алкоголь, наркотики или даже спорт для снятия стресса, порождаемого рабочими перегрузками, вместо того, чтобы заняться регулированием рабочего времени.» (Пятая дисциплина).
«Я почти два года занимался только этим – каждый раз, как я пытался что-то понять или разложить по полочкам, я говорил себе: "отпусти, отпусти", до тех пор, пока желание не затухало.» (Аджан Сумедхо).
Конечно, здесь ответ разумный баланс и смирение.

Ассаджи

#41
Цитата: ИнвалидЖелание интеллекта быть «осознанным, внимательным, мудрым» приводит к напряжению и жажде (или намерению) «подкрепиться» и приходится выбирать: или потратить время попусту "отпустить", или работать дальше, сдерживая желание (шестью способами и др. как в "Пять умственных помех и их пpеодоление" Hьянапоника Тхеpа.)

Когда развиваешь основательное внимание, отвлекаешь его от перцептивных образов, связанных с зависимостями, развиваешь умелые качества, то активизируются соответствующие механизмы: всплывает сначала жажда развлечься, потом маскирующее боль напряжение, и наконец, когда расслабляешь напряжение, само мучительное чувство. Когда и оно проходит, внимание высвобождается, "отпуская" перцептивные образы.

К сожалению, трудно передать это заочно, бывают недоразумения в понимании. Все же надеюсь, что это обсуждение кому-нибудь пригодится.

Цитировать«[неправильно]Использовать алкоголь, наркотики или даже спорт для снятия стресса, порождаемого рабочими перегрузками, вместо того, чтобы заняться регулированием рабочего времени.» (Пятая дисциплина).
«Я почти два года занимался только этим – каждый раз, как я пытался что-то понять или разложить по полочкам, я говорил себе: "отпусти, отпусти", до тех пор, пока желание не затухало.» (Аджан Сумедхо).
Конечно, здесь ответ разумный баланс и смирение.

Смириться с рабством привычек?

А насчет разумного баланса я согласен.
Решения нужны самые разноплановые, и глубинные, и поверхностные, - в том числе и режим дня, и спорт. Умение отдыхать - целое искусство
http://dhamma.ru/lib/authors/misc/rest.htm

Например, если сверху заливают соседи, то можно, во-первых, подставить тазик, во-вторых, пойти к соседям и добиться, чтобы они закрыли краны, в-третьих, при ремонте провести гидроизоляцию, и т.д. и т.п.

В буддийской практике на уровне нравственности (сила) применяются поведенческие решения, изменение образа жизни. Пороки устраняются через развитие противоядий (таданга-пахана). Например, злоба устраняется через развитие дружелюбия, чувственное желание через развитие отрешения, и т.п.

На уровне сосредоточения (самадхи) существование пороков прекращается на время медитативного погружения (виккхамбхана-пахана).

На уровне мудрости (пання) пороки искореняются, на основе развития всех составляющих Восьмеричного пути (самуччхеда-пахана). Отслеживается то, как возникают влечения (асава), и благодаря этому они окончательно прекращаются.

Инвалид

Цитата: АссаджиСмириться с рабством привычек?
Конечно нет. Но я, например, знаю, что нахожусь как бы во сне со сновидениями и, что осознавать – это настоящая жизнь, пробуждение, просветление и т.д., но возможности мозга ограничены. Начинаются боли, которые не дают долго находится в осознанном состоянии (допустим час за день), приходится добровольно находится в спячке (рассеянном внимании) остальное время. И приходится мирится, что так благополучно и доспишься до конца жизни.
Теперь позитивное. Хорошая практика наблюдать за своим состоянием во время еды. Легко наблюдаются действия, приводящие к вкусовым впечатлениям; хуже распознавать сами впечатления; еще труднее чувства и намерения действовать (продолжать); где-то там присутствует жажда и порождаемое ей намерение. Апперцепции там почти нет.

Ассаджи

Цитата: Инвалид
Цитата: АссаджиСмириться с рабством привычек?
Конечно нет. Но я, например, знаю, что нахожусь как бы во сне со сновидениями и, что осознавать – это настоящая жизнь, пробуждение, просветление и т.д., но возможности мозга ограничены. Начинаются боли, которые не дают долго находится в осознанном состоянии (допустим час за день), приходится добровольно находится в спячке (рассеянном внимании) остальное время. И приходится мирится, что так благополучно и доспишься до конца жизни.

Давным-давно жил-был один царь. Судьба подарила ему богатство, и он, ни о чем не беспокоясь, проводил в удовольствиях дни и ночи, лето и зиму. Но однажды к нему заявились кредиторы. Оказалось, что пока царь развлекался, премьер-министр сделал огромные займы и скрылся в неизвестном направлении. Остались огромные долги, с непосильными выплатами по процентам.

Сразу выплатить такой долг практически невозможно. Даже при вылате процентов народу приходится туго. Что уж говорить о выплате самой суммы долга - это оказывается крайне тяжело. Здесь нужно выбирать приоритетные направления, - какие долги прежде всего выплачивать и в какие области народного хозяйства вкладывать высвобождающиеся средства.

Легче всего здесь сначала выработать привычку рефлексии поступков, поддерживающую нравственность, затем начать заниматься собиранием ума в одно целое, и затем начать выяснять механизмы взаимообусловленного возникновения мира.

Досточтимый Буддхагхоса, говоря о разновидностях путей, пишет, что тому, кто развивает видение-как-есть (випассана) без собранности (саматха) приходится очень тяжело, он подобен пловцу, пересекающему бурную реку. А тот, кто вначале развивает собранность (саматха), как бы пересекает реку на лодке, и ему приходится легче.

Тот, кто развивает випассану, разбирается с реакциями на широкое многообразие стимулов одновременно. А тот, кто практикует саматху, разбирается с реакциями только на опору сосредоточения, - будь то контакт воздуха, сорадование другим, свет или стихия огня. Благодаря такому однонаправленному приложению усилий его труды быстрее вознаграждаются.

Правда, это вознаграждение может подвергнуть испытанию на прочность нравственность практикующего.

ЦитироватьТеперь позитивное. Хорошая практика наблюдать за своим состоянием во время еды. Легко наблюдаются действия, приводящие к вкусовым впечатлениям; хуже распознавать сами впечатления; еще труднее чувства и намерения действовать (продолжать); где-то там присутствует жажда и порождаемое ей намерение. Апперцепции там почти нет.

Вы идете по верному пути. И исследуя звенья взаимообусловленного возникновения, можно глубоко разобраться в происходящем. Подобно тому, как в коррумпированном государстве чиновники получают огромные прибыли с добычи природных ресурсов, так и у необразованного человека с поцессом еды связана масса поглощающих внимание привычек, откупающихся от контроля приятными чувствами. При осознавании еды вначале может возникать некоторое сопротивление, но в итоге даже тех же приятных чувств становится больше. И на этом ярком примере получения удовольствий можно исследовать особенности восприятия.

Пожалуй, "сання" лучше переводить не как "апперцепция", а более понятным русским словом "распознавание". Во время еды происходит распознавание вкусов.

Инвалид

#44
Цитата: АссаджиА тот, кто вначале развивает собранность (саматха), как бы пересекает реку на лодке, и ему приходится легче.
Я бы, как неграмотный, сказал «плывет в лодке, но на другой берег ему доплыть не хватает видения.»
Мне понравилась цитата из http://dhamma.ru/lib/authors/nyanaponika/fivehind.htm#sloth для вялого (слабого?) ума : «– Аналогично, когда ум вялый, это неподходящее время для развития безмятежности как фактора Пробуждения, сосредоточения как фактора Пробуждения, беспристрастия как фактора Пробуждения. Почему это так? Вялый ум трудно взбодрить этими умственными качествами.
– Когда ум вялый, это подходящее время для развития различения умственных качеств как фактора Пробуждения, настойчивости как фактора Пробуждения, восторга как фактора Пробуждения. Почему это так? Вялый ум легко взбодрить этими умственными качествами.». Но все эти мысли,  наверное, относятся к «неосновательному вниманию» (http://dhamma.ru/canon/mn02.htm), стратегия нужна.
Цитата: Ассадживсплывает сначала жажда развлечься, потом маскирующее боль напряжение, и наконец, когда расслабляешь напряжение, само мучительное чувство. Когда и оно проходит, внимание высвобождается, "отпуская" перцептивные образы.
Действительно, за желанием поесть вкусное (или другой жажды) можно, почти всегда, распознать маскирующее мучительное чувство. У меня это тактильные чувства – усталость в теле или в голове, предстоящая работа или решение проблемы, реже эмоциональные напряжения. Но вот внимание на мучительном чувстве его пока не снимает и жажда сохраняется. И тут на первое место выходит качество «терпение». Неправильных поступков уже меньше, но умиротворения нет.

Ассаджи

Цитата: Инвалид
Цитата: АссаджиА тот, кто вначале развивает собранность (саматха), как бы пересекает реку на лодке, и ему приходится легче.
Я бы, как неграмотный, сказал «плывет в лодке, но на другой берег ему доплыть не хватает видения.»

Сам Будда тоже вначале развил собранность ума с помощью джхан, а затем развил видение-как-есть.

ЦитироватьНо вот внимание на мучительном чувстве его пока не снимает и жажда сохраняется. И тут на первое место выходит качество «терпение».

Неосновательное внимание к мучительному чувству может даже его усиливать, за счет того, что сохраняется некоторое раздражение (патигха). Тут развитие умелых умственных качеств осуществляется как изменение отношения к мучительному чувству, его принятие как данности, без раздражения или радости.

Здесь полезно не уделять мучительному чувству чрезмерное внимание, нацеливаясь прежде всего на развитие умелых качеств; а если и обращать внимание на мучительное чувство, то обращать внимание на его изменчивость, возникновение и исчезновение.

При снятии раздражения мучительное чувство лишается подпитки и проходит.

Инвалид

Визуализация – один из легких методов непрерывного наблюдения контакта интеллекта (по сравнению с наблюдением за мыслями, фантазиями и др). Повторение мантр – один из способов удерживать постоянно внимание (тренировка основательного внимания), может легче, чем на дыхании?

Ассаджи

Цитата: ИнвалидВизуализация – один из легких методов непрерывного наблюдения контакта интеллекта (по сравнению с наблюдением за мыслями, фантазиями и др). Повторение мантр – один из способов удерживать постоянно внимание (тренировка основательного внимания), может легче, чем на дыхании?

1. "Основательное" внимание означает не "постоянно удерживаемое", а "приводящее к развитию умелых умственных качеств".

Закрепощение внимания с его сужением может привести к трансу с торможением распознавания.

"Непрерывное наблюдение" без никакой рефлексии (например, распознавания по одной из четырех основ памятования) тоже может привести разве что к трансу.

Будда поставил другую задачу - развитие умелых умственных качеств.

2. Исходя из этого, главное в медитации - не опора (например, дыхание), а отношение к этой опоре, умственные качества. Чрезмерно насыщенное содержание может отвлекать внимание от изучения самого процесса восприятия.

Кроме того, некоторые опоры (в том числе дыхание) позволяют входить в глубокие медитативные погружения, где сохраняется распознавание, и есть возможность развивать мудрость.

Возможности визуализаций и мантр в этом смысле весьма ограничены, так как в них происходит волевая активность по повторению определенных действий.

Будучи семантически насыщенными смыслом, визуализации и мантры скорее направлены на своеобразное программирование ума.

Действительно легче обращать внимание на нечто семантически богатое - будь то фильм, картина, песня или рассказ. Внимание само вовлекается в сюжет. Однако при этом остается мало внимания на рефлексию работы ума.

Инвалид

Порядочная, умная  женщина в результате обмена квартир нарвалась на каких-то мошейников и потеряла квартиру (судилась, но дело проиграла). Тут еще муж заболел и перенес операцию. Женщина страдает: контакт интеллекта (пхасса)  чувство (ведана – четасика дукха)  возмущение, раздражение (патигха) и недоброжелательность (вьяпода). И я что-то не мог вспомнить, что ей посоветовать.
Цитата: АссаджиЦепочка началась раньше.
Скажем, человек  впервые попал в накуренное помещение, испытал неприятное чувство (дуккха ведана), и по неведению раздражение (патигха) в связи с этим. Привычка испытывать раздражение закрепилась.
Здесь, по аналогии, человека впервые обманули и он испытал некоторые материальные лишения?
Цитата: Ассаджизаодно активизируя с помощью интеллекта (мано) страдания, ассоциативно связанные с данным перцептивным образом. Из-за направленности внимания на данный перцептивный образ, интеллект выделяет в нем качества (дхамма), привычно ассоциативно связанные со страданием.
Интеллект выделяет качества: «я обманутый, я обиженный, я униженный, я невезучий и т.д.»?
Цитата: АссаджиНапример, при навязчивом отвержении страдания, на этом фиксируется сознание, формируется соотвествующая склонность (нати), что в итоге приводит к дополнительному страданию.
Освобождение этой фиксации, "взлет" с этой опоры способствует прекращению страдания. На практике это осуществляется, в частности, через раскрепощение внимания.
Отвержение страдания: «Я не хочу быть обманутой, я хочу чтобы была справедливость». Раскрепощение внимание: заняться какой-нибудь посторонней работой?
Цитата: АссаджиНе направляя внимание на перцептивный образ раздражения (патигханимитта), можно перестать подпитывать отвращение.
А уменьшение отвращения способствует прекращению умственных страданий.
Не анализировать ситуацию «как такое случилось и что можно предпринять»?
Цитата: АссаджиЕсли нет жажды, то образуется впечатление, вызывает чувство, апперцепцию и намерение, и проходит.
Надо думать «Да ладно, хоть я и потеряла миллион, это ерунда. Буду привыкать жить в новых условиях»?
Цитата: АссаджиНо при наличии жажды процесс заходит на следующий круг: на жажде фиксируется сознание, жажда вызывает контакт (пхасса, в данном случае вторичный контакт интеллекта), привлекает намерение (четана), и искажает апперцепцию (сання). Ум обрабатывает самостоятельно созданную иллюзию.
Здесь намерение – «я буду бороться изо всех сил и добьюсь справедливости»?
Цитата: Ассаджикогда, с одной стороны, аффективная предрасположенность усиливает неадекватность когнитивной интерпретации, а с другой стороны, неадекватность интерпретации снова и снова вызывает аффективную реакцию, усиливая предрасположенность.
Цепочка: «Меня обманули, я несчастная» - «Все несчастья валяться на меня» - «Столько страдания я не переживу» - «Я подорву свое здоровье и скоро умру» - «Такие сильные страдания – лучше умереть» - «Я хочу умереть»?
Цитата: АссаджиЗдесь действует такой порочный цикл (можно его нарисовать). Боль вызывает уныние, уныние фиксирует внимание, происходит навязчивый контакт мано с болезненным событием, что вызывает боль.
Здесь боль – отрицательная эмоция (обида и т.д.)?
ЦитироватьСознавая интеллектом (мано) качество, не улавливай ни перцептивный образ (нимитта), ни подробности, из-за которых, - если не сдерживать постоянно способность (индрия) интеллекта, - могут всплыть пагубные, неумелые качества ума (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность интеллекта, охраняй ее, достигни обуздания способности интеллекта.
Нужно долго тренироваться.
Цитировать"Монахи, есть две предпосылки возникновения неприязни. Какие две? Перцептивный образ раздражения и неосновательное внимание."
Можно посоветовать менять перцептивный образ и развивать основательное внимание (и дружелюбие с медитацией – концентрацией.)
Я  посоветовал женщине «принимать все как есть», можно ли еще что-нибудь посоветовать?

Ассаджи

Цитата: ИнвалидЯ  посоветовал женщине «принимать все как есть», можно ли еще что-нибудь посоветовать?

Буддизм все-таки не психотерапия. Учение Будды рассчитано на  длительную филигранную работу. Психотерапия - на грубый быстрый ремонт.

Опытный практикующий может отслеживать свои чувства, мысли, направленность внимания, и т.д. А обычному человеку для этого нужен хороший психотерапевт.

Что касается применения буддийских принципов в психотерапии, то могу посоветовать книгу Андрея Курпатова "Счастлив по собственному желанию"

http://www.libelli.ru/library/tema/sc/psychol/native/a-l/kurpatov.htm

Принцип простой: диагностируем наличие тех или иных неумелых качеств, и перенаправляем внимание таким образом, чтобы развивать противоположные умелые качества.

Еж

Уважаемые братья по сангхе. Я живу в городе Днепропетровсе(Украина) и как каждый порядочный буддист с недавних пор начал искать хоть кого-нибудь сведущего в учении в нащей небуддийской стране. В нашем городе процветает община Карма Кагью(тибетское направление) другие регионы Украины во всю забиты тантрическим буддизмом. А Тхеравады нет. Естесственно к "тибетцам" я пойти не могу. И не хочу, по тому, как считаю, что они замутняют учение будды всей этой шаманской билибердой. В связи с этим у меня возникло несколько вопросов:
1 Считается ли интернет община полноценной сангхой?
2 Тхеравада, на сколько мне известно не такое "открытое общество" как школы махаяны. Обязательно ли искать других буддистов, чтобы практиковать Учение Старейших?

Ассаджи

#51
Цитата: ЕжУважаемые братья по сангхе. Я живу в городе Днепропетровсе(Украина) и как каждый порядочный буддист с недавних пор начал искать хоть кого-нибудь сведущего в учении в нащей небуддийской стране. В нашем городе процветает община Карма Кагью(тибетское направление) другие регионы Украины во всю забиты тантрическим буддизмом. А Тхеравады нет. Естесственно к "тибетцам" я пойти не могу. И не хочу, по тому, как считаю, что они замутняют учение будды всей этой шаманской билибердой. В связи с этим у меня возникло несколько вопросов:
1 Считается ли интернет община полноценной сангхой?
2 Тхеравада, на сколько мне известно не такое "открытое общество" как школы махаяны. Обязательно ли искать других буддистов, чтобы практиковать Учение Старейших?

Поскольку Вы затронули новую тему, я открыл для ответа тред:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=315.0

Инвалид

Цитата: АссаджиЭндрю Кернмор http://vipassana.com , прошедший много гоенковских ритритов, пишет:

Я решил поизучать английский. Дайте пожалуйста ссылку, где можно скачать "Курс медитаций"и "Коментарии" Эндрю Кернмора на английском. Есть ли еще какие буддийские тексты на английском с синхронным переводом на русский по типу сутт на сайте, переведенных с пали?

Ассаджи

Цитата: ИнвалидЯ решил поизучать английский. Дайте пожалуйста ссылку, где можно скачать "Курс медитаций"и "Коментарии" Эндрю Кернмора на английском.

Этот курс сейчас платный. Если Вы уговорите Эндрю Кернмора
http://vipassana.com/course/
он может в виде исключения дать Вам возможность пройти его бесплатно.

ЦитироватьЕсть ли еще какие буддийские тексты на английском с синхронным переводом на русский по типу сутт на сайте, переведенных с пали?

По-моему, большинство материалов на сайте "Колесо Дхаммы" - переводы с английского. Часто в заголовке даже указана ссылка на английский оригинал, доступный на соответствующем сайте (как правило, http://accesstoinsight.org ).

Feldman2019

#54
Цитата: Ассаджи от 20:50 04 марта 2005
Цитата: ИнвалидНа верху ночью шум от соседей – возникает впечатление (phassa) уха; затем возникает отрицательное чувство (vedana), но, наверное, не чувства уха, а, может, ума (т.к. шум не большой, но спать не дает)?

Чувство может быть приятным, неприятным или нейтральным.
Чувство (ведана) входит в состав ума (читта).
Если чувство неприятное, то может возникнуть возмущение (патигха), которое в свою очередь может привести к недоброжелательности (вьяпада).
Ассаджи, но недоброжелательность (вьяпада) трояка согласно Камма Нидана сутта (Ангуттара Никая 10.174), она может быть вызвана как злобой, как заблуждением, так и жаждой. В данном случае имеет место быть отрицательное чувство (не обязательно шум от соседей, вот услышет грубую речь в свой адрес и раздражается человек), а оно не может не вызвать желания / жажды прекратить это неприятное чувство. Так может быть в данном случае недоброжелательность вызвана жаждой?

И такой вопрос. Часто недоброжелательность, тот же шум от соседей это может быть или грубая речь, может спровоцировать человека на ответную грубую речь, человек может пойти к соседям и наорать на них. Если человеку скажут что-то грубое, он в ответ скажет что-то грубое. Будда говорил о том, что недоброжелательность может провоцировать на неумелое поведение речью?
Я только знаю на эту тему Санидана сутту (Саньютта Никая 14:12), там есть такие слова:

"В зависимости от элемента недоброжелательности возникает восприятие недоброжелательности. В зависимости от восприятия недоброжелательности возникает недоброжелательное устремление. В зависимости от недоброжелательного устремления возникает недоброжелательное желание. В зависимости от недоброжелательного желания возникает страсть недоброжелательности. В зависимости от страсти недоброжелательности возникает недоброжелательный поиск. Вовлечённый в недоброжелательный поиск, необученный заурядный человек ведёт себя неправильно тремя способами: телом, речью, умом"

Но не уверен точно, что здесь всё абсолютно самоочевидно.

Ассаджи

Цитата: Feldman2019 от 01:26 04 ноября 2019
Цитата: Ассаджи от 20:50 04 марта 2005
Цитата: ИнвалидНа верху ночью шум от соседей – возникает впечатление (phassa) уха; затем возникает отрицательное чувство (vedana), но, наверное, не чувства уха, а, может, ума (т.к. шум не большой, но спать не дает)?

Чувство может быть приятным, неприятным или нейтральным.
Чувство (ведана) входит в состав ума (читта).
Если чувство неприятное, то может возникнуть возмущение (патигха), которое в свою очередь может привести к недоброжелательности (вьяпада).
Ассаджи, но недоброжелательность (вьяпада) трояка согласно Камма Нидана сутта (Ангуттара Никая 10.174), она может быть вызвана как злобой, как заблуждением, так и жаждой. В данном случае имеет место быть отрицательное чувство (не обязательно шум от соседей, вот услышет грубую речь в свой адрес и раздражается человек), а оно не может не вызвать желания / жажды прекратить это неприятное чувство.

В том-то и цель, чтобы жажда прекратилась, и неприятные ощущения не вызывали жажды. Жажда и желание -- разные вещи.

Раздражение (патигха) лишь усугубляет страдание, как описано в "Сутте о стрелах":

https://dhamma.ru/canon/sn/sn36.006.ivah.html

и толку от жажды прекратить неприятное ощущение нет.

ЦитироватьКто, испытывая ощущение страдания, не печалится, не изнуряется, не стенает, не хлопает себя ладонью по груди, не кричит, не впадает в безрассудство, – в том не залегает предрасположенность к возмущению.

https://dhamma.ru/canon/mn/mn148.htm

Цитата: Feldman2019 от 01:26 04 ноября 2019И такой вопрос. Часто недоброжелательность, тот же шум от соседей это может быть или грубая речь, может спровоцировать человека на ответную грубую речь, человек может пойти к соседям и наорать на них. Если человеку скажут что-то грубое, он в ответ скажет что-то грубое. Будда говорил о том, что недоброжелательность может провоцировать на неумелое поведение речью?

Он говорил, что есть три "корня" неумелого поведения: алчность (лобха), злость (доса) и заблуждение (моха).

Feldman2019

Цитата: Ассаджи от 07:32 04 ноября 2019

Цитата: Feldman2019 от 01:26 04 ноября 2019И такой вопрос. Часто недоброжелательность, тот же шум от соседей это может быть или грубая речь, может спровоцировать человека на ответную грубую речь, человек может пойти к соседям и наорать на них. Если человеку скажут что-то грубое, он в ответ скажет что-то грубое. Будда говорил о том, что недоброжелательность может провоцировать на неумелое поведение речью?

Он говорил, что есть три "корня" неумелого поведения: алчность (лобха), злость (доса) и заблуждение (моха).
Благодарю за цитату из Салла сутты!
Ассаджи. А здесь имеет место быть вибхава-танха, особенно в случае с грубой речью. Я же часто наблюдал и видел, как неосторожное слово вызывало бурю эмоций и ответную грубую речь и доходило часто до мордобоя. Тем, что оскорблённый ответно унижает обидчика и даже избивает его - разве это не вибхава-танха?

Вы сказали о трёх корнях неумелого поведения. Но что вы скажете о фактах. Ведь по факту недоброжелательность, зачастую, вызывает неумелое поведение речью, а именно грубую речь. Какая между ними связь? Может быть, есть промежуточное звено между моментом возникновения недоброжелательности и грубой речью. У меня знакомый просто матерился, когда соседи шумели на верхнем от него этаже. Да и случаев уйма, когда возникает недоброжелательность. Проходит какое-то время. И возникает грубая речь. Не хочу развивать папанчу, но мне так кажется, что недоброжелательность порождает жажду и злобу, а вот злоба - прямой источник неумелого поведения речью? Или всё на самом деле гораздо проще? Я всё усложнил?

Ассаджи

Цитата: Feldman2019 от 11:47 04 ноября 2019
А здесь имеет место быть вибхава-танха, особенно в случае с грубой речью. Я же часто наблюдал и видел, как неосторожное слово вызывало бурю эмоций и ответную грубую речь и доходило часто до мордобоя. Тем, что оскорблённый ответно унижает обидчика и даже избивает его - разве это не вибхава-танха?

Да, это проявление жажды того, чтобы определенных явлений не было.

Цитата: Feldman2019 от 11:47 04 ноября 2019Вы сказали о трёх корнях неумелого поведения. Но что вы скажете о фактах. Ведь по факту недоброжелательность, зачастую, вызывает неумелое поведение речью, а именно грубую речь. Какая между ними связь? Может быть, есть промежуточное звено между моментом возникновения недоброжелательности и грубой речью. У меня знакомый просто матерился, когда соседи шумели на верхнем от него этаже. Да и случаев уйма, когда возникает недоброжелательность. Проходит какое-то время. И возникает грубая речь. Не хочу развивать папанчу, но мне так кажется, что недоброжелательность порождает жажду и злобу, а вот злоба - прямой источник неумелого поведения речью? Или всё на самом деле гораздо проще? Я всё усложнил?

Скорее раздражение (патигха) по поводу болезненных ощущений (сознаваемых или неосознаваемых) приводит к недоброжелательности и злобе, которые в свою очередь проявляются в грубой речи.

Feldman2019

Позвольте ещё немного о вибхава-танхе. Очень давно я задавал вопрос одному монаху-саманере по поводу типичных ситуаций, которые я очень часто наблюдал в жизни. Вот человек дискутирует с каким-то другим человеком, неосторожное слово, тот: "Что ты сказал?" и начинается мордобой. Монах объяснил мне, что возникает злоба, которая привязывается к вибхава-танхе, которая и выливается в драку. По телевизору я насмотрелся много подобных вещей.

К несчастью, и я имел схожий опыт. Я высказал критическое замечание (правда, в культурной и корректной форме и без наездов, разумеется) своему другу относительно его сына. Дальше последовала нецензурная брань (смысл которой: сейчас ты получишь) и меня основательно избил.
У моего знакомого, куда старше меня, есть брат, и он брату сказал критическое замечание в адрес его жены (и они были вовсе не оскорбительными!), тот выбил ему зубы, правда, ради справедливости замечу, что он потом долго плакал и просил прощения за свой недостойный поступок. Скажите пожалуйста, Ассаджи, это что, эти оба человека отождествили своих близких с собой и восприняли якобы оскорбление (по факту: просто замечание) на свой счёт?
Мне вспоминаются слова из Дхаммапады:

«Сыновья – мои, богатство – мое», – так мучается глупец.   
Он ведь сам не принадлежит себе. Откуда же сыновья? Откуда богатство?»

Мне видится ситуация, что оба человека, про которых я вам рассказал, проявили жадность, посчитав, что сын, жена - это их "собственность". Параллельно они породили мана ("я лучше"), когда была задета идея "я" (мысль "я есть" породила мысль "я лучше") В свою очередь это и послужило тем, что они оскорбились (ведь "я лучше" как меня могут критиковать кто-то или того, кого я считаю своей "собственностью"), у них возникло неприятное чувство и, как результат, вибхава-танха? Мне кажется, что ситуация именно такова в таких случаях.

Ассаджи

Похоже на то, что они восприняли замечание на свой счёт, как некую нападку. Вполне вероятно, что замечание вызвало у них ассоциацию с неким болезненным случаем из прошлого. Вспомнилось мучительное ощущение, которое вызвало раздражение и злобу.

Заочно точно сказать, что именно произошло в психике другого человека, невозможно. Даже самому этому человеку это обычно не под силу.